Научная статья на тему '2016. 03. 018. Чулков Г. И. Жизнь Достоевского / сост. , подгот. Текста, коммент. И вступ. Ст. Богдановой О. А. - м: ИМЛИ РАН, 2015. - 472 с'

2016. 03. 018. Чулков Г. И. Жизнь Достоевского / сост. , подгот. Текста, коммент. И вступ. Ст. Богдановой О. А. - м: ИМЛИ РАН, 2015. - 472 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
160
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.И. ЧУЛКОВ / Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / БИОГРАФИЯ / ЖАНР / КОММЕНТАРИИ / ЦЕНЗУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 03. 018. Чулков Г. И. Жизнь Достоевского / сост. , подгот. Текста, коммент. И вступ. Ст. Богдановой О. А. - м: ИМЛИ РАН, 2015. - 472 с»

2016.03.018. ЧУЛКОВ Г.И. ЖИЗНЬ ДОСТОЕВСКОГО / Сост., подгот. текста, коммент. и вступ. ст. Богдановой О.А. - М: ИМЛИ РАН, 2015. - 472 с.

Ключевые слова: Г.И. Чулков; Ф.М. Достоевский; биография; жанр; комментарии; цензура.

Во вступительной статье «Г.И. Чулков - биограф Ф.М. Достоевского» доктор филол. наук О.Б. Богданова отмечает, что в 1920-1930-е годы Г.И. Чулков все больше обращался к литературоведению1. Став в советское время писателем «внутренней эмиграции», он «нашел для себя самую естественную интеллектуальную нишу - историю русской классической литературы»2, уделяя основное место биографическому жанру. Сразу после 1917 г. он начал работать над биографией А.С. Пушкина. Рукопись, названная «Поэт. Душа творчества», была запрещена цензурой в 1921 г. Итогом многолетней работы явилась книга «Жизнь Пушкина»3, в которой помимо голосов эпохи (фактов, дневников, писем) отчетливо слышится голос биографа, с его глубокой религиозностью; автор оспаривал насаждавшийся в 1930-е годы классовый подход к литературе.

В двухтомном Полном собрании сочинений Ф.И. Тютчева4 Чулков выступил не только как биограф, но и как составитель и комментатор, в 1928 г. выпустил биографическую книгу «Последняя любовь Тютчева»5, опиравшуюся на документальный материал (письма Е.А. Денисьевой), а в 1933 г. - книгу «Летопись жизни и творчества Тютчева»6, ставшую итогом изучения биографии поэта.

Г.И. Чулкову принадлежат биографические портреты пяти российских императоров, восьми декабристов, а также ушедших из

1 Чулков Георгий Иванович (1879-1939) - организатор литературной жизни времен Серебряного века, известный как создатель теории «мистического анархизма».

2 См.: Сараскина Л.И. «Огонь глухой и буйство скрытых сил» (Творческий путь Г.И. Чулкова) // Чулков Г.И. Жизнь Пушкина. - М., 1999. - С. 11.

3

Чулков Г. Жизнь Пушкина. - М., 1938.

4 Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений: В 2 т. / Ред. и комментарии Чулкова Г.И.; вступ. ст. Благого Д.Д. - М.; Л.: Academia, 1933-1934.

5 Чулков Г.И. Последняя любовь Тютчева. - М., 1928.

6 Чулков Г.И. Летопись жизни и творчества Ф.И. Тютчева. - М.; Л., 1934.

жизни его современников - В.Я. Брюсова, Л.Н. Андреева, А.А. Блока, Ф. Сологуба. «Как видим, писатель и литературовед освоил практически все жанры биографического исследования, создавая сжатые очерки и психологические портреты, вычленяя отдельные жизненные сюжеты, выстраивая хронологическую канву из дат и событий и, наконец, синтезируя полномасштабное бел-летризованное биографическое повествование», - подчеркивает О.Б. Богданова (с. 8).

Реферируемое издание является первой публикацией научно-художественного биографического исследования о Ф.М. Достоевском, написанного прозаиком, поэтом, литературным критиком Серебряного века. Текст, пролежавший несколько десятилетий в российских архивах, сохранился в двух основных редакциях: машинопись РГБ и машинопись ИМЛИ; последняя хранит следы значительной автоцензурной правки.

