Научная статья на тему '2016. 03. 006. Пиренбум Р. Социальные основы живой конституции Китая. Peerenboom R. social foundations of China’s living Constitution // comparative constitutional design / ed. By Ginsburg T. - Cambridge etc. : Cambridge Univ.. Press, 2013. - p. 138-163'

2016. 03. 006. Пиренбум Р. Социальные основы живой конституции Китая. Peerenboom R. social foundations of China’s living Constitution // comparative constitutional design / ed. By Ginsburg T. - Cambridge etc. : Cambridge Univ.. Press, 2013. - p. 138-163 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
181
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ КНР 1982 Г / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ТРОЙНАЯ СИСТЕМА ВЛАСТИ / "ТЕОРИЯ ТРЕХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ" / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАРТИЙНЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 006. Пиренбум Р. Социальные основы живой конституции Китая. Peerenboom R. social foundations of China’s living Constitution // comparative constitutional design / ed. By Ginsburg T. - Cambridge etc. : Cambridge Univ.. Press, 2013. - p. 138-163»

денты из обеих групп зарубежных судов. Несмотря на широкое использование Интернета и распространение сравнительного конституционного права, ничто не указывает на какие-либо преимущества для прецедентов на английском языке (с. 560).

Слабое цитирование иностранных прецедентов совсем не означает, что судьи не применяют этот источник права. Особенно часто такое применение реализуется при рассмотрении дел о правах и свободах человека; когда же речь идет об институциональных проблемах, то иностранные прецеденты применяются заметно реже. Представляется вероятным, что их использование способствует постепенному формированию транснационального конституционного права. _

В. В. Маклаков

2016.03.006. ПИРЕНБУМ Р. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЖИВОЙ КОНСТИТУЦИИ КИТАЯ.

PEERENBOOM R. Social foundations of China's living Constitution // Comparative constitutional design / Ed. by Ginsburg T. - Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 2013. - P. 138-163.

Ключевые слова: Конституция КНР 1982 г.; конституционализм; тройная система власти; «теория трех представительств»; государственно-партийный конституционализм.

Статья профессора Рэндэла Пиренбума исследует социальные основы Конституции Китая, фокусируясь на конституционных нормах как историческом ответе на реальные события. Цель статьи -выйти за пределы формального анализа Конституции и пролить свет на фактический конституционный порядок в стране, на так называемую «живую китайскую конституцию» и ее социальные, исторические, культурные, экономические, политические и правовые основы.

Первая часть содержит краткий исторический обзор китайских конституций. Вторая - посвящена дискуссиям о толковании текста действующей Конституции Китая 1982 г. и четырех поправок к ней. В третьей исследуются главные функции этой Конституции и рассматривается, как в реальности действует конституционный порядок. В четвертой - обсуждается живая китайская конституция. Пятая часть завершает статью размышлениями о бу-

дущем конституционализма Китая и возможностях партийно-государственной альтернативы либеральному демократическому конституционализму.

С 1908 г. в Китае было 12 официально провозглашенных конституций и несколько проектов, включая четыре социалистические конституции 1954,1975, 1978 и 1982 гг., последняя четыре раза изменялась.

Конституции Китая были разработаны китайскими юристами, обучающимися конституционализму и овладевавшими конституционной практикой за границей. Соответственно, несмотря на различающиеся черты, они во многом похожи и совпадают в главных принципах конституционализма, таких как народный суверенитет, государственные институты и власть, фундаментальные права.

Автор перечисляет общие черты китайских конституций. Первая - все четыре социалистические конституции отражают социалистическое наследие. Создатели Конституции 1954 г. широко заимствовали сталинскую Конституцию СССР 1936 г.: концепции демократической диктатуры народа и демократического централизма, институт прокуратуры, включение широкого списка социальных, экономических и культурных прав. Некоторые положения социалистических конституций, в том числе упоминание в преамбуле Конституции 1982 г. о четырех кардинальных принципах (диктатура народа, демократический централизм, руководящая роль КПК, принцип социалистической идеологии марксизма - ленинизма и учения Мао Цзэдуна), с трудом сосуществуют со многими положениями либерально-демократических конституций.

