Научная статья на тему '2016. 01. 029. Сюрсок А. Тенденции 2015: обучение и преподавание в европейских университетах. Sursock A. trends 2015: learning and teaching in European universities / European university association. - Brussels, 2015. - 128 p. - (EUA publications 2015)'

2016. 01. 029. Сюрсок А. Тенденции 2015: обучение и преподавание в европейских университетах. Sursock A. trends 2015: learning and teaching in European universities / European university association. - Brussels, 2015. - 128 p. - (EUA publications 2015) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПОПУЛЯЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ / СТРАНЫ ЕВРОПЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО И КОНКУРЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 029. Сюрсок А. Тенденции 2015: обучение и преподавание в европейских университетах. Sursock A. trends 2015: learning and teaching in European universities / European university association. - Brussels, 2015. - 128 p. - (EUA publications 2015)»

2016.01.029. СЮРСОК А. ТЕНДЕНЦИИ 2015: ОБУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ. SURSOCK A. Trends 2015: Learning and teaching in European universities / European university association. - Brussels, 2015. - 128 p. -(EUA publications 2015).

Ключевые слова: европейские университеты; национальная образовательная политика; студенческая популяция; финансирование; цифровые технологии в обучении; страны Европы; сотрудничество и конкуренция.

Автор публикации - ведущий советник Ассоциации европейских университетов (АЕУ) (European university association). Данное исследование является одним из мониторинговых исследований, благодаря которым возможно проследить, как меняются университеты Европы в связи с запуском Болонского процесса в 1999 г. Последнее аналогичное исследование было осуществлено в 2010 г. Основные выводы делаются на основании опроса руководящих сотрудников 451 вуза из 46 стран, входящих в «европейское образовательное пространство» (European higher education area).

В последние годы произошли глобальные изменения в мире, повлиявшие на состояние образовательных систем во многих странах, в частности в Европе: негативные демографические тенденции, финансовый и экономический кризис и т.д. Автор выделяет следующие основные факторы: финансирование, миграция, глобализация.

Ассоциация европейских университетов самостоятельно проводит мониторинг финансирования европейских университетов. Последнее исследование (Public funding observatory) показало, что разрыв между хорошо и плохо финансируемыми университетами увеличивается. Респонденты данного исследования подтверждают существенное влияние кризиса на университеты (43% опрошенных); только Норвегия, Швеция, Германия и Швейцария оценили влияние финансового кризиса на свои университеты как достаточно низкое. Недостаток средств отчасти был компенсирован за счет деятельности европейских программ (например, «Horison 2020»), однако университеты с усеченными бюджетами имели меньше шансов на получение помощи.

32% опрошенных признались, что переезд талантливой молодежи (миграция) является проблемой для национальной образовательной системы (с. 24). Этот фактор оказался особенно важным для Чехии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Португалии, Румынии, России, Словакии и Украины. Страны, для которых существенны и экономические, и демографические проблемы, выделяются отдельно. Среди них оказались Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Португалия, Румыния и Словакия.

В последнее время дискуссионную остроту набирает вопрос о вынужденной глобализации национальных образовательных систем. Данные опроса позволяют дать точную оценку того, в какой мере страны Европы оказались затронутыми процессом глобализации. По мнению автора отчета, глобализация - это естественный процесс обмена знаниями, сочетающий в себе как сотрудничество, так и конкурентные отношения. Одним из индикаторов, позволяющих оценить конкурентные преимущества вуза, можно считать многочисленные рейтинги университетов.

АЕУ провела отдельное исследование, которое показало, что для большинства вузов международные рейтинги являются важной деталью стратегии развития («Ранжирование в институциональной практике и стратегиях»). Во многих университетах сегодня работают специализированные центры, отслеживающие позицию университета в различных рейтингах и разрабатывающие стратегию интеграции в единое образовательное пространство. Данные реферируемого отчета показывают, что такие страны, как Латвия, Румыния, Россия, Испания, Турция, Великобритания, отмечают особое значение конкуренции для своих вузов и интерес к мировым рейтингам.

