Научная статья на тему '2016.03.059. КОЛЛЬ В. ОТ ЗАКОНА СТАБИЛЬНОСТИ И РОСТА К ЗАКОНУ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И СТАБИЛЬНОСТИ. KOLL W. VOM STABILITäTS - UND WACHSTUMSGESETZ ZUM WOHLSTANDS - UND NACHHALTIGKEITSGESETZ // WIRTSCHAFTSDIENST. - 2016. - JG. 96, N 1. - S. 40-48. - MODE OF ACCESS: HTTP://BLOG.ZEIT.DE/HERDENTRIEB/FILES/2016/ 01/WD_1_2016_KOLL_VOM_STABG_ZUM_WNG.PDF'

2016.03.059. КОЛЛЬ В. ОТ ЗАКОНА СТАБИЛЬНОСТИ И РОСТА К ЗАКОНУ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И СТАБИЛЬНОСТИ. KOLL W. VOM STABILITäTS - UND WACHSTUMSGESETZ ZUM WOHLSTANDS - UND NACHHALTIGKEITSGESETZ // WIRTSCHAFTSDIENST. - 2016. - JG. 96, N 1. - S. 40-48. - MODE OF ACCESS: HTTP://BLOG.ZEIT.DE/HERDENTRIEB/FILES/2016/ 01/WD_1_2016_KOLL_VOM_STABG_ZUM_WNG.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН СТАБИЛЬНОСТИ И РОСТА / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ФИСКАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.03.059. КОЛЛЬ В. ОТ ЗАКОНА СТАБИЛЬНОСТИ И РОСТА К ЗАКОНУ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И СТАБИЛЬНОСТИ. KOLL W. VOM STABILITäTS - UND WACHSTUMSGESETZ ZUM WOHLSTANDS - UND NACHHALTIGKEITSGESETZ // WIRTSCHAFTSDIENST. - 2016. - JG. 96, N 1. - S. 40-48. - MODE OF ACCESS: HTTP://BLOG.ZEIT.DE/HERDENTRIEB/FILES/2016/ 01/WD_1_2016_KOLL_VOM_STABG_ZUM_WNG.PDF»

димости укрепления минимальных стандартов в национальных системах социального обеспечения (с. 11). Хотя вопросы организации и финансирования социального обеспечения, отмечает он, должны оставаться в компетенции отдельных стран - членов ЕС, но на европейском уровне национальные профсоюзы должны наладить диалог и совместно принимать решения относительно общеевропейских принципов минимальной социальной защиты.

Что касается вопросов совершенствования участия социальных партнеров в европейском семестре, то оно может быть улучшено, по мнению автора, за счет таких мер, как заблаговременное информирование социальных партнеров; систематическое включение социальных партнеров в деятельность различных рабочих групп и советов; отражение результатов социального диалога на европейском и национальном уровнях в рекомендациях для конкретных стран и др.

Б.Г. Ивановский

2016.03.059. КОЛЛЬ В. ОТ ЗАКОНА СТАБИЛЬНОСТИ И РОСТА

К ЗАКОНУ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И СТАБИЛЬНОСТИ.

KOLL W. Vom Stabilitäts - und Wachstumsgesetz zum Wohlstands -

und Nachhaltigkeitsgesetz // Wirtschaftsdienst. - 2016. - Jg. 96, N 1. -

S. 40-48. - Mode of access: http://blog.zeit.de/herdentrieb/files/2016/

01/WD_1_2016_Koll_Vom_StabG_zum_WNG.pdf

Ключевые слова: закон стабильности и роста; благосостояние; фискальная стабильность; социальная стабильность; экологическая стабильность.

Закон о содействии стабильности и росту экономики (Stabilität und des Wachstums der Wirtschaft, StabG) существует в Германии уже почти 50 лет (с 1967 г.), отмечает автор, чиновник высшего ранга федерального министерства экономики и финансов. В свое время он знаменовал переход к регулированию по неокейн-сианской модели, хотя и не отказался полностью от прежней неолиберальной концепции. StabG отдает приоритет таким задачам, как стабильность цен, высокий уровень занятости и внешнеэкономическое равновесие при постоянном и достаточном экономическом росте. Несмотря на серьезные изменения в мировой экономи-

ческой политике, закон ни разу не подвергался пересмотру, оставаясь «основным законом развития».

