Научная статья на тему '2016. 01. 021. Скороходов М. В. Сергей Есенин: истоки творчества: (вопросы научной биографии). - М. : ИМЛИ РАН, 2014. - 383 с'

2016. 01. 021. Скороходов М. В. Сергей Есенин: истоки творчества: (вопросы научной биографии). - М. : ИМЛИ РАН, 2014. - 383 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
598
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ / ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 021. Скороходов М. В. Сергей Есенин: истоки творчества: (вопросы научной биографии). - М. : ИМЛИ РАН, 2014. - 383 с»

образия интерпретаций позиции самой Дж. Остен, а также ощущение двусмысленности ее текстов.

Е.В. Лозинская

ЛИТЕРАТУРА ХХ-ХХ1 вв.

Русская литература

2016.01.021. СКОРОХОДОВ М.В. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА: (ВОПРОСЫ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ). - М.: ИМЛИ РАН, 2014. - 383 с.

Ключевые слова: научная биография; летопись жизни и творчества (деятельности); источниковедение.

Монография кандидата филологических наук М.В. Скорохо-дова (ст. науч. сотр. ИМЛИ РАН) представляет собой один из этапов воссоздания научной биографии С.А. Есенина. Автор исследования, участвовавший в подготовке Полного собрания сочинений (ПСС)1 и «Летописи жизни и творчества С.А. Есенина»2, отмечает, что в данной работе обследованы ранее не привлекавшие внимания специалистов архивные и библиотечные фонды.

М.В. Скороходов обращается к двум наиболее распространенным научным исследовательским жанрам: летописи жизни и творчества (деятельности) и научной биографии, которые базируются на общей источниковедческой базе, однако имеют свои специфические особенности: «Если в летописи жизни и творчества биографический материал дается в строго хронологической последовательности, уделяется внимание как центральным событиям в жизни биографируемого, так и второстепенным фактам, то в научной биографии возможна подача биографического материала с учетом центральных, узловых моментов личной и творческой биографии с учетом общей хронологической последовательности. В научной биографии в отличие от летописи жизни и творчества (деятельности) возможна аргументированная реконструкция тех

1 Есенин С.А. ПСС: В 7 т. / Гл. ред. Прокушев Ю.Л.; ИМЛИ им. А.М. Горького РАН. - М.: Наука: Голос, 1995-2002.

2

Летопись жизни и творчества Есенина С. А.: В 5 т. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - Т. 1.

периодов жизни и деятельности человека, сведения о которых отличаются неполнотой» (с. 358).

В разделе «Актуальные проблемы научной биографии Есенина» автор книги дает «краткий, но крайне необходимый в контексте данной работы экскурс в историю биографических исследований» (с. 55).

История биографии ведется с IV в. до н.э.1 Интерес к биографии был характерен для Средневековья, для Древней Руси, когда зарождались не только биографические жанры, но и мемуарная литература. На исходе Средних веков и в раннем Возрождении появились переходные формы от самоотчета-исповеди к автобиографии.

Во второй половине XVIII в. в России внимание к литературным произведениям и их авторам заметно выросло. В 1772 г. появилась первая книга, в которой даны краткие биографические сведения о 317 светских и духовных писателях, ученых и переводчиках «Опыт исторического словаря о российских писателях. Из разных печатных и рукописных книг, сообщенных известий и словесных преданий собрал Николай Новиков»2.

В 1802 г. вышел «Пантеон российских авторов»3 Н.М. Карамзина, где под гравированными портретными изображениями давались «надписи», порой довольно пространные.

В 1805-1807 гг. в журнале «Друг просвещения» ежемесячно печатались фрагменты «Нового опыта исторического словаря о российских писателях». Автор этих материалов Е.А. Болховитинов, считавший себя продолжателем дела Н.И. Новикова, в предисловии отмечал: «История писателей есть существенная часть литературы, потому что они составляют даже эпохи и периоды ее. Но знать писателей чужестранных есть посторонняя для нас честь, а не знать своих отечественных есть собственный стыд наш»4.