Отношение отдельного университета к рейтингам, кооперации и конкуренции находится в существенной зависимости от миссии того или иного вуза. Так, университеты мирового или европейского уровня проявляют большой интерес к современным системам рейтингования. То же самое можно сказать и об интересе вуза к мировому сотрудничеству и конкуренции. Однако вузы мирового уровня с исследовательским приоритетом, как правило, в меньшей степени признают важность сотрудничества с другими университетами, а конкуренцию считают досадным фактом, а не фактором ускоренного развития. Сопоставление данных за 2015 г. с данными

за 2010 г. подтверждает, что в целом в Европе интерес к рейтинго-ванию вузов увеличился на 13%. Все большее число администраций университетов признают рейтинги важным инструментом управления эффективностью вуза.

В настоящее время свою национальную и региональную специфику подчеркивают около 68% вузов, т.е. большинство. Однако сегодня вузов, которые относят себя к числу мировых, уже на 8% больше, чем в 2010 г. В табл. 1 приведен список стран, университеты которых стали по-другому формулировать свою миссию. Как видно, только Франция стремится сделать свою систему высшего образования в большей мере ориентированной на нужды регионов, остальные государства определенно стремятся занять место мировых и европейских лидеров.

Таблица 1 (с. 29) Миссия университета (внутренняя оценка)

Страна 2010 г. 2015 г.

Австрия (+) Франция (-) Ирландия (+) Нидерланды (+) Норвегия (+) Швейцария (+) Национальный Национальный Региональный Региональный + Мировой Региональный Национальный Европейский + Мировой Региональный Национальный Мировой Региональный + Национальный Европейский + Мировой

Отдельно рассматриваются тенденции будущего развития. Часто ли вузы включают перспективу интернационализации в университетскую стратегию? 50% респондентов ответили, что уже имеют такую стратегию; 35 - согласились, что включение в мировой контекст является частью стратегии университета; 8 - ответили, что разрабатывают такую стратегию в настоящее время; только 1% университетов в настоящее время не имеют подобной стратегии вообще (с. 30).

Разрабатывая концепцию кооперации и сотрудничества, любой вуз определяет для себя наиболее привлекательный регион для взаимного обмена опытом и информацией. По сравнению с 2010 г. Европа и Латинская Америка сохранили свою привлекательность для сотрудничества на прежнем уровне, Азия увеличила свою привлекательность за эти годы, а другие регионы мира ее в той или иной мере утеряли. Россию в 2015 г. в качестве интересной страны

для обмена знаниями и взаимодействия назвали 7% респондентов1 (с. 31).

В качестве наиболее привлекательного региона для сотрудничества респонденты чаще всего называли Европейский союз (73%), но, как правило, это были респонденты из Центральной и Восточной Европы. В Великобритании ориентируются на ЕС только 33% ответивших представителей вузов (большая часть респондентов из Великобритании называли США и Канаду) (с. 30-31).

Важным показателем интеграции отдельного университета в мировое или европейское образовательное пространство является развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в вузе. Автор определяет ИКТ достаточно широко, вкладывая в понятие появившиеся в последние годы курсы MOOC (Massive Open Online Courses), открытые базы данных, базы «больших данных», электронные библиотеки и т.д. Около 79% респондентов из России признали современные ИКТ важным фактором интеграционного развития университетов.

Динамика европейской и национальной политики. Прежде всего, исследование дает понять, как в целом игроки рынка европейского образования оценивают результаты своей включенности в общее EHEA. В 2015 г. 59% респондентов оценили влияние EHEA как крайне положительное, 30 - как смешанное, 5% отвечавших считают, что не испытывают влияния (с. 36). Наиболее позитивные участники EHEA - Франция, Германия и Великобритания. За последние пять лет значительно лучше к общеевропейским инициативам стали относиться менеджеры сферы образования в Венгрии и Швейцарии, негативные оценки высказывают Балтийские страны и страны Северной Европы (за исключением Дании).

