ством сохраняется; бюджет, звездный состав, жанр и тематика фильмов по-прежнему имеют значение. Тем не менее, по мнению авторов, это различие представляет собой скорее градиент, нежели дихотомию: коммерчески успешные и отмеченные критиками фильмы находятся на противоположных полюсах континуума между инновациями и конвенциональностью. При этом фильмы, получающие профессиональное признание, подчас стирают границы подобных категорий: удостаиваясь наград, они, тем не менее, не обязательно относятся к образцам высокого искусства. Сочетание элементов коммерческого и элитарного кино было описано как «производство на границах»1; так кинематографисты стремятся удовлетворить зрителей с различными эстетическими запросами. Поскольку в данном исследовании была использована малая выборка и отсутствуют обобщения, для уточнения результатов потребуются последующие исследования, подводят итог проведенной работе Керстен и Верборд.
Я. В. Евсеева
2017.02.002. СУСКА В. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СЕРИАЛЫ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ: ВСЕОХВАТЫВАЮЩАЯ НЕПРИСТОЙНОСТЬ.
SUSCA V. L'obscénité intégrale: Les séries télévisuelle et la vie quotidienne // Sociétés. - Louvain-la-Neuve, 2015. - N 2. - P. 97-104.
Ключевые слова: телесериалы; зрители; поклонники; повседневность; непристойность.
В статье Винченцо Суски (Университет Поля Валери, Мон-пелье, Франция) анализируется место телесериалов в современном обществе, особенности их восприятия поклонниками, взаимовлияние телесериалов и повседневной действительности.
Постепенное сокращение дистанции между публикой и кинематографом, прошедшим за последнее столетие путь от экрана кинотеатра через телевизор до портативного устройства, привело к тому, что произведение и зрители в конечном итоге поменялись местами, считает исследователь. В результате сценарии и «коллек-
1 Hesmondhalgh D. Bourdieu, the media and cultural industries // Media, culture a. society. - L., 2006. - Vol. 28, N 2. - P. 222.
тивное воображаемое» стали накладываться друг на друга. Появилась тенденция к тому, чтобы произведение и зритель сталкивались, заражали друг друга, совпадали. Между ними имеют место взаимные отсылки. На основе сериалов возникают целые системы личностно значимых для поклонников ориентиров. Причем речь идет не только о конкретных заимствованиях, когда персонаж сериала вдохновляет поклонников на подражание своему поведению, или, напротив, сценарий сериала копирует реальность какой-либо профессиональной области (сериалы о медиках, адвокатах и др.), распространенные фобии и т.п., но и об общей связи, возникающей и поддерживающейся между образами актеров телесериалов и зрителями в течение продолжительного времени.
Растягиваясь на долгие годы, сериалы определяют ритм жизни людей. Их воздействие происходит независимо от того, повествуется ли в них о схожей повседневности или о фантастической реальности. В любом случае они проникают в сознание своих поклонников, и образы персонажей занимают в нем место, которое обычно отводится самым близким людям. При этом их роль двойственна: это и друзья, и модели поведения. Интерес к персонажам и привязанность к ним у зрителей часто принимают крайние формы: фанатичное поклонение, навязчивые желания, вожделение. Характерен феномен спойлинга, когда почитатели сериала пересказывают на сайте или в соцсети содержание серий для тех, кто их не видел, а также косплей - переодевание в костюмы известных персонажей и появление в таком виде в общественных местах, явление сродни маскараду.
Содержание мира сериала может формировать круг интересов группы людей, являющихся его поклонниками. Они вкладывают особое значение в предметы и места действия сериала, становящиеся своего рода тотемами, перенимают особенности внешности, поведения, привычки любимых персонажей. Автор статьи полагает, что за отношением поклонников к любимым телесериалам под видимостью рациональности, «хоть и окрашенной гедонистическими и фантазийными порывами, обнаруживается также неосознанное стремление к вуайеризму и тактильности... к телесному контакту с персонажем, к доведению вымысла до высшего уровня, когда его можно потрогать, проникнуть в него, поглотить его, манипулировать его эстетикой, характером, судьбой» [с. 99]. С этой
точки зрения обращение к спойлеру - это возможность для зрителя бросить вызов, отказаться подчиняться установленной режимом показа или выхода в прокат временной последовательности, подчинив себе ритм просмотра. Это своего рода форма воздействия на темпоральность действия сериала. В том же желании (со)участво-вать в сериальном повествовании лежат истоки такого социального явления, как фанфик - сочинение любителями продолжений или собственных историй по мотивам популярных произведений литературы, сериалов, манги, компьютерных игр. В этом феномене автору видится присвоение поклонниками той или иной истории с возможностью воплощения в ней собственных подсознательных сексуальных, насильственных, девиантных импульсов. «Отношение к сериальному вымыслу больше не ограничивается зрительным восприятием, охватывая все тело.» [с. 99].
