Научная статья на тему '2016. 03. 025. Де Марки М. , лорендзетти Э. Измеряя импакт гуманитарных научных журналов. De Marchi M. , Lorenzetti E. measuring the impact of scholarly journals in the Humanities field // Scientometrics. - Budapest, 2016. - Vol. 106, n 1. - p. 253-261'

2016. 03. 025. Де Марки М. , лорендзетти Э. Измеряя импакт гуманитарных научных журналов. De Marchi M. , Lorenzetti E. measuring the impact of scholarly journals in the Humanities field // Scientometrics. - Budapest, 2016. - Vol. 106, n 1. - p. 253-261 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ИССЛЕДОВАНИЙ / РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИМПАКТ-ФАКТОР / НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Виноградова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 025. Де Марки М. , лорендзетти Э. Измеряя импакт гуманитарных научных журналов. De Marchi M. , Lorenzetti E. measuring the impact of scholarly journals in the Humanities field // Scientometrics. - Budapest, 2016. - Vol. 106, n 1. - p. 253-261»

раине - всего 100 журналов в U), которые были представлены в С и ПН слишком широко (с. 223).

В заключение авторы замечают, что современные исторические, науковедческие и наукометрические исследования, проводимые с целью оценки научных результатов, были бы более качественными, если бы крупнейшие мировые базы данных библиографической информации ПН и С строились на принципе репрезентативности с учетом разнообразия языков, дисциплин и стран, вовлеченных в производство научных знаний в мире. В настоящее время этот принцип слабо соблюдается в рассмотренных базах данных.

А. Э. Анисимова

2016.03.025. ДЕ МАРКИ М., ЛОРЕНДЗЕТТИ Э. ИЗМЕРЯЯ ИМ-ПАКТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ. DE MARCHI M., LORENZETTI E. Measuring the impact of scholarly journals in the humanities field // Scientometrics. - Budapest, 2016. -Vol. 106, N 1. - P. 253-261.

Ключевые слова: оценка исследований; редакционная политика; импакт-фактор; научные журналы.

Авторы, сотрудники Исследовательского института экономического роста (Италия), обращаются к проблеме измерения значимости научных журналов, когда импакт-фактор недоступен, как это происходит с большинством журналов гуманитарного профиля.

Широкое использование индексов цитирования для оценки продуктивности исследований вызвало адаптивное поведение со стороны научного сообщества. Ученые, стремясь максимально повысить свои показатели, например H-индекс, постоянно наращивают количество публикаций, что наносит серьезный вред. Авторов интересует редакционная политика гуманитарных журналов в этих условиях, и в частности возможность оценки их качества, основанной на статистических показателях (с. 254).

В своем исследовании они отталкивались от работы М. Де Марки и М. Рокки1, посвященной разного рода индикаторам научной деятельности. Эти авторы доказывают, что использование

1 De Marchi M., Rocchi M. The editorial policies of scientific journals: Testing an impact factor models // Scientometrics. - Budapest, 2001. - Vol. 51. - P. 395-404.

количественных показателей - это вынужденная реакция политиков и ученых на отсутствие детальных и надежных индикаторов качества. Они также подчеркивают ту роль, которую играют журналы, будучи «сертификаторами» научных открытий. Поэтому, как они считают, редакционная политика должна стать предметом постоянного мониторинга и оценки по определенным параметрам. М. де Марки и М. Рокки выделили три таких параметра: 1) временной промежуток между принятием статьи к печати и ее реальным выходом в свет; 2) доля рукописей, направленных в журнал, но им не принятых; 3) годовой доход журнала. Проанализировав выборку из естественно-научных журналов, они установили, что распространенность журнала находится в прямой зависимости от трех вышеперечисленных переменных.

Цель большинства журналов состоит прежде всего в получении прибыли. Но достичь ее можно только в том случае, если журнал гарантирует достаточно высокое качество, тем самым обеспечивая авторам нужный им статус. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть релевантной, новой и полезной для максимально широкой целевой аудитории данного журнала.

Для измерения этих трех качественных характеристик авторы статьи использовали следующие показатели: 1) доля статей, принятых журналом к публикации, от общего количества поступивших рукописей; 2) среднее время, проходящее между принятием статьи и ее выходом в свет; 3) количество подписок, продаваемых журналом. Два первых показателя достаточно точно оценивают репутацию журнала в среде специалистов и желание публиковаться в нем. Последний показатель наиболее очевиден, поскольку отражает мнение аудитории об уровне данного журнала и его полезности.

