Научная статья на тему '2017.01.024. ЭКОГУМАНИЗМ В.Г. КОРОЛЕНКО. ЕКОГУМАНіЗМ В.Г. КОРОЛЕНКА [ТЕКСТ]: ЗБ. СТ. / ЗАГ. РЕД. КАНД. ФіЛ. НАУК, ДОЦЕНТА ТРУХАНЕНКА О. - ЛЬВіВ: СПОЛОМ, 2016. - ВИП. 2. - 156 С. - БіБЛіОГР. В КіНЦі СТ. - ТЕКСТ: РОС'

2017.01.024. ЭКОГУМАНИЗМ В.Г. КОРОЛЕНКО. ЕКОГУМАНіЗМ В.Г. КОРОЛЕНКА [ТЕКСТ]: ЗБ. СТ. / ЗАГ. РЕД. КАНД. ФіЛ. НАУК, ДОЦЕНТА ТРУХАНЕНКА О. - ЛЬВіВ: СПОЛОМ, 2016. - ВИП. 2. - 156 С. - БіБЛіОГР. В КіНЦі СТ. - ТЕКСТ: РОС Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
147
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Г. КОРОЛЕНКО / ЭКОГУМАНИЗМ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОМНОЛОГИЯ / ИНТУИЦИЯ / ПОДСОЗНАНИЕ / РУССКИЙ ХАРАКТЕР / ЭПИСТОЛЯРИЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.024. ЭКОГУМАНИЗМ В.Г. КОРОЛЕНКО. ЕКОГУМАНіЗМ В.Г. КОРОЛЕНКА [ТЕКСТ]: ЗБ. СТ. / ЗАГ. РЕД. КАНД. ФіЛ. НАУК, ДОЦЕНТА ТРУХАНЕНКА О. - ЛЬВіВ: СПОЛОМ, 2016. - ВИП. 2. - 156 С. - БіБЛіОГР. В КіНЦі СТ. - ТЕКСТ: РОС»

тель, полностью разделяя позицию героя, не комментирует его речь. «Мысли Нехлюдова обретают проповеднический пафос, приближаются к трактатам Толстого; христианский дискурс "Воскресения" смыкается с публицистическим» (4, с. 429).

Итак, в романе «Воскресение» евангельские стихи создают: 1) каркас, где действуют универсальные «опоясывающие» и «внутренние» рифмы; сопрягающие человека и действительность со Словом Божиим; 2) сложнейшую систему отсылок, христианский гипертекст, позволяющий с высоты евангельских истин воспринять событийную канву романа как иллюстрацию к Слову Божию; 3) притчевый нарратив романа. «Евангельский текст в "Воскресении" станет диктовать алгоритм жизни Нехлюдову и - в дальнейшем - всему человечеству.

В результате в "Воскресении" матрица евангельского текста накладывается на запечатленную в романе ситуацию отпадения от Бога и обретения Его» (4, с. 430). Возникает художественно-смысловая синонимия евангельских заповедей и сюжета романа «Воскресение». Евангельские стихи играют сюжетомоделирующую роль и выполняют притчевую функцию. Чтение Евангелия позволяет Дмитрию переосмыслить все события с позиций верующего человека, который черпает в Писании ответы на вопросы бытия. Стихи Евангелия в последней главе романа «Воскресение» направлены на ретроспективное осознание его сюжета. Количество глав романа не случайно, оно указывает на притчевый код: «Воскресение» - «роман-притча, в котором проявляются черты христианского реализма» (4, с. 430).

А.А. Ревякина

2017.01.024. ЭКОГУМАНИЗМ В.Г. КОРОЛЕНКО. Екогумашзм В.Г. Короленка [Текст]: Зб. ст. / Заг. ред. канд. фш. наук, доцента Труханенка О. - Львiв: Сполом, 2016. - Вип. 2. - 156 с. - Бiблiогр. в кшщ ст. - Текст: рос.

