Научная статья на тему '2016. 04. 027. Шенг А. , дженг C. план «б» для мировой экономики. Sheng A. , Geng X. plan b for the global economy // project Syndicate. - 2016. - Mode of access: https://www. Project-syndicate. Org/ commentary/global-coordination-debt-deflation-trap-by-andrew-sheng-and-xiao-geng-2016-03'

2016. 04. 027. Шенг А. , дженг C. план «б» для мировой экономики. Sheng A. , Geng X. plan b for the global economy // project Syndicate. - 2016. - Mode of access: https://www. Project-syndicate. Org/ commentary/global-coordination-debt-deflation-trap-by-andrew-sheng-and-xiao-geng-2016-03 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФЛЯЦИЯ / РЕФЛЯЦИЯ / ЭКОНОМИКА КИТАЯ / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / НЕТРАДИЦИОННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ВАЛЮТНЫЕ СВОПЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 04. 027. Шенг А. , дженг C. план «б» для мировой экономики. Sheng A. , Geng X. plan b for the global economy // project Syndicate. - 2016. - Mode of access: https://www. Project-syndicate. Org/ commentary/global-coordination-debt-deflation-trap-by-andrew-sheng-and-xiao-geng-2016-03»

связи с этим они вынуждены увеличивать свою маржу на ипотечных кредитах и кредитах предприятиям малого и среднего бизнеса. В результате вопреки целям политики ЕЦБ банки выдают меньше розничных и корпоративных кредитов.

Сосредоточенность ЕЦБ на повышении инфляции могла бы казаться правильной, но в действительности прямое расширение программы покупки облигаций игнорирует основные структурные проблемы, которые разрушают более слабые экономики стран зоны евро. Более того, предоставляя экономически слабым хозяйствующим субъектам все новые кредиты, программа денежных вливаний позволяет им не проводить непростые структурные реформы.

Денежное вливание было эффективным инструментом при форсировании экономического роста в США, потому что политика количественного смягчения функционировала при посредничестве рынка капитала. Но в Европе нет объединенного рынка капитала, который мог бы способствовать восстановлению равновесия на рынке портфельных ценных бумаг. В Европе система действует через канал банковских ссуд и, таким образом, раздуваются и искажаются реальные цены облигаций и акций.

Еще более критичным является то, что политика ЕЦБ приводит к существенному перераспределению средств вкладчиков (включая пенсионеров) из более сильных северных стран зоны евро (Германии, Финляндии и Нидерландов) к заемщикам в южных странах, включая Францию, Грецию, Италию, Португалию и Испанию. Такое перераспределение средств никогда не предполагалось в рамках Экономического и валютного союза (ЕВС) и совершенно очевидно не входит в рамки мандата ЕЦБ о проведении коренных изменений в системе ЕВС, особенно в том случае, если такие изменения идут на пользу определенной группе стран.

Е.А. Пехтерева

2016.04.027. ШЕНГ А., ДЖЕНГ C. ПЛАН «Б» ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

SHENG A., GENG X. Plan B for the global economy // Project syndicate. - 2016. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/ commentary/global-coordination-debt-deflation-trap-by-andrew-sheng-and-xiao-geng-2016-03

Ключевые слова: дефляция; рефляция; экономика Китая; финансовая стабилизация; структурные изменения; нетрадиционная денежно-кредитная политика; валютные свопы.

Авторы статьи, научные сотрудники Глобального института Азии при Гонконгском университете (Asia global institute, Universiy of Hong-Kong), указывают, что в условиях риска дефляции и усиления финансовой нестабильности в мире большое значение имеет путь, который выберет Китай для решения своих экономических проблем. Однако предотвращение краха китайской экономики является важным, но не единственным условием финансовой стабилизации в мире.

Вопреки советам многих китайских экономистов, руководство страны предпочло не следовать традиционному западному подходу, предусматривающему использование гибкого обменного курса в рамках смягчения денежно-кредитной политики, с тем чтобы сдерживать отток капитала и обеспечивать внутренний рынок ликвидностью с целью ускорения структурных изменений. Тем самым китайские лидеры подтвердили свою приверженность делу поддержания стабильного курса юаня, что успокоило западных экономистов и мировые финансовые рынки.

До этого существовали опасения, что Китай снизит обменный курс своей валюты, чтобы избежать дефляции, а это приведет к девальвациям для повышения конкурентоспособности и новому витку дефляции. К счастью, лидеры Китая осознают, что, если в мире продолжится сжатие торговых потоков, то низкий совокупный спрос, ослабляющий мировую торговлю, неизбежно негативно скажется на экономике самого Китая.

Китаю необходимо найти способ справиться с оттоком капитала и осуществить структурные реформы, необходимые для устойчивого и долгосрочного развития экономики. По мнению авторов, Китай сможет поддерживать темпы роста экономики на уровне примерно 6,5% в год, при условии быстрого проведения структурной реформы с целью создания новых рабочих мест для компенсации потерь от реструктуризации неэффективных производств и ликвидации избыточных производственных мощностей.

Народному банку Китая (НБК), отмечают авторы, неизбежно придется решать сложную задачу по поддержанию стабильного обменного курса юаня и предотвращению дефляции. Принимая во

внимание то, какие суммы из официальных резервов Китай уже потратил на стимулирование экономики и стабилизацию обменного курса, а также размер оттока капитала, превысившего в 2015 г. в 3 раза профицит торгового баланса в 2014 г., то тактика сокращения резервных требований была бы наиболее уместной.

НБК при этом придется ужесточить валютный контроль, но возможно применение и других макропруденциальных инструментов, таких, например, как налог Тобина (Tobin tax), который взимается при всех международных валютных транзакциях, чтобы препятствовать оттоку капитала1.

