Научная статья на тему '2016.01.028. МАСКРЕ К. РОЛЬ ПРОГРАММ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПО ЗАКОНУ «БОЛЬНИЦА, ПАЦИЕНТ, ЗДОРОВЬЕ, ТЕРРИТОРИЯ». MASCRET C. LA PLACE DES ACTIONS D’ACCOMPAGNEMENT DU PATIENT AU REGARD DE LA LOI «HôPITAL, PATIENT, SANTé, TERRITOIRE» // MéDECINE ET DROIT. - ISSY-LES-MOULINEAUX, 2015. - N 130. - P. 15-19'

2016.01.028. МАСКРЕ К. РОЛЬ ПРОГРАММ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПО ЗАКОНУ «БОЛЬНИЦА, ПАЦИЕНТ, ЗДОРОВЬЕ, ТЕРРИТОРИЯ». MASCRET C. LA PLACE DES ACTIONS D’ACCOMPAGNEMENT DU PATIENT AU REGARD DE LA LOI «HôPITAL, PATIENT, SANTé, TERRITOIRE» // MéDECINE ET DROIT. - ISSY-LES-MOULINEAUX, 2015. - N 130. - P. 15-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАЦИЕНТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / АПТЕКА / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нагорная И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.01.028. МАСКРЕ К. РОЛЬ ПРОГРАММ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПО ЗАКОНУ «БОЛЬНИЦА, ПАЦИЕНТ, ЗДОРОВЬЕ, ТЕРРИТОРИЯ». MASCRET C. LA PLACE DES ACTIONS D’ACCOMPAGNEMENT DU PATIENT AU REGARD DE LA LOI «HôPITAL, PATIENT, SANTé, TERRITOIRE» // MéDECINE ET DROIT. - ISSY-LES-MOULINEAUX, 2015. - N 130. - P. 15-19»

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

2016.01.028. МАСКРЕ К. РОЛЬ ПРОГРАММ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ПО ЗАКОНУ «БОЛЬНИЦА, ПАЦИЕНТ, ЗДОРОВЬЕ, ТЕРРИТОРИЯ».

MASCRET C. La place des actions d'accompagnement du patient au regard de la loi «Hôpital, patient, santé, territoire» // Médecine et droit. -Issy-les-Moulineaux, 2015. - N 130. - P. 15-19.

Ключевые слова: терапевтическое обучение; пациент; фармацевтическая лаборатория; аптека; медицинский работник; здравоохранение; Франция.

Каролин Маскре - специалист в области фармацевтического законодательства - отмечает, что после долгих колебаний во Франции был принят Закон № 2009-879 от 21 июля 2011 г., который внес поправки в Кодекс здравоохранения страны (Code de la santé publique), дополнив книгу 1 главой VI «Терапевтическое обучение пациента».

Терапевтическое обучение призвано сделать пациента более независимым, помочь ему в соблюдении назначенных врачом рекомендаций и улучшить качество жизни. Такое обучение не должно использоваться во вред пациенту и влиять на размер возмещения вреда, причиненного его здоровью лекарственными средствами.

Принятый Закон является результатом более чем десятилетней дискуссии, в которую были вовлечены как международные организации и органы государственной власти, так и частные субъекты, включая фармацевтические лаборатории.

Закон предусматривает три варианта терапевтического обучения:

- индивидуально разработанные программы с медицинским уклоном, которые предлагаются пациенту врачом. Такие программы подлежат оценке Национальным советом по здравоохранению;

- ученические программы, направленные на овладение пациентами техническими действиями, которые требуются в процессе лечения;

- программы помощи пациентам и лицам, которые за ними ухаживают.

В отсутствие подзаконных актов, регулирующих практическую реализацию указанных мер, медицинские работники и частные лица неохотно прибегают к ним, что нарушает интересы пациентов.

К. Маскре анализирует существующие правовые нормы, применимые в указанной сфере. Она предлагает следующую классификацию терапевтического обучения:

1) программы ученичества, которые действуют в фармацевтической индустрии и направлены на обеспечение правильного применения препаратов и соблюдения правил эксплуатации медицинских изделий пациентом. К концу 2013 г. восемь программ для больных рассеянным склерозом и лиц, которые нуждаются в гормоне роста, были одобрены Национальным агентством по безопасности лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Agence nationale de sécurité du médicament et des produits de santé -ANSM). Закон предусматривает внедрение подобных программ независимым специалистом с использованием постоянно действующего телефонного центра;

2) местные программы терапевтического обучения, которые вводятся в действие с разрешения регионального агентства здравоохранения, разрабатываются согласно национальным типовым условиям и оцениваются Национальным советом по здравоохранению. Программа реализуется как минимум двумя специалистами в области здравоохранения, один из которых должен быть врачом. Такие программы регулируются подзаконными актами, в том числе приказом министра здравоохранения и спорта от 2 августа 2010 г. о типовых условиях программ терапевтического обучения и перечне документов для получения разрешения на их осуществление, постановлением Правительства Франции № 2010-904 от 2 августа 2010 г. об условиях получения разрешения на право реализации программ терапевтического обучения;

3) программы помощи пациентам и лицам, которые за ними ухаживают, должны соответствовать национальным стандартам,

содержание и процедура разработки которых определяются приказом министра здравоохранения.

