Научная статья на тему '2017. 01. 003. Лукас М. Устойчивое потребление и "простые" жизненные стили: какие перспективы проявляются в повседневной жизни? Lukas M. nachhaltiger Konsum und simplifizierte Lebensstile: welche Perspektiven zeigen sich im Alltag? // Haushalt in Bildung U. Forschung. - Leverkusen, 2013. - H. 3. - S. 43-58'

2017. 01. 003. Лукас М. Устойчивое потребление и "простые" жизненные стили: какие перспективы проявляются в повседневной жизни? Lukas M. nachhaltiger Konsum und simplifizierte Lebensstile: welche Perspektiven zeigen sich im Alltag? // Haushalt in Bildung U. Forschung. - Leverkusen, 2013. - H. 3. - S. 43-58 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОМОХОЗЯЙСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Евсеева Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 003. Лукас М. Устойчивое потребление и "простые" жизненные стили: какие перспективы проявляются в повседневной жизни? Lukas M. nachhaltiger Konsum und simplifizierte Lebensstile: welche Perspektiven zeigen sich im Alltag? // Haushalt in Bildung U. Forschung. - Leverkusen, 2013. - H. 3. - S. 43-58»

разовых, а не родственных связей, т.е. преодолевает дихотомию «жесткая встроенность в сеть близких / полное одиночество и индивидуализм». Кроме того, понятие одноразовых социальных связей в дополнение к уже известным категориям сильных и слабых связей способствует более объемному пониманию социальных реалий сегодняшнего дня, а именно процесса функционирования сетей взаимоотношений в беднейших кварталах и стратегий преодоления жизненных трудностей представителями малоимущих слоев городского населения.

Е.Л. Ушкова

2017.01.003. ЛУКАС М. УСТОЙЧИВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И «ПРОСТЫЕ» ЖИЗНЕННЫЕ СТИЛИ: КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ? LUKAS M. Nachhaltiger Konsum und simplifizierte Lebensstile: Welche Perspektiven zeigen sich im Alltag? // Haushalt in Bildung u. Forschung. - Leverkusen, 2013. - H. 3. - S. 43-58.

Ключевые слова: устойчивое потребление; потребительское поведение; домохозяйство.

Мелани Лукас (Вуппертальский институт климата, окружающей среды и энергии, Германия) в своей статье размышляет о роли таких явлений, как устойчивость и достаточность, в повседневном потребительском поведении. В качестве практического приложения данных вопросов она рассматривает перспективы различных трендов и экологических инициатив.

В большинстве своем люди, утверждает в начале статьи автор, стремятся к благополучию, духовному и материальному благосостоянию, однако в современных условиях представления о благосостоянии требуют пересмотра. Все большую популярность завоевывает идея, согласно которой экономический рост должен смениться экономикой достаточности. Тем не менее по-прежнему превалирует неоклассическое определение благосостояния, основывающееся на постоянно растущем доходе, что предполагает и использование все новых природных ресурсов1. В то же время при-

1 См.: Lettenmeier M., Liedtke C., Rohn H. Eight tons of material footprint // Resources. - Basel, 2014. - Vol. 3, N 3. - P. 488-515. (На момент написания статьи -в печати. - Прим. реф. )

рода заявляет о себе климатическими изменениями, ростом стихийных бедствий и пр. По словам автора, необходимо видеть общую картину, быть чувствительным к различным явлениям как в своей местности, так и на другом конце света, устанавливать связи между ними - иными словами, мыслить одновременно глобально и локально. Одним из способов поддержания подобного мировосприятия может стать стремящийся к большей простоте образ жизни и, соответственно, устойчивое потребление, т.е. потребление на основе модели устойчивого развития.

Г. Шульце описывает современное общество как «общество индивидуальных переживаний», в котором потребление выполняет функцию ориентации1. Согласно данному автору, в современном обществе потребление выходит за пределы обыденных покупок. В частности, покупка аксессуаров для любимого занятия становится частью хобби. Более того, шоппинг в целом может наделяться значением развлечения и превращаться в вид досуга.

