просто по-разному артикулировалась в различные исторические периоды. Дело в том, что в настоящее время идеология китайской внешней политики... плохо разработана применительно к данному моменту, слишком расплывчата, склонна к самодавлению и в значительной мере носит оборонительный характер» (с. 307).
То обстоятельство, что четкая линия поведения на международной арене пока не выработана и все еще активно дебатируется, является еще одним фактором слабости Китая. Кроме того, в случае победы сторонников традиции, идеологическая конструкция китайской внешней политики будет в значительной мере опираться на собственно китайское прошлое - со всеми его достижениями и хитросплетениями - а не, например, на западное понимание данного вопроса. Из этого следует, что китайская политика станет еще более сложной для толкования; отсюда - необходимость тщательно изучать китайскую старину, чтобы уметь прогнозировать действия Китая в будущем.
«В действительности мы вполне можем рассматривать представление о собственной исключительности как одну среди прочих, соперничающих одна с другой, интеллектуальных школ, занимающихся идеологическим конструированием китайской международной политики, - а именно, как ту, которая в состоянии стать весьма влиятельной в результате продолжающегося возрождения традиции в современном Китае» (с. 323).
К.Б. Демидов
КУЛЬТУРА
2016.01.032. НГУЕН ХУНГ ХАУ. ВОСТОЧНАЯ МУДРОСТЬ И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
NGUYEN RUNG HAU. Eastern wisdom and Western philosophy. Several comparative points // Vietnam social sciences. - Hanoi, 2013. -N 3. - P. 37-46.
Ключевые слова: философия; мудрость; Восток - Запад.
Автор (Национальная политическая академия им. Хо Ши Мина, СРВ) рассматривает взаимоотношения между западной и восточной мыслью (понимаемыми как типы надстроечной идеологии). «Восток... преимущественно обозначает Египет (и, шире, совре-
менные арабские страны), Индию и Китай. Западный мир... включает в себя такие страны, как Англия, Франция, Германия, Италия, Австрия, Португалия, Испания и т.д., однако отнюдь не все остальные страны мира» (с. 37).
Западная философия оформилась как специализированная дисциплина - так образовался круг профессионалов, занятых исключительно в данной сфере; она развивалась от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от онтологии к эпистемологии, в результате образовав относительно полную и замкнутую систему взглядов.
Восточная мудрость эволюционировала совершенно противоположным образом. Ни Конфуций, ни Будда не пытались создать единую картину сущего - заботясь о том, чтобы люди вели праведную жизнь в стабильном социуме и были избавлены от страданий, они начинали с частного, а именно, с социального порядка и устройства, и лишь позднее их учения дополнялись онтологией. Именно поэтому мудрость часто оказывалась увязанной с религией, в то время как философия тяготела к науке.
Соответственным образом объекты философского исследования на Западе оказывались диверсифицированными - природа, общество и технологии изучались по отдельности. Такой метод исследования предполагает лишь бесконечное приближение к истине: непрестанно истолковывая и перетолковывая феномены, философия не может постичь того, что они скрывают. Она лишь надеется, что количественные изменения (накопление знаний) приведут к качественным прорывам.
Напротив, мудрость тесно связана с интуицией, позволяющей непосредственно постигать сущность вещей. Для обретения интуиции необходимо заниматься самоочищением, начиная с качественных перемен в себе самом, - таким образом, познание на Востоке оказывается увязанным с нравственностью.
Еще одно различие касается методологии. Если западная философия отделяет объект от субъекта, объективное от субъективного, то восточная мудрость, напротив, настаивает на необходимости преодоления границ между первым и вторым (прекрасный тому пример - Чжуан-Цзы с приснившейся ему бабочкой). Отсюда и различия в способах понимания: на Западе это концепты, тогда как Восток пользуется метафорами, аллегориями и ассоциациями.
Конечно, некоторые общие моменты между философией и мудростью обнаружить можно: «Как восточный, так и западный способы мышления утверждают, что истина едина, а заблуждения чрезвычайно многочисленны. Тем не менее существуют диалектические различия между западной философией и восточной мудростью. Так, первая склонна делать акцент на движении и борьбе, тогда как вторая - на покое, единстве и гармонии. Первая предпочитает прямолинейное движение, вторая - круговое движение... Философия стремится к увеличению знания, к анализу, активности, разговорчивости, красноречию, обнаружению истины и, в целом, ко всему внешнему. Мудрость на первое место ставит духовное пробуждение, сдержанность, молчание, обобщение, гармонию, чувствительность, отказ от влияния и, в целом, на неявное, внутреннее» (с. 45).
В отношении людей к философии и мудрости автор также усматривает существенные различия. Мудрость никогда не была самоцелью - она мыслилась лишь как средство спасения / достижения цели, но не как орудие для изменения мира. Напротив, западная философия часто оказывалась именно самоцелью, своего рода магическим элементом, обладание которым дает власть над миром; «она явным образом нацелена на внешний мир, сфокусирована на том, чтобы истолковывать, менять и улучшать его» (с. 40). Автор не делает, однако, вывода о том, что, возможно, именно в силу данного обстоятельства Запад в мировых отношениях склонен занимать активную позицию, а Восток - пассивную, страдательную.
К.Б. Демидов
2016.01.033. АРИСАКА ЁКО. СОВРЕМЕННАЯ ЯПОНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И КУЛЬТУРНОЕ ВЛИЯНИЕ.
ARISAKA YOKO. Modern Japanese philosophy: historical contexts and cultural implications // Royal institute of philosophy supplement. -Cambridge, 2014. - Vol. 74. - P. 3-25.
Ключевые слова: Япония; история философии; киотоская школа.
Ёко Арисака (преподаватель института философии университета Хильдесхайм, ФРГ) исследует современную японскую фило-