Общие вопросы европейской политики: Оценка качества высшего образования. В соответствии с документом «Implementation report» национальные системы квалификации должны распределяться по 10 уровням, включая последний уровень самостоятельной сертификации. В 19 странах Европы эта система уже считается принятой.

1 Респонденты могли выбрать три страны одновременно. - Прим. реф.

Процесс подтверждения качества (quality assurance) высшего образования приобретает особое значение с развитием Болонского процесса. Чрезвычайно важной для развития институтов образования эту проблему назвали Дания, Германия, Италия, Литва, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Турция и Швеция. Европейские университеты в целом могут руководствоваться общеевропейскими правилами оценки качества высшего образования (European standards and guidelines for quality assurance in the higher éducation area - ES G), а также регистром организаций, которым лучше довериться при оценке качества университета (European quality assurance register). Популярным стал проводимый с 2005 г. ежегодно Европейский форум по оценке качества (European quality assurance forum - EQAF).

Европейские правила оценки качества впервые были приняты в 2005 г. и пересмотрены в 2015 г. на общей встрече участников Болонского процесса в Ереване. Основным достижением этого документа можно считать распространение практики внутреннего тестирования состояния университета. В настоящее время 84% университетов имеют свою общеинститутскую политику оценки качества. В последнее пятилетие в эту работу активно вовлекаются студенты университета, что согласуется с общеевропейскими рекомендациями.

Помимо общих правил оценки качества высшего образования многие страны разрабатывают свои национальные критерии. Некоторые национальные агентства разных стран объединяются с целью создания более объективной и рациональной системы. Так, объединились национальные агентства Австрии, фламандской части Бельгии и Ирландии. Единая система оценки качества охватывает не только университетское, но и среднее профессиональное образование, что позволяет говорить об уровневой преемственности системы подготовки кадров. Другой пример - объединенное агентство, созданное на основе Французского агентства по аккредитации инженерного образования и Бельгийского агентства по оценке качества для франкоговорящего сообщества, - может совмещать в себе функции по аккредитации и оценке качества.

В последнее время национальные системы оценки качества все чаще включают в себя такие требования, как оценка дальнейшей карьеры выпускников, привлечение иностранных преподава-

телей, совместные учебные программы и проекты. Иностранные преподаватели могут привлекаться в университет как по инициативе самого университета, так и в рамках государственной программы по привлечению иностранных преподавателей и ученых в университеты.

Для дальнейшего повышения качества высшего образования большое значение имеет создание совместных программ обучения. Однако не все страны могут объединиться с иностранными университетами для создания общих проектов. Табл. 2 демонстрирует, что страны, имеющие такие программы, остаются в меньшинстве. Во второй колонке отдельно выделены страны, считающие региональные совместные программы своим приоритетом.

Таблица 2 (с. 44)

Совместные международные и региональные образовательные программы

Страны, имеющие международные совместные образовательные программы Страны, имеющие региональные совместные образовательные программы

Бельгия Бельгия

Франция Финляндия

Германия Франция

Италия Германия

Польша Греция

Испания Ирландия

Турция Литва

Нидерланды

Португалия

Россия

Испания

Великобритания

Появилось и такое новое явление, как международный экспорт услуг по оценке качества высшего образования. Однако многие агентства, имеющие разрешение проводить внешнюю оценку качества университета1, при оценке иностранного университета

1 Европейский регистр организаций по оценке качества (European quality assurance register - EQAR) создавался в 2006 г. На встрече в Бухаресте в 2012 г. странам Еврозоны было рекомендовано воспользоваться регистром организаций для внешней оценки университетов. Только 12 стран приняли эти рекомендации. -Прим. реф.

ориентируются в большей мере на национальные критерии качества, чем на европейские.