В представлении Лукас идеи устойчивого потребления мотивируют индивидов на рациональное потребительское поведение, оправданное по экологическим, социальным и экономическим соображениям. В 1980-1990-е годы потребление экологической продукции требовало изменения всех потребительских привычек, тогда как в настоящее время достаточно из существующего ассортимента выбрать вегетарианские продукты либо биопродукты. Стремление к более экологичному образу жизни сейчас является социально приемлемым2.

Одним из наиболее популярных направлений экологичного поведения является так называемый простой жизненный стиль (варианты наименования - «простая жизнь», «добровольная простота», «антипотребительство» («антиконсьюмеризм»), «минимализм», дауншифтинг и пр.)3. Подобная жизненная стратегия предполагает

1 Schulze G. Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. - 2. Aufl. -Frankfurt a. M.: Campus, 2005.

2

Cherrier H., Black I.R., Lee M. Intentional non-consumption for sustainability // European j. of marketing. - Bingley, 2011. - Vol. 45, N 11-12. - P. 1757-1767.

См., например: Alexander S. Property beyond growth: Towards a politics of voluntary simplicity: PhD thesis. - Melbourne: Univ. of Melbourne, 2011; Schreurs J., Martens P., Kok G. Living with less as a transformation process: A qualitative study of consumer behavior reform through spending reduction // Qualitative market research: An international j. - Bingley, 2012. - Vol. 15, N 2. - P. 188-205.

пересмотр индивидуальных ценностей и выливается в ограничение потребностей и снижение запросов1. Ряд авторов считают ориентацию на упрощенный образ жизни более чем актуальной, поскольку «прежние кризисы были связаны с недостатком, нынешний же кризис - это кризис переизбытка»2. Вместе с тем, предупреждает Лукас, переход к такому образу жизни - отнюдь не простое предприятие; в частности, возможно пересечение различных моделей поведения. С ее точки зрения, необходимо согласие между желаниями и поступками, открытость переменам, а также чувство справедливости, ориентация на защиту окружающей среды, как и убежденность в том, что ограничение потребления означает повышение качества жизни, и не в последнюю очередь - гибкость в повседневном поведении.

В 1980-е годы, напоминает автор, сформировалось представление о том, что окружающая среда нуждается в защите. Притом что идея заботы об окружающей среде так или иначе по-прежнему импонирует всем индивидам, выбирающим «простой» образ жизни и сокращающим собственное потребление, их мотивы как таковые могут быть различными. Одни хотят стать здоровее, другие таким образом реализуют стремление к большей справедливости в мире, третьи считают, что так в большей мере контролируют свою жизнь и сами принимают важные решения. Многие полагают, что если продукция произведена ими самими, знакомыми им людьми либо небольшими местными компаниями, то они могут быть уверены в ее качестве. В США, например, популярны такие явления, как ЭГУ, домашнее производство продуктов питания, совместное пользование и обмен одеждой и другими товарами, экологическое строительство (строительство экологичного жилья под заказ) и т.п.3 Ведущие направления в данной сфере, как указывает автор, - это собственное производство, коллективное пользование и продвижение альтернативной региональной экономической модели. Она

1 Jermier J., Lafferty B. Theorizing the holistic voluntary simplification lifestyle: Paper presented at the SCORAI conference. - Worchester (MA): Clark univ., 2013. -June 12-14.

Graham C. The pursuit of happiness: An economy of well-being. - Wash.: Brookings institution press, 2011. - P. 140.

3

Schor J. True wealth: How and why millions of Americans are creating a timerich, ecologically light, small-scale, high-satisfaction economy. - L.: Penguin, 2011.

приводит в пример четыре действующих в Германии проекта и размышляет об их экологическом и социальном воздействии.

• Kleiderkreisel.de (с 2009 г.) - национальный интернет-ресурс для обмена одеждой; экологический эффект: спорный (необходима частая стирка, что наносит вред окружающей среде); социальное воздействие: объединение энтузиастов данного движения и предоставление им площадки для общения.

