2016.02.003. КОРБУТ А.Ю. СИММЕТРИЯ И ИНФОРМАЦИЯ В ЯЗЫКЕ И ТЕКСТЕ. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2015. - 328 с. -Библиогр.: с. 313-328.
Ключевые слова: лингвистика текста; симметрия в языке; междутекстовая симметрия; формообразование текста.
Корбут Александра Юрьевна - доктор филологических наук, профессор кафедры филологии и методики Педагогического института Иркутского государственного университета, специалист в области теории языка, лингвистики текста, психолингвистики и прикладного языкознания. Автор более 60 научных публикаций.
В монографии анализируются взаимоотношения языка и текста (как артефакта, построенного из языковых единиц), а также «взаимоотношения текстов с конкретной деятельностью, в рамках которой они существуют» (с. 2). Представлены результаты исследования разных типов текстов, выполненного по единым принципам, главный из которых - принцип симметрии. Дается подробное описание видов симметрии и функций симметрии в структуре текста. Выявлены универсальные текстовые закономерности, которые рассматриваются как языковые законы текстообразования. Показана связь между текстовой симметрией и информативностью.
Работа состоит из предисловия, введения, шести глав (1. «Текст как предмет и объект текстосимметрики»; 2. «Текст и его симметрия»; 3. «Симметрия и формообразование текста»; 4. «Междутекстовая симметрия: жанровые формы»; 5. «Онтология текста в ракурсе текстосимметрики»; 6. «Прикладные аспекты текстосим-метрики») и заключения.
В работе, в частности, ставится проблема определения места текста в структуре языка. Для ее решения выделены два уровня структуры текста: поверхностный (содержательный и индивидуальный) и глубинный (формальный и социальный). Законы абстрактной глубинной структуры действуют независимо от сознания говорящего. Уровень глубинной структуры включает два яруса: языковой субстрат (языковые единицы / языковую систему) и форму (оптимальные правила линейного моделирования языкового субстрата). Элементы субстрата превращаются в элементы системы-текста, претерпевая необходимые структурно-семантические изменения.
Текст возникает на пересечении двух систем: общественной и индивидуальной. Единичный текст как система осуществляет интеграцию последовательно представленных элементов субстрата, превращенных в целостность. Полученная в результате структура представляет собой порядок последовательного расположения элементов (линейную модель конкретного текста).
Понимание среды бытия лингвистического текста непосредственно связано с пониманием уровней структуры. Глубинной средой бытия текста (протосредой) признается природа (универсальная среда действия универсальных законов). Глубинная среда порождает глубинную структуру текста, влияя на процесс его формообразования. Внешней средой является деятельность участников речевого акта (исключая их речевую деятельность). Концептуальные системы реципиента (принимающая среда) и продуцента (порождающая среда) также являются результатом действия законов природы и своей деятельности.
В результате для лингвистического текста вычленяются три уровня порождающей среды: природа, неречевая деятельность, речевая деятельность. Бытие лингвистического текста как продукта речевой деятельности (порождающей среды третьего уровня) предполагает соединение двух процессов: порождения и восприятия речи. В этом смысле текст имеет две среды бытия.
По подсчетам автора среднестатистический текст, реализуемый в среднестатистических условиях, состоит из 669 слов. Однако объем текста в качестве его элементарного первичного параметра напрямую связан со сферой функционирования текста, т.е. зависит от деятельности продуцента / реципиента. Все отклонения от среднестатистического объема текста являются результатом его подстройки под эту вторичную среду и действуют в пределах жанровых макроструктур.
В качестве исходного параметра при описании жанровой формы принимается объем среднего представителя жанровой группы. Жанровые формы текстов с главной когнитивной функцией имеют объем значительно меньше среднестатистического. Жанровые объемы текстов с главной коммуникативной функцией (публицистические, политические, научные) имеют объем, приближенный к среднему. Художественные тексты с главной эстетической функцией отклоняются от среднестатистического объема: прозаические -
в сторону увеличения объема более чем в три раза, поэтические - в сторону уменьшения объема более чем в десять раз.
Непосредственная связь структурных и категориальных признаков текста с показателями его объема дает основания автору разделить все исследуемые тексты на четыре группы: микротексты, минитексты, мидитексты и макситексты.