Источником данной публикации послужила машинопись ИМЛИ, наиболее поздняя из имеющихся вариантов «Жизни Достоевского». Однако в справке «От составителя» отмечается, что большая часть сокращений, произведенная, очевидно, с целью «проходимости» текста в советскую печать, была восстановлена в постраничных редакторских комментариях из соответствующих мест машинописи РГБ.

Художественная и научная части биографии композиционно разнесены по отношению друг к другу: весь научно-справочный аппарат, авторские «Примечания», сплошным массивом расположенные после основного текста, занимают значительный объем исследования (3 п.л.) и являются органичной частью биографии.

Архивные материалы, относящиеся к биографии Достоевского, включены в раздел «Приложение», состоящий из предисловия «От издательства», заметки «О плане книги "Жизнь Достоевского"», самого плана книги «Жизнь Достоевского» и четырех издательских рецензий (Б.М. Другова, В.Я. Кирпотина, Б.В. Томашев-ского, В.С. Любимовой <Дороватовской>) на рукопись исследования.

«Главный принцип настоящего издания, - пишет О.Б. Богданова, - минимальное вмешательство в авторский текст Г.И. Чулко-ва и его рецензентов. Однако чтение биографического исследования и рецензий на него не должно вызывать неудобств. Поэтому

задачей редактора стал поиск компромисса между двумя целями: удобочитаемостью и понятностью текстов 1930-1940-х годов современному читателю, с одной стороны, и сохранением аутентичности текстов с присущими им особенностями эпохи написания и индивидуального авторского стиля - с другой» (с. 459).

Большая часть наследия Г.И. Чулкова, относящаяся к 19201930-м годам, осталась неопубликованной. Сохранились автографы, машинопись речей, докладов, статей, например: «Современная душа и темы Достоевского», «Достоевский и Тургенев», «Некрасов и Достоевский», «Достоевский и Пушкин», «Достоевский и современность», «Достоевский и Запад», «Самоубийцы в романе Достоевского и наша современность», «Достоевский и революция». Вместе с этим не вышло в свет и самое значительное произведение «о любимом писателе - беллетризованное биографическое исследование "Жизнь Достоевского"» (с. 7).

Вероятно, в 1936-1937 гг. Г.И. Чулков готовил свой труд для публикации в одном из советских издательств, но получил отрицательную рецензию кого-то из критиков, возможно, Б.М. Другова. Последний находил, что «в основных положениях» книга является «спорной и неверной», что в ней неправильно освещены отношения Достоевского с В.Г. Белинским, Н.А. Некрасовым, Н.Г. Чернышевским, а образы «честнейших» революционеров «дискредитированы» (с. 442). Акцентирование главной идеи Достоевского -«социализма со Христом» - Б.М. Другов считал отрицанием господствующего в СССР атеистического социализма. Свою рецензию критик закончил словами о «нецелесообразности издания подобной работы» (с. 444).

Можно предположить, что Г.И. Чулков, ознакомившись с отрицательной рецензией, сделал попытку устранить указанные критиком «недостатки»; это коснулось «мест о революционерах-демократах... отступлений на религиозно-философские темы, неучтенных библиографических единиц» (с. 456). Однако работа так и осталась неопубликованной. Причинами могли стать опасность обвинения в политической неблагонадежности с самыми катастрофическими последствиями (1937), а также занятость, связанная с написанием книги «Жизнь Пушкина», и плохое состояние здоровья, приведшее автора к скорой смерти (1 января 1939 г.).

Вторая попытка публикации «Жизни Достоевского» была предпринята в 1945-1947 гг., в издательстве «Советский писатель». В ИМЛИ и РГАЛИ сохранились в целом положительные рецензии В.Я. Кирпотина (с. 444-446), Б.В. Томашевского (с. 446-448), В.С. Любимовой <Дороватовской> (с. 449-452). Почему же, однако, и это издание не осуществилось? Скорее всего, тому виной явилось усиление идеологической «бдительности» на новом витке сталинских репрессий 1946-1953 гг., начавшееся печально знаменитым ждановским постановлением о журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 г. Кроме того «отрицательную роль могла сыграть и давняя рецензия Другова» (с. 458).

