Научная статья на тему '2017. 01. 026. Юки Ляо Б. А. Взаимосвязь между высшим техническим образованием и патентованием: аналитическое обследование штатов. Yuqi Liao B. A. The relationship between stem educational attainment and utility patent conferrals: a state-level analysis: a thesis submitted to the Faculty of the graduate school of Arts and Sciences of Georgetown University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of public policy in public policy. - Ann Arbor: ProQuest LLC, 2016. - 47 p. - ProQuest number: 10100821'

2017. 01. 026. Юки Ляо Б. А. Взаимосвязь между высшим техническим образованием и патентованием: аналитическое обследование штатов. Yuqi Liao B. A. The relationship between stem educational attainment and utility patent conferrals: a state-level analysis: a thesis submitted to the Faculty of the graduate school of Arts and Sciences of Georgetown University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of public policy in public policy. - Ann Arbor: ProQuest LLC, 2016. - 47 p. - ProQuest number: 10100821 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАТЕНТЫ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 026. Юки Ляо Б. А. Взаимосвязь между высшим техническим образованием и патентованием: аналитическое обследование штатов. Yuqi Liao B. A. The relationship between stem educational attainment and utility patent conferrals: a state-level analysis: a thesis submitted to the Faculty of the graduate school of Arts and Sciences of Georgetown University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of public policy in public policy. - Ann Arbor: ProQuest LLC, 2016. - 47 p. - ProQuest number: 10100821»

степень магистра по этим наукам крайне трудно. Даваемые преподавателями инструкции сложны для понимания, домашние задания занимают много времени, на лекциях взаимодействие с преподавателем затруднено. Девушки нередко сталкиваются с заданиями, к которым они не подготовлены. Некоторые профессора полагают, что студентам лучше самим разбираться в сложных темах, и отказывают им в помощи. Кроме того, самостоятельно студентам приходится осваивать специальные компьютерные программы (Mathema-tica, Web Assign) для выполнения онлайн-тестов или оформления результата. Несмотря на то что домашнее задание занимает много времени, его выполнение не влияет на конечную оценку студента. Концепт «сложности» часто звучит в речи преподавателя и студентов и воспринимается всеми как показатель высокой конкуренции на факультете.

Национальный научный фонд США с 2001 г. выделяет специальные средства для того, чтобы изменить культурные стереотипы внутри технических университетов США. Фондом, в частности, было профинансировано исследование, посвященное компьютерным, инженерным и математическим программам в Государственном университете Райт. В ходе проекта было предложено устранить барьеры, мешающие женщинам и представителям меньшинств быть успешными в профессии.

А.Э. Анисимова

2017.01.026. ЮКИ ЛЯО Б.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫСШИМ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПАТЕНТОВАНИЕМ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ШТАТОВ. YUQI LIAO B.A. The relationship between STEM educational attainment and utility patent conferrals: A state-level analysis: A thesis submitted to the faculty of the Graduate school of arts and sciences of Georgetown university in partial fulfillment of the requirements for the degree of master of public policy in public policy. - Ann Arbor: Pro-Quest LLC, 2016. - 47 p. - ProQuest number: 10100821.

Ключевые слова: высшее техническое и математическое образование; патенты на изобретения; корреляционный анализ; США.

Автор исследования - выпускник университета Джорджтаун -считает, что взаимосвязь обучения естественным и математическим наукам (science, technology, engineering, mathematics - STEM) и патентной активности изучена недостаточно. Среди штатов США он выделяет отдельную группу с широко распространенным высшим образованием в области STEM, а также группу штатов с развитой промышленностью и заметной концентрацией рабочей силы. Для исследователя особенно важно выяснить, какова патентная активность в этих штатах по сравнению с другими штатами.

Общее количество патентов на изобретения в США выросло с 1994 по 2013 г. с 53 531 до 133 593, т.е. весьма значительно. В период экономического кризиса 2007-2008 гг. количество зарегистрированных патентов сократилось, а затем наметился медленный рост.

Высшее образование по праву считается мощным стимулом патентной активности, особенно это касается образования в области STEM. В 2009 г. администрацией Б. Обамы была инициирована важная кампания по обучению инновациям «Educate to innovate». Настоящее исследование должно подтвердить или опровергнуть эффективность этой программы на государственном уровне. Проект «Educate to innovate» был задуман в связи с тем, что численность студентов, обучающихся в вузах США STEM-дисциплинам, росла очень медленно по сравнению с долей студентов, обучающихся другим дисциплинам (14,9% всех обучающихся выбрали STEM в 1994 г., 12,9% - в 2002 г.).

Среди первых попыток обнаружить связь между высшим техническим образованием и патентной активностью уже есть как позитивные, так и негативные результаты.

На основе метода наименьших квадратов (ordinary least squares, OLS) Дж. Винтерс1 проанализировал, насколько распределение выпускников STEM факультетов совпадает с патентной ак-

1 Winters J. Foreign and native-born STEM graduates and innovation intensity in the United States. - Bonn: Institute for the study of labor, 2014. - 50 p. - Mode of access: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2514768&download=yes

тивностью в районах наибольшего скопления инженеров. Его выводы подтверждают, что связь между двумя этими параметрами -статистически значимая. Однако Р. Рей1 на основе анализа различных штатов США обнаруживает, что такой взаимосвязи не наблюдается.