Первым указал на необходимость отбора и систематизации фактов при написании биографии Н.И. Греч. В его книгах «Из-

1 Аверинцев С.С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или Счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. - М., 1994. - Т. 1. - С. 638.

Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях // Новиков Н.И. Избр. соч. - М.; Л.: ГИХЛ, 1951. - С. 277-370.

3 Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. - М.; Л., 1964.

4 Друг просвещения. - М., 1805. - Ч. 1, № 1. - С. 35.

бранные места из русских сочинений и переводов» (1812) и «Опыт краткой истории русской литературы» (1822) факты и события, признаваемые более важными, центральными, описывались более подробно, а менее значительные - кратко, т.е. признавалась «определенная иерархия событий жизни» (с. 60), находящая непосредственное отражение в биографии.

Подробно о биографии в XIX в. писали Н.Ф. Кошанский, В.Т. Плаксин, А.И. Галич, П.Е. Георгиевский, И.И. Давыдов, А.А. Охотин, К.П. Зеленецкий. Создавались монографии о писателе. Например, книга «Фонвизин»1 (1848) П.А. Вяземского или «Биография Федора Ивановича Тютчева»2 (1886) И.С. Аксакова. Получили распространение «материалы к биографии», среди которых «А.С. Пушкин: Материалы для его биографии»3 и «Пушкин в Южной России: Материалы для его биографии»4 П.И. Бартенева, «Материалы для биографии А.С. Пушкина»5 и «А.С. Пушкин в Александровскую эпоху»6 П.В. Анненкова.

К 1916 г. относится замысел биографической серии М. Горького, который хотел, «чтобы биографии были написаны лучшими писателями современности, чтобы это была беспристрастная повесть жизни героя, эволюция его души, раскрытая на фоне жизни общества»7.

Важное значение, по мнению М.В. Скороходова, имеют работы филолога В.Н. Перетца, рассматривающего биографию в числе «вспомогательных наук» в литературоведении. Ученый считал необходимым изучение биографии писателя лишь в той степени, в которой это помогает осмыслению его произведений. В.Н. Перетц видел необходимость в изучении произведений не только крупных авторов, но и писателей второго и даже третьего ряда, поскольку без их творчества невозможно представить общую историю разви-

1 Вяземский П. Фонвизин. - СПб., 1848.

2

Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. - М., 1886.

3

Бартенев П.И. А.С. Пушкин: Материалы для его биографии. - М., 1855.

4 Бартенев П.И. Пушкин в Южной России: Материалы для его биографии. -М., 1862.

5 Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. - М., 1855.

6 Анненков П.В. А.С. Пушкин в александровскую эпоху. - М., 1874.

7

Померанцева Г., Семёнов С. Предисловие // ЖЗЛ: Каталог, 1933-1973. -М., 1976. - С. 8.

тия словесности. Характеризуя особенности предложенного им «филологического метода изучения памятников литературы», В.Н. Перетц в качестве одного из «моментов исследования» называет биографию: «Биография автора выясняет детали сочинения и его тенденции в связи с историческими условиями создания памятника. Личность автора - необходимая почва создания литературного произведения. Сквозь нее проходят и преломляются интересы эпохи и ее идеи»1.

К вопросу об особенностях научной биографии и ее роли в развитии научного знания обращался Н.А. Рыбников в книге «Биографии и их изучение»2. Он классифицировал основные источники: иконография, переписка, мемуары современников, дневники.

Б.В. Томашевский в работе «Литература и биография»3 призывал учитывать лишь «литературные функции» биографии и рассматривать ее как традиционную спутницу художественного произведения. Он полагал, что некоторые писатели искусственно создают себе биографию-легенду. К таким писателям Б.В. Томашевский относит Вольтера и Руссо, Байрона и Л. Толстого, Пушкина и Лермонтова. К этому типу М.В. Скороходов относит и Есенина.