Весь этот комплекс мер для прекращения дефляции в Китае составляет так называемый План А. Но в современной многополярной глобальной системе ни одна страна не может спасти мировую экономику от долговой дефляции (debt deflation), когда реальная долговая нагрузка увеличивается в результате снижения общего уровня цен и курса валюты страны должника. Это явление наносит реальный удар по финансовому положению должника. Именно поэтому, считают авторы, мировое экономическое сообщество должно рассмотреть вопрос о выработке общей стратегии коллективных мер в этом вопросе, своеобразный План Б. Конечно, сделать это будет нелегко. Перед лицом беспрецедентных угроз для глобальной экономической стабильности, считают авторы, настало время для проведения конференции типа бреттон-вудской, чтобы определить, какие коллективные меры следует принять.

Промышленно развитые страны (ПРС), сталкивающиеся со многими проблемами (быстрым старением населения, высоким бременем социальных обязательств, изменчивой денежно-кредитной политикой и т.д.), начинают все больше зависеть от развивающихся стран (РС). Хотя у последних немало своих собственных проблем, они располагают более благоприятными демографическими условиями, переживают процесс быстрой урбанизации. У них имеется огромный потенциал для повышения производительности, который может поддержать глобальный экономический рост и спрос на создание инфраструктурных объектов, и для реше-

1 Такой налог был впервые предложен в 1971 г. профессором Дж. Тобином, нобелевским лауреатом по экономике, для стабилизации валютных курсов и борьбы с международными валютными спекуляциями. - Прим. реф.

ния проблемы истощения природных ресурсов и глобального потепления.

Основным фактором, сдерживающим реализацию потенциала РС, является нехватка капитала. Эту проблему надо решить, считают авторы, если мир хочет избежать ловушки долговой дефляции, а также преодолеть неравенство в уровне жизни. Один из способов - целевая финансовая поддержка РС.

Недавняя паника по поводу возможного обесценения юаня выдвигает на первый план еще одну убедительную причину для коллективных действий. В современном мире никто не застрахован от масштабных и нестабильных потоков капитала - даже страны, которые создали «подушку безопасности» в форме валютных резервов. В 2007-2009 гг. ПРС удалось избежать кризиса ликвидности во многом потому, что Федеральная резервная система США готова была заключать валютные свопы с центральными банками ПРС (central bank liquidity swap), партнерами США. Образование глобальной системы страхования ликвидности, подкрепленной многосторонним механизмом валютных свопов, могло бы помочь ПРС проводить в случае необходимости так называемую рефляцию (reflation)1, не опасаясь бегства капитала и (или) снижения обменного курса.

Коллективные действия также необходимы, чтобы сделать более эффективной нетрадиционную денежно-кредитную полити-ку2. До сих пор с помощью такой политики не удалось восстановить мировую экономику после глобального финансового кризиса в значительной степени потому, что коммерческие банки и другие кредиторы накапливали ликвидность, которую они получили от своих центральных банков, вместо того чтобы направлять ее в реальный сектор экономики путем кредитования предприятий малого и среднего бизнеса и инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты.

1 Рефляция - политика искусственного стимулирования экономики путем ослабления денежно-кредитных ограничений, увеличения денежной массы или снижения налогов. - Прим. реф.

Термин «нетрадиционная денежно-кредитная политика» возник в период глобального финансового кризиса 2007-2008 гг. Меры, применяемые в рамках такой политики, включают кредитное смягчение, количественное и качественное смягчение. - Прим. реф.

Не случайно, что с 2010 по 2014 г. крупнейшие банки, фирмы и инвестиционные фонды увеличили свои запасы наличности на 3 трлн долл., т.е. примерно на ту сумму, которую центральные банки в ПРС с резервной валютой израсходовали на вливания в экономику за тот же период. Коллективные действия, направленные на предотвращение дефляции и стимулирование глобального экономического роста, позволят странам, за счет ликвидации избыточных производственных мощностей и корректировки налоговой политики при одновременном снижении геополитической неопределенности, преодолеть нерасположенность финансовых учреждений к риску и тем самым улучшить механизмы передачи сигналов нетрадиционной денежно-кредитной политики.

Достижение глобального консенсуса, несомненно, трудный процесс, но в современных условиях этого не избежать. Если страны будут продолжать действовать в одиночку, может пострадать экономика всего мира.

Е.А. Пехтерева

2016.04.028. РАВО Ж. ЭКОНОМИСТЫ ПРОТИВ БАНКИРОВ. RAVEAUD G. Les économistes contre les banquers // Altereco plus. -2016. - Mode of access: http://www.alterecoplus.fr/finance/les-econo mistes-contre-les-banquiers-201605171525-00003463.html

Ключевые слова: финансовый кризис; розничные банки; инвестиционные банки; регулирование банковской деятельности; неоклассическая экономическая теория.

Ж. Раво является магистром экономики в Институте европейских исследований Университета Париж VIII Сен-Дени (l'Institut d'études européénnes de l'Université Paris VIII Saint-Denis). Он указывает, что, изучая причины и последствия глобального финансового кризиса, экономисты все чаще задаются вопросом о том, какой должна быть бизнес-модель современного банковского сектора, и сможет ли стандартная экономика (либеральная или неоклассическая) сама по себе сопротивляться диктату финансов.

Автор анализирует позицию С. Рен-Льюиса, экономиста-кейнсианца Оксфордского университета, который пытается объяснить, почему многие экономисты не одобряют реформы, направленные на разграничение видов банковской деятельности и отделе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.