Инвариантным свойством текста признается симметричность его структуры, так как: 1) среднестатистическая вероятность симметричности структуры лингвистического текста очень высока, 2) числовое значение среднестатистического объема текста превышает объемное пороговое значение несимметричности структуры (150 слов) более чем в четыре раза (669 слов), т.е. среднестатистический текст с несимметричной структурой теоретически невероятен. Последнее положение уменьшает вероятность несимметричной структуры текста и дополнительно повышает вероятность его симметричности. Принцип симметрии внутренней текстовой структуры автор считает инвариантным принципом формообразования лингвистического текста.
Признание симметричности структуры инвариантным свойством текста увеличивает объясняющую силу текстосимметрики в рамках общей теории текста. В результате в качестве предмета тек-стосимметрики принимается «любая линейная форма лингвистического текста, рассматриваемая как целостная отдельность, структурированная по законам симметрии» (с. 66).
Содержательная и структурная функции повтора, заключающего в себе признаки глубинной и поверхностной структур текста, его симметрологическая сущность дают основания признать повтор элементом симметрии текста. Исходя из этого, «основным объектом текстосимметрики выступают самые разнообразные повторы (смысловые, внутриструктурные, межструктурные и др.), рассматриваемые в качестве элементов симметрии текста» (там же).
Критерии выделения повтора как структурной единицы (чувственный, композиционный и контактный) опираются на механизмы порождения и восприятия текста.
Для сопряжения позиций симметрологии и лингвистики в работе выделены два типа элементов симметрии лингвистического текста. Элементы симметрии первого типа - это лингвистические элементы (повторы). Их наличие принципиально характеризует
текст как объект симметричной структуры. Элементы симметрии второго типа «чрезвычайно абстрактны, они характеризуют самопреобразования структуры материального объекта при формообразовании и предстают в тексте как последовательность разноуровневых лингвистических повторов» (с. 121).
Для классификации элементов симметрии первого типа выделены три главных аспекта бытия повторов в целом тексте: время их появления и пространственное положение (процессуальный аспект), их адаптация к системе (структурный аспект), их роль в системе (функциональный аспект). Каждый из аспектов важен для исследования, поскольку характеризует реальные симметрические процессы в тексте.
Достоинство анализа элементов симметрии в первом аспекте автор видит в возможности определения первичных элементов (антецедентов) и вторичных элементов, что позволяет выявить степень избыточности текста в целом или его композиционно значимой части. Классификация элементов симметрии - деление на антецеденты и собственно повторы - позволяет обнаружить рост количества симметрии к концу текста. Этот процесс текстообразо-вания определен как симметризация структуры. Следствием процессуальной классификации элементов симметрии является введение трех параметров - коэффициента симметричности, коэффициента избыточности и коэффициента антецедентов, которые характеризуют процесс текстообразования с разных сторон.
Функциональный аспект классификации элементов симметрии дает возможность описать главные и второстепенные элементы симметрии в сложно структурированных текстах. Главными элементами симметрии, ответственными за самодостаточность структуры, признаются элементы симметрии дальнего порядка - структурообразующие, интегрирующие. Второстепенными элементами, ответственными за состояние структуры в каждой конкретной точке, признаются элементы симметрии ближнего порядка - контек-стообразующие, стилистические.
Контекстообразующие элементы симметрии ближнего порядка - это контактно расположенные элементы повтора, которые осуществляют ориентацию реципиента в микроструктуре. Этот вид элементов симметрии используется продуцентом и реципиентом вполне сознательно. Структурообразующие элементы симметрии
дальнего порядка дистантно расположены в миди- и макситекстах и функционируют в качестве формообразующих. Их применение и оценка их функций осуществляется бессознательно. Соотношение между элементами симметрии дальнего и ближнего порядка составляет в среднем 1:3. Отмечается, что «в рамках минитекстов и микротекстов не всегда можно провести пословное разделение элементов симметрии дальнего и ближнего порядка, так как в условиях тесноты ряда часто наблюдается совмещение функций повторов» (с. 123).
