Научная статья на тему '2017. 01. 028. Ренар Д. Экзегетика и насилие: тексты, контексты и герменевтические проблемы. Renard J. exegesis and violence: texts, contexts, and hermeneutical concerns // fighting words: religion, violence, and the interpretation of sacred texts / ed. J. renard. - Berkeley; los Angeles: Univ.. Of California Press, 2012. - p. 1-29'

2017. 01. 028. Ренар Д. Экзегетика и насилие: тексты, контексты и герменевтические проблемы. Renard J. exegesis and violence: texts, contexts, and hermeneutical concerns // fighting words: religion, violence, and the interpretation of sacred texts / ed. J. renard. - Berkeley; los Angeles: Univ.. Of California Press, 2012. - p. 1-29 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / НАСИЛИЕ / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ / БИБЛИЯ / ИУДАИЗМ / ХРИСТИАНСТВО / ИСЛАМ / БАХАИЗМ / ЗОРОАСТРИЗМ / СИКХИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мельник С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 028. Ренар Д. Экзегетика и насилие: тексты, контексты и герменевтические проблемы. Renard J. exegesis and violence: texts, contexts, and hermeneutical concerns // fighting words: religion, violence, and the interpretation of sacred texts / ed. J. renard. - Berkeley; los Angeles: Univ.. Of California Press, 2012. - p. 1-29»

2017.01.028

модействия (Клинхамер), кроме этого на его характер влияет социокультурный контекст (Синн). Еще одной важной идеей, присутствующей в работах немецкоязычных авторов, является представление о том, что понятие «секулярный мир» крайне важно для понимания феномена современного межрелигиозного диалога. Это связано с тем, что, во-первых, межрелигиозный диалог развивается, во многом, как ответ на секулярные процессы. Во-вторых, на характер межрелигиозных отношений существенное влияние оказывают политика и другие секулярные факторы (с. 38-40).

С.В. Мельник

2017.01.028. РЕНАР Д. ЭКЗЕГЕТИКА И НАСИЛИЕ: ТЕКСТЫ, КОНТЕКСТЫ И ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. RENARD J. Exegesis and violence: Texts, contexts, and hermeneutical concerns // Fighting Words: Religion, violence, and the interpretation of sacred texts / Ed. J. Renard. - Berkeley; Los Angeles: Univ. of California press, 2012. - P. 1-29.

Ключевые слова: религия; насилие; Священное Писание; сакральные тексты; Библия; иудаизм; христианство; ислам; баха-изм; зороастризм; сикхизм.

Согласно распространенному мнению, поддерживаемому рядом исследователей, в сакральных текстах разных религий, особенно авраамических, присутствуют сюжеты и нормы, позволяющие провоцировать и оправдывать насилие. Вместе с тем при осмыслении присутствия темы насилия в Священных писаниях, указывает Д. Ренар, как правило, совершается принципиальная методологическая ошибка: не анализируется контекст пассажей, якобы легитимизирующие насилие, то как они интерпретируются в экзегетической традиции, и какое реальное влияние они оказали на проявление жестокости в истории данных религий (с. 1-3).

Автор рассматривает виды, иерархию и основные методы герменевтики священных текстов в иудаизме, христианстве, исламе, бахаизме, зороастризме и сикхизме (с. 4-20). Д. Ренар приходит к выводу, что в экзегетических традициях различных религий можно обнаружить некоторые общие черты относительно осмысления проблемы насилия в контексте «темы», «жанров» и «методологии» интерпретации этих текстов. Например, в рамках критерия «темы»

2017.01.028

или «языка насилия» можно выделить две основных категории соответствующих текстов в Священных писаниях: «описательные» («descriptive») и «предписывающие / запретительные» («prescriptive / prohibitive»). «Описательные» тексты бывают трех видов. Во-первых, это мифическое изображение космогонической войны между богами и иными силами, что характерно для индуизма и зороастризма. Во-вторых, это описание различных «исторических» войн и конфликтов, важных для понимания формирования религиозной общины, что является существенным элементом Священных писаний иудаизма, сикзизма, а также, в несколько ином контексте, ислама. Третьим типом являются эсхатологические сюжеты, имеющие место в христианстве, исламе и зороастризме. Указанные виды текстов напрямую и не предписывают, и не осуждают насилие, однако рассматривают его в контексте реализации божественного плана в мире и в целом одобряют его в качестве примера героической борьбы на стороне сил добра со злом. Также автор рассматривает «предписывающие насилие» тексты, которые действительно присутствуют в Священных писаниях, и в этой связи осмысливает, в частности, свойственный многим религиям феномен восприятия «другого» как «врага» (с. 20-22).

Основной вывод статьи заключается в том, что при осмыслении роли некоторых священных текстов в легитимации насилия необходимо понимать и интерпретировать их в рамках экзегетической традиции данной религии. В связи с этим автор формулирует «Золотое правило интерпретации Священного Писания»: «Если вы не хотите, чтобы представители другой веры интерпретировали ваши Священные писания, так как их используют в рамках вашей традиции только экстремисты, не интерпретируйте писания других религий, так как делают среди них только экстремисты» (с. 26). В целом в статье опровергается распространенная идея, что насилие является нормативным для религии.

С.В. Мельник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.