Научная статья на тему '2017.01.002. ТИРОЛЬ Ж. МОРАЛЬ И РЫНОК. TIROLE J. LA MORALITé ET LE MARCHé // COMPTE-RENDU DE LA CONFéRENCE LUNDI 11 JANVIER 2016, INSTITUT DE FRANCE. - P., 2016. - 10 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://GESD.FREE.FR/TIROLE116.PDF'

2017.01.002. ТИРОЛЬ Ж. МОРАЛЬ И РЫНОК. TIROLE J. LA MORALITé ET LE MARCHé // COMPTE-RENDU DE LA CONFéRENCE LUNDI 11 JANVIER 2016, INSTITUT DE FRANCE. - P., 2016. - 10 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://GESD.FREE.FR/TIROLE116.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / МОРАЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / ФИЛОСОФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.002. ТИРОЛЬ Ж. МОРАЛЬ И РЫНОК. TIROLE J. LA MORALITé ET LE MARCHé // COMPTE-RENDU DE LA CONFéRENCE LUNDI 11 JANVIER 2016, INSTITUT DE FRANCE. - P., 2016. - 10 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://GESD.FREE.FR/TIROLE116.PDF»

имеющих большое практическое значение с точки зрения экономической политики. Кроме того, наблюдается возрождение интереса к экономической истории.

И.Ю. Жилина

2017.01.002. ТИРОЛЬ Ж. МОРАЛЬ И РЫНОК. TIROLE J. La Moralité et le marché // Compte-rendu de la conférence lundi 11 janvier 2016, Institut de France. - P., 2016. - 10 p. - Mode of access: http://gesd.free.fr/tirole116.pdf

Ключевые слова: рынок; мораль; экономические теории; философия.

В выступлении во Французской академии моральных и политических наук (Académie des sciences morales et politiques) - одной из пяти национальных академий, входящих в Институт Франции, -Нобелевский лауреат по экономике Ж. Тироль определяет свою позицию в споре экономистов и философов о нравственных границах рынка.

Граждане разных стран, подчеркивает Тироль, по-разному относятся к рыночной экономике. В 2005 г. 61% жителей планеты верили в то, что рыночная экономика является лучшей системой, обеспечивающей их будущее. Это мнение разделяли 65% немцев, 71 американцев и 74% китайцев, но только 43% русских, 42 аргентинцев и 36% французов (с. 4). В академической среде степень доверия к рынку различается в зависимости от научной специальности. Большая часть экономических исследований посвящена выявлению и коррекции несовершенств рынка с помощью государственной политики. В то же время представители других социальных наук часто упрекают экономистов в игнорировании этических проблем и указывают на необходимость определить четкую границу между рыночной и нерыночной сферами. В связи с этим возникает необходимость анализа подобных различий в восприятии рынка.

Многие философы, убежденные в необходимости моральных ограничений для рынка, считают, что если рынок обладает хорошими распределительными свойствами и защищает от целого ряда рисков, то, чтобы воспользоваться его достоинствами, следует отказаться от механизмов «laisser-faire». Центральной фигурой этих

искоренителей рынка является философ, политолог, профессор Гарвардского университета М. Сэндел (М. Sandel), книга которого имела огромный успех1.

Сэндел исходит из того, что некоторые продукты и услуги не могут быть товарами (поступление в престижный университет, человеческие органы, настоящая дружба и т.д.) и не должны покупаться или продаваться. Тот факт, что они все же покупаются и продаются, доказывает, что рынок плохо функционирует и нуждается в нравственных границах. Некоторые философы видят в рынке угрозу социальным связям, другие указывают на то, что рынок препятствует перераспределению государственной власти (puissance publique).

I. Нравственные границы рынка. Размышления философов свидетельствуют, по мнению Тироля, об их недостаточном знакомстве с работами экономистов, в частности по информационной экономике и экстерналиям, в которых обсуждаются такие проблемы, как мораль, этика, отчуждение. В них, например, показано, что мысль о покупке дружбы противоречит теории информационной асимметрии: если бы дружба была товаром, невозможно было бы понять, реальна ли она, и тогда она потеряла бы всю свою стоимость (ценность). Теория информации доказывает, что поступление в престижный университет свидетельствует о богатстве, но не о таланте, и что диплом престижного университета не будет иметь значения для работодателя при оценке компетенций кандидатов на руководящие посты. Таким образом, с точки зрения теории информации, подобная критика рынка не имеет смысла.

