Научная статья на тему '2016. 02. 017. Йоган Л. Позитивно обучающая позитивная социология: президентское обращение к северо-центральной социологической ассоциации в 2014 г. Yogan L. North Central Sociological association presidential address, 2014: positively teaching positive sociology // Sociological focus. - Columbus (OH), 2015. - Vol. 48, n 1. - p. 1-15'

2016. 02. 017. Йоган Л. Позитивно обучающая позитивная социология: президентское обращение к северо-центральной социологической ассоциации в 2014 г. Yogan L. North Central Sociological association presidential address, 2014: positively teaching positive sociology // Sociological focus. - Columbus (OH), 2015. - Vol. 48, n 1. - p. 1-15 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 02. 017. Йоган Л. Позитивно обучающая позитивная социология: президентское обращение к северо-центральной социологической ассоциации в 2014 г. Yogan L. North Central Sociological association presidential address, 2014: positively teaching positive sociology // Sociological focus. - Columbus (OH), 2015. - Vol. 48, n 1. - p. 1-15»

19. Turner J.H. The evolution of affect, sociality, altruism and conscience in humans // The Palgrave handbook of altruism, morality and social solidarity / Ed. by V. Jeffries. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2014. - P. 275-300.

20. Weiss R., Peres P. Beyond the altruism-egoism dichotomy: A new typology to capture morality as a complex phenomenon // The Palgrave handbook of altruism, morality and social solidarity / Ed. by V. Jeffries. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2014. - P. 71-97.

2016.02.017. ЙОГАН Л. ПОЗИТИВНО ОБУЧАЮЩАЯ ПОЗИТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ПРЕЗИДЕНТСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ К СЕВЕ-РО-ЦЕНТРАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ В 2014 г.1

YOGAN L. North Central Sociological association presidential address, 2014: Positively teaching positive sociology // Sociological focus. -Columbus (OH), 2015. - Vol. 48, N 1. - P. 1-15.

Ключевые слова: позитивная социология; преподавание социологии; образование; теория и история социологии.

Лиза Йоган (Университет Валпараисо, шт. Индиана, США) в своем президентском послании к социологическому сообществу рассматривает перспективы развития нового направления в образовании и науке - позитивной социологии. Идея позитивной социологии во многом сформировалась под влиянием работ Мартина Селигмана в области позитивной психологии. Он и его коллеги, обратив внимание на диагностический потенциал психологии, стали активно изучать положительные аспекты психики человека. В частности, М. Селигман и К. Петерсон подготовили обширное исследование, в котором были проанализированы и классифицированы позитивные черты характера человека, а также человеческие добродетели2.

Около 15 лет назад Л. Йоган разработала и начала читать свой первый учебный курс по социальной стратификации, в кото-

1 Реферат подготовлен в рамках работы над научным проектом «Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», осуществляемым при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ 14-06-00381 а).

Peterson Ch., Seligman M.E.P. Character strengths and virtues: A handbook and classification. - N.Y.: Oxford univ. press, 2004.

ром комплексно рассматривались такие понятия, как раса, класс и гендер. Однажды одна из лучших студенток в разговоре с ней заявила, что не хотела бы в дальнейшем заниматься социологией, поскольку эта наука оказывает на нее угнетающее воздействие. Пытаясь взглянуть на социологию глазами студентки, Л. Йоган поняла, что социология как научная дисциплина фокусируется в основном на «социальных проблемах» и очень мало занимается изучением позитивных социальных явлений. Поэтому студенты, постоянно погружаясь в мир социальных проблем и конфликтов, могут впасть в «социологическую депрессию» [с. 2]. Для исправления ситуации Л. Йоган предлагает усилить позитивную составляющую социологии, что позволило бы иначе взглянуть на общество.

Идея позитивной социологии не является новой. Так, в середине XX в. Питирим Сорокин сосредоточился на изучении альтруизма, любви и добрососедства. Он разработал новое направление, которое получило название «амитология» - прикладная наука о дружбе, взаимопомощи, любви в межличностных и межгрупповых отношениях1. Популяризируя идеи Сорокина, американский социолог Лоуренс Николс предположил, что современная социология могла бы ориентироваться в своем развитии на следующие базовые принципы: красота, счастье, совершенство, солидарность, духовность и милосердие2. Л. Николс указывает на то, что исследователям необходимо изучать не только социологию любви, но и те «методы работы», благодаря которым мы можем создавать социологию с любовью. Винсент Джеффрис, основатель и первый председатель недавно созданной в Американской социологической ассоциации Секции по изучению альтруизма, морали и социальной солидарности, отмечает, что движение в сторону изучения позитивных феноменов позволит получить комплексные знания и, возможно, принесет выгоду всему человечеству3.

1 Sorokin P. A. The ways and power of love. - Boston (MA): Beacon press,

1954.

Nichols L.T. North Central Sociological association presidential address: Renewing sociology: Integral science, solidarity and loving kindness // Sociological focus. -Columbus (OH), 2012. - Vol. 45, N 4. - P. 261-273.

Jeffries V. In search of a real utopia: Formulating the field of altruism, morality and social solidarity. - Mode of access: https://sites.google.com/site/altruismmoralityso lidarity/blog/insearchofarealutopiaformulatingthefieldofaltruismmoralityandsocialsolida ritybyvincentj effriescaliforniastateuniversitynorthridge [Accessed 14.01.2016.]