Ключевые слова: В.Г. Короленко; экогуманизм; художественная сомнология; интуиция, подсознание; русский характер; эпи-столярий; аксиологический ракурс.

Первый выпуск российско-украинского коллективного исследования с одноименным названием «Экогуманизм В.Г. Коро-

ленко»1 был замечен в кругу короленковедов и представлен читательской общественности2. Тот же почти авторский коллектив продолжил начатое дело во втором выпуске «пока еще с несколько загадочным применительно к литературоведению названием» (с. 125), - отметил вдохновитель и редактор издания А.В. Труха-ненко - канд. филол. наук, доц. (Львов, Украина).

В рецензии на первый выпуск актуальность темы подчеркнула проф. Г.Т. Андреева: «В число перспективных аспектов исследования творчества Короленко был включен и тот ракурс изучения произведений писателя, который содержал разработку проблем краеведения в их связях с особенностями художественного метода писателя, он-то позже и получил современное название "экогума-низм"» (с. 127). Авторы книги, воодушевленные увлекательностью нового ракурса изучения поэтики В. Г. Короленко, представили в ней анализ художественных текстов писателя с точки зрения «углубления философизма», «усложнения символической системы» (с. 128).

Реферируемый здесь второй выпуск издания представляет собой сборник статей об «экогуманистической направленности» творчества В.Г. Короленко (1853-1921). В нем усилен теоретический аспект, углублен анализ текстов писателя в избранном ракурсе - «гуманизм в изображении природы и человека».

Авторы работы сосредоточены на исследовании текстов В.Г. Короленко и, «в меру возможного, стремятся к более далекой цели - коснуться общих основ гуманитарного мышления художника слова» (с. 10), - отмечает А.В. Труханенко в своем предисловии «Экогуманизм писателя (Тезисы редактора)». Один из тезисов гласит: «Экологи, по большей части, направляют свое внимание на внешние условия существования человека, нежели интересуются

1 См.: Экогуманизм В.Г. Короленко / Труханенко А., Ольховская Л., Иванова О., Закирова Н., Скопкарёва С.; Заг. ред. Труханенко А.В. - Львiв: Сполом, 2015. - [Вип. 1.] - 168 с. - Бiблiогр. в кшщ ст. - Текст: рос.

2 См. рец.: Андреева Г.Т. Аксиологический ракурс в науке о В.Г. Короленко // Науч. обозрение: Гуманитар. исслед.: рец. журн. - М., 2015. - № 5. - С. 9499; То же // Екогуматзм В.Г. Короленка [Текст]: Зб. ст. / Заг. ред. канд. фш. наук, доцент Труханенка О. - Львiв: Сполом, 2016. - Вип. 2. - С. 126-132. - В тексте данного реферата цитаты из рецензии Г.Т. Андреевой приводятся по этому изданию.

им самим. Такой у них угол зрения. Писатели, напротив, видят и характеризуют действительность в ее целостности. У них иные, чем у специалистов со стороны, средства познания окружающего мира» (с. 5).

Стоит процитировать и другой тезис, заимствованный у американского ученого К. Д. Стоуна: «Я предлагаю предоставить законные права лесам, океанам, рекам и так называемым "природным объектам" в окружающей среде, по сути дела, природной среде в целом». Еще конкретнее: «Сделать отношения с природой этичными - значит впустить в сферу нашей морали не только себе подобных», например, высших животных, но и «во многом, а то и во всём иных» - растения, реки, горы, звёзды и т.п. «...всё это самодостаточно, ценно само по себе и само для себя, и, следовательно, морально значимо» (цит. по: с. 7).

Реферируемое издание открывается статьей «Художественная сомнология в экогуманистическом измерении: Сновиденческое пространство наследия В. Короленко». Этот материал подготовлен Н.Н. Закировой (проф. Глазовского гос. пед. института им. В.Г. Короленко) к ее юбилею. Заглавие издания (а теперь и своеобразного направления исследований) принадлежит Н.Н. Закировой, посвятившей изучению жизнетворчества писателя цикл работ.

