Научная статья на тему '2017. 01. 027. Феррандес-берруэко Р. , кекале Т. , девинс Д. Теоретическая рамка для обучения на рабочем месте: основные факторы и взаимодействие между ними. Ferrandez-berrueco R. , Kekale T. , devins D. A framework for work-based learning: basic pillars and the interactions between them // higher education, skills and work-based learning. - Emerald group Publishing limited, 2016. - vol. 6, N. 1. - p. 35-54. - doi:10. 1108/heswbl-06-2014-0026'

2017. 01. 027. Феррандес-берруэко Р. , кекале Т. , девинс Д. Теоретическая рамка для обучения на рабочем месте: основные факторы и взаимодействие между ними. Ferrandez-berrueco R. , Kekale T. , devins D. A framework for work-based learning: basic pillars and the interactions between them // higher education, skills and work-based learning. - Emerald group Publishing limited, 2016. - vol. 6, N. 1. - p. 35-54. - doi:10. 1108/heswbl-06-2014-0026 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 027. Феррандес-берруэко Р. , кекале Т. , девинс Д. Теоретическая рамка для обучения на рабочем месте: основные факторы и взаимодействие между ними. Ferrandez-berrueco R. , Kekale T. , devins D. A framework for work-based learning: basic pillars and the interactions between them // higher education, skills and work-based learning. - Emerald group Publishing limited, 2016. - vol. 6, N. 1. - p. 35-54. - doi:10. 1108/heswbl-06-2014-0026»

Для штатов, в которых уровень технического образования ниже среднего для США, взаимосвязь между уровнем образования и патентной активностью неотличима от нуля. Для тех штатов, в которых уровень высшего технического образования выше среднего и количество выпускников превышает средние показатели (на 1000 работающих человек), уровень взаимосвязи фактора образования и патентного фактора равен 1/3 стандартного отклонения и признается автором как статистически значимый, хотя и незначительный.

Таким образом, в общем прямой связи между количеством выпускников технических вузов и патентной активностью обнаружено не было. В рамках стандартного отклонения молодые инженеры-иммигранты показали большую активность в патентовании изобретений и полезных моделей, чем выпускники-резиденты.

Ограничением исследования можно считать неполный список факторов, например в анализ не включается такой фактор, как качество высшего технического образования, которое может значительно отличаться в разных штатах. Исследование также не учитывает фактор внутренней миграции по штатам США молодых выпускников вузов.

Будущие исследования следует проводить на материале регионов, в которых приняты высокие образовательные стандарты, или индустриально развитых территорий. С высокой долей вероятности можно предположить, что именно для этих регионов разумно готовить больше бакалавров по техническим специальностям.

А.Э. Анисимова

2017.01.027. ФЕРРАНДЕС-БЕРРУЭКО Р., КЕКАЛЕ Т., ДЕВИНС Д. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАМКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НИМИ.

FERRANDEZ-BERRUECO R., KEKALE T., DEVINS D. A framework for work-based learning: Basic pillars and the interactions between them // Higher education, skills and work-based learning. - Emerald group publishing limited, 2016. - Vol. 6, N. 1. - P. 35-54. -D0I:10.1108/HESWBL-06-2014-0026.

Ключевые слова: обучение на рабочем месте; учебный план; высшее образование; рынок труда; организация обучения; обучение.

Авторы статьи - сотрудники университетов Испании, Финляндии и Великобритании - провели совместное исследование, позволяющее понять, насколько европейские университеты стали ближе к современному рынку труда. Интерес к этой теме вызван, в частности, заметным позитивным влиянием рыночно ориентированных учебных программ в университетах на качество человеческого капитала.

Хорошо известно, что система высшего образования практически во всех странах мира очень медленно реагирует на изменения со стороны рынка труда. В некоторых случаях попытки сделать учебные программы более гибкими, настроенными на индивидуальные потребности студентов встречают жесткое сопротивление.

Одновременно происходит осознание пользы для общества и его отдельных институтов образования, основанного на потребностях рынка (work-based learning - WBL) (с. 35). WBL определяется как процесс обучения в университетах, направленный на освоение рабочих навыков, применяемых на оплачиваемой или неоплачиваемой работе. Целью такого процесса является переосмысление багажа знаний ради получения качественного сертификата профессионала. Автор предполагает создание идеальной модели, в которой академические и рыночные интересы были бы совмещены.

