зрителю, например, не возбраняется заснуть на своем месте или покинуть спектакль во время антракта.
Работа британской исследовательницы Тери Хаусон посвящена одному из видов постмодернистского искусства - иммерсив-ному театру, деятельность которого основана на эффекте полного погружения зрителя в сюжет спектакля. Почти с порога посетитель иммерсивного театра становится участником происходящего: ему предоставляется возможность бродить по специально подготовленным залам, взаимодействовать с актерами, «помогая» им в процессе перформанса и «развивая» предложенную сюжетную линию.
В статье Товы Гамлиэль (Израиль) анализируются особенности современного репертуарного театра в Израиле. В качестве основного фактора, тормозящего развитие израильского театра, исследовательница отмечает его крайний консерватизм и негативизм по отношению к любого рода новациям. По ее мнению, это связано с «заказом» политической элиты страны, субсидирующей театры и имеющей крайне консервативные представления о «высоком» искусстве, желаемом образе страны и эффективном государственном устройстве.
В глобализирующемся обществе, для которого характерен новый тип зрителя, иначе взаимодействующего с социальной, кино- и сценической реальностью, социологическое изучение кино и театра приобретает особую актуальность. В сложившихся условиях исследователи оказываются перед необходимостью быстро отвечать на вызовы времени. Надеемся, что рефераты, представленные в тематическом разделе настоящего номера, будут полезны всем интересующимся вопросами социологии кино и театра.
2017.02.001. КЕРСТЕН А., ВЕРБОРД М. ИЗМЕРЕНИЯ КОНВЕН-ЦИОНАЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИЙ В КИНО: КУЛЬТУРСО-ЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БЛОКБАСТЕРОВ, ФИЛЬМОВ - ОБЛАДАТЕЛЕЙ НАГРАД И ФАВОРИТОВ КРИТИКОВ.
KERSTEN A., VERBOORD M. Dimensions of conventionality and innovation in film: The cultural classification of blockbusters, award winners and critics' favourites // Cultural sociology. - L., 2014. -Vol. 8, N 1. - P. 3-24.
Ключевые слова: социология культуры; кино; инновации; художественное признание.
Опираясь на категоризацию П. Бурдье, подразделяющую все культурные продукты на массовые и элитарные, голландские исследователи Анна-Мари Керстен и Марк Верборд анализируют корпус фильмов, выпущенных в прокат в 2007 г. в США, Великобритании, Франции и Нидерландах. Авторы стремятся выяснить, в какой мере в современном кинематографе сохраняется различие между мейнстримом и авторскими произведениями, относимыми к высокому искусству.
Как заявляют Керстен и Верборд, в настоящее время «артха-усный хит» - это больше не оксюморон: такие артхаусные фильмы, как «Амели» и «Маленькая мисс Счастье», могут похвастаться значительными кассовыми сборами. Свидетельствует ли это о появлении новых трендов, задаются вопросом авторы статьи.
Социология культуры изучает классификации фильмов, составляемые широкой общественностью, самими кинематографистами, а также критиками (что соответствует общественному, профессиональному и критическому признанию, соответственно). Среди других тем в исследованиях кино можно выделить следующие: особенности нарратива, жанровая специфика, национальные кинематографы, идеология (иными словами, освещение в фильме таких вопросов, как расовая и классовая принадлежность, сексуальность, феминизм и т.п.), восприятие кино публикой, звезды кино; отдельные работы посвящаются тем или иным режиссерам, киношколам, периодам в истории кино. Социально-экономические исследования могут изучать вопросы продюсирования и коммерческого успеха фильмов [с. 4].
Принято считать, что публика выбирает массовое кино, ориентированное на коммерческий успех, а, скажем, критики предпочитают высокохудожественную продукцию, тем не менее, границы между тремя обозначенными выше видами признания отнюдь не являются абсолютно непроницаемыми, отмечают авторы. Например, такой популярный у публики фильм, как «Темный рыцарь», был также высоко оценен коллегами-кинематографистами, а «Терминатор 2» удостоился признания критиков. В свою очередь, изначально не ориентированный на массовое признание фильм «Трудности перевода» стал коммерчески успешным. Популярность у
широкой аудитории растет и после присвоения фильму премии Американской киноакадемии. Исследователи объясняют эти процессы дифференциацией кинопродукции, сегментацией аудитории и снижением авторитета экспертов1. В связи с этим авторы статьи считают необходимым рассмотреть тенденции конвенционально-сти и инноваций в сердце мирового кинопроизводства - Голливуде.