Политика европейских стран в области высшего образования. В странах Европы национальные политики в области высшего образования доминируют над общеевропейской, однако ЕС сохраняет за собой право консультировать национальные правительства по вопросам экономической эффективности высшего образования, оценки качества и мобильности студентов и преподавателей. Кроме того, важно отметить, что в последнее время вектор европейской политики сместился с исследовательской активности университетов в сторону роста инновационности университетов и экономической рентабельности высшего образования1. В 2014 г. Еврокомиссия не обозначила среди общих для новой Европы проблем ни научные исследования, ни образование, из чего следует, что реформа высшего образования в европейских странах остается преимущественно национальным вопросом.

Таблица 3 (с. 50)

Реформирование высшего образования: Основные направления

Тенденции 2015 Тенденции 2010

Финансирование (13)2 Качество (12) Поиск и отбор студентов (11) Интернационализация (11) Автономия управления (10) Качество (18) Исследовательская политика (15) Автономия управления (12) Финансирование (12)

Из приведенной таблицы видно, что исследовательская политика больше не является приоритетом образовательной стратегии университетов, а финансирование, напротив, из менее значимой проблемы превратилось в проблему номер один. Именно недостаток средств, необходимость экономить и концентрировать денежные средства определяют весь облик проводимых европейскими странами реформ в настоящее время. 12 обследованных стран так и

1 Rethinking education: Investing in skills for better socio-economic outcomes. -Mode of access: www.cedefop.europa.eu/files/com669_en.pdf

2 Реформы расположены в порядке значимости. В скобках обозначено количество стран, ведущих реформирование по этому направлению. - Прим. реф.

не смогли завершить реформы, начатые в начале 2000-х годов. Три страны отличились тем, что одновременно проводят множество реформ. В Польше ведутся реформы сразу по 11 направлениям, в Латвии и России - по восьми (для каждой из стран).

Реформирование порядка финансирования в европейских странах означает, как правило, изменение баланса базового и проектного финансирования. Увеличение последнего неизбежно ведет к росту численности контрактников и совместителей в университетах. Усиливается тенденция к приватизации высшего образования.

Университеты апробируют различные инструменты оптимизации финансовых ресурсов; некоторые из них объединяют свои мощности (например, библиотеки) и таким образом экономят. Существует практика усиленного финансирования лучших. Автор исследования отмечает, что, как правило, в этом случае основные денежные потоки уходят в лучшие научные, а не учебные центры. Связано это с тем, что определить лучшие преподавательские коллективы с учетом имеющегося инструментария гораздо сложнее.

Изменения в популяции студентов: Институциональные стратегии. В период с 2000 по 2012 г. количество выпускников вузов в возрасте от 25 до 34 лет в странах ОЭСР увеличивается в среднем на 3% в год. При этом для большинства респондентов (69%) этот рост происходит за счет студентов неевропейского происхождения. Некоторые университеты усиленно привлекают иностранных студентов только потому, что цены на обучение для неевропейцев выше. Однако это не единственная причина, по которой растет численность иностранных студентов в университетах Европы. Это следует из того, что студентам из других регионов мира рады и в тех странах, где цены на обучение для всех одинаковые.

Некоторые европейские университеты пытаются разнообразить свою студенческую популяцию за счет других групп студентов: студенты-инвалиды, взрослые студенты, студенты из неблагополучных семей, представители этнических меньшинств, студенты с недостаточной подготовкой. Однако в основном разнообразие среди студентов на сегодняшний день обеспечивается именно за счет молодых людей неевропейского происхождения.

Новая политика Европы гораздо больше ориентирована на запросы студентов. Это ставит под угрозу изучение в университете целого ряда предметов: некоторые иностранные языки, разделы

естественных наук и наук о жизни, социальные и гуманитарные дисциплины. Университетам приходится менять программы, например курс по антропологии теперь читается студентам, изучающим туристический бизнес, а биологию растений слушают студенты курса по садовой архитектуре.