• Инициативы CSA (Community supported agriculture) (с 1960-х годов) - экологические сельскохозяйственные предприятия, поддерживаемые местным активом; экологическая перспектива: отказ от минеральных удобрений, близкая доставка позволяет сократить вредные выбросы (в то же время использование в этих целях частного транспорта не является лучшим экологическим решением); социальная перспектива: проведение фестивалей и других мероприятий соответствующего интереса для местной общины, развитие вкуса к экологическим продуктам.

• Urban Gardening («городское садоводство») (восходит к началу XX в.) - использование городских площадей для разведения овощей и фруктов; экологическое воздействие: создание местного источника производства и потребления; повышение городского биоразнообразия; социальное воздействие: основа для общения местных жителей, возрождение традиционных методов садоводства.

• DaWanda (с 2006 г.) - (глобальный) интернет-портал, представляющий продукцию собственного производства частных лиц; экологический аспект: распространение качественной продукции, большей частью сделанной своими руками из натуральных материалов; социальный аспект: поддержка частных производителей, преодоление негативных сторон массового производства вроде плохих условий труда и пр.

Важной составляющей устойчивого потребления, отмечает автор, является частное домохозяйство. В его рамках происходит распределение деятельностного потенциала членов семьи, а доходы направляются на решение потребительских и инвестиционных задач. Экологическое потребление может быть сопряжено с непростыми решениями, требующими поиска информации, оценки альтернатив, последующего контроля. Когда сделан выбор в пользу той или иной модели поведения, она стабилизируется и ей в дальнейшем следуют члены семьи. Домохозяйство представляет собой

очаг социализации и школу социальных и культурных навыков; здесь определяются мотивации и формируются потребительские предпочтения.

В следующей части статьи автор характеризует перспективы и потенциальные преграды на пути устойчивых и достаточных потребительских и жизненных стилей. Как она указывает, нередко препятствием становятся повседневные структуры и рутинные практики. Подчас потребители скептически относятся к экологическим инициативам; затраты на реализацию более экологичного образа жизни представляются им излишне высокими, а личная выгода крайне низкой. На индивидов, полагает О. Штенгель1, в данном случае оказывают влияние два основных фактора - культура (которая им сообщает материалистическую картину мира и индивидуалистические ценности, такие как независимость, самореализация, успех) и соответствующие социальные нормы (согласно которым люди и осуществляют свою деятельность). Часто устойчивое потребление не превращается в стабильную практику. Привезя домой на велосипеде с рынка выходного дня фермерские продукты в воскресенье, в понедельник индивид пересаживается на автомобиль и перекусывает в ресторане быстрого питания. Многие авторы придерживаются мнения, что долгосрочный эффект будет обеспечен в том случае, если индивиды увидят в новом образе жизни какую-то пользу для себя. Причем речь не обязательно идет о материальной выгоде - это может касаться времени, свободы, комфорта, статуса и т.п. Тем самым детерминантами устойчивого потребления будут выступать осознание собственного вклада, прозрачность экологических проектов и положительный баланс выгод по отношению к убыткам2.

Далее автор вновь возвращается к упоминавшимся выше четырем экологическим инициативам и анализирует их потенциал в соответствии с данными детерминантами.

• Kleiderkreisel.de. Вклад: незначительный (участники необязательно осознают экологическую пользу данного предпри-

1 Stengel O. Suffizienz: Dissertation. - München: Oekom, 2011.

Bilharz M. «Key Points» nachhaltigen Konsums: Ein strukturpolitisch fundierter Strategieansatz für die Nachhaltigkeitskommunikation im Kontext aktivierender Verbraucherpolitik. - München: Oekom, 2008. - Bd. 4: Wirtschaftswissenschaftliche Nachhaltigkeitsforschung.

ятия). Прозрачность: низкая (рассмотреть вещь удается только после покупки). Выгода: высокая (продаются вещи со значительными скидками). Содействие устойчивому потреблению и упрощению жизненного стиля домохозяйства: незначительное.