По мысли Б.В. Томашевского: «Если Пушкин пишет "Моцарт и Сальери", то важно не то, в каких действительных отношениях находились эти композиторы (и их биография - документальная, следовательская - здесь не поможет), а то, что существовала легенда об отравлении Моцарта Сальери, что ходили слухи, что Бомарше отравил своих жен, как бы ни были неосновательны подобные легенды»4. Согласно Б.В. Томашевскому, в середине XIX в. появились писатели без биографии, к которым он относит Некрасова, Островского, Фета: «Их произведения замкнуты в самих себе. Ни одна черта их биографии не проливает никакого света на смысл их произведений... Понятно - у этих писателей есть своя - житей-

1 Перетц В.Н. Вспомогательные науки // Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы: История изучений. Методы. Источники. -

Киев, 1914. - С. 345.

2

Рыбников Н.А. Биографии и их изучение. - М., 1920.

3 Томашевский Б.В. Литература и биографии // Книга и революция. - Петроград, 1923. - № 4 (28). - С. 6-9.

4 Там же. - С. 8.

ская биография. В эту биографию, как житейский факт, входит и их писательская деятельность. Но это - биография частного человека, может быть и интересная для историка культуры, но не для историка литературы»1.

Иной позиции придерживался П.С. Коган. По его мнению, «искать в произведении его автора это значит говорить о второстепенном»: «Это все равно, что объяснять появление железной дороги или моста в данном месте вдохновением инженера, а не совокупностью экономических условий»2. М.В. Скороходов подчеркивает, что при таком подходе интерес к биографии автора заметно ослабевает.

Позицию П.С. Когана разделяли О.М. Брик, С.М. Третьяков, В.Ф. Переверзев. Они считали, что «для научного осмысления литературных явлений бесполезно копаться в личной биографии писателя, потому что не в личности писателя кроется тайна стиля» .

Однако не все исследователи разделяли вульгарно-социологический подход к изучению литературы, такие методисты как В.В. Голубков считали необходимым изучение писательских биографий. Возрождение интереса к биографическому жанру прогнозировал Н.К. Пиксанов. Важность собирания и изучения биографических материалов подчеркивал П.Н. Сакулин.

Г. О. Винокур относил изучение биографий к наукам, близким к филологии, располагая их на стыке филологических и исторических дисциплин. В книге «Биография и культура» он использовал термины, относящиеся к сфере психологических и социологических дисциплин, показывая, что биография понимается им прежде всего как описание личности. Если Б.В. Томашев-ский говорил о «биографических легендах», то Г. О. Винокур - о «фиктивных биографиях»: «Стилизующий свое поведение персонаж так сливается с тем образом и идеалом, который постоянно находится перед его внутренним взором, что перестает сознавать границы действительного и идеального, подлинного и фиктивно-

1 Томашевский Б.В. Литература и биографии // Книга и революция. - Петроград, 1923. - № 4 (28). - С. 8.

2

Коган П.С. Литература этих лет, 1917-1923. - Иваново-Вознесенск, 1924. -

С. 9.

3

Переверзев В.Ф. Проблемы марксистского литературоведения // Литература и марксизм. - М., 1929. - Кн. 2. - С. 21.

го. Так возникают фиктивные биографии, в создании которых главная доля участия принадлежит непременно самому герою»1.

В 1930-е годы главенствующую роль в советской науке занимало марксистское литературоведение, специфика которого отражена в выходившей в 1929-1939 гг. «Литературной энциклопедии», в которой утверждалось: «Марксизм-ленинизм не отрицает подсобного, второстепенного значения писательской биографии, но ему чужда фетишизация этой биографии, тех "обыденных привычек" писателя, той домашней обстановки, которая очень часто не

имеет никакой связи с творчеством и которая во всяком случае ни-

2

как его не определяет» .

