Научная статья на тему '2016. 01. 030. Кадаифчи-ореллана С. А. Миротворчество в мусульманском мире. Kadayifci-orellana S. A. peacebuilding in the Muslim world // the Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. - N. Y. : Oxford univ.. Press, 2015. - p. 430-469'

2016. 01. 030. Кадаифчи-ореллана С. А. Миротворчество в мусульманском мире. Kadayifci-orellana S. A. peacebuilding in the Muslim world // the Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. - N. Y. : Oxford univ.. Press, 2015. - p. 430-469 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МИРОТВОРЧЕСТВО / СЕКУЛЯРИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОРАН / ТРАДИЦИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мельник С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 030. Кадаифчи-ореллана С. А. Миротворчество в мусульманском мире. Kadayifci-orellana S. A. peacebuilding in the Muslim world // the Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. - N. Y. : Oxford univ.. Press, 2015. - p. 430-469»

2016.01.030. КАДАИФЧИ-ОРЕЛЛАНА С.А. МИРОТВОРЧЕСТВО В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ.

KADAYIFCI-ORELLANA S.A. Peacebuilding in the Muslim world // The Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. - N.Y.: Oxford univ. press, 2015. - P. 430-469.

Ключевые слова: ислам; миротворчество; секуляризм; толерантность; Коран; традиции; религиозная культура; религиозная политика.

Кадаифчи-Ореллана отмечает, что такие международные организации, как ООН, Евросоюз, Всемирный банк, а также некоторые отдельные страны (в том числе США, Великобритания, Германия, Канада, Франция), играют лидирующую роль в миротворческих инициативах в мусульманском мире. Осуществляемая этими акторами миротворческая деятельность основывается на принципах демократизации, секуляризации, продвижения прав человека и прав женщин, содействия развитию и открытию рынков. Такой «либеральный» подход к укреплению мира коренится в философской, гносеологической, методологической традициях Просвещения и западном опыте разрешения конфликтов, в соответствии с которым акцент делается на институциональном строительстве «сверху-вниз», как это имело место в Ираке, Афганистане, Боснии и Герцеговине. Однако, указывает автор, хотя действия Запада внесли некоторый вклад в содействие миру, однако в целом можно констатировать, что эта стратегия по отношению к мусульманскому миру была неэффективна и не сумела обеспечить стабильность (с. 430-433).

По мнению Кадаифчи-Орелланы, одной из причин провала либерального миротворческого проекта стал его светский, рациональный, универсалистский характер, который игнорировал религиозно-культурную специфику и традиции в качестве ресурса для миростроительства. Многие из современных конфликтов в мусульманских обществах являются «этно-религиозными», т.е. исламские ценности, принципы и мировоззрение играют важную роль в идентификации сторон, постановке целей и мобилизации населения. Религиозные тексты, мифы и образы служат линзами, через которые интерпретируются история и происходящие события, в этом контексте особую роль в снятии напряженности могут

играть именно религиозные институты (с. 433-435). Автор отдельно останавливается на проблеме значения миротворческих инициатив со стороны гражданского общества и неправительственных организаций на Западе и в исламском мире (с. 435-437).

Стратегия разрешения конфликтов в мусульманском мире должна учитывать религиозно-культурный контекст - соответствующие ценности, мировоззрение, обряды и ролевые модели, поскольку, для того чтобы ситуация была стабильной и устойчивой, миротворческие инициативы должны быть поддержаны и восприняты как легитимные, приемлемые и понятные для широких слоев населения. Можно говорить, что каждое общество имеет собственное представление о том, что такое мир и как его нужно достигать. Либеральный подход к миростроительству и такие его принципы, как справедливость, взаимное уважение и взаимопонимание, не должны отвергаться, также важно способствовать развитию прав человека, экономическому процветанию, эффективному управлению и равенству. При этом, однако, ошибочно всегда руководствоваться единственной строго определенной формой или методами достижения этих целей, важно применять индивидуальный, творческий подход к миростроительству, который отвечает уникальным потребностям и историческому, культурному и политическому контексту каждой общины. Необходимо учитывать сложные взаимоотношения между религиозно-культурной традицией, насилием и миротворчеством (с. 437-438).

Религиозные тексты, образы, символы, мифы могут использоваться в качестве идентификационного критерия огромной демаркационной силы, провоцировать агрессию и насилие, вместе с тем религия имеет значительный потенциал для миротворчества посредством культивирования присущих ей ценностей прощения, терпения, милосердия и ответственности (с. 438). Кадаифчи-Ореллана указывает, что в истории мусульманской общины и в современном исламском мире существует множество духовных лидеров и институтов, которые, будучи глубоко укоренены в религиозной традиции, участвуют в миротворческой деятельности, и приводит конкретные примеры деятельности таких организаций (с. 439-441).