Сквозь призму художественной сомнологии в экогуманисти-ческом измерении автор анализирует сновиденческое пространство в текстах В. Г. Короленко, проводя параллели с классиками отечественной литературы. Это позволило сосредоточить внимание на типологии, поэтике и функции снов в творчестве писателя. Список текстов «со сновидческой составляющей», рассматриваемых Н.Н. За-кировой, довольно внушителен: «Сон Макара», «Ненастоящий город», «Мороз», «Река играет», «Без языка», «Тени», «Судный день», «Убивец», «Государевы ямщики», «Софрон Иванович», «Художник Алымов», «Прохор и студенты», «Фёдор Бесприютный», «Мгновение», «Ночью», «Сон на Лене», «История моего современника». Особо выделен для анализа нарратив «летаргический сон» в повести «Глушь» (1885).

О своем специфическом интересе к внутреннему миру героев сам писатель размышлял, в частности, в письме к Н.К. Михайловскому, где присоединялся к А.П. Чехову в его стремлении «изобразить правдиво настоящего человека с его непосредственными ду-

шевными движениями»1. Короленко во многих своих произведениях анализировал такие малоисследованные явления человеческой психики, как интуиция, подсознание, таинственные и неосознанные порывы и влечения (стремясь понять тесную связь человека с природой и его далекими предками...). Пытаясь уловить таинственную, но, несомненно, существующую для него связь между глубинами природы и глубинами человеческой совести, писатель обращался к трудам физиологов, биологов, психологов, в которых искал положительные доказательства того, что громадная часть наших умственных процессов имеет характер «рефлексов» и может совершаться со замечательной стройностью «помимо сознания» и что «бессознательность... не такое уж недоразумение»2. Исходя из этого, становится понятен интерес писателя к сновидениям как форме выражения бессознательного начала в психике человека.

В статье «В.Г. Короленко о русском национальном характере» канд. филол. наук, доц. О.И. Иванова (Якутск, Россия) отмечает: «Для того чтобы прекрасной и здоровой оставалась окружающая среда, внутренне цельным и благородным должен быть народ, населяющий определенную территорию. Русский народ населяет территорию самой большой страны в мире. Для этой необъятной территории характерен суровый климат, и национальные особенности народа рождаются в борьбе с пространством и тем фактом, что большую часть года в России царит зима. Писатель В. Г. Короленко предъявлял высокие требования к русскому национальному характеру. В своих произведениях он описывает этот характер в разных ситуациях, иногда таких тяжелых и переломных, какой была ситуация во время и после революции 1917 г.» (с. 43).

И к этому осмыслению писатель пришел, находясь в якутской ссылке. О.И. Иванова анализирует рассказы «В облачный день», «Река играет», «Белая пташка», очерки «В голодный год», «В пустынных местах», повесть «Без языка», пронизанные (подобно природе) идеей пробуждения дремлющих сил. Отсюда в произведениях писателя - «поэтизация всего естественного, изначального, природного» (с. 46).

1 Короленко В.Г. О литературе. - М., 1957. - С. 465.

2 Короленко В.Г. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1953-1956. - Т. 10. - С. 102.