Проблема выбора повторов для исследования в качестве структурообразующих или неструктурообразующих является квазипроблемой, так как принципиальный подход к их различиям влечет за собой количественные, но не качественные расхождения в результатах исследований макроструктуры. В данном случае важнее избрать единые для всех измерений принципы.
«Выявленные адаптационные свойства внутритекстовых элементов симметрии (их преобразование, вариативность) позволяют уточнить определение главного объекта текстосимметрики: это абстрактно понимаемый динамически изменяющийся при становлении системы и структуры текста повтор» (с. 123).
Выявление главных законов текстообразования проводится путем симметрологического анализа трех основных структурно-функциональных единиц дискурса, первая из которых - конкретный текст (микроструктура), вторая - совокупность текстов в единой среде (жанровая макроструктура), третья - вся речевая масса текстов (внежанровая макроструктура).
Две последние (макроструктуры) являются абстрактно-теоретическими единицами. Наиболее абстрактна внежанровая макроструктура, «в которой в статистическом виде и выявляется глобальная языковая форма текста» (с. 161-162). Практическое и теоретическое преимущество текстосимметрики заключается в специализированном способе измерения текстовых макроструктур любой степени абстракции - в коэффициентах симметризации. Поскольку предложенные коэффициенты отражают пропорции между разновидностями элементов, их интервальный или зональный анализ позволяет наблюдать два противоположно направленных процесса: симметризацию и диссимметризацию.
Сущность процесса симметризации заключается в организации негэнтропии в структуре. Симметризация проявляется как увеличение пропорционального количества элементов симметрии. Увеличение числовых значений коэффициента симметризации и коэффициента избыточности сигнализирует о повышении степени симметричности композиционного интервала или композиционной зоны в микро- или макроструктуре.
Процесс диссимметризации - энтропийный процесс, который проявляется как уменьшение пропорционального количества элементов симметрии, соответственно понижается и степень симметричности на каком-либо участке микро- или макроструктуры. Дис-симметризация наблюдается в уменьшении числового значения коэффициента симметризации и коэффициента избыточности, а также в увеличении числового значения коэффициента антецедентов.
Поскольку в рамках симметрологии как науки о структуре природных объектов только асимметричные элементы рассматриваются как передающие информацию (информативные), то понятия «информация в тексте» и «информативность текста» принципиально разводятся. Вместе с тем оба разнонаправленных процесса в своей мере прогнозируют содержание текста и участвуют в создании информативности.
Повышая количество информации в тексте, асимметрия не повышает вероятности ее понимания. Симметрия (в виде лингвистических повторов) ограничивает асимметрию, организует преемственность информации внутри текста, обеспечивает постепенность поступления нового и его тесную связь со старым, а, следовательно, повышает вероятность понимания содержания текста. Благодаря процессу симметризации языковой текст является самым надежным, совершенным и самым распространенным средством передачи информации.
Подчеркивается, что симметрия в тексте выполняет три функции: структурообразующую, коммуникативную и информативную. Среднестатистическое пропорциональное соотношение асимметрии и симметрии в тексте почти стабильно 70:30. Различия жанровых макроструктур заключаются в усилении / ослаблении структурообразующей функции симметрии.
Объем текста является его исходным параметром, в зависимости от которого находится количество элементов симметрии и
их распределение в линейной структуре. В процессе анализа обнаружена следующая зависимость: «чем больше текст, тем меньшее относительное количество элементов симметрии для него требуется и тем больше вероятность расположения элементов симметрии в композиционно значимых точках его структуры» (с. 163). Объем регулирует три характеристики структуры: 1) пропорциональное количество структурообразующих элементов (элементов симметрии), 2) пропорциональное количество неструктурных элементов, 3) время появления элементов симметрии.
В главе четвертой, посвященной текстовым жанрам, в частности, отмечается, что функционирующая в определенной сфере деятельности, самоорганизующаяся при посредстве внутритекстовой симметрии информационная система-текст, приобретает жанровые формы, обнаруживаемые в жанровых макроструктурах. Показано, что действие законов симметрии в процессе образования жанровых макроструктур не прерывается, а лишь корректируется. Направление коррекции определяется условиями среды, требующей или не требующей стереотипа. В первом случае текст максимально социализирован, во втором - максимально индивидуализирован.
