Научная статья на тему '2016. 04. 040. Последние письма сталину, 1952-1953. Реконструкция документального комплекса. - М. : РОССПЭН, 2015. - 542 с'

2016. 04. 040. Последние письма сталину, 1952-1953. Реконструкция документального комплекса. - М. : РОССПЭН, 2015. - 542 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
334
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / 1950-Е ГОДЫ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСТРОЕНИЯ / ПИСЬМА И.В. СТАЛИНУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Любин В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 040. Последние письма сталину, 1952-1953. Реконструкция документального комплекса. - М. : РОССПЭН, 2015. - 542 с»

2016.04.040. ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА СТАЛИНУ, 1952-1953. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА. - М.: РОССПЭН, 2015. - 542 с.

Ключевые слова: СССР, 1950-е годы; общественные настроения; письма И.В. Сталину.

Документы, опубликованные в сборнике, отражают проблемы советской истории начала 1950-х годов: массовые общественные настроения и реалии повседневной жизни советского народа. Они показывают степень информированности советских вождей, в частности Сталина, об этих настроениях. Составители сборника -Г.В. Горская, М.С. Астахова, В. Дённингхаус, Е.Е. Кириллова, А. С. Кочетова. Сборник вышел в серии «Документы советской истории». В книге имеются введение, археографическое предисловие, два раздела - «Письма, доложенные Сталину И.В.» (всего 149 писем) и «Сводки писем, полученных на имя Сталина И.В.» - и именной указатель.

Исследование социальных настроений и уровня жизни в послевоенном СССР - важное направление современной историографии. Письма, обращения и жалобы граждан СССР в различные властные инстанции и персонально к советским руководителям составляют один из важнейших источников по истории советского периода, отмечает во введении д-р ист. наук О.В. Хлевнюк. Сталин был, несомненно, высшим авторитетом и главным адресатом всех советских жалобщиков и заявителей. «Точное количество писем, которые поступали на его имя, пока неизвестно. Однако вряд ли их было меньше, чем несколько сотен тысяч в год» (с. 9).

В примечаниях к документам даются пояснения к отдельным фактам, дополнительные сведения, информация о принятых решениях в тех случаях, когда подготовителям удалось их установить (с. 26). Именные комментарии составлены по персоналиям, чьи биографические данные удалось установить.

Получение таких сведений об авторах писем было затруднено в связи с тем, что большинство из них являлись рядовыми гражданами страны. Вместе с тем составители воспользовались тем, что часть людей, обращавшихся к И.В. Сталину, являлись членами партии и сообщали номера своих партийных билетов. Такой источник позволил получить некоторую информацию для именных ком-

ментариев и в ряде случаев представить важные сведения о судьбе авторов писем (с. 26).

Письма представлены в хронологическом порядке. Первое помещенное в сборнике письмо - от «Кекелидзе А.З., соратника Сталина И.В. по революционной деятельности», датировано 3 сентября 1951 г. (с. 29-30), последнее письмо - от «Бермана С.О., ответственного секретаря газеты "Челнок" комбината "Красная роза"» (с. 497-498), датировано 12 февраля 1953 г.

Обращает на себя внимание письмо под номером девять публикуемой подборки писем, которое «Брик Л., друг Маяковского В.В.» отправила 21 января 1951 г. на имя Поскребышева с просьбой сообщить о его содержании тов. Сталину. В нем Л. Брик критикует вышедшую в 1950 г. «книгу критика В. Перцова о жизни и творчестве В.В. Маяковского до Великой Октябрьской революции», которая «пестрит бесконечным количеством фактических ошибок и искажений» и потому не может быть выдвинута на Сталинскую премию, так как в ней «намеренно искажается образ великого советского поэта». В книге «чрезмерно раздувается» влияние на Маяковского футуризма, и это заслоняет «то глубоко революционное, что всегда было в Маяковском». Главное в творчестве Маяковского, считала Л. Брик, «то, что он написал после Октябрьской революции, в нашу советскую эпоху» (с. 51).

«Реконструкция комплекса писем, доложенных Сталину», позволяет изучать некоторые аспекты практики политического руководства «позднего сталинизма», в частности систему реагирования на сигналы снизу (с. 18). Помимо писем, по которым принимались частные решения, существовали обращения, становившиеся поводом для более общих решений и даже целых кампаний. В сталинской политической системе это было традицией. Последние письма Сталину, публикуемые в сборнике, также являлись предметом обсуждений в высших эшелонах власти.

Письма, получаемые советскими вождями, сыграли определенную роль в осознании политическим руководством страны сложности положения и необходимости реальных действий. За решение задач, о которых говорилось в письмах (в частности, о плохом снабжении продуктами сельского хозяйства), взялись наследники Сталина уже после его смерти. Началась постепенная переориентация экономики на повышение реального уровня жизни

советских людей. И первым шагом стали реформы в сельском хозяйстве.

Сигналы снизу, поступавшие в адрес Сталина, «есть основания считать одним из источников представлений высшего советского руководства о положении в стране и инициирования определенных политических решений», заключает О.В. Хлевнюк (с. 23).

В.П. Любин

2016.04.041. ГОЛОВКОВ Г.З. РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РЕВОЛЮЦИИ. ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ. - М.: Омега-Л, 2016. -479 с.

Ключевые слова: российская интеллигенция; революционное движение в России.

В книге Г. З. Головкова, основанной на широком круге источников - дневниках, воспоминаниях, переписке, - рассматривается роль радикальной части интеллигенции в революционном движении конца XIX - начала XX в. Книга состоит из введения, 10 глав и заключения.

Автор считает, что сложно найти подходящее определение интеллигенции - среди русской (российской) радикальной интеллигенции были представители разных сословий (от высшей аристократии до разночинцев), люди с разным уровнем образования, представители разных народов и этносов. К радикальной части Г. З. Головков относит тех, кто состоял в революционных кружках и партиях, тех, кто сознательно и целенаправленно работал на разрушение существующего строя с целью построения на его развалинах некого «нового» мира.

Г. З. Головков последовательно прослеживает роль и судьбы идеологов и участников революционного движения (А.И. Герцена, Н.П. Огарева, С.М. Степняка-Кравчинского и др.); организаторов и исполнителей террористических актов (В. Засулич, И. И. Гриневиц-кого, А.И. Желябова, С. Л. Перовской и др.). Отдельные главы посвящены Боевой организации эсеров (Г.А. Гершуни, Е.Ф. Азеф); возникновению и распространению марксизма в России, а затем размежеванию марксистов на большевиков и меньшевиков (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов, Ю.О. Мартов и др.). Небольшая глава посвящена знаменитому изданию - «Вехи. Сборник статей о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.