дится ряд РС и СФРЭ, в том числе Китай (17-е место), Малайзия (25-е), Бразилия (28-е), Панама (34-е место) и т.д.
В силу специфики отрасли путешествий и туризма политика, направленная на ее развитие, предполагает сотрудничество государственных ведомств и частного сектора той или иной страны. Такая политика особенно актуальна для преодоления финансовых проблем и инфраструктурного отставания, а также восстановления экономики после природных катастроф (цунами, извержения вулканов) или геополитических кризисов.
О.Н. Пряжникова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
2016.03.022. ДОКЛАД О МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ: ФОРСИРОВАТЬ ТОРГОВЛЮ: ВЫГОДЫ И ТРУДНОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ ВТО ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ. Rapport sur le commerce mondial: Accélérer le commerce: Avantages et défis de la mise en oeuvre de l'Accord de l'OMC sur la facilitation des échanges. - Genève: OMC, 2015. - 170 p. - Mode of access: https://www.wto.org/french/res_f/booksp_f/world_trade_report15_f.pdf
Ключевые слова: ВТО; мировая торговля; упрощение процедур торговли; развивающиеся страны; наименее развитые страны; промышленно развитые страны.
Доклад Всемирной торговой организации (ВТО) о мировой торговле состоит из двух частей. В первой части анализируется состояние мировой торговли в 2014 г. и начале 2015 г.; во второй -последствия и трудности реализации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли (L'Accord ОМС sur la facilitation des échanges, AFE), являющегося первым многосторонним торговым соглашением, подписанным через 18 лет после создания ВТО.
Часть 1. В 2014 г. объем мировой торговли товарами вырос на 2,5%, что примерно соответствует росту мирового ВВП. В 20122014 гг. темпы роста мировой торговли составили в среднем 2,4% в год против 5% в 1990-2014 гг. Это связано с замедлением роста ВВП в странах с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), неравномерностью восстановления экономики промышленно развитых стран (ПРС) после кризиса, ростом геополитической напря-
женности. Положение усугублялось сильными колебаниями обменного курса, в частности повышением курса доллара США на 15% к корзине валют в начале 2014 г. (с. 14). В 2014 г. в результате падения мировых цен на нефть и сырьевые товары сократились доходы стран-экспортеров, а также реальные доходы и импорт стран-импортеров. В целом темпы роста мировой торговли были ниже прогнозируемых из-за недоучета ряда факторов.
Мировая торговля товарами в стоимостном выражении в 2014 г. стагнировала, экспорт вырос лишь на 0,6% (на 18 930 млрд долл.), в то время как рост стоимости мирового экспорта услуг составил 4% (на 4850 млрд долл.). Однако из-за перехода к новой классификации услуг в платежном балансе данные за 2014 г. несопоставимы с данными предыдущих лет (с. 15).
В 2014 г. значительно снизилась стоимость экспорта регионов - экспортеров природных ресурсов. Так, экспорт стран Латинской Америки, СНГ, Африки и Среднего Востока сократился соответственно на 5,8%, 5,8, 7,6 и 4,4%. Снижение импорта в странах Латинской Америки (4,6%) было обусловлено рецессией в крупных странах региона, а в странах СНГ (11,4%) - падением цены на нефть и региональным конфликтом (с. 15). Тем не менее в целом экспорт развивающихся стран и СФРЭ в 2014 г. рос быстрее, чем экспорт ПРС (соответственно на 3,1 и 2,0%). В то же время темпы роста импорта РС были ниже аналогичного показателя ПРС (соответственно 1,8 и 2,9%) (с. 22).
В 2015 г. темпы роста мировой торговли оставались довольно скромными, а перспективы ее развития омрачались среди прочего такими факторами, как неблагоприятные макроэкономические условия и развитие протекционизма в послекризисный период. Предполагается, что замедление динамики мировой торговли обусловлено сочетанием циклических и структурных факторов (с. 21).
Часть 2. В современной мировой экономике, отмечается в докладе, упрощение, ускорение и координация процесса торговли, а также ее дальнейшая либерализация способствуют развитию международного товарообмена и помогают странам интегрироваться в глобализированную производственную систему.