Во многом развитие позитивной социологии зависит от того, как и чему учат студентов. Питер Бенсон одним из первых подробно описал стратегии, с помощью которых сообщества могут максимально успешно способствовать совершенствованию детей и подростков1. Бенсон указывает на следующие ключевые факторы: доброта, участие, установление связи, отзывчивость, радость и любовь. Некоторые из этих пунктов Л. Йоган предлагает использовать в качестве основы для преподавания позитивной социологии.

Доброта. Проявление доброты в классе не означает, что ученикам нельзя ставить плохие оценки; речь идет о том, чтобы преподаватели не забывали, что молодые люди легко ранимы. В последнее время социология всё больше сосредотачивается на количественных исследованиях и на сложных статистических моделях, отрываясь от контекстуальной реальности повседневной жизни. «Обновленная» социология не должна упускать из виду значение добрых поступков для общества. Уже сейчас существует множество исследований, доказывающих положительный эффект альтруизма для человека и общества. Эти материалы вполне могут быть включены в учебные курсы.

Отзывчивость. Акты щедрости изучаются преимущественно психологами, а не социологами. Так, например, психологами в ходе опроса 600 случайных респондентов было установлено, что люди, чаще других делающие пожертвования, чувствуют себя более сча-стливыми2. Л. Йоган задается вопросом: как эту закономерность можно использовать в учебных классах? Она полагает, что, относясь к студентам с должной степенью отзывчивости, можно значительно повысить уровень их доверия к преподавателю. В результате ученики в ходе занятий будут больше прислушиваться к учителю и смогут большему научиться. В целом, обучение студентов тому, что не только борьба и конкуренция, но и взаимодействие и сотрудничество способны улучшить их жизнь, является одним из способов преобразования современной педагогики [с. 5]. Также социологи могут внедрить в учебные программы понятие «критическая отзывчивость», т.е. исследователь должен уметь поставить

1 Benson P.L. All kids are our kids: What communities must do to raise caring

and responsible children and adolescents. - San Francisco (CA): Jossey-Bass, 1997.

2

Dunn E.W., Aknin L.B., Norton M.I. Spending money on others promotes happiness // Science. - N.Y., 2008. - Vol. 319, N 5870. - P. 1687-1688.

себя на место тех, кого он изучает. Важно научить студентов внимательно и честно относиться к изучению социальных проблем, но не менее важно, чтобы они не отделяли себя от людей, сталкивающихся с этими проблемами.

Установление связи. Л. Йоган отмечает, что как преподаватель она имеет доступ ко всем студенческим работам, что позволяет ей увидеть студентов со схожими исследовательскими интересами. Следовательно, профессор может стать посредником в установлении связей между студентами, способствуя повышению уровня солидарности среди учащихся; постепенно учебная группа станет сообществом заинтересованных в общении друг с другом молодых людей.

Участие. Многие студенты, продолжает Л. Йоган, приходят в социологию из-за того, что они хотят помочь людям и поучаствовать в решении социальных проблем. Как правило, проблемы социальных групп рассматриваются с точки зрения дефицита ресурсов и невозможности удовлетворить какие-либо потребности. Подобные проблемы обычно решаются с помощью установления внешнего контроля со стороны администраторов, имеющих необходимый образовательный и политический опыт. Граждане в таком случае перестают быть активными агентами своих сообществ и теряют стимулы для коллективных действий. В противовес подобному пониманию позитивная социология акцентирует внимание на успешной деятельности гражданских активистов и подчеркивает значимость внутреннего потенциала сообществ, который реализуется благодаря вовлеченности людей в общее дело.

Еще одна идея Питера Бенсона, которую предлагает использовать в образовании Л. Йоган, - это идея искры. Смысл ее в том, что у каждого человека есть то, что способно его «зажечь», воодушевить и принести ему радость. Преподаватели могут попытаться зажечь своих студентов интересными идеями, направив активность молодежи в созидательное русло.

Говоря о возможной структуре курса позитивной социологии, Л. Йоган предлагает традиционно начать его с введения в дисциплину (теория, история и методы), а затем перейти к изучению различных отдельных позитивных тем, таких как любовь, социальные движения, исследования досуга и т.д. Изучение истории дисциплины можно начать со знакомства с работами П.А. Сорокина и

с рассмотрения влияния позитивной психологии на социологическую мысль. Теоретическая часть может включать в себя работы, которые еще не так широко используются в социологии: например, исследования лауреата Нобелевской премии по экономике Амар-тии Сена об идентичности, насилии, развитии и свободе1; книги социолога Кристиана Смита о личности2; работы немецкого биофизика Штефана Кляйна об альтруизме3 [с. 9]. Часть учебного курса, посвященная микроуровню социальной реальности, может быть основана на позитивной социальной психологии, изучении тем любви, привязанности, юмора, досуга и т.п. На мезоуровне могли бы рассматриваться практики гражданского участия, создания семей, развития сообществ. При изучении макроуровня могут обсуждаться вопросы, связанные с позитивными социальными движениями.

В заключение Л. Йоган призывает коллег стремиться к тому, чтобы учебный курс позитивной социологии помог студентам стать более оптимистичными и энергичными. Для этого исследователям и преподавателям придется качественно пересмотреть привычные для них подходы к пониманию науки и образования.

А.Ю. Долгов

1 Sen A. Development as freedom. - N.Y.: Anchor books, 1999; Sen A. Identity and violence: The illusion of destiny. - N.Y.: Norton & co, 2006.

Smith Ch. What is a person? Rethinking humanity, social life and the moral good from the person up. - Chicago (IL): Univ. of Chicago press, 2010.

Klein S. Survival of the nicest: How altruism made us human and why it pays to get along. - N.Y.: The Experiment, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.