Филологи Д.Д. Благой и С.А. Макашин, а также историк М. В. Нечкина сходятся в убеждении: внимание к произведениям должно быть наиболее важным в создании биографии.

В 1945 г. в Пушкинском Доме была защищена первая кандидатская диссертация В. А. Мануйлова, темой которой стала научная биография - «Жизнь Лермонтова. Детство и отрочество».

Значительным событием в научном изучении биографии стало создание в 1959 г. серии «Научно-биографическая литература». Среди изданий последних лет М.В. Скороходов называет книги О.Г. Строева «Иосиф Абрамович Рапопорт, 1912-1990», Т.В. Бога-това «Александр Абрамович Воскресенский, 1808-1880», Э.И. Колчинского «Кирилл Михайлович Завадский, 1910-1977»3. По замечанию И.Л. Андроникова, «автор строго научной биографии не только не ставит перед собой цели создать художественный образ, а, наоборот, старательно и з б е г а е т этого»4.

Первое научно выверенное определение научной биографии в отечественной филологии дал А.А. Демченко в книге «Н.Г. Чернышевский. Научная биография»: «Под научной биографией как

1 Винокур Г. Биография и культура. - М., 1927. - С. 53.

2

Цетлин А. Методы домарксистского литературоведения // Литературная

энциклопедия. - М.: ОГИЗ РСФСР, 1934. - Т. 7. - Стб. 133.

3

Строев О.Г. Иосиф Абрамович Рапопорт, 1912-1990. - М.: Наука, 2009; Богатов Т.В. Александр Абрамович Воскресенский, 1808-1880. - М.: Наука, 2011; Колчинский Э.И. Кирилл Михайлович Завадский, 1910-1977. - СПб.: Нестор-история, 2013.

4 Андроников И. Ступени человеческого опыта // Вопросы литературы. -М., 1973. - № 10. - С. 57.

самостоятельным типом литературоведческого исследования принято понимать - в самой общей формулировке - широкое научно-документальное описание жизни изучаемого деятеля. Цель научной биографии - установление исторического места писателя, кропотливое изучение оказавших на него влияние внешних и внутренних обстоятельств, слагающихся из общеисторических, социальных факторов, а также выводимых из знания ближайшего окружения (семейного, дружеского, враждебного). Целью такого жизнеописания является также стремление научно объяснить причины и следствия переломных моментов в жизни и творчестве писателя, разработать концепцию творческой личности»1.

В.Я. Лакшин в докторской диссертации «А.Н. Островский. Проблемы научной биографии» отметил, что научная биография -«такой же законный элемент литературоведческой науки, как и монографическое исследование творчества или анализ формы художественного произведения»2. Исследователь выделяет в жанре научной биографии следующие характерные черты: неразрывное единство личности автора и его творчества; необходимость показать творческую личность в тесной связи с эпохой, общественными движениями; стремление к максимальной полноте фактов, включая реконструкцию отдельных моментов судьбы с оговоркой гипотетичности всякого реконструируемого эпизода.

М.В. Скороходов отмечает неугасающий интерес к биографической теме в последние десятилетия, обращая особое внимание на работы Ю.М. Лотмана, А.Л. Валевского, А.И. Рейтблата, А.М. Пескова.

Принципиально важным М.В. Скороходов считает определение главной идеи жизни персонажа, которому посвящено жизнеописание. Именно оно позволяет автору научной биографии четко сформулировать идею своего исследования и в соответствии с ней отбирать и группировать доступный биографический материал.

Вопросы, связанные с изучением не только поэтики, творческой биографии и истории текстов, но и в целом масштаба фигуры Есенина становятся предметом обсуждения современных ученых.

1 Демченко А. А. Н.Г. Чернышевский: Научная биография. - Саратов, 1978. -

С. 8.

2

Лакшин В.Я. А.Н. Островский: Проблемы научной биографии: Дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1981. - С. 10.