Вторая - китайская Конституция призвана обслуживать разные цели. В целом, задача конституции - защищать и укреплять государство, символизировать национальное единство, закреплять идеалы общества. Меняющиеся исторические обстоятельства ведут, однако, к различиям в приоритетах, подчеркивает Р. Пирен-бум. К примеру, в 1908 г. за три года до коллапса императорской династии первая китайская Конституция была нацелена на учреждение конституционной монархии, усиление Китая как нации и ставила задачи защиты от иностранных посягательств.

Все конституции Китая провозглашали широкие цели, но конституции социалистической эры содержали более конкретные

идеологические и программные положения. Конституция 1975 г. -продукт культурной революции, стремящейся консолидировать власть Мао Цзэдуна, - была самой идеологичной.

Третья общая черта, один из ключевых конституционных вопросов, -доминирование исполнительной власти по отношению к законодательной с концентрацией власти в руках одного человека.

Четвертая особенность - юридически ветви власти и их независимость ограничены формально и практически. В Китае нет конституционного суда или органа конституционного надзора, хотя суды могут надзирать за правомерностью административного акта. Суды - это субъекты, выражающие власть компартии и обслуживающие государственные интересы, включая высший законодательный орган и прокуратуру.

Пятая общая черта. Для конституционного развития Китая характерна концентрация власти в руках сильного авторитарного лидера. Эта система предусматривает широкие ограничения индивидуальных прав во имя социальной стабильности.

Шестая общая черта. Еще один ключевой вопрос - вертикальные властеотношения между центральным, провинциальными и местными уровнями. Отношения между центральной и провинциальной властью продолжают оставаться сложными. Это неудивительно, учитывая размеры Китая, широкую региональную вариативность характеристик этничности, уровня социального развития и местной экономики.

Седьмая общая черта. Каждая конституция после 1908 г. явно или неявно закрепляет народный суверенитет. В целом, однако, ни одна конституция не предусматривает эффективного механизма осуществления власти народом. Законодательный орган всегда избирается либо не напрямую, либо ограниченным электоратом и имеет очень незначительные полномочия в управлении делами государства.

Восьмая общая черта. Граждане играют определенную роль в конституционном процессе. К обсуждению проекта привлекаются общественные организации и ассоциации. Процесс обсуждения проекта Конституции 1954 г. привел к многочисленным поправкам, включая значительные изменения, касающиеся разделения власти и независимости судов. Национальный Народный конгресс (Всекитайское Собрание народных представителей) ратифицировал каж-

дую новую конституцию или поправки единогласным или почти единогласным голосованием.

Девятая общая черта. Все конституции Китая, по мнению Р. Пиренбума, далеки по своей сущности от конституций либеральной демократии. На это имеются два объяснения. Период от конца монархии до социалистического государства был турбулентным, он усложнялся военными действиями против иностранных агрессоров, гражданской войной - как битвой между центральной властью государства и провинциальными баронами, политической борьбой соревнующихся группировок на центральном и местном уровнях. Главное же объяснение - построение экономической, правовой и политической систем социализма.

Именно это объясняет сложность трансплантации западных либерально-демократических институтов в Китае. Конституции базировались на ценностях и идеалах, которые изменили сердцевину социополитических и культурных ценностей в стране. Более того, сегодня возрастает убежденность Коммунистической партии Китая в развитии собственной формы конституционного порядка в соответствии с китайскими национальными условиями.

Конституция 1982 г. Она стала компромиссом между радикализмом и национальными особенностями развития, свидетельством трансформации от революционной партии к партии власти. Переход к рыночной экономике потребовал более эффективного управления и современной правовой системы. Преамбула декларирует центральную цель Конституции 1982 г. - устойчиво совершенствовать социальные институты, развивать социалистическую демократию, социалистическую правовую систему, модернизировать промышленность, сельское хозяйство, национальную оборону, науку и технологии, сделать Китай сильной и процветающей социалистической страной с высоким уровнем культуры и демократии.

