взаимодействующих коллективов стиля мышления прогресс есть улучшение подхода к исследуемой проблеме. Улучшение постольку, поскольку прогресс выполняет одну или более из упомянутых выше четырех задач трансдисциплинарного исследования. Во-вторых, трансдисциплинарное исследование способно быть триггером прогресса внутри определенного стиля мышления, поскольку трансдисциплинарный подход к исследуемой проблеме решает упомянутые четыре исследовательские задачи лучше, чем другой подход. В-третьих, прогресс трансдисциплинарного знания стал бы реальностью, если бы взаимоотношение разных стилей мышления было общеобразовательным и специального обучения предметом, а также частью корпуса знания стилей мышления. В-четвертых, улучшение понимания трансдисциплинарного исследования и управления им есть прогресс стиля мышления как такового. Речь идет о стиле мышления в том смысле, какой вкладывал в это понятие Л. Флек, не замыкавший "стиль мышления" в организационные рамки "дисциплины", которыми могли быть: профессия; сообщество практиков; некое "теневое общество". Прогресс состоит в том, что представители стиля мышления, вовлеченные в трансдисциплинарное исследование, обучаются в ходе такого исследования именно как представители стиля мышления, и это развитие стиля мышления в свою очередь обусловливает прогресс трансдисциплинарного знания» (с. 464-465).
А.А. Али-заде
2016.03.007. АСЕЕВА И.А. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ БУДУЩЕГО // Трансдисципли-нарность в философии и науке: Подходы, проблемы, перспективы / Под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. - М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. - 564 с. - С. 526-542.
Ключевые слова: трансдисциплинарность; моделирование будущего; инновационная цивилизация; прогностика; прогностические практики; конвергентные технологии.
Российский автор, рассматривая в ракурсе трансдисциплинарного исследования неразделимые в человеке его биологическую укорененность в природе и активное деятельностное начало по проектированию своего будущего, считает, что социально-
культурное будущее человечества задает состояние современной цивилизации как цивилизации инновационной.
Один из ключевых факторов, определяющих облик и тенденции развития современной цивилизации, пишет автор, - инновационная деятельность в широком смысле производства инноваций: технологических, продуктовых, в сфере услуг, организационных, институциональных. Наступление на социум массированной «инновационной волны» требует переосмысления всего комплекса социальных технологий и социальных проблем: эффективности социального управления, безопасности, способов выхода из кризисов, трансформации самого человека в условиях трансформации социума в целостную социально-техническую систему - инновационную по своей сути. Кроме того, современное цивилизационное развитие - это ускоренное развитие: социальные процессы нестабильны, социальные тенденции краткосрочны, все быстро меняется. Эта чрезвычайно ускоренная и малопредсказуемая динамика не позволяет видеть будущее и прогнозировать его.
Тем не менее существуют теории такого прогнозирования, которые развивают два разных, но взаимосвязанных вектора. Первый вектор сосредоточивается на концептуальных основах построения интегративной модели будущего инновационной цивилизации. Второй вектор связан с методологией трансдисциплинарного исследования, в центре которого - измерение параметров человека и общества.
Происходящие в настоящее время социально-культурные трансформации, как и их теоретическое осмысление, имеют ярко выраженный прогностический вектор, инициирующий не только футурологические образы, но и более смелые проекты постчеловеческого будущего. Многообразие способов предвосхищения будущего, сформировавшихся в культуре и науке, убеждает в необходимости интегративного подхода к футурологии, выводящего на идею единого прогностического опыта, идею, которая может быть осуществлена через трансдисциплинарный дискурс постнекласси-ческой философии науки. Ключевое для разработки этой идеи понятие - «прогностический опыт». Автор определяет его как «систематизированную совокупность разнообразных знаний и специальной деятельности, направленных на получение, осмысле-
ние и оформление информации о будущем» (с. 534). Прогностический опыт характеризуют:
- разнообразие источников (опыта), пополняемых за счет познавательного потенциала различных практик предвосхищения будущего;
- сложное иерархическое строение, зависимое от меры и пропорциональности сочетания в нем интуитивного и дискурсивного, определяющих различие форм прогностической деятельности;
- специфические способы выражения, неповторимая оригинальность языкового выражения в разных попытках предвосхищения будущего, проблема их перевода при построении интегратив-ной модели прогностического опыта;
- противоречивость, заключающаяся в столкновении, конкуренции и взаимодополняемости различных прогностических практик, детерминация настоящего будущим;
- парадоксальность, выражающаяся в неопределенности условий проведения прогностического опыта и позитивной направленности на приобретение согласия с миром;
- совместная детерминация будущего исхода событий и прогнозирующего субъекта, не просто познающего, но и активно трансформирующего и конструирующего будущее;
- принципиальная незавершенность, осознание того, что каким бы широким ни был ряд прогностических практик, он неокончателен и неполон в силу гносеологической ограниченности уникального опыта различных прогнозирующих субъектов.