В статье «В.Г. Короленко в жизни (по материалам эпистоля-рия, дневниковых записей, автобиографической повести "История моего современника")» Л.В. Ольховская (ведущий научный сотрудник Полтавского Музея им. В.Г. Короленко) представляет уникальный материал, позволяющий словно окунуться в атмосферу, в которой жил и творил земляк полтавчанки, всю жизнь посвятившей изучению жизни и творчества писателя-гуманиста. Детально воспроизводится быт писателя, его поведение в житейских ситуациях и т. п. Проникновенная, доверительная манера повествования отличает стиль Л.В. Ольховской, что свидетельствует о большой любви к писателю. Такие концепты, как деньги и любовь, рассматриваются автором столь обстоятельно на материале произведений Короленко впервые. Из приводимых фактов и реальной конкретики доказательно вытекают выводы статьи: «Проблемы духовной и телесной любви в русской литературе конца Х1Х - начала ХХ в. стояли очень остро и не могли не затронуть... писателя, публициста, редактора, литературного критика. он стоял на страже не только справедливых общественных отношений, но и целомудренности в жизни и в отражающей ее литературе. Особенная одухотворенно-созидательная атмосфера пронизывает все, что вышло из-под талантливого. пера. Читаешь его и явственно ощущаешь тот прекрасный момент слияния творчества с жизнью, где одно питает другое» (с. 90).

В статье «Берёзовские Починки и их обитатели глазами В.Г. Короленко (по страницам "Истории моего современника")» канд. культурологии, доц. В.К. Семибратов (Киров, Россия) пишет: «Какими же остались жители Березовских Починков1 в памяти В.Г. Короленко? Прежде всего, в глаза наблюдателя бросилась внешность аборигенов, впервые встреченных им в "просторной перевозной избе на другом берегу Вятки", которая оказалась "полна народом. Тут были, во-первых, перевозчики, а во-вторых, семь старост во главе с старшиной Бисеровской волости. Кроме старшины, это был народ все рослый, плечистый и сильный. Вид у них был какой-то архаический: почти безбородые и безусые, с длинными волосами, ровно подстриженными на лбах, - они напоминали

1 В.Г. Короленко дважды подвергался аресту, был выслан в Вятскую губернию, затем был отправлен в Бисеровскую волость с местом поселения в удаленных Березовских Починках.

древних славян на старых картинах..."»1 Так воссоздаются выразительные портреты людей той местности.

А.В. Труханенко в статье «Рассказ В.Г. Короленко "Двадцатое число" на фоне рассказа К.С. Баранцевича "Фонарь" - экологический аспект» отмечает: «Литературное credo Короленко, таким образом, очевидно: научный анализ плюс гуманная идея. Это принципиальная внутренняя установка»2. Проведенный анализ выполнен в компаративистском ключе.

Завершается реферируемое издание разделом «Дополнительные материалы», в который вошли «живые» свидетельства презентаций, современных встреч в Москве, в Удмуртии и Полтаве, посвященных наследию писателя: «Экогуманизм Короленко» (Г. Безотосная), «В гостях у В.Г. Короленко» (Н. Закирова и С. Скопкарёва), «Короленко и природа» (А. Козельская).

В книгу включена «Библиография работ по короленковеде-нию», содержащая основные новейшие публикации ученых «гла-зовской научной школы» Удмуртии, Якутии и Украины.

Все это свидетельствует о перспективности дальнейшего изучения творчества В.Г. Короленко. Писатель-гуманист по-прежнему актуален, его художественное наследие вызывает интерес у читателей и ученых XXI столетия.

С. Л. Скопкарёва (г. Ижевск)

Зарубежная литература

2017.01.025. КЛОТ-МАНШТЕТТЕН М. ОШИБКИ В «ЭФФИ БРИСТ» ТЕОДОРА ФОНТАНЕ.

KLOTH-MANSTETTEN M. 'Fehltritte' in Theodor Fontanes Effi Briest // Euphorion [Zeitschrift für Literaturgeschiechte]. - Heidelberg, 2015. -Bd 109, H. l. - S. 57-88.

Ключевые слова: свобода; вина; И. Кант; общество; мораль; чувство; долг.

По мнению исследовательницы М. Клот-Манштеттен (Гей-дельбергский университет), в самом известном романе немецкого

1 Короленко В.Г. Собр. соч.: В 10 т. - М., 1953-1956. - Т. 10. - С. 93.

2 Там же. - Т. 10. - С. 111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.