Благодаря многолетней работе накоплен объемный фактический материал, раскрыты творческие связи Есенина с его современниками и писателями других поколений, представителями других стран и культур, прослежены эволюция творческого пути Есенина и развития его поэтики. В настоящее время Есенин понимается как значимая фигура русской и мировой поэзии, писатель, обогативший поэзию новыми образами, существенно повлиявший на развитие отечественной поэтической традиции.

Наименее изученным этапом жизни Есенина М. В. Скороходов считает период детства и время учебы. В разделе «Источниковедение ранней биографии Есенина» он показывает как сведения по русской истории, почерпнутые поэтом в эти годы, воплотились в его текстах, приводя в примечании библиографический материал, являющийся источником научной биографии поэта. Первостепенное внимание исследователь уделяет земским и второклассным учительским школам, в которых Есенин получил образование. Для творческой биографии поэта важно, что он с ранних лет усвоил православную культуру и православный взгляд на мироустройство.

Попытка представить и описать период детства и юности, первых поэтических опытов, имеющий принципиальное значение для написания научной биографии Есенина, представлена в главах: «В родном селе: Познание мира и учеба», «Спас-Клепиковская учительская школа в биографии Есенина», «Роль университета Шанявского в становлении поэта», «История в учебных планах и творчестве поэта», «Книга "Радуница" в эволюции Есенина».

Уделено внимание и таким темам: «Создание научной биографии Есенина как исследовательский проект», «Есенин как русский национальный поэт», «Наследие Есенина в контексте отечественной истории», «Проблемы датировки ранних стихотворений Есенина».

«Биографические исследования позволяют не только систематизировать разнообразные данные, извлекаемые из разных источников, в том числе неопубликованных архивных фондов и редких изданий, но и создавать биографии, представляющие интерес как для специалистов, так и для широкого круга читателей. Биография писателей дает возможность раскрыть историко-культурный и литературный контекст эпохи, поскольку творческая жизнь

крупных прозаиков и поэтов оказывает существенное влияние на литературный процесс» (с. 359), - заключает М.В. Скороходов.

К.А. Жулькова

2016.01.022. О ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ, В. ХЛЕБНИКОВ, КС. МАЛЕВИЧ. (Сводный реферат).

Toronto Slavic quaterly. - Toronto, 2014. - № 47.

Из содерж.:

1. SOSHKIN E. Весны и осени: Возвращаясь к вопросу о влиянии Вячеслава Иванова на Мандельштама. - С. 240-260.

2. LANNE J.-C. Некоторые замечания по поводу понятий «зауми» и заумного языка у Хлебникова. - С. 303-322.

3. ARONOV I. Казимир Малевич: Опыты супрематической поэзии. -С. 323-344.

Ключевые слова: О.Э. Мандельштам; Вяч.И. Иванов; «прозрачная весна»; В. Хлебников; «заумь»; К.С. Малевич; супрематизм; беспредметный звук.

В статье Е.П. Сошкина (университет Иерусалима) (1) анализируется стихотворение О.Э. Мандельштама «Мне холодно. Прозрачная весна...» (1916), обращенного, по мнению ряда комментаторов, к М.И. Цветаевой и ставшего отголоском возникшего между ними в 1916 г. романа. «Цветаевской московской весне Мандельштам невыгодно противопоставил свою "петропольскую" - с воздухом, насыщенным смертью, с похожей на слизкую медузу невской волной» (1, с. 242). Обитательница морей - медуза -предваряет появление «морской воды», ассоциируемой с именем Марина.

Одним из подтекстов стихотворения исследователь называет стихотворение Н.А. Некрасова «Смерть Бозио» со строками «Но напрасно ты кутала в соболь / Соловьиное горло свое», где акцентирована нерасторжимая связь Петрополя со смертью. Но если у Некрасова эта связь обусловлена суровостью русских морозов, то Мандельштам соотносит ее с «прозрачной весной», перекликающейся, в свою очередь, с началом главы VII «Евгения Онегина»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.