куляризацию и секуляризм. В этом контексте, указывает автор, «концепция секулярности Т. Асада позволяет выйти за пределы секуляризма» (с. 71). Э. Лебнер анализирует перспективы подхода Т. Асада в осмыслении антропологии, политического секуляризма, государственной политики и других тем (с. 66-68).
Э. Лебнер утверждает, что секуляризм не может рассматриваться лишь как отвлеченная концепция, описывающая взаимодействие государства и религиозных институтов, но это понятие характеризует и обстоятельства повседневной жизни миллионов людей в светских государствах Запада и других странах мира. Автор рассматривает концепцию секуляризации Ч. Тейлора, согласно которой тезис о неизбежном вырождении религии в условиях модернизации обществ является ошибочным, тогда как современность и секуляризация находятся в существенно более сложных взаимоотношениях. В этом в контексте Э. Лебнер рассматривает в том числе проблемы уникальности Запада, взаимоотношений религий и эксклюзивного гуманизма, моральных и духовных аспектов современности (с. 68-71). В заключение, в связи с рассмотренными концепциями секулярности, автор предлагает ряд идей по расширению области антропологических и этнографических исследований (с. 71-72).
С.В. Мельник
2017.02.004. ТАНАБЕ Дж. БУДДИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО БУДУЩЕГО.
TANABE J. A Buddhist philosophy of the human mind for a sustainable future // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christ-church, 2016. - Vol. 26, N. 2. - P. 37-44.
Ключевые слова: этика; достоинство; буддизм; диалог; мир; сознание; будущее; счастье.
Дж. Танабе отмечает, что истоки таких проблем, как социальная несправедливость, конфликты между отдельными коллективами, те или иные формы насилия и др., на самом деле кроются в недрах человеческого сознания. Хотя нельзя целиком отбрасывать так называемые внешние факторы, по своей природе указанные проблемы носят эпистемологический характер. Предмет эпистемо-
логии - способы познания и понимания окружающего мира. Согласно буддистскому учению, окружающий мир изменяется лишь в том случае, когда меняются человеческие взгляды на этот мир. С помощью буддистского анализа субъект способен выявить, как человеческое сознание оказывается причиной конфликта и насилия и каким образом эти причины могут быть преодолены.
Буддизм разделяют на Хинаяну («Малую колесницу»), Ма-хаяну («Великую колесницу»), и отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Каждая из этих школ имеет свои отдельные направления, главная задача которых -преодолеть страдание. В центре буддизма лежит проблема человеческого сознания. Согласно этому учению, «всякий опыт предваряется сознанием, руководствуется сознанием и осуществляется сознанием» (с. 38). Иными словами, качественные характеристики вещей во многом обусловлены человеческим сознанием. Лишь действуя в условиях спокойного состояния сознания, человек способен обрести счастье.
В основе буддистского учения лежат следующие «четыре благородные истины»: 1) истины боли, 2) происхождение боли, 3) подавление боли, 4) способы подавления боли. Человеческая жизнь полна невзгод и страданий. Однако представители буддизма не ограничиваются подобным пессимистическим утверждением. С их точки зрения, главная задача человека - найти причины страдания и способы их преодоления. Повышая уровень осознания самого себя, демонстрируя моральный образ жизни, для которого свойственны честность, альтруизм и сочувствие, человек способен преодолеть страдание и построить гармоничные и позитивные отношения с окружающим миром. В основе многих человеческих конфликтов лежат социальные предубеждения. Иными словами, истоки большинства социальных проблем носят внутренний характер. Преодолевая искусственные социальные деления людей на те или иные группы, человек может создать конструктивные отношения с окружающими. С помощью мудрости субъект в силах преодолеть имеющиеся противоречия посредством диалектического осмысления противоположностей.
В целях разрешения реальных проблем в рамках буддизма выдвигается концепция «обусловленного сознания». Для «обусловленного сознания» характерно восприятие окружающего сквозь
призму того или иного убеждения. Эти убеждения рассматриваются субъектом как истина в последней инстанции, хотя никто это положение не доказал на практике. Иначе говоря, убеждения и ценности оказываются для субъекта некими «строительными лесами» в понимании окружающего мира. Они помогают человеку осмысливать реальность, делать некоторые умозаключения, вступать в отношения с другими людьми. Однако опасность заключается в том, что человек склонен абсолютизировать свои убеждения, рассматривая их в качестве незыблемых основ мировоззрения. Подобная абсолютизация приводит к тому обстоятельству, что взгляды человека превращаются в догматические и лишенные толерантности. Этот человек уже не способен слышать мнение другого, отличное от его собственного. Чтобы преодолеть подобный догматизм, субъект должен избавиться от дуалистического восприятия мира «или - или», деления его на противоположности «черного» и «белого». В рамках подобного взгляда на мир исключается «золотая середина». Догматизм служит основанием для социальной дискриминации и нарушения прав личности. Следовательно, цель буддистского учения - преодоление абсолютизма и догматизма в сознании субъекта.
Дж. Танабе приходит к выводу, что «сложность и неопределенность современного мира, стоящие перед людьми беспрецедентные глобальные проблемы требуют от субъекта коллективной креативности, чтобы построить более холистское видение реальности, новые формы социального взаимодействия, где учитываются позиции разных людей» (с. 43). Освобождаясь от социальных предубеждений, субъект способен открыть новые формы воображения, новые модели будущего. Принятие многообразия форм отнюдь не означает, что этические нормы тех или иных социальных и этнических групп существуют обособленно друг от друга. Напротив, сторонник холистского восприятия мира рассматривает эти нормы в их взаимной зависимости. Модель единства в многообразии позволяет раскрыть в иных социальных нормах новые ценности и значения. «Направление будущего развития всегда находится в руках человека» (с. 44).
О.В. Летов