Несмотря на значительное снижение таможенных пошлин и других торговых барьеров в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ, торговые издержки оставались высокими в силу не-
эффективности таможенных процедур. В этих условиях ЛБЕ стало нормативной базой для проведения реформ, направленных на упрощение процедур торговли (УПТ) (с. 35).
ЛБЕ включает нормы, касающиеся таких вопросов, как публикации, в том числе в Интернете, нормативных правовых актов по соблюдению формальных процедур в торговле; оповещение заинтересованных строн о предварительных решениях таможенных органов; порядок уплаты платежей и штрафов; сокращение количества документов и формальностей за счет разработки общих таможенных стандартов; унификация пограничных процедур; упрощение транзитных процедур; сотрудничество и координация деятельности таможенных служб и т.п. (с. 43-45).
Для облегчения имплементации ЛБЕ развивающиеся (РС) и наименее развитые страны (НРС) распределяются по определенным категориям в соответствии со специальным и дифференцированным режимом, что позволяет каждой стране самостоятельно определять время введения в действие различных положений Соглашения. Таким образом, реализация ЛБЕ адаптируется к ситуации в конкретных РС и НРС (с. 46).
Хотя положения, касающиеся УПТ, включаются и в региональные торговые соглашения (РТС), сравнение последних с ЛБЕ показывает, что в большинстве РТС слабо прописаны механизмы их реализации и отсутствуют специальные режимы в отношении РС и НРС. Поэтому ЛБЕ благодаря тому, что установливает общие нормы измерения УПТ, способствует сокращению избыточного регламентирования и дискриминации в странах, участвующих в нескольких РТС, скорее всего, будет играть более важную роль в УПТ, чем РТС. При этом ЛБЕ и РТС будут взаимодополнять друг друга (с. 54).
Как классические, так и современные теории международной торговли подтверждают, что УПТ оказывает большое влияние на товарообмен и позволяет снизить торговые издержки, т.е. расходы (кроме производственных), связанные с доставкой товаров от производителя до конечного потребителя.
Классические теории международной торговли Рикардо и Хекшера - Олина (Неск^сИег - ОЫт), в соответствии с которыми основой экспортной специализации стран являются различия в производительности или обеспечении факторами производства, пока-
зывают, что УПТ повышает возможности внешнеторговой специализации. Кроме того, согласно модели Хекшера - Олина, УПТ может увеличить реальный доход трудящихся в РС с избыточной рабочей силой.
Согласно модели частичного равновесия П. Самуэльсона (так называемой модели «айсберга») (1954) неэффективные торговые процедуры увеличивают торговые издержки и создают разрыв между ценой производителя и ценой покупателя. Этот разрыв представляет собой чистую потерю для экономики, аналогичную потере массы айсберга за счет таяния по мере движения по океану. УПТ повышает благосостояние стран-экспортеров и стран-импортеров, улучшая условия торговли, а потому в конечном итоге выигрывают оба участника торговли.
Новая теория международной торговли П. Кругмана показывает, что торговые издержки оказывают сущестенное воздействие на небольшие РС, специализирующиеся на сельскохозяйственном производстве или добыче природных ресурсов. В то же время ПРС с развитой промышленностью имеют возможность экономить на масштабе. В этих условиях высокие торговые издержки приводят одновременно к сокращению товарообмена и концентрации промышленного производства в ПРС. УПТ, снижая одновременно переменные и постоянные торговые издержки, позволяет экспортерам расширять свою долю на экспортных рынках, а экспортерам с менее высокой производительностью - выходить на них.
В моделях цепочки снабжения учитывается, что компоненты конечного продукта производятся в различных странах, поэтому торговые издержки суммируются нарастающим итогом. В результате неэффективность процедур торговли негативно воздействует на торговлю. В то же время УПТ на уровне цепочек создания стоимости способствует усилению специализации стран на тех стадиях производства, на которых они обладают сравнительным преимуществом (с. 62-66).
Анализ размеров торговых издержек показывает, что в РС они достигали в 2010 г. 219% адвалорных таможенных пошлин; это означает, что на каждый доллар, затраченный на производство товара, приходилось 2,19 долл. торговых издержек (с. 78). В странах с высоким доходом соответствующий показатель равнялся 134% (с. 82). По этой причине ускорение прохождения товаров через та-
можню за счет УПТ стимулирует торговлю скоропортящимися сельскохозяйственными продуктами, а также, возможно, промежуточными продуктами, входящими в мировые цепочки создания стоимости, для которых сроки поставки и их прогнозируемость играют важнейшую роль.
