Научная статья на тему '2016. 03. 008. Буданов В. Г. Трансдисциплинарные дискурсы постнеклассики: познание, коммуникация, самоорганизация в антропосфере // трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р. В. Шольца. - М. : Издательский дом "навигатор", 2015. - 564 с. - С. 145-159'

2016. 03. 008. Буданов В. Г. Трансдисциплинарные дискурсы постнеклассики: познание, коммуникация, самоорганизация в антропосфере // трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р. В. Шольца. - М. : Издательский дом "навигатор", 2015. - 564 с. - С. 145-159 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТНЕКЛАССИКА / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ЧЕЛОВЕКОМЕРНЫЕ СИСТЕМЫ / СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 008. Буданов В. Г. Трансдисциплинарные дискурсы постнеклассики: познание, коммуникация, самоорганизация в антропосфере // трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы / под ред. В. Бажанова, Р. В. Шольца. - М. : Издательский дом "навигатор", 2015. - 564 с. - С. 145-159»

ную систему, открывает широкие возможности для «киборгиза-ции» человека (подключения искусственных органов и частей тела к человеку через нервную систему), разработки интерфейсов «мозг -компьютер» путем прямого подключения компьютеров к человеческому мозгу, что позволит, например, практически полностью парализованному человеку совершать некоторые обычные для здорового человека действия.

В целом, пишет автор в заключение, «можно говорить о том, что развивающийся сегодня феномен технологической конвергенции представляет радикально новый этап научно-технического прогресса, не имеющий исторических аналогов по степени влияния на человеческую цивилизацию. По своим возможным последствиям технологическая конвергенция - важнейший эволюционно-определяющий фактор: развитие конвергентных технологий повлияет на все стороны человеческой жизни. И в этой ситуации реальной "киборгизации" человека необходима осмысленная стратегия гуманитарной экспертизы, чтобы таким ценностям, как счастье, свобода, мораль, совесть, осталось место в мире уверенного технологического прогресса» (с. 541).

А.А. Али-заде

2016.03.008. БУДАНОВ В.Г. ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ДИСКУРСЫ ПОСТНЕКЛАССИКИ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ В АНТРОПОСФЕРЕ // Трансдисципли-нарность в философии и науке: Подходы, проблемы, перспективы / Под ред. В. Бажанова, Р.В. Шольца. - М.: Издательский дом «Навигатор», 2015. - 564 с. - С. 145-159.

Ключевые слова: постнеклассика; трансдисциплинарность; человекомерные системы; синергетика; самоорганизация; коллективный субъект.

Российский автор рассматривает категорию трансдисципли-нарности в различных научных и вненаучных дискурсах постне-классической науки и методологии, уделяя особое внимание саморазвивающимся человекомерным системам в естествознании и общественных / гуманитарных науках.

В современной философии науки, пишет автор, трансдисци-плинарность понимается в двух смыслах. Во-первых, в рамках кор-

пуса дисциплинарной науки существуют универсальные методы и подходы, пронизывающие многие дисциплины. Во-вторых, транс-дисциплинарность можно связывать с феноменами взаимодействия науки с иными формами жизненного мира людей. Здесь происходит переход уже за границы собственно науки и рассматриваются ее проекции в обыденной жизни и других формах культуры. Такую трансдисциплинарность иногда называют транснаукой.

Каковы же причины доминирования междисциплинарных и трансдисциплинарных мотивов в современной науке? Сегодня наука все больше внимания уделяет сверхсложным системам - живым, человекомерным, социальным. В связи с этим она вынуждена переключаться на области высоких технологий медицины и генной инженерии, компьютерных технологий в экономике, сфере прогнозов и рисков и становиться междисциплинарной. Сегодня процесс рефлексии науки по поводу пересмотра своих идеалов, норм и ценностей, технологий познания и взаимодействия с обществом идет в рамках постнеклассической парадигмы философии науки. Это парадигма, в которой, в отличие от классической и неклассической парадигм, человек задает вопрос природе, но ответ природы теперь зависит от множества вещей: свойств объекта, способа вопроша-ния, способности понимания вопрошающего субъекта. То есть по-стнеклассическая парадигма вводит культурно-исторический уровень субъекта, его психологические, профессиональные и социальные установки, которые наука рассматривала ранее как несовместимые с критериями объективности и научности. Иначе говоря, постнеклассическая парадигма адекватна для науки, имеющей дело с человекомерными системами.