В чулковской биографии Достоевского полностью отсутствует так называемый общий исторический фон и характерный для марксистского биографического письма социально-исторический контекст. Точкой отсчета становится разворачивающаяся «синтаксически (вовсе не эволюционно!»)1 личность Достоевского.

О.Б. Богданова считает несомненной заслугой книги преодоление не только символистской, но и фрейдистской «мифологизации» писателя (с. 13). Учитывая методологию современных ему эмигрантских исследований (например, семинар по изучению Достоевского при Русском народном университете в Праге, руководимый в А. Л. Бемом), используя элементы психоанализа личности Достоевского, биограф не придает этому методу тонального характера. Созданный образ Достоевского не вписывается и в марксистский миф об искреннем, но запутавшемся революционере-петрашевце, сподвижнике Белинского, собеседнике Чернышевского и Герцена.

Г. И. Чулков был глубоко верующим православным христианином; архивные находки свидетельствуют о том, что в годы написания книги «Жизнь Достоевского» он посещал закрытую советской властью Оптину пустынь, писал старцу Нектарию, был «добрым знакомым» выдающегося деятеля «катакомбной церкви» М.А. Новосёлова. Поэтому «неудивительно, что трактовка личности и творчества Достоевского в его биографическом исследовании дана в религиозном ключе». Правда, по условиям советской печати, «это было сделано почти незаметно, без прямых деклараций,

1 Винокур Г.О. Биография и культура. - М.: ГАХН, 1927. - С. 34.

путем умелого монтажа биографического материала, в подтексте, предоставляя слово эпистолярным и мемуарным свидетельствам. Так, в условиях атеистической цензуры, Чулков хотел донести до советского читателя подлинного, как он понимал, Достоевского -великого подвижника Христовой веры» (с. 19).

К непреходящим достоинствам чулковской биографии О.Б. Богданова относит то, что написана она не столько ученым, сколько писателем и поэтом, благодаря чему создается художественно убедительный, живой, незавершенный и неуспокоенный образ Достоевского, но без апологетики и романтизированной демо-низации. Раскрывая и объясняя личность писателя, книга Г.И. Чулкова в то же время свидетельствует о «метафизической неисчерпаемости» этой личности, «целомудренно оставляя читателя наедине с "тайной" великого писателя» (с. 33).

Научный стиль имеет место лишь в авторских «Примечаниях», изобилующих ссылками на источники, уточнениями, религиозно-философскими и литературоведческими суждениями и оценками.

Необходимость публикации научно-художественного исследования Г.И. Чулкова определяется малой изученностью «биографики Достоевского» как сферы науки о писателе1. Тем интереснее и важнее становится задача выстроить ряд исследований о Достоевском, «сопоставить их и определить место в этом ряду утерянного до времени звена - биографии, написанной Чулковым» (с. 25).

К.А. Жулькова

2016.03.019. КСЕНИЯ, МОНАХИНЯ (СОЛОМИНА-МИНИХЕН Н). О ВЛИЯНИИ ЕВАНГЕЛИЯ НА РОМАН ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ». - СПб.: Торговый Дом «Скифия», 2016. - 232 с.

Ключевые слова: генезис литературного произведения; евангельский подтекст; религиозно-философская проблематика; сис-

1 Гиль О. Л. Биография Достоевского в контексте современности // Вестник Омского университета. - Омск, 2012. - № 1 (63). - С. 252-256; Петрова Ю.В. Образы «великого писателя» в неклассической биографической парадигме: Биографии Ф.М. Достоевского конца XIX в. // Там же. - С. 268-270; Ляху В.С., Лобанов И.В. Старый новый «Достоевский» перед лицом XXI в. // Достоевский и современность: Материалы XXVII Международных Старорусских чтений 2012 г. -Великий Новгород, 2013. - С. 291-299.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.