• Инициативы CSA. Вклад: значительный (участники поддерживают данную инициативу всеми доступными, в том числе финансовыми, средствами). Прозрачность: высокая (благодаря территориальной близости потребители знакомы с производителями). Выгода: средняя (мелкая розничная торговля может не приносить больших доходов, и товары продаются по не самым низким ценам). Содействие устойчивому потреблению в домохозяйстве: значительное (высокая оценка экологичного образа жизни, натуральных продуктов и «чистого» сельского хозяйства; возрождение традиционных аграрных технологий).

• Urban Gardening. Вклад: значительный (предполагается личное участие). Прозрачность: высокая (участники вовлечены в процесс на всех этапах от посадки до сбора урожая). Выгода: средняя (зависит от вложений, урожая и т.д.). Содействие устойчивому потреблению в домохозяйстве: значительное (требуется установка на более экологичный стиль жизни; совершенствуются садоводческие знания и навыки).

• DaWanda. Вклад: незначительный / средний (индивидуальные вложения минимальные). Прозрачность: высокая (профили производителей содержат детальную информацию о них). Выгода: невысокая (по сравнению с продукцией массового производства). Содействие устойчивому потреблению: значительное (хотя об изменении образа жизни в домохозяйстве говорить не приходится).

При этом экологические инициативы часто остаются на уровне региона или отдельного сообщества. Лишь став по-настоящему модными и социально востребованными, эти практики приобретут, по мнению автора, действительно широкое распространение, и ей представляется, что сейчас как раз тот момент, когда это становится возможным. Свою роль в данном процессе должны сыграть частные домохозяйства как пространства деятельности и социализации. В целом, полагает М. Лукас, необходимо добиться смягчения материалистических тенденций, и основой реализации актуальных трендов могут стать экологические ини-

циативы, каждая из которых должна быть проанализирована и по возможности усовершенствована.

Я. В. Евсеева

2017.01.004. МАНДЕМАКЕРС Й., РУТЕРС А. ФАСТФУД ИЛИ СЛОУФУД? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЛЮДИ ТРАТЯТ НА ЕДУ: ОБЪЯСНЯЯ ТРЕНДЫ В НИДЕРЛАНДАХ В 1975-2005 гг. MANDEMAKERS J., ROETERS A. Fast or slow food? Explaining trends in food-related time in the Netherlands, 1975-2005 // Acta sociologica. - L., 2015. - Vol. 58, N 2. - P. 121-137.

Ключевые слова: еда; потребление; фастфуд; слоуфуд; использование времени; Нидерланды.

Йорнт Мандемакерс (Вагенингенский университет, Нидерланды) и Анна Рутерс (Утрехтский университет, Нидерланды) прослеживают, как на протяжении трех десятков лет менялось время, которое жители Нидерландов тратили на приготовление и принятие пищи, а также насколько часто они ели в ресторанах и других предприятиях общественного питания либо покупали готовую еду, не требующую приготовления. Результаты приведенного авторами статьи опроса, посвященного использованию времени в Нидерландах (DTUS, Dutch time use survey, нидерл. Tijdsbestedingsonderzoek, 1975-2005 гг.; в целом участие в нем принял 13 421 респондент), свидетельствуют об общем снижении времени, затрачиваемом как на приготовление, так и на потребление пищи; единственное исключение составили женатые мужчины: для этой группы характерно увеличение времени, посвящаемого приготовлению еды.

По словам авторов, еда находится в ряду наиболее значимых человеческих практик, и вопрос о том, сколько времени люди тратят на приготовление и употребление пищи, имеет важные социальные и медицинские аспекты. Чем больше времени люди проводят на кухне и за обеденным столом, тем выше вероятность, что еда будет качественной и здоровой и тем больше у них будет возможностей для общения с близкими людьми [с. 121-122]. С ростом популярности фастфуда в западных странах наметилось сокращение времени на приготовление и потребление пищи. Тем не менее в последние десятилетия кулинария стала достаточно популярным хобби, и, кроме того, распространяются идеи здорового питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.