В литературе проблематика WBL рассматривается в следующих терминах: интеграция обучения и работы, обучение на рабочем месте, профессиональное обучение, гибкое обучение, решение проблем и т.д. За каждым из них стоит свой подход к понимаю проблемы.

В своем исследовании авторы опираются на классическую модель развития университетских программ, введенную в оборот В. Демингом1. Модель включает в себя учет рынка труда, внедрение программы в учебный процесс и оценочные процедуры, позволяющие понять, насколько успешной оказалась программа. К этой

1 Deming W.E. Quality, productivity and competitive position. - Cambridge (MA): MIT univ. press, 1982. - 373 p.

модели добавляется еще такой фактор, как студент, с его особыми потребностями, способностями и прошлым опытом обучения.

В работе проанализированы 14 европейских университетов, каждый из которых имеет свою программу подготовки кадров для рынка труда1.

Свои программы WBL имеют Австрия, Чехия, Финляндия, Германия, Польша, Испания и Великобритания. Среди них Великобритания отличается самой длительной историей WBL. В Германии таких программ больше всего. В Австрии, Германии и Финляндии сохраняется двойная система: традиционные университеты сосуществуют с профессионально ориентированными высшими учебными заведениями. Большинство испанских университетов предлагают академическое образование, однако некоторые небольшие вузы постепенно вводят практические учебные программы, полезные для будущего трудоустройства.

Для Чехии и Польши - стран бывшего социалистического лагеря - в прошлом кооперация промышленности и вузовского сектора была обычной практикой. Правда, в большинстве стран этой группы накопленный потенциал вузовского и рыночного содружества не сохранился. В Чехии принято деление на исследовательские и неисследовательские университеты, в Польше между вузами и работодателями заново устанавливаются партнерские отношения.

В поле зрения исследователей попали курсы по управлению, социальной работе, производственным технологиям, строительству железнодорожных машин, инженерному делу, коммуникациям, медицине, информатике, инновациям и развитию бизнес-проектов. На некоторых курсах была предусмотрена практика на производстве, иногда представители компаний приглашались в качестве преподавателей, лекторов или консультантов в университет. Формами практического обучения признаются также исследовательский студенческий проект или дипломная работа.

Авторы проекта замечают, что степень вовлеченности работодателя в управление университетской программой может быть очень значительной, но иногда представителя фирмы допускают в аудиторию только в качестве гостя или эксперта по оценке уже го-

1 Программы создавались в рамках европейского проекта «Эразмус». -Прим. реф.

товой программы. В этом случае существует риск доминирования академического подхода в обучении.

Вреден для обучения и излишний «клиентизм», имеющий место в том случае, если представители фирм участвуют в разработке новой концепции обучения только в целях рекламирования своего бренда или продуктов.

Отдельные практики WBL выделены как успешные, авторы предлагают университетам взять их на вооружение. Успешным авторы признают один из бизнес-курсов в Финляндии, где на регулярной основе работает дискуссионный форум, собирающий работодателей региона для определения их насущных потребностей.

Избегать засилья рынка следует еще по одной причине. Далеко не все профессиональные навыки могут быть получены в процессе трудовой деятельности. Есть умения сложного уровня, требующие большой теоретической подготовки. Задача профессиональных преподавателей заключается в том, чтобы отобрать из общего массива знаний наиболее полезные для данной специальности.

Создание программы WBL будет успешным в том случае, если среди прочих будет учитываться и человеческий фактор. В этом процессе должны участвовать все заинтересованные стороны: студенты, преподаватели и работодатели. Предоставляя студенту больше свободы в выборе направлений обучения, университет следует принципу «целенаправленного обучения», что существенно повышает эффективность процесса. В некоторых случаях студенты привлекаются не только к формированию учебного плана, но и к самой процедуре оценивания.

В заключение авторы отмечают, что существует потребность в объединении опыта создания WBL программ. «Лучшие практики» можно было бы использовать при принятии решения о создании новой такой программы. В силу различного законодательства стран, имеющих WBL программы, не весь опыт может свободно распространяться между странами, но все, что касается педагогических стратегий, может быть перенято из общей копилки любой из европейских стран.

А. Э. Анисимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.