Научная статья на тему '2016. 02. 024. Лонг К. Когда беженцы перестали быть мигрантами: перемещения, рынок труда и гуманитарная защита. Long K. When refugees stopped being migrants: movement, labour and umanitarian protection // LSE research online: migration studies. -2013. - n 1(1). - p. 4-26. - mode of access: http://doi. Org/10. 1093/mig ration/mns001'

2016. 02. 024. Лонг К. Когда беженцы перестали быть мигрантами: перемещения, рынок труда и гуманитарная защита. Long K. When refugees stopped being migrants: movement, labour and umanitarian protection // LSE research online: migration studies. -2013. - n 1(1). - p. 4-26. - mode of access: http://doi. Org/10. 1093/mig ration/mns001 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО / БЕЖЕНЕЦ / МИГРАНТ / ПРАВО НА УБЕЖИЩЕ / ИНСТИТУТ УБЕЖИЩА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 024. Лонг К. Когда беженцы перестали быть мигрантами: перемещения, рынок труда и гуманитарная защита. Long K. When refugees stopped being migrants: movement, labour and umanitarian protection // LSE research online: migration studies. -2013. - n 1(1). - p. 4-26. - mode of access: http://doi. Org/10. 1093/mig ration/mns001»

Наилучшим способом в текущей ситуации может служить отказ от позиции «либо всё, либо ничего», а также:

- поиск возможных исключений из текущих правовых норм о депортации (например, в отношении детей, проживших всю сознательную жизнь в США и членов их семей);

- применение депортации как крайней меры, возможность использования других инструментов (штраф, предупреждение, временное задержание);

- пересмотр процедурных механизмов, связанных с иммиграционным законодательством (предоставление бесплатного адвоката, возможностей и времени для апелляции).

Несмотря на длящийся уже около 40 лет тренд на ужесточение иммиграционного контроля, текущая система должна быть изменена, так как указанные издержки не только перекрывают преимущества, они предсказывались и просчитывались заранее, еще на этапе введения и обсуждения последних ключевых новаций в этой сфере (Акт о реформе в сфере нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов от 1996 г.). Предложенные изменения позволят системе иммиграционного контроля стать более открытой и понятной для иммигрантов, повысят уровень общественного контроля и подотчетность иммиграционных служб, увеличив эффективность работы последних.

А.В. Четвернина

2016.02.024. ЛОНГ К. КОГДА БЕЖЕНЦЫ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ МИГРАНТАМИ: ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, РЫНОК ТРУДА И ГУМАНИТАРНАЯ ЗАЩИТА.

LONG K. When refugees stopped being migrants: Movement, labour and umanitarian protection // LSE research online: Migration studies.-2013. - N 1(1). - P. 4-26. - Mode of access: http://doi.org/10.1093/mig ration/mns001

Ключевые слова: миграционное право; беженец; мигрант; право на убежище; институт убежища; права и свободы человека; государственные программы адаптации беженцев.

В статье Кэти Лонг, профессора факультета международного развития Лондонской школы экономики, рассматривается разделение понятий «беженец» и «мигрант» на уровне международной и

внешней национальной политики, произошедшее в 1920-1950-х годах. Среди государственных чиновников и адвокатов по делам беженцев распространено мнение, что «беженец» и «мигрант» -совершенно разные понятия. Однако, по мнению автора, спорность подобного подхода очевидна. В действительности представители обеих категорий перемешаны, а с учетом последних событий можно предположить, что подобный подход к разграничению вынужденных и добровольных переселенцев существовал всегда. Однако это не так. В прошлом усилия внешней политики государств были направлены на предоставление беженцам нормального доступа к общим миграционным каналам. Подобный подход мало помогал беженцам почувствовать себя в безопасности, поскольку выталкивал их в жесткий мир рыночной конкуренции, не предоставляя льготного периода адаптации.

До 1950-х годов мировая общественность не была озабочена вопросом доступа каждого жителя планеты к праву просить убежище. Только в 1951 г. была подписана Конвенции ООН о статусе беженцев, основной целью которой стало выделение беженцев в отдельную правовую категорию для более надежного обеспечения их поддержкой и защитой. Необходимость в подобном международном усилии стала очевидна после неудачного опыта существовавших миграционных систем предоставления защиты людям, спасавшимся из Германии 1930-х годов.

Выделение беженцев из общего миграционного потока в первую очередь было продиктована защитой их прав и более эффективной реализацией права на убежище. Однако с течением времени принятая как данность обособленность беженцев как категории населения сыграла с ними злую шутку. Беженцы оказались выключены из бурно развивающегося миграционного дискурса. В результате право убежища гарантирует спасительный въезд в «страну безопасности», но не помогает беженцам успешно адаптироваться в новом сообществе. Таким образом, современное состояние и восприятие института убежища не обеспечивает необходимой долгосрочной защиты.

Автор утверждает, что на сегодняшний день устоявшееся разграничение между беженцами и мигрантами является контрпродуктивным и должно быть пересмотрено. Обновленный взгляд на проблемы беженцев и институт убежища как таковой должны обес-

печивать долгосрочную поддержку беженцам и направлять усилия на формирование их устойчивого образа жизни.

Современный подход к проблеме беженцев хоть и отличается в выгодную сторону от исторического опыта тем, что развитые государства полностью осознают свои обязательства по предоставлению права на убежище и минимальной гуманитарной помощи, все же мало и редко помогает беженцам обрести новую нормальную жизнь. По состоянию на 2009 г. В мире 42 млн беженцев жили в палаточных лагерях и специальных кампусах в ожидании благоприятного момента для возвращения на родину. На протяжении многих лет люди могут находиться в подвешенном состоянии, получая минимальную поддержку, лишенные права на полноценную жизнь. Неудивительно, что в подобных условиях многие переселенцы, реально имея все формальные права просить статуса беженца, не реализуют свое право на убежище, предпочитая слиться с общим миграционным потоком в надежде удачно устроиться и обрести нормальную жизнь. Иными словами, неэффективность государственных программ адаптации беженцев становится очевидной даже потенциальным беженцам, и они предпочитают не связываться с этими программами.

Проблема заключается в том, что международные практики привыкли рассматривать беженцев не как конструктивную часть миграции, а как угнетенных людей, которым надо обеспечить минимум гуманитарной помощи. Более эффективный подход состоит в том, чтобы предоставлять этим людям полноценные ресурсы для адаптации и развития. В противном случае создается парадоксальная ситуация, когда декларируемые права и свободы личности в применении к беженцам выливаются в неспособность или нежелание обеспечить этим людям достойные условия для развития и жизни. Таким образом, задачей международной общественности на ближайшие годы должна стать выработка новых подходов к работе с беженцами. Изучение исторического опыта 1920-1950-х годов может привнести некоторые положительные аспекты, которые в сочетании с гуманитарным подходом последних десятилетий должны помочь появлению устойчивых моделей решения проблем беженцев.

А.В. Четвернина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.