Научная статья на тему '2016. 01. 030. Лакомец К. Некоторые конституционные аспекты функционирования популяционных биобанков. Lakomiec K. wybrane konstytucyjne aspekty funkcjonowania biobankow populacyjnych // panstwo i Prawo. - W-wa, 2014. - n 12. - S. 54-64'

2016. 01. 030. Лакомец К. Некоторые конституционные аспекты функционирования популяционных биобанков. Lakomiec K. wybrane konstytucyjne aspekty funkcjonowania biobankow populacyjnych // panstwo i Prawo. - W-wa, 2014. - n 12. - S. 54-64 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛЯЦИОННЫЕ БИОБАНКИ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША / ПРАВА ЛИЧНОСТИ / ОХРАНА ИНФОРМАЦИОННОЙ АВТОНОМИИ ЛИЧНОСТИ / ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРИВАТНОСТЬ / ИНСТИТУТ ДОБРОВОЛЬНОГО СОГЛАСИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рерихт А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 030. Лакомец К. Некоторые конституционные аспекты функционирования популяционных биобанков. Lakomiec K. wybrane konstytucyjne aspekty funkcjonowania biobankow populacyjnych // panstwo i Prawo. - W-wa, 2014. - n 12. - S. 54-64»

Й. Хаберко пишет: «...Врач не несет специальной обязанности предпринимать особые и чрезвычайные действия, служащие установлению наличия несогласия на изъятие клеток, тканей или органов в целях их пересадки, если не было выявлено несогласия в центральном реестре несогласий. но врач может попытаться установить наличие несогласия путем опроса членов семьи или близких лиц, даже не уполномоченных на информирование их о состоянии здоровья пациента или доступа к медицинским документам. Объем информации, однако, должен охватывать исключительно данные, необходимые для подтверждения несогласия. De lege ferenda можно установить, чтобы пациент в виду неприемлемости для него изъятия клеток, тканей или органов post mortem выразил несогласие в письменной форме. Этот документ в каждом случае должен прилагаться или включаться в медицинскую документацию» (с. 68).

А.А. Рёрихт

2016.01.030. ЛАКОМЕЦ К. НЕКОТОРЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОПУЛЯЦИОННЫХ БИОБАНКОВ.

LAKOMIEC K. Wybrane konstytucyjne aspekty funkcjonowania bio-bankow populacyjnych // Panstwo i prawo. - W-wa, 2014. - N 12. -S. 54-64.

Ключевые слова: популяционные биобанки; Конституция Республики Польша; права личности; охрана информационной автономии личности; генетическая приватность; институт добровольного согласия.

Статья магистра Варшавского университета К. Лакомец посвящена анализу деятельности популяционных биобанков, которая является предметом оживленных дискуссий на страницах общей, медицинской и юридической печати. Автор исходит из определения биобанков как долговременных программ, состоящих из собирания и хранения генетического материала, а также полученной из него генетической информации, которая - в рамках этих программ -является связанной с различного рода данными, относящимися к личности донора (информация о состоянии здоровья, данные об условиях жизни, демографические сведения). Используя информа-

цию популяционных биобанков, научные работники могут исследовать тенденции генетических заболеваний, в частности их зависимость от экологических факторов. Автор стремится доказать, что Конституция Республики Польша содержит нормативные основы такой деятельности, что имеется возможность гармонизации польского законодательства со стандартами Европейского союза, закрепленными в Европейской конвенции по биоэтике.

Функционирование популяционных биобанков связано с перспективой исследований генетических болезней, что может оказаться причиной, по которой законодатель вводит ограничения прав личности в пользу охраны публичного здоровья. Использование генетической информации может оказать влияние на права личности, группы лиц с определенными генетическими характеристиками, семью, общество, а отсутствие контроля над доступом к информации - способно повлечь негативные последствия, например возникновение новых форм дискриминации.

К. Лакомец подчеркивает, что в настоящее время при проектировании правовых предписаний о функционировании биобанков, как правило, принимается во внимание необходимость одновременного учета нескольких правовых режимов. Причина в том, что деятельность биобанков не ограничивается только хранением биоматериала, но прежде всего состоит в переработке информации и ее использовании. Отсюда возникают такие правовые проблемы, как охрана информационной автономии личности, согласие на участие в исследованиях и медицинских экспериментах, а также конфликт интересов.

Информационной автономии личности угрожает в этом случае вмешательство в частную жизнь, связанное с характеристикой генетической информации; с тем, что она прямо идентифицирует индивида и содержит сведения, например, об образе жизни и вредных привычках, ненадлежащее использование которых может повлечь существенные негативные последствия для личности.

Право на частную жизнь урегулировано ст. 47 Конституции РП, в соответствии с которой государство должно обеспечить правовую охрану частной и семейной жизни, чести и достоинства (доброго имени); а понятие «свобода» исключает вмешательства в сферу личной жизни индивида. Статья 51 Конституции РП гарантирует охрану информационной автономии личности (право на не-

предоставление личностной информации, скоррелированное с принципом неиспользования властями информации о гражданах), что необходимо в демократическом правовом государстве, а также право доступа и исправления данных. Конституционный трибунал РП и доктрина определяют информационную автономию личности как специфическую конструкцию, служащую охране тех же ценностей, которые охраняются ст. 47 Конституции РП.

Затем автор обращается к дефиниции генетической приватности, которая заключается в охране права личности на контроль над информацией, тесно связанной с ее генетической индивидуализацией. Этот контроль выражается в двух аспектах: а) как право личности ознакомиться с генетической информацией о себе; б) как право на соблюдение тайны о своих генетических характеристиках. По мнению К. Лакомец, эта конструкция «вписывается в конституционные механизмы охраны информационной автономии личности» (с. 57).