По мнению автора, эти характеристики прогностического опыта дают возможность определить трансдисциплинарные детерминанты целостной прогностической деятельности человека. В силу многоаспектности будущего прогнозированием занимается не одна наука. Постижение будущего подвластно только комплексному трансдисциплинарному подходу, призванному развернуть взаи-мообогащающий диалог научной и вненаучных когнитивных традиций. Такой подход, впервые вводящий в центр исследуемой предметности целостного человека (что вытекает из добавления в научно-исследовательский инструментарий вненаучных когнитивных традиций), позволяет выделить несколько социально-культурных моделей предвосхищения будущего. Все они основаны на природных когнитивных способностях человека: 1) опережающего
отражения действительности (модель предугаданного будущего); 2) рассматривания развития событий как фатального процесса (модель предопределенного будущего); 3) видения действительности в свете должного (модель желаемого будущего); 4) воображения, фантазирования (модель желаемого будущего); 5) предположения, выдвижения гипотез (модель возможного будущего); 6) выбора между разными сценариями развития событий (модель вероятного будущего); 7) создания, творения - разворачивания инновационного процесса (модель конструируемого будущего).
Именно модель (7) стала воплощением современной - инновационной - цивилизации, где, собственно, и возник когнитивный спрос на трансдисциплинарную парадигму научного развития. Она была вызвана к жизни компьютерными технологиями, которые открыли горизонт так называемых конвергентных технологий - единой технологической среды, способной изменять саму природу человека. Благодаря конвергенции технологических возможностей начинают возникать и развиваться новые междисциплинарные области - трансгуманизм, постчеловеческое общество. Происходят серьезные социально-культурные сдвиги всех сфер жизни и деятельности человека. Так, взаимодействие между нанотехнологиями и компьютерными технологиями носит синергический и взаимно усиливающий характер. С одной стороны, компьютерные технологии используются для симуляции наноустройств, а с другой - уже сегодня идет активное использование нанотехнологий для создания более мощных компьютерных устройств. Компьютерные технологии также используются для моделирования биологических систем. Возникла новая междисциплинарная область - вычислительная биология, включающая биоинформатику и системную биологию. В дополнение к давно известным экспериментам in vivo и in vitro появился новый тип биологических / медицинских экспериментов -экспериментов в компьютерной симуляции.
Успешное моделирование сложных организмов на молекулярном, клеточном и системном уровнях сделает возможным разработку и тестирование лекарств на компьютерных моделях, изучение всей совокупности процессов обмена веществ, создание искусственных организмов, разработку высокоэффективных лекарств от большинства болезней и старения. Развитие интерфейсов, объединяющих нервные клетки и компьютерные устройства в еди-
ную систему, открывает широкие возможности для «киборгиза-ции» человека (подключения искусственных органов и частей тела к человеку через нервную систему), разработки интерфейсов «мозг -компьютер» путем прямого подключения компьютеров к человеческому мозгу, что позволит, например, практически полностью парализованному человеку совершать некоторые обычные для здорового человека действия.
В целом, пишет автор в заключение, «можно говорить о том, что развивающийся сегодня феномен технологической конвергенции представляет радикально новый этап научно-технического прогресса, не имеющий исторических аналогов по степени влияния на человеческую цивилизацию. По своим возможным последствиям технологическая конвергенция - важнейший эволюционно-определяющий фактор: развитие конвергентных технологий повлияет на все стороны человеческой жизни. И в этой ситуации реальной "киборгизации" человека необходима осмысленная стратегия гуманитарной экспертизы, чтобы таким ценностям, как счастье, свобода, мораль, совесть, осталось место в мире уверенного технологического прогресса» (с. 541).
А.А. Али-заде
2016.03.008. БУДАНОВ В.Г. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ДИСКУРСЫ ПОСТНЕКЛАССИКИ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ В АНТРОПОСФЕРЕ // Трансдисципли-нарность в философии и науке: Подходы, проблемы, перспективы / Под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. - М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. - 564 с. - С. 145-159.
Ключевые слова: постнеклассика; трансдисциплинарность; человекомерные системы; синергетика; самоорганизация; коллективный субъект.
Российский автор рассматривает категорию трансдисципли-нарности в различных научных и вненаучных дискурсах постне-классической науки и методологии, уделяя особое внимание саморазвивающимся человекомерным системам в естествознании и общественных / гуманитарных науках.
В современной философии науки, пишет автор, трансдисци-плинарность понимается в двух смыслах. Во-первых, в рамках кор-