С 1982 г. процесс внесения поправок был направлен на кодификацию норм, формирующих социалистическую рыночную экономику, устойчивый частный сектор, на дерегулирование и реструктуризацию государственных предприятий. Поправки 1993 г. были нацелены на примирение социализма с рыночной экономикой и определили, что капиталистический класс может отвечать идеям социализма с учетом китайских особенностей.

Поправки 1999 г. признали частную экономику главным компонентом социальной рыночной экономики. Другие поправки отражали развитие в соответствии с идеями автономии, изменили статус провинций и муниципальных образований, закрепили контрактную основу, усилили защиту права землепользования.

В 1999 г. были внесены поправки и в преамбулу, они добавили к идеям марксизма-ленинизма теорию Дэн Сяопина, соединяющую радикальную политику с экономическим развитием.

Конституционные поправки 2004 г. закрепили «теорию трех представительств», согласно которой компартия должна представлять интересы передовых производительных сил, передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоев населения Китая. Данная концепция открыла дорогу для вступления в партию представителей среднего и крупного бизнеса (буржуазии). Идеи «демократическая диктатура народа, основанная на союзе рабочих и крестьян» и «социалистический путь развития» в преамбуле сохранились.

На XVII съезде КПК, состоявшемся в 2007 г., лидер Китая Ху Цзиньтао выдвинул идею гармонизации общественных отношений (гармоничного общества). В Устав КПК были вписаны идеи социальной гармонии и поставлена задача внесения соответствующих поправок в Конституцию КПК. В обновленном Уставе КПК было закреплено следующее: «В соответствии с требованиями развития, сконцентрировав мудрость всей партии, выдвинут научный взгляд на развитие, который берет человека за основу и требует всестороннего, гармоничного и устойчивого развития».

Новая политика изменила курс - от непрерывного роста к повышению качества жизни, к устойчивому развитию, социальной справедливости и созданию гармоничного общества, цель которого -эффективное использование ресурсов, сохранение окружающей среды. Концепция гармоничного общества включает преодоление неравенства в доходах, стимулирование роста в менее развитых регионах через перераспределение государственных активов, новые программы и стратегии интенсивного развития.

В 2004 г. четвертая поправка добавила в Конституцию параграф, провозглашающий, что государство уважает и обеспечивает права человека, вместо ранее использовавшейся формулировки «права рабочих, граждан, народа».

Другие поправки 2004 г. закрепили, что государство устанавливает социальную систему безопасности, совместимую с уровнем экономического развития. Данные положения отражают попытку продемонстрировать приверженность социальным и экономическим правам, присущую социалистическим конституциям. Это, по мнению Р. Пиренбума, в какой-то мере компенсирует относительную слабость судов по защите прав человека.

В настоящее время в Китае вырабатываются различные стратегии по укреплению судебной власти. Так, сформировалась устойчивая группа судов, которые защищают социальные права, поддерживая требования граждан о социальной справедливости. Они разрешают дела скорее в соответствии с духом Конституции и народной справедливостью, нежели строго следуя тексту закона.

В 2000 г. Закон о законодательстве предоставил гражданам и другим субъектам публичных отношений право направлять Постоянному комитету Всекитайского Собрания народных представителей обращения по поводу несоответствия нормативных правовых актов Конституции и законам.

С одной стороны, надзор Всекитайского Собрания народных представителей создает конституционный механизм по решению наиболее принципиальных вопросов: противоречия в регулировании, злоупотребление властью, коррупция. С другой стороны, самым сильным остается партийный механизм, включающий номенклатурную систему назначений, партийную систему продвижения, дисциплину партийного комитета, формы задержания и проведения расследований членами партии, подозреваемыми в коррупции.