Теория экстерналий и интерналий также выступает против утверждения Сэндела. Например, рынок усыновления детей не является рынком в полном смысле, поскольку сводит друг с другом суррогатных матерей и родителей-усыновителей, исключая при этом из процесса взаимодействия наиболее заинтересованных его участников, т.е. самих детей, которые находятся под влиянием экс-терналий.

Другой пример, который приводит Сэндел, - это наркотики. Поскольку потребление наркотиков обусловлено недостатком са-

1 Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 256 с.

модисциплины и привыканием, то наркомания является не моральной проблемой, а проблемой защиты индивидов от наркоторговцев (экстерналий) и от самих себя (интерналий). Все эти примеры свидетельствуют о несовершенствах рынка, которые и изучают экономисты, однако отказ от рынка не является хорошим решением. Тироль советует обратиться к теории побуждений (мотиваций), предлагающей совместить индивидуальные и коллективные цели.

Однако некоторые философы указывают на контрпродуктивность побуждений, поскольку внешние побуждения заменяют внутренние. Сэндел приводит в качестве примера вознаграждение ребенка деньгами за прочитанную книгу. По его мнению, читая только для получения финансовой выгоды, ребенок ничего не извлечет из книги ни в интеллектуальном, ни в образовательном плане. Отсюда Сэндел делает вывод о том, что «рынки не безгрешны» (с. 6). Но он не учитывает того, что мотивации никогда не бывают «чистыми» (именно это показали экономисты). Например, согласно теории сигнала следует учитывать стремление человека обращать на себя внимание, быть признанным обществом. Хотя денежная компенсация, несомненно, снижает воздействие посланного сигнала, отмена финансовой выгоды не аннулирует мотивацию полностью.

II. Рыночное, нерыночное и священное (сакральное). Люди испытывают настороженность по отношению к некоторым рынкам (человеческих органов, суррогатного материнства, проституции и т.д.), поскольку исходят из моральных принципов. Но сами эти принципы нуждаются в анализе. Так, Нобелевский лауреат Г. Беккер (G. Becker) отметил, что запрет на продажу почек ограничит количество жертвователей, осуждая на смерть миллионы людей. С его точки зрения, противники рынка органов не должны прикрываться идеалом нравственности, если это приводит к смерти больных, которым требуется пересадка органов.

Прежде чем учить морали и осуждать рынок априори, следует, по мнению Тироля, проанализировать моральные табу. Такой анализ имеет решающее значение для выстраивания правильной государственной политики и представляется гораздо более полезным и эффективным, чем эмоциональный подход, основанный на таком чувстве, как возмущение. Задаваясь вопросом, почему людей смущает рынок органов или патентование живых форм, Тироль

отмечает, что еще И. Кант различал понятия цены и достоинства, которое не имеет эквивалента. Жизнь не имеет цены, поскольку у нее нет эквивалента. Она сакральна, следовательно, не может быть объектом рынка.

Табу, касающиеся жизни и смерти, имеют определенные последствия. Объяснение выбора, связанного, например, со здоровьем, порождает разногласия, одним из основных следствий которых является рост числа смертей. Настороженное отношение к расчетам, касающимся количества людей, которых можно спасти, и необходимым для этого средствам, ежегодно стоит жизни миллионам. Такие расчеты шокируют общество, но шокирует и принципиальный отказ от них, поскольку цена этого отказа выражается количеством потерянных жизней (с. 8).

Для обоснования отказа от подобных расчетов философы используют известные дилеммы, в частности дилемму вагонетки (в рамках мысленного эксперимента у людей выясняют, согласятся ли они остановить вагонетку, убив одного человека для спасения пяти). Однако Тироль считает, что нужно не отказываться от таких расчетов, а понять их природу и оценить издержки для государственной политики. Поскольку фактически все индивиды неявно придают жизни стоимость, эти табу необходимо проанализировать с учетом факторов времени и пространства.

III. Возмущение. Чувство возмущения часто является плохим советчиком: оно может привести к утверждению предпочтений одного человека в ущерб свободе других. Этот факт нуждается в более глубоком экономическом анализе. Для начала необходимо понять движущие силы морали и поведения людей. Так, исследования показывают, что распределение ответственности («меня попросили это сделать», «все так поступают» и т.д.) разрушает моральные ценности.