Нужно отметить, что не всегда рост численности студентов происходит в результате продуманной стратегии университета, направленной на привлечение определенной категории учащихся. Нередко этот процесс осуществляется спонтанно.

Новое в преподавании. Новая европейская образовательная политика разрабатывалась с целью обеспечить студентам более гибкий маршрут к знаниям. Предполагалось, что у студентов появится возможность подбирать себе курсы в зависимости от индивидуальных задач, переезжать из университета в университет. Ради этого университетам предлагалось унифицировать программы и уровни обучения. Во многих странах переход на новую систему «бакалавриат - магистратура - аспирантура» осуществлялся формально, кардинальных перемен не происходило. Эти страны в большей мере ощутили на себе негативные стороны реформ, чем их преимущества.

В Европе уже отработаны основные формы обмена и взаимодействия между университетами. Настало время понять, какие их них наиболее эффективны, по крайней мере с точки зрения самих университетов. Респондентам предлагалось оценить с точки зрения позитивного влияния на обучение следующие виды международной активности: мобильность студентов, мобильность преподавателей, взаимодействие при обучении и преподавании, приглашение иностранных студентов, участие в международных исследованиях, преподавание на английском языке, дополнительные доходы от международной активности, приглашение иностранных преподавателей, изучение иностранных языков. Из всех этих факторов наиболее эффективным для преподавания и обучения был признан первый - мобильность студентов (66% ответов). Неудивительно, что европейские университеты стараются чаще отсылать своих студентов на стажировку в другие вузы.

В европейской семье есть скептики, которые могут назвать причины, по которым международных проектов в области образования следует избегать.

1. Вузы начинают испытывать дополнительную административную и финансовую нагрузку.

2. В одном классе могут оказаться студенты с различным языковым и культурным опытом, с разным уровнем академической подготовки. Это может существенно помешать усвоению программы или курса.

3. Преподавание на английском языке может усложнить как работу преподавателей, так и восприятие студентов: многие термины могут оказаться не усвоенными на родном языке.

4. Международные проекты способствуют утечке умов среди преподавателей университетов, а также увеличивают пропасть между элитой вуза и его рядовыми преподавателями.

Однако стоит отметить, что скептиков среди респондентов в Европе оказалось не более 4%.

Отдельный пункт для анализа - уровень преподавания в современных университетах. Особую актуальность он приобретает в связи с тем, что в последние годы университеты уделяли больше внимания исследованиям, чем преподаванию. Ответы респондентов показали, что студенты действительно способны оценить роль ведущего исследователя в своей будущей карьере. Однако же они предпочитают тех работающих исследователей, которые оказываются еще и хорошими преподавателями (89% отвечавших подтвердили это). В последнее время в университетах все чаще акцент переносится с эффективных исследований на эффективное преподавание. Отчасти этот факт можно объяснить заметно снижающейся ролью актуальных исследований для экономики.

Польша, Россия и Турция оказались вне тренда. Здесь студенты доверяют маститым ученым независимо от склонности последних к преподаванию.

Высшее образование и экономика. Как показывают регулярные опросы, проводимые в рамках ЕАУ, университетские менеджеры периодически обращают внимание на требования работодателей при подготовке специалистов. Максимальной эта тенденция становилась дважды: в 2003 и 2007 гг. В настоящее время общая концепция видоизменилась. Основная цель заключается в том, чтобы ввести в экономику критическую массу образованных людей. Однако крайние случаи по-прежнему вызывают недоумение. Например, во Франции в 2013 г. только 17% рабочих мест бы-

ли привязаны к конкретным учебным программам. 24% рабочих мест вообще не были обеспечены системой высшего образования. Оставшиеся рабочие места частично отвечали существующим учебным курсам. Такая система высшего образования может считаться оторванной от экономики и требует модернизации.

Таким образом, исследование позволяет оценить, насколько на сегодняшний день реформа европейского высшего образования может считаться успешной, а также определить успехи, сделанные обследованными странами с 2010 г.

А. Э. Анисимова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.