Научная статья на тему '2016.01.038. ТЕХНОЛОГИИ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» И «ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ФРАНЦИИ. BIG DATA ET OBJETS CONNECTéS: FAIRE DE LA FRANCE UN CHAMPION DE LA RéVOLUTION NUMéRIQUE. - P.: INSTITUT MONTAIGNE, 2015. - 228 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.INSTITUTMONTAIGNE.ORG/RES/FILES/PUBLICATIONS/RAPPORT% 20OBJETS%20CONNECTE%CC%81S%281%29.PDF'

2016.01.038. ТЕХНОЛОГИИ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» И «ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ФРАНЦИИ. BIG DATA ET OBJETS CONNECTéS: FAIRE DE LA FRANCE UN CHAMPION DE LA RéVOLUTION NUMéRIQUE. - P.: INSTITUT MONTAIGNE, 2015. - 228 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.INSTITUTMONTAIGNE.ORG/RES/FILES/PUBLICATIONS/RAPPORT% 20OBJETS%20CONNECTE%CC%81S%281%29.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / "ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ" / "БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ" / ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.01.038. ТЕХНОЛОГИИ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» И «ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ФРАНЦИИ. BIG DATA ET OBJETS CONNECTéS: FAIRE DE LA FRANCE UN CHAMPION DE LA RéVOLUTION NUMéRIQUE. - P.: INSTITUT MONTAIGNE, 2015. - 228 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.INSTITUTMONTAIGNE.ORG/RES/FILES/PUBLICATIONS/RAPPORT% 20OBJETS%20CONNECTE%CC%81S%281%29.PDF»

2016.01.038. ТЕХНОЛОГИИ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ» И «ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ»: ПЕРСПЕКТИВЫ ФРАНЦИИ. Big data et objets connectés: Faire de la France un champion de la révolution numérique. - P.: Institut Montaigne, 2015. - 228 p. - Mode of access: http://www.institutmontaigne.org/res/files/publications/rapport% 20objets%20connecte%CC%81s%281%29.pdf

Ключевые слова: информационные технологии; цифровая экономика; «интернет вещей»; «большие данные»; Франция.

В работе рассматриваются экономические аспекты развития технологии «интернета вещей» (Internet des objets, IdO; Internet of Things, IoT) в сочетании с большими данными (Big data) и перспективы их развития во Франции.

Развитие «интернета вещей» (ИВ) авторы рассматривают как дальнейший прогресс Интернета, социальных сетей и смартфонов в 2000-е годы. Хотя ИВ часто связывают с достижениями в области благосостояния и свободного времени, он содержит в себе большой потенциал различных услуг и направлений их использования. В рамках ИВ любой объект может передавать информацию о своем окружении и состоянии, им также можно дистанционно управлять. Увеличение числа различных датчиков влечет за собой преобразование реальности в цифровую форму, а неуклонный рост количества поставляемых ими данных подпитывает область «больших данных» (БД). За счет ИВ объем цифрового мира каждые два года увеличивается вдвое. По оценкам, в 2020 г. он достигнет 44 000 млрд гигабайт, что в 10 раз превышает уровень 2013 г. (с. 15).

Ряд аспектов цифровой революции - снижение стоимости информации и телекоммуникаций, начало нескончаемого инновационного периода и усиление творческого потенциала и желания творить вне рамок традиционных институтов - влияют на технологии, промышленность и экономику и влекут за собой глубокие со-циетальные последствия. Эти изменения требуют новых экономических механизмов и позволяют развивать высокопродуктивные виды деятельности, которые определяют новые правила игры.

В эпоху массового производства производительность сначала росла, а затем снижалась, поскольку предприятия, с одной стороны, стремятся ее повысить за счет лучшей организации труда и экономии на масштабах, с другой - сталкиваются с ограничениями

физического мира. В современную цифровую эру ряд особенностей цифровой экономики позволяют поддерживать постоянный рост производительности. К таким ее чертам относятся следующие.