IV. Рынок и социальные связи. Многие считают, что рынок растворяет социальные связи. Делая отношения анонимными, мешая крупным предприятиям устанавливать высокие цены и производить некачественные продукты, рынок действительно ослабляет социальные связи. Но это ослабление имеет свои преимущества. Рынок учит агентов взаимодействовать, снижает зависимость от поставщиков и монополий. Фактически те, кто выражает обеспокоенность по отношению к влиянию рынка на социальные связи,

плохо знают некоторые его достоинства и приписывают ему недостатки, перечисленные ниже.

1. Рынок усиливает эгоизм участников, снижая их способность к альтруизму. Однако еще А. Смит показал, что эгоизм служит мотором социальных связей: личный интерес подталкивает к обмену и развитию отношений. Следовательно, алчность сама по себе ни хороша, ни плоха: ориентированная на новаторское конкурентное поведение в рамках хорошо известной системы законов и регулирования она может стать мотором инноваций и привести к гармоничному развитию.

2. Рынок позволяет осуществлять некоторые трансакции, которые без него были бы невозможны. Но рынок - это место конкуренции, соревнования и сотрудничества, которое дает возможность развивать и выбирать социальные связи. При этом выбранные связи имеют преимущество перед навязанными.

3. Явный запрет на коммерциализацию продуктов и услуг может сосуществовать с неявной коммерциализацией. Так, женщина, которую оскорбляет сама мысль о проституции, может сохранить верность супругу из соображений финансовой безопасности или страха одиночества. Таким образом, на рынок направлена критика, которую можно было адресовать самому человечеству. Рынок как зеркало способствует уменьшению человеческого лицемерия и выявлению некоторых склонностей, которые индивид хотел скрыть не только от других, но и от самого себя.

Некоторые размышления о связи рынка с неравенством. У рыночной экономики нет оснований для создания такой структуры доходов, которая априори соответствует предпочтениям общества. Именно поэтому необходима распределительная и перераспределительная налоговая система, которая может смягчить неравенство.

Экономисты могут измерить неравенство, понять его источники, проследить эволюцию, проанализировать эффективность политики перераспределения. Однако возможности экономической науки ограничены: целостная налоговая система обязательно основывается на компромиссе между распределением и покупательной способностью. Точный выбор в отношении этого компромисса сделать трудно, поскольку все зависит от предпочтений людей и поскольку мы не располагаем всей необходимой информацией.

Дополнительная трудность для экономиста состоит в определении неравенства на различных уровнях (страны, мира). Речь идет об этическом суждении, относительно которого экономист может иметь собственное мнение. Но в основе этого суждения лежит сложный вопрос об общественных предпочтениях. Экономист не может выказывать этическое суждение, хотя оно влияет на экономическую политику.

Кроме того, измеряемое в денежных показателях неравенство включает и множество других составляющих, таких как доступ к медицинским услугам, уважение, социальная интеграция и особенно чувство собственного достоинства. Большинство людей хотят чувствовать себя полезными обществу, которое часто не учитывает эту потребность, как не учитывает и серьезных потрясений, связанных с цифровой экономикой. Поэтому, заключает Тироль, этические соображения, которые должны приниматься во внимание при определении государственной политики, не должны мешать анализу.

И.Ю. Жилина

2017.01.003. ЛЕКНЕР К., МИЛАНОВИЧ Б. ГЛОБАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ: ОТ ПАДЕНИЯ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ ДО ВЕЛИКОЙ РЕЦЕССИИ.

LAKNER C., MILANOVIC B. Global income distribution: from the fall of the Berlin wall to the Great Recession // World bank econ. rev. -2016. - Vol. 30, N 2. - P. 203-232.

Ключевые слова: неравенство; доходы населения; распределение доходов; кривые охвата.

Авторы, сотрудник Всемирного банка и приглашенный профессор Городского университета Нью-Йорка, проанализировали данные 565 обследований доходов и потребления населения в различных странах мира в 1988, 1993, 1998, 2003 и 2008 г. Этими обследованиями были охвачены 89,9% населения планеты - от 61,9% в странах Ближнего Востока и Северной Африки и 64,7% в странах Тропической Африки до 97,6% в промышленно развитых странах (ПРС) и 100% в Индии и Китае. На основе этой информации авторы рассчитали значения индекса Джини по группам стран и среднегодовые доходы на душу населения по децильным группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.