Конституционное судопроизводство по защите индивидуальных прав - для Китая вопрос далекого времени, считает автор статьи. Верховный народный суд не полагается на Конституцию при вынесении решений в гражданских делах. Конституция Китая, однако, была использована при оценке случаев, связанных с дискриминацией. Всекитайское Собрание народных представителей внесло изменения в Закон о предотвращении и контроле за инфицируемыми больными, запрещающие дискриминацию по причине болезни. Сельские жители также обращались к Конституции для защиты от дискриминации. Несколько провинций приняли единые компенсационные стандарты для городских и сельских жителей.

Автор статьи констатирует, что самые проигрышные дела связаны с критикой действующего режима, что отражает политизацию права в Китае.

Р. Пиренбум обращает внимание на то, что многие западные исследователи считают, что Конституция Китая не основана на конституционализме. Реальная власть сконцентрирована в руках компартии Китая, деятельность которой предопределяет содержание Конституции и конституционную практику. Сторонники этой точки зрения часто добавляют, что Китаю необходимо отказаться от демократического централизма, демократической диктатуры народа, ограничения гражданских и политических прав во имя социальной стабильности и экономического роста.

Другой подход - более инструментальный. Его сторонники считают, что Конституция Китая может обеспечивать индивидуальные права, проведение реформ, она позволит перейти к модели либеральной демократии.

Еще один - третий - подход акцентирует внимание на формировании живой Конституции Китая, на том, что конституционная практика может кардинально изменить интерпретацию, даже если это не отражено в формальных поправках к конституции.

По мнению автора статьи, действующая система обеспечивает больше легитимности, чем это признают за границей. В мире растет признание того, что Китай уникален, и западный либеральный конституционализм имеет пределы приживаемости в этой стране. Китаю присущ социалистический конституционализм. Автор называет его государственно-партийным конституционализмом и предлагает признать новой формой конституционализма в теории конституционного права.

Первое его отличие - отсутствие подлинных многопартийных выборов. Китай - однопартийное государство, в котором КПК несет ответственность за политический плюрализм и должна представлять все основные интересы.

Вторая черта - тесные отношения между партией и государством, включая отношения между партийной и государственной «конституциями», поиск компромисса ограничения власти партии и государства. Партия определяет политику, которая затем трансформируется в государственные законы, интерпретируется и им-

плементируется государственными органами, подлежит надзору смешанным партийно-государственным механизмом.

Пиренбум пишет, что после 30 лет экономических и правовых реформ стало ясно: Китай никогда не был полностью привержен ни марксистско-ленинскому режиму, ни либеральной демократии. В реальности это нелиберальное, недемократическое общество без марксистско-ленинской идеологии, с социальной рыночной экономикой и социалистическим правовым государством, хотя и с руководящей ролью партии.

Как может развиваться конституционализм в Китае? По мнению Р. Пиренбума, существует четыре варианта:

1. Перенос положений о руководящей роли компартии из преамбулы в основную часть и определение специфики Китая как страны, основанной на комбинации государственных и партийных норм, политики и практики.

2. Закрепление правовых основ деятельности компартии, чтобы сократить напряжение между ее руководящей ролью и Конституцией как фундаментальным законом страны.

3. Преодоление пробела между китайским социалистическим конституционным порядком и привнесенной либерально-демократической моделью.

4. Приспособление многогранных отношений между компартией и государством к потребностям страны. Центральное руководство должно быть основано на лидерстве КПК. Необходим отказ от заимствования правовых моделей западной либеральной демократии. Эти утверждения отражают растущее доверие к пути, обеспечившему подъем Китая, и неприятие цветных революций, «арабской весны», спровоцировавших нестабильность, структурную слабость государств и отсутствие в них безопасности. Таким образом, заключает автор статьи, если Китай остается стабильным и процветающим, то, возможно, социалистический вариант партийно-государственного конституционализма есть еще один путь развития, требующий признания.

И.А. Конюхова (Умнова)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.