Зрители изначально выступают как жертва сериала, очарованная им. Однако бесконечное приближение из серии в серию к мельчайшим деталям физической и моральной сущности любимых персонажей, их смакование, приглашающее к бесстыдному разглядыванию без каких-либо ограничений, превращает персонажей в жертву, находящуюся в распоряжении зрителей. «Каннибализм», существующий между фанатами и сериалами, а также стирание границ между повседневной реальностью и миром сериалов составляют удовольствие для обеих сторон, считает автор. В этом выходе за прежде установленные ограничения он видит «упадок гуманизма, . приход иной плоти, веселое и плачущее нашествие игрового, сомнамбулического, фантазийного начала, происходящее в западных обществах» [с. 100], конец примата рациональности над чувствами, знаменовавший эпоху Гутенберга.
Таким образом, взаимовлияние между тем, что происходит на экране, и тем, что происходит с обществом в лице публики, разрушает прежние отношения, когда публика идентифицировала себя с кинозвездой. Данный процесс приближает конец «общества спектакля» в понимании Ги Дебора1, давая индивидам возможность произвольно мобилизовывать настроения, чувства, ощущения, символы.
1 Debord G. Société du spectacle. - P.: Buchet Chastel, 1967.
Такие свойства современных сериалов, как близость к повседневности, накал чувств, элементы фантастического в обыденном, тривиальность волшебства, разлитый повсюду эротизм, привычность насилия совпадают с востребованной в современном обществе и основополагающей для него чувствительностью. А развитие технических устройств для просмотра сериалов привело к телесному контакту этих устройств (планшета в руках, ноутбука на коленях) со зрителем и, поощряя чувственность, усилило ощущение интимности этого процесса. Один из ключевых терминов статьи -непристойность - который автор трактует как волнение, препятствующее самообладанию, сохранению контроля над индивидуальностью, соответствует его интерпретации просмотра сериалов, рассматриваемого в данном контексте как сладострастный ритуал с оргиастическими элементами.
«Благодаря... потребности, испытываемой "коллективным телом", включить в каждодневную жизнь человека всевозможные расширяющие его возможности приспособления с тем, чтобы выйти за пределы субъекта, подобный опыт приобретает черты очарованной рутины, сна посреди дня» [с. 101]. А возможность записи, скачивания фильмов и их просмотра в любое время и в любом месте привели к тому, что просмотр перестал восприниматься как праздничный момент, прерывающий ритм повседневной жизни и контрастирующий с ним. Режим взаимоотношений телесериалов и публики подтверждает, что сегодняшнее «коллективное воображаемое» является результатом «разрушения обществом, всегда более склонным к праздным тратам и развлечениям, нежели к производству и накоплению, стен, воздвигнутых институтами власти и знания, чтобы сдерживать желания и мечты, несовместимые с экономическим производством и политическим воспроизводством» [с. 102].
Рассредоточение сериалов в повседневной жизни как во временном, так и в пространственном планах превращает их во вторую реальность для людей. Наконец, сериалы порождают разнообразные общественные феномены, вызванные страстью, подражанием, иронией, попытками осмысления, проведения досуга, десакрализации:
косплей; фан-арт1, представляющий собой эстетическую сублимацию, с игровой целью, элементов и персонажей сериалов; фанфик. Распространение подобных практик служит еще одним подтверждением размывания границ сцены и жизни.
Е.Л. Ушкова
2017.02.003. АЛЬ-РАВИ А. ИЗОБРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ 11 СЕНТЯБРЯ И АМЕРИКАНСКОЙ ИСЛАМОФОБИИ В НЕЗАПАДНОМ КИНО.
AL-RAWI A. The representation of September 11th and American islamophobia in non-Western cinema // Media, war a. conflict. - L., 2014. - Vol. 7, N 2. - P. 152-164.
Ключевые слова: 11 сентября; кино; ислам; исламофобия; джихад; терроризм; борьба с террором; экстремизм.
Ахмед Аль-Рави (Роттердамский университет, Нидерланды) анализирует фильмы, касающиеся событий 11 сентября, снятые в незападных странах. Это работы из Пакистана, Индии, Турции и Египта. Цель исследования - изучить образ мусульман, созданный в фильмах, и взгляд на отношения с Западом.
Автор отмечает, что «исламский вопрос» рассматривался в американском кинематографе с начала XX в. Все работы в той или иной степени создавали негативный образ мусульман. После террористических актов 11 сентября антиисламская риторика стала звучать сильнее. Образ «врага» был упрощен и демонизирован2. Сериалы, мемориальные фильмы, новостные программы и театральные пьесы усилили патриотическую риторику в своих произведениях. При этом «некоторые фильмы пробуждали воинственный дух, другие ставили его под вопрос, третьи его игнорировали»3.
1 Фан-арт - производное рисованное произведение, основанное на оригинальном литературном или кинематографическом произведении, использующее его идею, сюжет, персонажей. - Прим. реф.
Steuter E., Wills D. «The vermin have struck again»: Dehumanizing the enemy in post 9/11 media representation // Media, war a. conflict. - L., 2010. - Vol. 3, N 2. -P. 152-167.
Film and television after 9/11 / Ed. by W.W. Dixon. - Carbondale: Southern Illinois univ. press, 2004