Научная статья на тему '2017. 01. 025. Парсон Л. Дж. Естественные науки, технология, инженерия, математика (stem) в высшем образовании для женщин: институциональная этнография. Parson L. J. science, technology, engineering, Math (stem) in higher education from the perspective of female students: an institutional Ethnography: a dissertation for the degree of Doctor of philosophy, university of North Dakota. - Grand forks, North Dacota: ProQuest LLC, 2016. - 252 p. - ProQuest number: 10125559'

2017. 01. 025. Парсон Л. Дж. Естественные науки, технология, инженерия, математика (stem) в высшем образовании для женщин: институциональная этнография. Parson L. J. science, technology, engineering, Math (stem) in higher education from the perspective of female students: an institutional Ethnography: a dissertation for the degree of Doctor of philosophy, university of North Dakota. - Grand forks, North Dacota: ProQuest LLC, 2016. - 252 p. - ProQuest number: 10125559 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНЩИНЫ В ТОЧНЫХ НАУКАХ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ STEM
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 025. Парсон Л. Дж. Естественные науки, технология, инженерия, математика (stem) в высшем образовании для женщин: институциональная этнография. Parson L. J. science, technology, engineering, Math (stem) in higher education from the perspective of female students: an institutional Ethnography: a dissertation for the degree of Doctor of philosophy, university of North Dakota. - Grand forks, North Dacota: ProQuest LLC, 2016. - 252 p. - ProQuest number: 10125559»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2017.01.025. ПАРСОН Л.Дж. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЯ, ИНЖЕНЕРИЯ, МАТЕМАТИКА (STEM) В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЖЕНЩИН: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ.

PARSON L.J. Science, technology, engineering, math (STEM) in higher education from the perspective of female students: An institutional ethnography: A dissertation for the degree of Doctor of philosophy, University of North Dakota. - Grand Forks, North Dacota: Pro-Quest LLC, 2016. - 252 p. - ProQuest number: 10125559.

Ключевые слова: высшее техническое образование; женщины в точных науках; институциональная этнография; преподавание STEM.

Рекомендаций по продвижению женщин в точных науках явно недостаточно, чтобы преодолеть разрыв между численностью мужчин и женщин в естественных, инженерных, технических науках и математике (STEM). Для решения задач, которые поставила перед собой автор, были изучены институциональные практики преподавания STEM в Мидвестском исследовательском университете. База данных представляет собой интервью с восемью обучающимися женщинами, наблюдения в классе, текстуальный анализ учебников и учебных программ. Данные подверглись двойному кодированию для формирования основных тем исследования (этнографический метод анализа данных).

В вопросах, задаваемых студентам, значительное место уделялось возможным противоречиям между ожиданиями студентов и политикой вуза, преодолеть которые своими силами студенты не могут. Л. Парсон отмечает, что образ идеального студента в университете во многом строится на идее превосходства мужчины.

Женщины же в техническом вузе, как правило, переживают стресс и дискомфорт. На обучении женщин техническим наукам положительно сказывается наличие женщин-преподавателей, женщин -руководителей факультетов. Женщины-преподаватели чаще ис-пользовуют технологии активного обучения, что позитивно влияет не только на женщин-студенток, но и на всех обучающихся. Еще одним решением проблемы можно считать создание факультета для женщин, которые, если обучаются отдельно, дают еще более высокие результаты1.

Специальное исследование выявило положительное влияние на успехи специальных учебных заведений для девушек с проживанием (living learning communities)2. Подтверждено позитивное влияние исследовательского опыта на ранних курсах обучения на успехи в точных науках3.

Высшее образование с момента возникновения являлось институтом, в котором доминировали мужчины. Однако со временем доступ женщин к высшему образованию расширился, но это не касается точных и инженерных наук. Исключением является биология. Так, по данным Национального центра образовательной статистики, в 2011-2012 гг. в США 57% дипломов бакалавра были получены женщинами, в физике доля женщин - выпускниц колледжей составляла только 19%, а в математике - 43%. Доля женщин, получающих высшее образование в области точных наук, сократилась за период 2004-2014 гг.

1 DuPre C. Does being a good girl lead to being a good student? // Teaching English in the two-year college. - 2010. - Vol. 38, N 1. - P. 68-77; Morganson V.J., Jones M.P., Major D.A. Understanding women's underrepresentation in science, technology, engineering, and mathematics: The role of social coping // Career development quarterly. - 2010. - Vol. 59, N 2. - P. 169-17; Classroom participation and student-faculty interactions: Does gender matter? / Tatum H.E., Schwartz B.M., Schimmoel-ler P.A., Perry N. // Journal of higher education. - 2013. - Vol. 84, N 6. - P. 745-768.

Szelényi K., Denson N., Inkelas K.K. Women in STEM majors and professional outcome expectations: The role of living-learning programs and other college environments // Research in higher education. - 2013. - Vol. 54, N 8. - P. 851-873. -D0I:10.1007/s11162-013-9299-2.

3

Harsh J.A., Maltese A.V., Tai R.H. A perspective of gender differences in chemistry and physics undergraduate research experiences // Journal of chemical education. - 2012. - Vol. 89, N 11. - P. 1364-1370.

В период между 1900 и 1930 гг. женщины и мужчины были представлены в высшем образовании равномерно, что объясняется большим количеством мужчин, вовлеченных в военные действия. С 1930 по 1947 г. доля мужчин значительно увеличивается. В 1960 г. 65% выпускников-бакалавров были мужчины. Затем начался обратный процесс. Мужчины и женщины достигли паритета в 1982 г. Сегодня доля женщин в высшем образовании продолжает увеличиваться, но не в области точных наук.