Основная функция внутритекстовой симметрии - микроструктурирование (организация текста как отдельного целого). Основная функция междутекстовой симметрии - макроструктурирование (организация группы текстов, подчиняющихся единым внутрижанровым «нормам»). Оценка типов жанровой текстовой симметрии является второй после объема важнейшей характеристикой жанровой формы текста.
Жанровые макроструктуры организованы элементами междутекстовой симметрии трех типов:
1) лексические междутекстовые повторы, названные элементами междутекстовой симметрии;
2) топологически закрепленные структурно-функциональные части текста - элементы композиционного стандарта;
3) собственно жанровые формы, которые обусловлены спецификой топологии элементов симметрии в жанровой макроструктуре.
Наличие лексических элементов междутекстовой симметрии в макроструктуре говорит о более высокой степени стандартизации
текстов данной жанровой группы. Возможна дальнейшая дифференциация элементов междутекстовой симметрии на виды и подвиды по их семантико-содержательной роли в жанровой макроструктуре.
Усиление влияния на структуру текста внешней среды его бытия (вида деятельности реципиента и продуцента) увеличивает роль междутекстовой симметрии, обеспечивая максимальную стандартизацию. Наблюдение поведения элементов междутекстовой симметрии всех типов в каждой из жанровых макроструктур подтверждает тезис автора о том, что текст является самоорганизующейся синергетической системой. Подстройка структуры текстов к условиям деятельности и самой деятельности в виде междутекстовой симметрии наблюдается в каждой из исследованных макроструктур.
Жанры фольклора реализуют подстройку посредством объемной коррекции элементов композиционного стандарта и групп симметрии, предназначенных для выполнения специфических функций в каждом из жанров. Обязательность пропорциональной коррекции инварианта особенно отчетливо проявляется в макроструктуре заговора. Обнаруженная коррекция обусловлена несоциальной направленностью текста данного жанра.
Коррекция инварианта в жанровой макроструктуре объявлений заключается в обратной направленности двух взаимосвязанных процессов. Процесс симметризации движется от большей интенсивности в начале к максимальному его ослаблению в зоне конца. Процесс структурирования усиливается прямо пропорционально увеличению объема текста.
Самоорганизация жанровой макроструктуры политической прозы наблюдается в колебаниях количества семантических групп элементов междутекстовой симметрии в зависимости от политической ситуации, для влияния на которую данные тексты предназначены. На графике, отражающем коррекцию групп симметрии макроструктуры политической прозы (рис. 4.3, с. 187), наблюдается удлинение зоны фазового перехода от ослабления симметризации к ее усилению (до пропорции 0.854). Зона разнообразия удлиняется, а процесс симметризации в зоне конца максимально усиливается.
Коррекция жанровой структуры научного текста представлена стандартизацией начала (активизацией междутекстовой и внут-
ритекстовой симметрии в двух интервалах до пропорции 0.236). Отступление от инварианта языковой модели в научном тексте заключается в ослаблении процесса симметризации в зоне конца, что увеличивает количество абсолютной информации в этой зоне. В данной жанровой макроструктуре становится наблюдаемым процесс адаптации принципиально нового научного знания к уже известным научным теориям в виде движения текста от стандарта к разнообразию.
Лексические элементы междутекстовой симметрии, а также элементы композиционного стандарта в художественном тексте отсутствуют. Оценка макроструктур поэзии и прозы показала отсутствие коррекции инварианта в обеих группах текстов и совпадение групп симметрии обеих макроструктур. На этом основании проза и поэзия на уровне глубинной структуры признаются одной речевой жанровой группой.
Свойствами жанровой макроструктуры художественного текста являются: 1) отсутствие междутекстовой симметрии (междутекстовая асимметрия) и 2) максимальная гармонизация посредством внутритекстовой симметрии, имеющей многоуровневый характер.
Динамическая сущность элемента симметрии текста (повтора) позволяет этому явлению функционировать не только на микроуровне (внутри текста), но и на макроуровне (внутри жанрового объединения текстов).
В рамках текстосимметрики отмечены два направления (исследование инвариантной языковой формы текста и ее вариативных проявлений), составляющие некое подобие диалектического единства: и при продуцировании конкретного текста, и при его восприятии человек в равной степени пользуется двумя типами текстовой симметрии: внутритекстовой и междутекстовой.