Как полагают исследователи кино2, предпочтения в отношении тех или иных фильмов сопряжены в том числе с соотношением в них традиции и инноваций; профессионалы и критики, в частности, отдают предпочтение более инновационному кино. По словам Керстен и Верборда, инновации в кино представляют собой постоянный поиск баланса между следованием путем прошлых успехов и разработкой нового продукта, с целью найти новые рынки, новую аудиторию и / или получить одобрение экспертов. Голливуд является лидером в создании конвенционального кино, поскольку местные конгломераты располагают большими бюджетами, позволяющими создавать спецэффекты, приглашать звезд и т.п.; большие вложения предполагают получение большой прибыли, что заставляет продюсеров и режиссеров полагаться на проверенные стратегии и сдерживает инновационное развитие. Голливудские стандарты распространяются на весь западный мир; в результате зрители во всех западных странах смотрят фильмы, снятые в схожих декорациях и повествующие об универсальных темах. Распространенными конвенциональными приемами являются использование жанровых формул (таких как «meet cute» - необычное знакомство главных героев в романтической комедии), экранизация литературных бестселлеров, комиксов и видеоигр, римейки и вариации успешных фильмов, создание сиквелов, приквелов и сериалов на основе художественных фильмов.
В то время как конвенциональная кинопродукция опирается на знакомые публике сюжеты, рост инновационности связывают с
1 Tudor A. The rise and fall of the art (house) movie // The sociology of art: Ways of seeing / Ed. by D. Inglis, J. Hughson. - Basingstoke: Palgrave, 2005. - P. 125— 138; Schatz T. New Hollywood, new millennium // Film theory and contemporary Hollywood movies / Ed. by W. Buckland. — N.Y.: Routledge, 2009. — P. 19—46.
2
См., например: Ferguson B. Creativity and integrity: Marketing the «in development» screenplay // Psychology a. marketing. — Hoboken (NJ), 2009. — Vol. 26, N 5. — P. 421—444.
разработкой более разнообразных и социально ориентированных тем, культурно отдаленных от массового зрителя1. Поскольку новизна, утверждают авторы, ссылаясь на П. Бурдье2, обнаруживает границы культурного капитала индивида, инновационные элементы в фильме могут потребовать от аудитории концентрации внимания и аналитических усилий и тем самым затруднить просмотр.
Для своего эмпирического исследования авторы отобрали наиболее популярные (у широкой аудитории, профессионалов и критиков) фильмы 2007 г., выпущенные в прокат в четырех странах -США, Великобритании, Франции и Нидерландах. По мнению Кер-стен и Верборда, за исключением Франции, известной своим киноискусством, аудитории в этих странах большей частью ориентируются на коммерческое кино. Было выбрано по 20 фильмов в каждой из трех категорий, т.е. по 60 фильмов от страны; после сокращения повторяющихся случаев окончательное количество составило 113 фильмов. Показателем популярности у широкой аудитории служит коммерческий успех. На успех у коллег-кинематографистов указывает присуждение фильму профессиональных наград («Оскар», BAFTA, «Сезар», «Золотой теленок» и др.). А о признании критиков в свою очередь можно говорить, если та или иная ассоциация критиков (скажем, Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса), уважаемая газета («New York Times») или специализированный журнал («Cahiers du cinéma») по итогам года включают фильм в шорт-лист или вручают ему свою премию (например, «Золотой глобус»). Для целей исследования использовались такие Интернет-ресурсы, как Internet Movie Database (IMDB), Box Office Mojo и The Numbers.
На основании бюджета фильмы были распределены по четырем категориям: менее 1 млн долл., до 20 млн долл., до 100 млн долл., более 100 млн долл. Содержание фильма определялось местом действия (США, Европа, остальной мир), временем действия (2000-е годы, 1950-2000-е годы, до 1950-х годов) и основной темой. Последнюю авторы реконструировали индуктивно, следую-
1 Peterson R., Berger D. Cycles in symbol production: The case of popular music // American sociological rev. - Thousand Oaks (CA), 1975. - Vol. 40, N 2. - P. 158173.
2
Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste. - L.: Routledge, 1984.
щим образом. Сначала в ¡МВБ определялись ключевые слова сюжета и синопсиса фильма, затем эти ключевые слова объединялись в более крупные темы (таковых было обнаружено порядка тридцати), которые впоследствии также группировались. На последнем этапе выявлялись наиболее абстрактные темы: добро У8 зло, портрет индивида, человеческие взаимоотношения, социальные проблемы. Человеческий капитал фильма исчислялся на основе «звездного рейтинга» его режиссера и ведущих актеров, т.е. количества поисковых запросов о них в 1МЭБ за неделю; высокий «звездный рейтинг» - место не ниже 1000-го, средний - не ниже 50 000-го, низкий - ниже 50 000-го. По своей жанровой принадлежности большинство фильмов в выборке оказались драмами, комедиями либо боевиками / триллерами. По степени оригинальности авторы отнесли их к одной из трех категорий: оригинальный сценарий, экранизация продукта массовой культуры (комикса, мюзикла, телешоу), экранизация продукта высокой культуры (романа, пьесы). В качестве участников исследования Керстен и Верборд выбрали шестерых любителей кино, которые по результатам просмотра должны были заполнить анкету, призванную определить конвенциональность / инновационность данного корпуса фильмов. Каждый из участников получил по 40 фильмов для просмотра и должен был оценить каждый фильм в баллах от 0 до 4 по четырем критериям: соответствие голливудским нормам, сложность наррати-ва, обыденность тематического содержания, сложность просмотра.