В Польше наряду с общими предписаниями охраны личных прав, предусмотренными Законом от 29 августа 1997 г., действует ряд специальных законов, вводящих более высокий уровень охраны. Потребность в правовом регулировании оборота генетической информации автор аргументирует следующими соображениями: широкими возможностями диагностики предрасположенности индивида к определенным болезням в результате генетического тестирования; затронутостью такого рода информацией не только личности, но и субъектов, находящихся с ней в родстве. Она указывает, что если в результате тестов полученную информацию можно квалифицировать как генетическую, то не совсем ясна правовая природа данных, характеризующих генетические черты, которые были получены не в результате анализа генетического материала, а в результате применения иных диагностических методов, например о болезнях, перенесенных членами семьи. Кроме того, пока что наука не позволяет однозначно отделить болезни, имеющие генетическую основу, от не имеющих таковой.

Большое внимание в статье уделено деятельности биобанков и согласию участников исследований. В биобанках хранятся пробы человеческих тканей, в отношении которых в рамках европейского правового пространства установлена особая охрана в соответствии с принципом, по которому не принято, чтобы анализ их характера

осуществлялся в отрыве от индивида, от которого они происходят. В то же время лицо, чей генетический материал находится в биобанке, не извлекает никаких материальных выгод или непосредственной пользы для своего здоровья благодаря проводимым в биобанках исследованиям. Возникает вопрос: можно ли с правовой точки зрения относить лиц, генетическая информация о которых находится в биобанках, к участникам медицинских экспериментов либо пациентам, а, следовательно, установить для этой группы специальные предписания.

Получение согласия на участие в медицинском эксперименте предусмотрено ст. 39 Конституции РП. В соответствии с указанной статьей понятие эксперимента означает любые действия, которые могут повлиять на права или свободы другого человека, в особенности на сферу его приватности, телесной интегральности (целостности), или здоровье, и результат которых не является определенным либо риск которых нельзя оценить. В иных законодательных актах медицинские эксперименты разделяются на лечебные и научные. Следовательно, исследования, проводимые на генетическом материале, собранном в популяционных биобанках, можно отнести к научным экспериментам, поскольку их результат не является определенным, они могут воздействовать на сферу прав и свобод человека, а среди задач функционирования популяционных биобанков и использования баз данных не предусматривается терапевтического элемента. Исследования сосредоточены на расширении медицинских знаний путем анализа зависимостей между образом жизни, окружающей средой и тенденциями развития популяционных заболеваний, содержащих генетический элемент.

Условием допустимости проведения эксперимента с участием людей является добровольное согласие участника. Доктрина конституционного права считает, что это согласие выражается в личной форме, принимается индивидуально, предваряется получением необходимой информации о целях, протекании и предполагаемых результатах эксперимента. Что касается деятельности, осуществляемой в этой области биобанками, то относительно нее имеют значение предписания, относящиеся к использованию биологического материала, взятого от человека, и нормы, регулирующие процесс обращения с информацией о личности. При этом важнейшим является конституционный принцип свободы, понимаемой

как свобода принимать решение о своих действиях, а также свобода принимать решение о своей личной жизни, содержащийся в ст. 41 Конституции РП. Именно эти конституционные положения создают основание для формирования института добровольного согласия, и более широко - образуют основу правовой охраны прав пациента.

Суммируя действующую в медицинском праве Польши модель добровольного согласия, автор выделяет четыре условия, которые должны быть соблюдены, чтобы согласие было осознанным: а) лицо, выражающее согласие, должно быть способным его выразить; б) обязательно предварительное ознакомление его о состоянии здоровья, о предлагаемых диагностических и лечебных методах и их ожидаемых последствиях; в) согласие должно быть однозначно добровольным; г) должна быть соблюдена надлежащая форма согласия. Таким образом, эти требования весьма схожи с теми, которые предъявляются при проведении медицинского эксперимента. Автор отмечает, что в литературе предлагаются новые модели согласия, в связи с этим она указывает на возможную их зависимость от автономии личности участника исследований, особенно при отступлении от признака осознанности согласия.

Вопрос о конфликте интересов возникает потому, что генетическая информация разделена в большей или меньшей степени между всеми человеческими существами, и при создании правовых норм приходится принимать во внимание помимо интересов личности интересы определенной группы лиц, а также интересы охраны будущих поколений. Родственники и лица, находящиеся под воздействием одних и тех же факторов окружающей среды, наконец общество могут иметь в данном контексте сравнимые интересы применительно к доступу к информации. Это придает новые оттенки классическому пониманию конфликта между интересом личности и общества.

В заключение К. Лакомец указывает: биобанки расцениваются как инструмент, служащий развитию биомедицинских исследований. «Они представляют собой платформу, обеспечивающую научным работникам удобный доступ к накопленным в них данным, однако (как и иные базы, содержащие массу данных, относящихся к личности), ставят перед законодателем вызовы, связанные с необходимостью обеспечения надлежащего уровня охраны прав

субъектов этих данных. Помимо отсутствия возможности четкого различения генетических от иных видов данных о состоянии здоровья, не вызывает сомнений, что эта информация настолько важна для развития науки и характеризуется особой значимостью для личности, что, безусловно, необходимо правовое регулирование принципов ее переработки, особенно в рамках функционирования популяционных биобанков» (с. 63-64). Автор указывает на своеобразную корреляцию между охраной автономии участника научных исследований и информационной автономии человека, относящейся к переработке генетической информации о нем. В связи с этим следует обратить внимание на перемещение блага, охраняемого как физическая интегральность личности, на сферу ее приватности. Этот процесс побуждает к поиску оптимальных решений для урегулирования деятельности популяционных биобанков с использованием правовых основ, сформулированных в Конституции РП.

А.А. Рерихт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.