1. Высокие первоначальные издержки и низкие предельные издержки. Цифровые виды деятельности часто требуют значительных начальных инвестиций, особенно на стадии проектирования, но удельные расходы очень быстро снижаются. Так, для разработки программного обеспечения необходимы значительные вложения в НИОКР, но каждая дополнительная единица продукции продается по практически нулевой предельной стоимости.

2. Приспособляемость пользователей. Практика показывает, что пользователи интернет-платформ за счет продуманности их дизайна очень быстро осваивают новые навыки. Кроме того, пользователям возвращается значительная часть создаваемой стоимости.

3. Сетевые эффекты. Большая часть цифровой деятельности вписывается в логику интернет-платформы, являющейся местом встречи потребителей и поставщиков. Сетевые эффекты усиливаются за счет снижения коммуникационных издержек, обеспечивая доступ к платформам всему населению планеты.

Прямым следствием растущей производительности является появление в трансформированных под воздействием цифровых технологий секторах глобальных монополистических акторов, которые и предлагают новые правила игры. По некоторым данным быстрый и постоянный рост является основной характеристикой действующих в цифровой сфере акторов, доходы которых превышают 4 млрд долл. (менее 1% из 3 тыс. обследованных предприятий). Акторы цифровой эры, таким образом, вовлекаются в гонку роста (с. 40). Кроме того, гиганты Интернета способны трансформироваться в платформы и таким образом использовать сетевые эффекты в полном объеме. При этом в цифровом мире конкуренция разворачивается прежде всего в сфере эксперимента и услуг клиентам. Продукты и услуги цифровой эры, в отличие от медленно изменяющихся традиционных продуктов и услуг, меняются постоянно, поэтому участники цифрового рынка могут потерять завоеванные позиции.

Цифровая эра в первую очередь повлияла на такие легко поддающиеся трансформации (в силу своей нематериальной природы) сектора, как аудио- и видеопродукция, книгоиздательство,

оказав дестабилизирующее влияние на традиционных участников этих рынков. Платформы, операторами которых выступают монополистические глобальные акторы, лишили традиционных участников, слишком поздно среагировавших на изменения, посреднических функций. Поэтому переход к новым правилам требует культурной и организационной трансформации компаний.

По мнению авторов, теорию технологических революций существенно дополняет теория больших волн. Для первого этапа волны - становления - характерны взрывное развитие новых технологий и господство финансового капитала. Эта фаза часто сопровождается появлением финансовых пузырей, предоставляющих необходимый для новых инфраструктур капитал. На втором этапе -развертывания - происходит освоение новых технологий секторами экономики и более активными государствами. Переходный период между этими этапами часто характеризуется экономической и политической нестабильностью.

За последние 240 лет в мире произошли пять технологических революций: 1771 г. - промышленная революция; 1829 г. - паровые машины, уголь и железные дороги; 1875 г. - выплавка стали и тяжелая промышленность; 1908 г. - автомобиль, нефть, нефтехимия и массовое производство; 1971 г. - информационные и коммуникационные технологии; 20?? г. (авторское написание даты, -Реф.) - биотехнологии, нанотехнологии и новые материалы. Появление каждой новой технологии меняет технико-экономическую парадигму.

По мнению авторов, эта теория применима и к цифровой революции, идущей уже 40 лет (с. 42). Они полагают, что мир находится в точке «качания» цифровой эры: недавние разрывы спекулятивных пузырей свидетельствуют о начале периода процветания, т.е. оцифровывания мира реальных продуктов.

Период развертывания технологии сопровождается радикальной трансформацией общества. Например, в ХХ в. эра массового производства в западных странах была отмечена появлением среднего класса, обеспечившего развитие общества потребления. Формирующееся общество цифровой эры предоставит индивидам больше свободы в организации времени и профессиональной деятельности при меньшей приверженности к обладанию материальными благами. В этих условиях задача руководителей предприятий

состоит в том, чтобы по-новому позиционировать предприятия, определить и развивать новые конкурентные преимущества.