Рассуждая об онтологии текста в рамках текстосимметрики, автор, среди прочего, отмечает, что «симметрические признаки языковой формы детерминированы тремя источниками: природой, материально-идеальным субстратом языка и языковой личностью. Инвариантные свойства этой формы, отчужденные от процесса их реализации в речевой деятельности, предстают в качестве связной триады признаков языковой модели текста.
Структурно-языковая модель текста принадлежит языковой системе, т. е. характеризует текст как абстрактную языковую единицу, имеющую при реализации в речи сложную многоуровневую структуру. Языковая модель текста функционирует в виде вариантов, каждый из которых сохраняет инвариантные признаки с определенной долей вероятности.
Усвоение языковой формы текста носителем языка осуществляется естественным образом: параллельно с освоением всех лингвистических уровней в процессе активной речевой и неречевой деятельности, а затем включается в языковое сознание и составляет часть языковой компетенции личности. То есть усвоение языковой формы текста когнитивным агентом (языковой личностью) наблюдается как реакция на суммарный эффект воздействия среды и его собственных воздействий на среду» (с. 241).
В работе подчеркивается, что формирование языковой модели текста определяется психическими свойствами сознания - ней-ролингвистической специализацией полушарий головного мозга человека, благодаря которой симметрия формируется как архетип коллективного бессознательного. «Первичный (в определенном смысле единственный) способ формирования и коммуницирования когнитивных структур - текст (в виде языковой модели) является и причиной, и следствием "золотой гармонии" архетипических форм» (с. 242).
Онтология функциональных фрагментов текста с позиций текстосим- метрики предстает в виде трехчастной композиции, включающей центр, зачин и конец. Центральная зона максимально информативна и определяет способ формообразования текста. Она является «содержательным и формальным аттрактором, к которому стремится процесс внутреннего бытия текста» (там же).
Зачин - интервал, формально и содержательно отграничивающий данную информационную структуру от ряда других слева и обеспечивающий вход в аттрактор: настройку реципиента или продуцента на получение или формирование информации и реализацию структурной модели текста.
Конец - интервал, обеспечивающий выход из аттрактора -отключение от информационного поля текста и завершение формообразующего цикла. Конец формально и содержательно отграничивает данную информационную структуру от ряда других справа.
Экспериментальная верификация функций инварианта в процессе продуцирования текста дает уточняющую картину его формообразования: при продуцировании осуществляется поэтапная симметризация, при этом присутствие инварианта (элемента симметрии) в оперативной памяти продуцента наблюдается на всех этапах порождения речи. «Усиление процесса симметризации от этапа к этапу отражается в состоявшейся структуре текста как усиление симметризации от начала к концу. Нестандартные диссим-метричные стратегии возникают в связи со свойством неустойчивости текста-системы, обусловливающим возможные бифуркации» (с. 242).
Экспериментальное исследование процессов восстановления структуры деформированного текста при активном восприятии показало, что такое восстановление осуществляется с опорой на инвариант. Достройка целого по его части оказывается возможной ввиду фрактальной структуры текста (так как часть подобна целому). Исследования в этом направлении признаются очень перспективными.
В целом в рамках текстосимметрики автор выделяет несколько перспективных направлений исследований. «Это исследования, посвященные описанию подстройки текста под внешнюю среду бытия, поскольку в общих чертах уже описаны жанровые вариации структурной модели текста в дискурсе. Практическое значение анализ подстройки текста под внешнюю среду бытия имеет в случае выполнения судебных лингвистических экспертиз.
Необходимы также психолингвистические исследования точек бифуркации и процессов редактирования и саморедактирования, которые усиливают или ослабляют процессы симметризации-диссимметризации и проявляют некоторые механизмы подстройки текста под среду его бытия. Дальнейшие исследования междутекстовой симметрии могут внести существенный вклад в современное жанроведение, так как текстосимметрика направлена на описание интегративных свойств речевых жанров. Перспективно и выявление разнообразных компенсаторных мер, которые реализуются в условиях усиления диссимметризации» (с. 312).
А.М. Кузнецов