Статья R. 1161-3 Кодекса здравоохранения Франции, предусматривающая условия допуска к реализации программ терапевтического обучения, распространяется на программы, перечисленные в ст. L. 1161-2 - L. 1161-4. Программы помощи пациентам регулируются ст. L. 1161-3, следовательно, они, на первый взгляд, являются частью такого обучения. В то же время нормы статей, обозначенных буквой «L», имеют силу закона, в то время как статьи, обозначенные буквой «R», - силу подзаконного акта. К. Маскре указывает: внимательно прочитав закон, можно увидеть, что правовой режим программ терапевтического обучения и программ помощи различается. Последние имеют автономный статус.

Реализация программ помощи пациентам не требует разрешения компетентных органов, на них не распространяется действие ст. L. 1162-1, которая предусматривает уголовную ответственность в виде штрафа в размере 30 тыс. евро за незаконную реализацию программ терапевтического обучения.

Однако в ряде случаев программы помощи становятся частью программ терапевтического обучения, и тогда к ним применимы все соответствующие требования закона.

Программы помощи можно разделить по субъектам их осуществления. Так, страховые организации устраивают акции, посвященные пациентам и определенным медицинским рискам; различные ассоциации проводят занятия по процедурам и условиям лечения и т. п.

Национальная конвенция, регулирующая взаимодействие между аптеками и организациями медицинского страхования, была утверждена приказом от 4 мая 2012 г. (Convention nationale organisant les rapports entre les pharmacien stitulaires d'officine et l'assurance maladie). Она закрепляет право аптек участвовать в программах терапевтического обучения и программах помощи. В Конвенции содержится упоминание о двух программах помощи: для пациентов, принимающих антикоагулянты, и больных астмой. При этом ст. L. 1161-1 Кодекса здравоохранения Франции запрещает прямые контакты между больными, а также их родственниками и лицами, ответственными за размещение на рынке медицинских изделий и изделий для диагностики при реализации указанных программ.

Статья L. 1161-4 запрещает разработку и реализацию программ помощи пациентам и программ терапевтического обучения фармацевтическими лабораториями. Однако такие лаборатории могут участвовать в их финансировании через медицинских работников и ассоциации пациентов.

Постановление Правительства № 2010-906 от 2 августа 2010 г. о профессиональной подготовке лиц, реализующих программы терапевтического обучения, устанавливает, что лица, включая медицинских работников, могут участвовать в таких программах в объеме, предусмотренном типовыми условиями, которые принимаются согласно ст. L. 1161-2 и L. 1161-3 Кодекса здравоохранения Франции. Постановление требует наличия у субъектов навыков межличностного общения и преподавания, а также методологических и организационных навыков, т.е. опыта в области лечения и ухода за больными. Согласно разъяснениям уполномоченных министров данные навыки не нужны при реализации программ помощи, которые не являются составными частями программ терапевтического обучения.

Постановление Правительства о профессиональной подготовке лиц, осуществляющих программы помощи, до сих пор не принято, что является серьезным препятствием для их реализации. Однако закон не содержит указания на то, что отсутствие подзаконного акта делает невозможным его применение.

И.И. Нагорная

2016.01.029. ХАБЕРКО Й. ПРИВАТНОСТЬ ПАЦИЕНТА И НЕСОГЛАСИЕ НА ИЗЪЯТИЕ КЛЕТОК, ТКАНЕЙ И ОРГАНОВ POST MORTEM.

HABERKO J. Prywatnosc pacjenta a sprzeciw na pobranie komorek, tkanek lub narzadow post mortem // Panstwo i рrawo. - W-wa, 2014. -N 3. - S. 58-69.

Ключевые слова: медицинское право; изъятие клеток, тканей и органов; согласие пациента; право на приватность; личностное благо; доступ к информации о состоянии здоровья пациента.

В статье профессора Й. Хаберко (Университет им. Адама Мицкевича в Познани) анализируются проблемы реализации права на приватность как блага личностного характера применительно к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.