Автор объясняет результаты, полученные Дж. Винтерсом и Р. Реем. Дж. Винтерс рассматривает различные районы метрополии, хотя вся она может считаться высокотехнологичной, по отношению к другим регионам страны. Р. Рей же рассматривает отдельные штаты и всю страну в целом. На этом последнем уровне корреляция между числом инженеров и количеством патентов менее ожидаема, что и подтверждает настоящее исследование.

Отдельно представлена в литературе проблематика вклада выпускников-иммигрантов из технических университетов в рост патентной активности в местах их проживания. Анализ патентов за 1940-2000 гг. и дополнительные данные позволили Дж. Хант и М. Готье-Луазель2 заявить, что увеличение доли выпускников-иммигрантов в общем потоке выпускников приводит к заметному росту патентной активности. Обучающиеся в США техническим наукам иммигранты определенно преуспевают по сравнению с местными выпускниками, они получают большие зарплаты, имеют больше коммерчески выгодных патентов и больше академических публикаций. Такие же выводы уже сделаны исследователями относительно Австралии и Великобритании.

Отдельную группу исследований представляют работы, в которых изучается влияние количества выпускников с докторской степенью на рост патентной цитируемости3 и применимости патентов4.

1 Ray R. STEM education and economic performance in the American States. -Minnesota: Gustavus Adolphus College, 2015. - 24 p. - Mode of access: https://mpra. ub.uni-muenchen.de/65517/1/MPRA_paper_65517.pdf

Hunt J., Gauthier-Loiselle M. How much does immigration boost innovation? -Mode of access: http://www.nber.org/papers/w14312.pdf

Stuen E., Mobarak A.M., Maskus K.E. Foreign Phd students and knowledge creation at US universities: Evidence from enrollment fluctuations. - Mode of access: http://www.vanderbilt.edu/econ/conference/gped-conference-06/papers/stuen.pdf

4 Chellaraj G., Maskus K.E., Mattoo A. The contribution of international graduate students to US innovation // Review of international economics. - Wiley, 2008 -Vol. 16, N 3. - P. 444-462.

Для данного исследования были использованы данные для 50 штатов США за период с 1994 по 2013 г. Основной изучаемый параметр - доля патентов на полезные модели на 1000 работающих граждан - собран на основе данных Ведомства по патентам и товарным знакам США (U.S. patent and trademark office). Численность трудозанятых в регионе рассчитывалась на основе данных Бюро статистики рабочей силы США (U.S. bureau of labor statistics). Учитывались также такие данные, как доля выпускников вузов с дипломом STEM на 1000 населения в возрасте от 20 до 34 лет на основании отчетов Национального центра образовательной статистики (National center for education statistics) и данных переписи населения, а также доля выпускников вузов STEM в общем потоке выпускников. Среди выпускников - держателей дипломов STEM выделялись жители США и временно проживающие в стране иммигранты. Особо контролировались также демографические и экономические характеристики разных групп (рост численности населения, размер ВВП, уровень безработицы в штате, средние доходы семьи, расходы на исследования и разработки и т.д.).

Среди штатов, в которых относительное число выпускников технических вузов превышало средние показатели по стране, следует на первое место поставить Массачусетс и Мэриленд, на второе - Нью-Джерси, Виргинию, Нью-Гэмпшир и Колорадо, на третье - Вермонт и Коннектикут, на четвертое и пятое - остальные штаты.

Значительных успехов в деле воспитания инженерных кадров за изучаемый период добился Вермонт, в котором доля инженеров в общем числе молодых людей возросла на 192%. В Вайоминге же, наоборот, этот показатель на 28% сократился.

Одна из моделей представлена показателями образования и показателями патентной активности и не учитывает другие контрольные индикаторы. В этом случае показатели корреляции оказываются равными половине стандартного отклонения.

В качестве одного из контрольных показателей также была выбрана «концентрация индустриальной рабочей силы». Сочетание факторов образования и «концентрации индустриальной рабочей силы», как оказалось, сказывается позитивно на росте патентной активности в регионе.

Для штатов, в которых уровень технического образования ниже среднего для США, взаимосвязь между уровнем образования и патентной активностью неотличима от нуля. Для тех штатов, в которых уровень высшего технического образования выше среднего и количество выпускников превышает средние показатели (на 1000 работающих человек), уровень взаимосвязи фактора образования и патентного фактора равен 1/3 стандартного отклонения и признается автором как статистически значимый, хотя и незначительный.

Таким образом, в общем прямой связи между количеством выпускников технических вузов и патентной активностью обнаружено не было. В рамках стандартного отклонения молодые инженеры-иммигранты показали большую активность в патентовании изобретений и полезных моделей, чем выпускники-резиденты.

Ограничением исследования можно считать неполный список факторов, например в анализ не включается такой фактор, как качество высшего технического образования, которое может значительно отличаться в разных штатах. Исследование также не учитывает фактор внутренней миграции по штатам США молодых выпускников вузов.

Будущие исследования следует проводить на материале регионов, в которых приняты высокие образовательные стандарты, или индустриально развитых территорий. С высокой долей вероятности можно предположить, что именно для этих регионов разумно готовить больше бакалавров по техническим специальностям.

А.Э. Анисимова

2017.01.027. ФЕРРАНДЕС-БЕРРУЭКО Р., КЕКАЛЕ Т., ДЕВИНС Д. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАМКА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ: ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НИМИ.

FERRANDEZ-BERRUECO R., KEKALE T., DEVINS D. A framework for work-based learning: Basic pillars and the interactions between them // Higher education, skills and work-based learning. - Emerald group publishing limited, 2016. - Vol. 6, N. 1. - P. 35-54. -D0I:10.1108/HESWBL-06-2014-0026.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.