Предприятия должны, прежде всего, оценить потенциал создания стоимости ИВ на своих рынках. М. Портер (M. Porter) выделяет следующие ключевые возможности ИВ в сочетании с БД: мо-ниториг среды (выявление потребности в новых услугах и объектах, лучшее сегментирование рынка и цен); контроль (использование полученных в ходе мониторинга данных в алгоритмах программ, заложенных в продукты или в «облако», что позволяет управлять объектами на расстоянии); оптимизация (анализ данных о функционировании объекта в сочетании с другими данными об окружающей среде и возможностях контроля оптимизирует эффективность ИВ); автономия (сочетание всех перечисленных возможностей и последние изменения в области искусственного интеллекта позволяют достичь значительной степени автономии индивидуальных или сложных систем) (с. 45). Кроме того, предприятия должны предвосхищать появление видов деятельности с растущей прибыльностью, чтобы создавать соответствующие платформы, позволяющие ее материализовать.

Определив влияние ИВ на определенный рынок, предприятия могут приступить к трансформации, которая обеспечит их развитие в условиях новой парадигмы. В первую очередь предприятие должно оценить большую часть своих функций и навыков на следующих уровнях: концепции (поскольку технологии ИВ более эволюционны и эффективны, но менее энергоемки, необходимо более тесное сотрудничество специалистов по программному обеспечению и аппаратному комплексу при разработке новых продуктов и услуг); маркетинга (новые данные, создаваемые ИВ, обеспечивают лучшую сегментацию рынка и индивидуализацию отношений с клиентами, что позволяет разрабатывать более легко адаптируемые услуги при сохранении экономии на масштабах); обслуживания клиентов (постепенный переход клиентских служб от устранения последствий поломок объектов к их предупреждению, иногда на расстоянии). При этом основную роль в трансформации предприятий играют человеческие ресурсы.

Предприятия также должны обзавестись более надежными технологическими инфраструктурами, постоянно оценивать свою структуру и управление. На практике ИВ предполагает постоянные

инновации, поскольку его отличительными особенностями являются скорость исполнения и способность быстро восстанавливаться после провала. Открытие во внешнюю среду также является рычагом интеграции в платформы и экосистемы, структурирующие рынки (с. 47).

ИВ и аналитические возможности БД предоставляют предприятиям, частным лицам и государственным органам новые возможности, в частности больший объем информации для принятия решений; повышение качества прогнозирования ситуаций, что дает возможность начать действовать раньше и с меньшими издержками; экономию за счет повышения производительности, использования ресурсов и промышленных технологий; выявление новых источников стоимости - «от БД к большой стоимости» (Big value) (с. 48-49).

Возможности ИВ не ограничиваются чисто экономическими рамками. Он будет оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь индивидов, способствуя повышению благосостояния и качества жизни (через автоматизацию задач, с одной стороны, и прогресс медицины - с другой), сокращению потерь времени (например, за счет повышения мобильности) и рабочего времени, а также снижению рисков (несчастного случая, ухудшения здоровья). На уровне государства ИВ является рычагом реиндустриали-зации как при производстве новых продуктов, так и при создании более конкурентоспособных производств. ИВ также предоставляет возможность локализовать стоимость.

Во Франции и Европе в целом нет крупных интернет-платформ, на которые стекается значительная часть продукции секторов, которые первыми перешли к числовому формату. Поэтому следовало бы активизировать эту деятельность во время следующей волны оцифровывания экономики, учитывая, что новые технологии в первую очередь заменят существующие виды деятельности и лишь во вторую - создадут новые рынки. Страны, которые упустят время, рискуют потерять рабочие места.