В результате полной имплементации AFE торговые издержки на все товары могут снизиться в среднем на 14,3%, а в африканских странах и НРС - более чем на 16%. Сроки импортных поставок по сравнению с действующими сегодня могут сократиться на полтора, а экспортных - на два дня (соответственно на 47 и 91%) (с. 82).
Используемые для оценки влияния УТП на международную торговлю модель рассчитываемого общего равновесия (équilibre général calculable, EGC) и гравитационная модель показывают значительное увеличение экспорта за счет УПТ: на 750-1000 млрд долл. в год (EGC); на 1800-3600 млрд долл. (гравитационной модели). При этом наибольший рост произойдет при интегрированной и быстрой имплементации AFE. Учитывая влияние торговых издержек на мировую торговлю, претворение AFE в жизнь создаст мощный импульс длительного действия для мировой экономики. В 2015-2030 гг. реализация AFE может обеспечить рост мирового экспорта на 2,7% в год и мирового ВВП на 0,5% при росте экспорта РС в 170-730 млрд долл. в год (с. 87).
Модель EGC также показывает, что в 2015-2030 гг. реализация AFE может привести к росту экономики РС на 0,9% в год и стимулировать увеличение их экспорта на 3,5% ежегодно (с. 94). Согласно гравитационной модели объем традиционного экспорта НРС может увеличиться на 36% (с. 146). Кроме того, реформы, направленные на УПТ, могут способствовать диверсификации экспорта РС и особенно НРС, которая защитит их от торговых шоков в некоторых секторах или на экспортных рынках.
В докладе подчеркивается, что, помимо стимулирования участия в мировой торговле малых и средних предприятий, повышения доходов мелких производителей в РС за счет перераспределения доходов на национальном уровне, УПТ позволит привлечь в РС дополнительные прямые иностранные инвестиции (ПИИ); повысить государственные доходы за счет расширения торговли и выявления случаев уклонения от уплаты таможенных пошлин. Наиболее эффективным способом УПТ является более широкое
использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и автоматизация таможенного управления. При этом сокращение сроков таможенных процедур ограничивает коррупцию, связанную с торговлей. В целом РС будут в большем выигрыше от реализации ЛБЕ, чем ПРС.
Хотя затраты на УПТ для каждой страны оценить довольно сложно, данные по предыдущим реформам свидетельствуют, что наибольшего внимания требуют проблемы человеческих ресурсов и профессиональной подготовки, в частности пограничных ведомств. Расходы на обеспечение прозрачности и таможенное оформление товаров обычно ниже расходов на организацию кооперации между пограничными ведомствами. В среднем реформы в области УПТ стоят дешевле, чем более широкие инициативы, такие как модернизация таможен и улучшение транспортных инфраструктур.
В соответствии с ЛБЕ РС и НРС могут рассчитывать на помощь ПРС при проведении реформ по УПТ. В свою очередь ПРС заинтересованы в предоставлении такой помощи, поскольку повышение эффективности и ускорение торговых процедур на всей планете выгодны крупнейшим торговым странам. Механизм помощи поможет НРС и РС оценить свои специфические потребности и найти партнеров, способных оказать такую помощь; обеспечить условия для циркуляции информации между донаторами и бенефициарами; распространять лучший опыт в области УПТ; оказывать поддержку при поиске источников помощи и т.д. (с. 136).
Большое значение для успешности реформ по УПТ в РС и НРС имеют политическая воля высшего руководства стран, сотрудничество и координация действий министерств и пограничных ведомств, содействие преобразованиям в частном секторе, а также эшелонированное проведение реформ. Их успеху также содействуют транспарентность соответствующей политики и мониторинг хода реформ, включающий изучение и оценку экономических результатов имплементации ЛБЕ.
В рамках ЛБЕ создается специальный комитет, который приступит к оценке реализации Соглашения через четыре года после его вступления в силу. В дальнейшем оценки будут проводиться периодически, что позволит своевременно выявлять проблемы, с которыми сталкиваются РС и НРС в ходе реализации Соглашения.
И.Ю. Жилина