Синергетика человекомерных систем сегодня, в эпоху антропологического поворота, формирует особый метауровень культуры, рефлексивный инструментарий анализа ее развития - синерге-тическую методологию, методологию междисциплинарной коммуникации и моделирования реальности. Принципы синергетики - наиболее адекватное средство для описания саморазвивающихся систем, в которых наряду с фазами гомеостатического развития обязательно присутствуют сверхбыстрые бифуркационные, неустойчивые фазы выбора альтернатив будущего развития, в которых на микромасштабах времени проявляются феномены динамического хаоса. Возникает потребность постоянной рефлекторной

деятельности субъекта исследования, неизбежной при адаптивном моделировании в реальном времени. Субъект исследования становится участником и творцом истории саморазвития системы. Создание модельного образа такой картины реальности требует взаимодействия многих формальных и неформальных языков описания, при этом востребован весь арсенал трансдисциплинарности. Это и есть постнеклассический процесс познания.

К постнеклассическим практикам, полагает автор, следует относить неразложимые на деятельностные компоненты практики выбора, принятия решений, творчества и вообще любые когнитивные практики, протекающие в реальном времени «здесь и сейчас», которые нельзя отложить. Принципиально важно, что в постне-классическом подходе действительности свойственна некая историчность, динамичная триединая (субъект - средство - объект) круговая причинность, поскольку в ее процессе меняются и взаимно подстраиваются все три компонента деятельностной триады.

Как это единство может быть описано, и как ему можно научиться? Здесь возникает востребованность онтологий, которые находятся выше человеческой ментальности: интуитивный компонент человеческой природы; так называемое когерентное состояние, когда человек может соединиться в мыслях с желанным объектом, существом или человеком, идеей, миром. Так возникают доверие, понимание, эмпатия, т.е. ситуация, когда не надо ничего объяснять или доказывать. Эти вопросы сегодня также надо учитывать при развитии когнитивных технологий, антропологических технологий в высоком смысле. Постнеклассика в своих практиках должна опираться на целостную человеческую природу, во многом формирующуюся культурной традицией.

Практики моделирования сложных объектов и управления ими всегда междисциплинарны. Можно выделить пять типов междисциплинарных стратегий коммуникаций и, соответственно, пять типов использования термина «междисциплинарность»: 1) согласование языков; 2) трансдисциплинарность как транссогласование языков дисциплин; 3) эвристическая гипотеза-аналогия; 4) конструктивный междисциплинарный проект; 5) сетевая коммуникация, или самоорганизующаяся коммуникация. Большое значение имеют сегодня методы неявной сетевой экспертизы или коллективного предвидения, когда анализируются мнения огромного числа неза-

висимых экспертов, которые имитируют точку зрения коллективного субъекта. Это своего рода нейросеть, неспособная к рефлексии, но часто дающая поразительные результаты. Причем эксперты в этой сети анонимны и не взаимодействуют друг с другом. Такая сеть существует в опосредованной форме, через культурный контекст проблемы, при этом эксперты могут быть и непрофессионалами. «Это - трансперсональный уровень человеческой коммуникации, отвечающий, вероятно, за многие социально-культурные феномены и только начинающий осознаваться в рамках квантово-синергетической антропологии» (с. 156).

Да и сами методы современного компьютерного моделирования в некотором смысле воспроизводят не имеющие рефлексивного характера процессы интуиции. Нужно просто накапливать ситуационный опыт в компьютерных экспериментах - обучать ней-росеть. В процессах самоорганизации происходит качественное сжатие информации как результат быстро протекающего, а потому часто ускользающего от наблюдения процесса естественного самоотбора. Становится очевидным, что связка «искусственный - естественный интеллект» все больше работает на плохо формализуемых языках, свойственных скорее обыденному сознанию и интуиции, нежели строгой логике.

Специфика современной повышенной коммуникативной связности научной деятельности и упрощенного доступа к информации стимулирует создание коллективных субъектов в сетевых сообществах ученых. Фактически речь идет о формировании дело-кализованного субъекта коллективного творчества, специфического когерентного, эмпатического состояния, в котором должны оказаться члены коллектива экспертов, когерентных не только решаемой проблеме, но и друг другу. Разумеется, идеальная междисциплинарная коммуникация возможна лишь при наличии языка трансдисциплинарного уровня. В естествознании это - математика. В гуманитарных науках трансдисциплинарный язык обеспечивается теорией систем, синергетикой и когнитивистикой. Следует подчеркнуть, пишет автор в заключение, «особый статус коллективного субъекта трансдисциплинарной коммуникации. В этом смысле идеальные коллективные творческие субъекты - научные школы, стиль которых определяется тем самым неявным знанием, который передает ученикам харизматический лидер, что, безусловно, создает

трансперсональную атмосферу единых ценностей и методов, которыми инициируют ученики следующие поколения учеников. Нечто подобное все чаще можно наблюдать и в сетевых научных сообществах, однако без формального лидерства, где эмпатическая доброжелательность и искренность - залог устойчивости таких сообществ» (с. 157-158).

А.А. Али-заде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.