Однако с момента принятия 81аЬО экономика Германии и мировая экономика в целом сильно изменились. Усиливается взаимосвязь между отдельными направлениями регулирования, компетенции национальных органов государственной власти полностью или частично передаются наднациональным институтам, вырабатываются единые стандарты бизнеса и торговли. Кроме того, цели экономической политики давно уже не исчерпываются ростом, конкуренцией и стабилизацией. Не менее важными стали задачи устойчивости государственных финансов, социальной стабильности, а также обеспечения справедливого распределения доходов, доступа к образованию, равных прав женщин и мужчин, экологического равновесия.

Новые вызовы требуют новой экономической политики, цели которой выходят далеко за рамки нынешнего закона. Политика, отмечает автор, должна увязывать задачи обеспечения экономического роста и стабильности с фискальными, социальными и экологическими требованиями на национальном и европейском уровнях.

Многие макроэкономические цели, в том числе цель роста, измеряемого темпами роста ВВП, все чаще подвергаются критике. Некоторые эксперты предлагают заменить их целью повышения благосостояния. Кроме того, после глобального финансового кризиса 2009 г. распределение доходов рассматривается не только как результат, но и как основа экономического роста и причина возникновения кризисов.

В рамках Экономического и валютного союза ЕС 81аЬО стал излишним. Вместо прежних целей 81аЬО - стабильность и рост -были объявлены четыре новые: материальное благосостояние; стабильность государственной деятельности и государственных финансов; социальная и экологическая стабильность.

Проведенные исследования показали, что между этими четырьмя целями существуют определенные противоречия, поэтому одновременное продвижение вперед по всем направлениям может произойти только в результате какого-то чуда («магии»). Были периоды, в которые между этими целями возникали конфликтные ситуации, например в Западной Германии в 1976-1980 и 2001-2005 гг. Кроме того, в отдельные периоды все или почти все цели 81аЬО не

выполнялись, например во время первого и второго нефтяных шо-ков (1974-1975 и 1981-1983 гг.) и в первые пять лет после объединения Германии в 1990 г. Вместе с тем в течение двух послевоенных десятилетий и в период до воссоединения Германии (19861990) наблюдались положительные сдвиги в направлении достижения всех целей одновременно.

Ни в теории, ни на практике не было продемонстрировано единства целей 81аЬО. Конфликты между целями были результатом недостаточной согласованности денежно-кредитной политики, фискальной политики и политики в области зарплаты. Все четыре цели 81аЬО не могли быть достигнуты одновременно, но они были взаимообусловленными.

Конфликт между целями 81аЬО, по мнению автора, неизбежен. Он рассматривает взаимодействие каждой из четырех целей с тремя остальными.

Материальное благосостояние и стабильность. Высокая и все возрастающая производительность на душу населения и высокий уровень занятости при достаточном частном и государственном потреблении обеспечивают государственному бюджету необходимые доходы. В условиях стабильного экономического роста государство может расходовать больше, чем получает. При разумной фискальной политике есть также возможность приостановить рост задолженности, обеспечить рост нетто-инвестиций государства и поддерживать занятость на высоком уровне, что является важной предпосылкой для социальной стабильности. Кроме того, высвобождается больше средств для перераспределения доходов и совершенствования образования. Однако рост материального благосостояния и экономическая стабильность предполагают потребление невозобновляемых природных ресурсов и разрушение окружающей среды (ОС). Поэтому необходимы радикальные изменения в структуре производства и потребления. Новые экономические структуры должны быть ориентированы на сокращение вреда, наносимого природе. Стабильное экономическое развитие способствует минимизации сопротивления структурным изменениям, которые позволяют снизить ущерб ОС.