Переходя к результатам, авторы сообщают, что сначала они осуществили категориальный анализ главных компонентов, для сокращения исходного набора переменных до несущих основную информацию. В итоге они выделили два основных направления: первое различает фильмы на основании бюджета, «звездного рейтинга», жанра и темы (и основное различие здесь пролегает между массовым и элитарным кино), второе - на основании времени действия и оригинальности сценария (среди фильмов с современным сюжетом меньше экранизаций, и наоборот). Затем был проведен дисперсионный анализ предпочтений широкой аудитории, профессионалов-кинематографистов и критиков, соответственно1. Анализ
1 Дисперсионный анализ - статистический метод, направленный на поиск зависимостей в экспериментальных данных путем исследования значимости различий в средних значениях. - Прим. реф.
выявил, что фильмы, предпочитаемые массовым зрителем, значительно более конвенциональны; между двумя другими категориями фильмов существенных различий обнаружено не было. Изучение анкет дало следующие результаты: зрительские фавориты менее инновационны по всем четырем показателям (они в большей мере соответствуют голливудским нормам, отличаются менее сложным нарративом, освещают более привычные темы и проще в просмотре). На последнем этапе авторы обратились к мультивариантному анализу, с тем чтобы изучить влияние типов признания на зрительское восприятие. По их словам, продюсерские стратегии по продвижению фильмов и признание профессионалов и критиков оказывают влияние на зрительские предпочтения. Был осуществлен регрессионный анализ по методу наименьших квадратов1. Результаты четырех полученных моделей практически полностью совпали с результатами дисперсионного анализа. Первая модель включала в себя только типы признания. Вторая модель рассматривала воздействие бюджета и темы фильма. Выяснилось, в частности, что под влиянием переменной «бюджет» появляется разница между профессиональным и критическим признанием: солидный бюджет обеспечивает первое в большей мере, нежели второе. Что касается тематического содержания, то фильмы, повествующие о добре и зле, а также человеческих взаимоотношениях, представляются менее инновационными, нежели посвященные социальным проблемам. В соответствии с третьей моделью, жанровая принадлежность существенно не влияет на зрительское восприятие; разве что драма ассоциируется с меньшей конформностью по отношению к голливудским нормам и большей трудностью для просмотра. Наконец, четвертая модель исследует, как конвенциональность / инноваци-онность соотносится с международным успехом - анализ продемонстрировал, что фильмы, популярные во всех четырех странах в отличие от тех, что пользовались успехом в одной или двух странах, оказались наиболее простыми и конвенциональными.
Таким образом, данное исследование подтвердило, что традиционное различие между коммерческим кино и кино как искус-
1 Базовый метод регрессионного анализа (статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную), основанный на минимизации суммы квадратов отклонений тех или иных функций от искомых переменных. - Прим. реф.
ством сохраняется; бюджет, звездный состав, жанр и тематика фильмов по-прежнему имеют значение. Тем не менее, по мнению авторов, это различие представляет собой скорее градиент, нежели дихотомию: коммерчески успешные и отмеченные критиками фильмы находятся на противоположных полюсах континуума между инновациями и конвенциональностью. При этом фильмы, получающие профессиональное признание, подчас стирают границы подобных категорий: удостаиваясь наград, они, тем не менее, не обязательно относятся к образцам высокого искусства. Сочетание элементов коммерческого и элитарного кино было описано как «производство на границах»1; так кинематографисты стремятся удовлетворить зрителей с различными эстетическими запросами. Поскольку в данном исследовании была использована малая выборка и отсутствуют обобщения, для уточнения результатов потребуются последующие исследования, подводят итог проведенной работе Керстен и Верборд.
Я. В. Евсеева
2017.02.002. СУСКА В. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СЕРИАЛЫ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ: ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ НЕПРИСТОЙНОСТЬ.
SUSCA V. L'obscénité intégrale: Les séries télévisuelle et la vie quotidienne // Sociétés. - Louvain-la-Neuve, 2015. - N 2. - P. 97-104.
Ключевые слова: телесериалы; зрители; поклонники; повседневность; непристойность.
В статье Винченцо Суски (Университет Поля Валери, Мон-пелье, Франция) анализируется место телесериалов в современном обществе, особенности их восприятия поклонниками, взаимовлияние телесериалов и повседневной действительности.
Постепенное сокращение дистанции между публикой и кинематографом, прошедшим за последнее столетие путь от экрана кинотеатра через телевизор до портативного устройства, привело к тому, что произведение и зрители в конечном итоге поменялись местами, считает исследователь. В результате сценарии и «коллек-
1 Hesmondhalgh D. Bourdieu, the media and cultural industries // Media, culture a. society. - L., 2006. - Vol. 28, N 2. - P. 222.