Согласно исследованию, проведенному консалтинговой фирмой А. Т. Керни (A.T. Kearney), потенциал создания стоимости ИВ в сочетании с БД оценивается во Франции в 74 млрд евро в 2020 г. (3,6% ВВП) и в 138 млрд в 2025 г. (7% ВВП), а объем рынка ИВ соответственно в 15 и 23 млрд евро (с. 52). К потенциалу, свя-

занному с тремя рычагами создания стоимости - повышением производительности, ростом покупательной способности, экономией времени в денежном выражении - добавляется развитие рынка ИВ. Каждый евро, вложенный в ИВ, может дать в денежном выражении до 6 евро роста производительности, покупательной способности и экономии времени (с. 53).

Хотя ИВ затронет все сектора экономики, наибольшие перспективы создания стоимости просматриваются в секторах жилищного хозяйства (экономия энергии, развитие домашней электроники и т.д. - 19-28 млрд евро в 2020-2025 гг.); транспортной мобильности (системы помощи вождению, координация движения транспорта, сокращение количества аварий и т.д. - 17-31 млрд евро в 2020-2025 гг.) и здравоохранении (совершенствование политики предупреждения заболеваний, лечение хронических больных и т. д. -16-35 млрд евро в 2020-2025 гг.) (с. 55-56).

Кроме того, ИВ будет способствовать повышению производительности в обрабатывающей промышленности за счет сокращения простоя оборудования, снабженного датчиками, улучшения его инвентаризации или позиционирования в производственной цепочке. В 2025 г. может быть сэкономлено 16 (4%) из 400 млрд евро стоимости функционирования обрабатывающей промышленности, что составляет 5% роста производительности для 80% заводов. «Умные» электросети позволят сократить стоимость передачи и производства электроэнергии в 2015 г. на 1,2 млрд евро (с. 57). По оценкам, мировой рынок ИВ и связанных с ним услуг в 2020 г. может достичь 300 млрд евро. Каждая новая доля этого рынка, завоеванная французскими предприятиями, принесет французской экономике 3 млрд евро (с. 59).

В настоящее время во Франции есть предприятия, которые уже вышли на этот рынок, что свидетельствует об определенном потенциале французской промышленности и таланте инженеров и дизайнеров. Французские предприятия вторгаются на различные уровни цепочки стоимости ИВ: как разработчики ИВ, поставщики инфраструктурных услуг, промышленных устройств, датчиков, микропроцессоров. При этом следует учитывать, что создаваемая ИВ стоимость распространяется за рамки рынка продажи оборудования, обеспечивая значительный рост производительности для частных лиц и предприятий во всех секторах экономики. ИВ участ-

вует в переходе от действующей модели потребления, основанной на владении вещами, к модели пользования вещами, способствуя, таким образом, ограничению производства и непроизводительных расходов (с. 61). ИВ может стать для французской экономики рычагом повышения конкурентоспособности, которым она обязана воспользоваться, чтобы занять более прочные позиции в секторе современных технологий, который будет в ближайшие десятилетия играть стратегическую роль в мировых масштабах.

Для достижения этой цели авторы рекомендуют государству принять ряд конкретных мер на уровне государств. К ним относятся: распространение баз данных внутри французской экономики (на основе принятия соответствующего законодательства, побуждения предприятий к ускорению цифровой трансформации и укреплению культуры цифровых данных, повышения роли конкурентоспособности для создания экосистем и проектов промышленных платформ между секторами для ИВ); усиление системы безопасности с целью укрепления доверия (предложение гражданам надежных инструментов работы в ИВ, стимулирование создания государственной платформы и упрощение административных механизмов); поддержка цифрового управления и международного влияния Франции; обеспечение потребности в компетенциях в области БД и ИВ.

В заключение авторы отмечают, что технологии БД и ИВ служат основой новой цифровой эры, в рамках которой граждане, государство и предприятия должны в условиях взаимного доверия воспользоваться всеми предоставляемыми ею экономическими и социетальными возможностями (с. 203).

И.Ю. Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.