В качестве объекта своего исследования авторы взяли все журналы гуманитарного профиля, перечисленные Итальянским национальным агентством по оценке качества университетов и исследований в классе А, область 10, по состоянию на 24 марта 2014 г. В итоге они составили перечень из примерно 900 национальных и международных публикаций, посвященных гуманитарным наукам (с. 256).

Первый шаг состоял в составлении списка, содержащего адреса и контактную информацию тех журналов, в которых содержались эти публикации. Вторым шагом стало создание опросника,

который включал сведения о континенте, где издается журнал, о его специфической предметной области и о его импакт-факторе, если он есть. Помимо этого он содержал три вопроса: 1) среднее время (в неделях) между принятием статьи и ее выходом в свет; 2) количество проданных подписок; 3) доля статей, принятых к печати, от общего числа присланных рукописей. Направив эти опросники по установленным адресам, авторы получили удивительно мало ответов, всего 75 полностью заполненных опросников (с. 259).

Проанализировав эти материалы, авторы получили следующие результаты. Как и ожидалось, распределение журналов по континентам продемонстрировало явное доминирование Европы (39%) и Азии (17%), следом за которыми с незначительным разрывом идет Северная Америка (15%) (с. 259).

Распределение журналов по периодичности выхода в свет полностью совпадает с тем, чего можно было ожидать. Как известно, в гуманитарных областях журналы в среднем выходят реже, чем в естественно-научных. Кроме того, в них чаще появляются обзорные работы, и проходит больше времени между принятием рукописи к печати и ее публикацией. В анализируемой выборке преобладали журналы, выходящие раз в год или раз в полгода, тогда как ежемесячные журналы встречались крайне редко. Эта практика радикально отличается от издания ведущих журналов в естественно-научных направлениях (особенно в бурно развивающихся), которые выходят два раза в месяц или даже еженедельно.

Импакт-фактор редко используется в качестве оценочного показателя в гуманитарных областях. Респонденты лишь в двух случаях говорили о доступности такого индикатора, т.е. в 3% случаев (с. 260). В среднем в рассматриваемой выборке журналов отсрочка в публикации принятых статей составляла приблизительно 31 неделю, а число проданных подписок - примерно 820 для одного журнала (с. 261).

Авторы вычислили коэффициенты корреляции между тремя главными показателями, которые использовались в их исследовании. Такой показатель, как «отсрочка в публикации уже принятой статьи», лишь слегка и незначимо был связан с двумя другими показателями, что говорит о его ненадежности. Напротив, корреляция между «селективностью» и «распространением» имеет статистиче-

ски значимый характер (коэффициент корреляции 0,48). Поэтому можно утверждать, что «селективность» и «распространение» журналов нуждаются в дальнейшем изучении (с. 261).

Т. В. Виноградова

2016.03.026. ЦАУ МИН-юэ, ШЕНЬ ТУН-мэй, ЛЯН МИН-синь. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖУРНАЛОВ И КНИГ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. TSAY MING-yueh, SHEN TUNG-mei, LIANG MING-hsin. A comparison of citation distributions of journals and books on the topic «information society» // Scientometrics. - Budapest, 2016. - Vol. 106, N 2. -P. 475-508. - D0I:10.1007/s11192-015-1791-3.

Ключевые слова: информационное общество; карта знания; цитатный анализ; ко-цитатный анализ; социальный сетевой анализ.

Свою цель авторы, сотрудники Национального университета Ченчи (Тайвань, КНР), видят в изучении и сравнении индексов цитирования и вклада отдельных дисциплин, как они представлены в журнальных статьях и книгах, в предметную область, занимающуюся проблемами информационного общества. Используя анализ цитирований, ко-цитирований и социальный сетевой анализ (ССА)1, авторы выделяют ведущие дисциплины в области изучения информационного общества, высокоцитируемые работы и устанавливают связи между ними.

Книги и журнальные статьи - это два главных типа публикаций в социальных и гуманитарных науках. В естественных науках, технологии и медицине исследователи чаще публикуют статьи в рецензируемых журналах, а социальные ученые и гуманитарии -как в виде журнальных статей, так и (чаще) в виде книг. Однако показатели цитирования книг стали доступны только после 2005 г. с появлением Индекса цитирования книг. Поэтому было бы интересно проанализировать цитирование книг и сравнить с цитированием журналов в предметной области, относимой к социальным или гуманитарным наукам. В качестве такой области было выбрано

1 Подробнее о социальном сетевом анализе см. предыдущий реферат. -Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.