Стабильность государственной деятельности и государственных финансов. Стабильность государственных финансов также является предпосылкой для социально ориентированного перерас-

пределения государственных средств. Экономически выгодным может быть изменение структуры государственных расходов с целью расширения инициатив в области защиты ОС.

Социальная стабильность. Стабильное распределение доходов и недопущение усиления неравенства являются предпосылкой стабильности потребительского спроса и импорта, что важно для обеспечения стабильности внешнеторгового баланса и налоговых поступлений. Неравенство в распределении доходов наносит ущерб общему экономическому развитию, ведет к ограничению доступа малообеспеченных граждан к образованию. Поэтому необходимо воздействовать на первичное распределение доходов в пользу таких категорий граждан. Доступность образования должна быть целью социальной политики, а в будущем - залогом высокого благосостояния и экологической стабильности.

Экологическая стабильность. Без экологической стабильности в течение длительного срока невозможны ни стабильное производство и потребление, ни стабильные государственные финансы, ни повышение благосостояния, ни сохранение здоровья нации. Экологическими процессами нужно управлять, не нанося вред ОС, улучшать соответствующие инструменты регулирования. Внимательное отношение к ОС повышает экологическую стабильность, улучшает структуру производства и потребления, что в конечном счете положительно сказывается на благосостоянии людей.

Четыре рассматриваемые цели можно согласовать. Для этого нужна экономическая политика, которая связывает макроэкономическую стабильность с динамичными изменениями в фискальной, социальной и экологической сферах.

В рамках ЕС, по мнению автора, могла бы быть реализована концепция закона о повышении благосостояния и стабильности (Wohlstands- und Nachhaltigreitsgesetz, WNG). Цели благосостояния и стабильности соответствуют целям Пакта стабильности и роста, а также директивам ЕС относительно корректировки макроэкономических дисбалансов. Цели и показатели WNG имеют много общего со стратегией «Европа 2020» и могли бы в конце европейского семестра стать основой конкретных рекомендаций для отдельных стран по регулированию трудовых и социальных отношений. Если применение WNG в рамках ЕС окажется невозможным, закон дол-

жен реализовываться только на национальном уровне, но с учетом обязательств стран по отношению к ЕС.

Предложения о WNG подвергаются серьезной критике, поскольку этот масштабный закон слишком сложен для законодателя, а каждое его положение может быть многократно оспорено. Однако для обеспечения взаимодействия между отдельными макроэкономическими целями необходимо, чтобы общество и политики приняли соответствующие решения и начали действовать.

В.И. Шабаева

2016.03.060. СТОКХАММЕР Э. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ОСНОВАННЫЙ НА РОСТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. STOCKHAMMER E. Wage-led growth / Kingston university. - L., 2015. - N 5. - 7 р. - Mode of access: https://www.socialeurope.eu/wp-content/uploads/2015/04/RE5 - Stockhammer.pdf

Ключевые слова: экономический рост; заработная плата; кейнсианство; неолиберализм; производительность труда.

Согласно кейнсианской макроэкономической теории, указывает Э. Стокхаммер, профессор экономики Кингстонского университета (Лондон), рост заработной платы может оказывать мультипликационный эффект на развитие производства. Для большинства домохозяйств заработная плата является главным источником дохода. Таким образом, высокий уровень зарплаты обеспечивает высокий уровень потребительских расходов. Более того, у бедных людей такие расходы поглощают большую часть доходов, чем у богатых. Поэтому значительное неравенство в доходах может оказывать негативное влияние на экономический рост.

Тезис о том, что заработная плата является источником роста, находится в противоречии с традиционными экономическими теориями, которые рассматривают ее как элемент издержек производства: высокая зарплата невыгодна для предпринимателей и вынуждает их сокращать инвестиции. Однако это не означает, что предприниматели заинтересованы в постоянном снижении заработной платы.

С начала 1980-х годов в сфере распределения доходов и заработной платы произошли драматические изменения, которые привели к усилению неравенства доходов, особенно в англосаксон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.