В мусульманском мире ислам является одним из ключевых компонентов идентичности людей и играет важную роль в общест-

венной и политической жизни. Автор отмечает, что исламская культура не является монолитной и единообразной, она развивается и меняется в зависимости от обстоятельств. Вместе с тем можно говорить о единой исламской умме, или обществе верующих мусульман, которые объединены признанием Корана и основных принципов ислама (с. 441-443).

Рассматривая аутентичные исламские принципы миротворчества, автор указывает, что «мир» (as-salam) является одним из «прекрасных имен» Аллаха. Исламская концепция мира не ограничивается негативным аспектом, т.е. отсутствием войны, угнетения и тирании, но является одной из центральных тем в мусульманском дискурсе. Мир понимается в исламе не пассивно, но как процесс борьбы с внешним и внутренним злом, в котором люди стремятся поддерживать гармоничные отношения друг с другом и учреждать справедливые социальные, экономические и политические структуры, которые позволяют обществу процветать (с. 443). Кадаифчи-Ореллана, ссылаясь на священные мусульманские тексты, описывает присущие исламу принципы фитры (/Шакк) - представления о том, что все люди созданы по образу Богу и имеют достоинство, справедливости (а1-аЛ), прощения (а/и), а также близких понятий сострадания (гактак) и милосердия (гакт), любви (киЪЪ, muwadda) и терпения (яаЪг). Эти принципы лежат в основе исламской концепции мира, в которой особый акцент делается на требовании справедливости, при этом тирания, дискриминация и угнетение по отношению к любой группе мусульманского общества рассматриваются как величайшие угрозы гармонии, которым нужно противостоять (с. 443-445).

Миротворческие акторы в мусульманском мире имеют отличия от Западных, что необходимо принимать во внимание. Во-первых, ислам часто нельзя отделить от других аспектов жизни -социальной, культурной, политической, поэтому миротворческие организации так или иначе эксплицитно предполагают следование мусульманским принципам. Во-вторых, акторы основываются на исламских ценностях, ритуалах и принципах социальных отношений, что имеет решающее значение для легатимации их действий. В этой связи для обоснования миротворческой позиции активно используются соответствующие стихи из Корана, примеры из жизни Мухаммеда и истории мусульманской общины. В-третьих, ми-

ротворческая деятельность редко выполняется на базе стабильных институтов, таких как неправительственные организации на Западе, но чаще носит неформальный характер, осуществляется духовными лидерами, например шейхами и имамами, которые вмешиваются в конфликт по собственной инициативе или просьбе одной из сторон и, что существенно, обладают в глазах населения высоким авторитетом и мудростью для улучшения ситуации. Также важно учитывать, отмечает автор, некоторые культурные особенности коммуникации, связанные с особенной эмоциональностью мусульман и важностью категорий достоинства, чести и уважения, что обусловливает необходимость избегать оскорблений и унижения в любой форме (с. 445-448). Также Кадаифчи-Ореллана анализирует возможности и ограничения миротворческих акторов в мусульманском мире, в связи с чем рассматривает такие проблемы, как противостояние клановым и узкогрупповым интересам, склонность к радикализму и экстремизму, нехватка финансовых средств (с. 449-452).

С.В. Мельник

2016.01.031. НГО Т., СМАЙЕР Й.Д., ВИР П. РЕЛИГИЯ И МИР В АЗИИ.

NGO T., SMYER Y.D., VEER P. Religion and peace in Asia // The Oxford handbook of religion, conflict, and peacebuilding. - N.Y.: Oxford univ. press, 2015. - P. 407-429.

Ключевые слова: религиозная толерантность; Азия; миротворчество; буддизм; индуизм; Махатма Ганди; Далай-лама; Тик Нат Хан.

По мнению авторов статьи, основные религии Азии - индуизм, буддизм, ислам, даосизм и конфуцианство - имеют свои самобытные принципы и подходы к пониманию роли религии в процессах миротворчества, которые весьма отличаются от западнохристианского дискурса. Христианство в Азии многими местными жителями рассматривается как аспект западного вторжения в колониальный период и поэтому зачастую, особенно националистами, воспринимается негативно. Болезненным вопросом является и настойчивое стремление христиан к обращению в свою веру и призывы к отказу от традиций предков. Индуизму, например, свойственна позиция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.