Управление факультетами точных наук, как правило, возлагается на мужчин. Женщины с техническим образованием чаще работают в педагогических вузах или общественных колледжах, где занимают руководящие посты. В основе гендерного дисбаланса в высшем техническом образовании лежат такие факторы, как ген-дерное распределение ролей в обществе и внутренняя культура технических университетов. Предположительно нормальную успеваемость женщинам в STEM можно обеспечить, если женщины будут составлять не менее 15% преподавательского состава1. Обычно же у первокурсниц технических факультетов интерес к предмету заметно падает между первым и вторым семестром2. По мере обучения также увеличивается число тех, кто хотел бы покинуть факультет, не доучившись.

Женщины-преподаватели в вузах уделяют больше своего профессионального времени работе со студентами, тогда как мужчины чаще ведут исследовательскую работу и занимаются с аспирантами. Факты дискриминации женщин были обнаружены в Мас-сачусетском технологическом университете и обнародованы в специальном отчете3. Как выяснилось, женщины ощущают себя тем более ущемленными в правах, чем выше их личные достиже-

1 Carrigan C., Quinn K., Riskin E.A. The gendered division of labor among STEM faculty and the effects of critical mass // Journal of diversity in higher education. -Wash., 2011. - Vol. 4, N 3. - P. 131-146. - DOI: 10.1037/a0021831.

2 The influences of perceived identity compatibility and social support on women in nontraditional fields during the college transition / London B., Rosenthal L., Levy S.R., Lobel M. // Basic and applied social psychology. - 2011. - Vol. 33. -P. 304-321. - D0I:10.1080/01973533.2011.614166.

A study on the status of women faculty at MIT. - 1999. - Mode of access: http://web.mit.edu/fnl/women/women.pdf

ния. Дискриминация особенно касается зарплаты, доступа к ресурсам, поощрений и т.д.

Решение математических задач сопряжено с отказом от следования устоявшимся алгоритмам решения примеров и отчасти является рискованным занятием. Девочки, как правило, воспитываются в соответствии со стереотипами, ограждающими их от рискованного поведения, в связи с чем в будущем они менее подготовлены к изучению математики1.

Начиная с 1980-х годов был проведен целый ряд исследований с целью показать, что женщины не являются биологически дефектными и могут решать когнитивные задачи так же успешно, как и мужчины. Социальные и культурные факторы, наоборот, сильно влияют на отказ от инженерной карьеры на раннем этапе. Позитивным фактором в привлечении женщин к техническим наукам являются педагогические инновации и более дружественная по отношению к женщинам атмосфера в университете.

Данное исследование спроектировано в рамках особой феминистской теории (feminist standpoint theory), возникшей в конце 1970-х годов как реакция на марксистский феминизм. Согласно этой теории женщины признаются группой, испытывающей на себе общественное давление. Для институциональной этнографии основной проблемой является изучение институциональных факторов, отвечающих за координацию ежедневной активности людей. Институциональная этнография технических вузов с точки зрения феминистской теории должна помочь открыть специфически женские способы освоения знаний.

Для изучения аспекта «институциональности» привлекались документы, касающиеся университетской и факультетской политики, организации ежедневной активности студентов, организации учебной среды, включая план обучения, расписание консультаций, методы преподавания, оценку и т.д. Работа заключается в изучении культурных норм, лежащих в основе ежедневного обучения женщин на математических и физических факультетах.

Среди респонденток, студенток физических и математических факультетов, наиболее распространено мнение, что получить

1 Villalobos A. The importance of breaking set: Socialized cognitive strategies and the gender discrepancy in mathematics // Theory and research in education. - 2009. -Vol. 7, N 1. - P. 27-45.

степень магистра по этим наукам крайне трудно. Даваемые преподавателями инструкции сложны для понимания, домашние задания занимают много времени, на лекциях взаимодействие с преподавателем затруднено. Девушки нередко сталкиваются с заданиями, к которым они не подготовлены. Некоторые профессора полагают, что студентам лучше самим разбираться в сложных темах, и отказывают им в помощи. Кроме того, самостоятельно студентам приходится осваивать специальные компьютерные программы (Mathema-tica, Web Assign) для выполнения онлайн-тестов или оформления результата. Несмотря на то что домашнее задание занимает много времени, его выполнение не влияет на конечную оценку студента. Концепт «сложности» часто звучит в речи преподавателя и студентов и воспринимается всеми как показатель высокой конкуренции на факультете.

Национальный научный фонд США с 2001 г. выделяет специальные средства для того, чтобы изменить культурные стереотипы внутри технических университетов США. Фондом, в частности, было профинансировано исследование, посвященное компьютерным, инженерным и математическим программам в Государственном университете Райт. В ходе проекта было предложено устранить барьеры, мешающие женщинам и представителям меньшинств быть успешными в профессии.

А.Э. Анисимова

2017.01.026. ЮКИ ЛЯО Б.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЫСШИМ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ПАТЕНТОВАНИЕМ: АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ШТАТОВ. YUQI LIAO B.A. The relationship between STEM educational attainment and utility patent conferrals: A state-level analysis: A thesis submitted to the faculty of the Graduate school of arts and sciences of Georgetown university in partial fulfillment of the requirements for the degree of master of public policy in public policy. - Ann Arbor: Pro-Quest LLC, 2016. - 47 p. - ProQuest number: 10100821.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.