Научная статья на тему '2016. 01. 019. Дешезлепретр А. , Ноймайер Э. , Перкинс Р. Экологическое регулирование и трансграничное распространение новых технологий: исследования патентования в автомобилестроении. Dechezlepretre А. , Neumayer E. , Perkins R. environmental regulation and the cross-border diffusion of new technology: evidence from automobile patents // research policy. - 2015. - vol. 44, n 1. - Р. 244-257. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2014. 07. 017'

2016. 01. 019. Дешезлепретр А. , Ноймайер Э. , Перкинс Р. Экологическое регулирование и трансграничное распространение новых технологий: исследования патентования в автомобилестроении. Dechezlepretre А. , Neumayer E. , Perkins R. environmental regulation and the cross-border diffusion of new technology: evidence from automobile patents // research policy. - 2015. - vol. 44, n 1. - Р. 244-257. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2014. 07. 017 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПАТЕНТЫ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пястолов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 019. Дешезлепретр А. , Ноймайер Э. , Перкинс Р. Экологическое регулирование и трансграничное распространение новых технологий: исследования патентования в автомобилестроении. Dechezlepretre А. , Neumayer E. , Perkins R. environmental regulation and the cross-border diffusion of new technology: evidence from automobile patents // research policy. - 2015. - vol. 44, n 1. - Р. 244-257. - mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1016/j. Respol. 2014. 07. 017»

тями на средних расстояниях. Например, в ЕС наблюдается значительно большая (примерно вдвое) доля связей «ЕС - ЕС», чем в США связей «США - США». Наоборот, для группы больших расстояний «Мир - ЕС» количество связей значительно уступает показателю связей «Мир - США» в выборке группировок (пар), объединяющих крупные регионы. Следовательно, выводы реферируемой работы имеют практическое значение для решения задач формирования научно-технической политики ЕС. В частности, полезная для развития «европейского исследовательского пространства» поддержка научно-технического сотрудничества внутри ЕС может быть усилена за счет поощрения конкурентоспособных сил мирового рынка, которые способствуют партнерским взаимодействиям по принципу «лучший с лучшим» в каждой категории исследовательских сетей. С этой целью администраторы, занимающиеся научно-технической политикой ЕС, в процедурах оценки заявок на получение грантов ЕС и определения системы финансирования могли бы в дополнение к уже существующим критериям рассматривать аргументы «за» и «против» развития конкурентоспособных схем научного сотрудничества.

С.М. Пястолов

2016.01.019. ДЕШЕЗЛЕПРЕТР А., НОЙМАЙЕР Э., ПЕРКИНС Р. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТРАНСГРАНИЧНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТЕНТОВАНИЯ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ. DECHEZLEPRETRE А., NEUMAYER E., PERKINS R. Environmental regulation and the cross-border diffusion of new technology: Evidence from automobile patents // Research policy. - 2015. - Vol. 44, N 1. - Р. 244-257. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1016/j. respol.2014.07.017

Ключевые слова: технологии контроля загрязнения окружающей среды; экологическое регулирование; патенты; трансграничное распространение технологий.

Эксперты Лондонской школы экономики и политических наук обращаются к теме трансграничного распространения экологически чистых технологий (Environmentally Sound Technologies -EST) - «ключевого момента в адресации к проблемам охраны ок-

ружающей среды» (с. 244). Кроме того, развитие «зеленой экономики» генерирует потоки технологий, что является особенно существенным для развивающихся стран. За прошедшие два десятилетия отмечен рост инновационной активности, нацеленной на сокращение воздействия на окружающую среду процессов производства и потребления.

В дискуссиях о роли правительственной политики в деле регулирования международных потоков EST большое внимание уделяется роли прав на интеллектуальную собственность (IPR) и влиянию мер, направленных на укрепление режимов IPR и распространение новых технологий во всем мире. Воздействие государственного экологического регулирования на международные потоки новых EST вызывает меньше вопросов и споров. Как правило, в связи с этим высказывается общее предположение о том, что более жесткое внутреннее экологическое регулирование автоматически увеличивает международные потоки EST.

Однако не все исследования подтверждают это предположение, и авторы ссылаются на работы, в которых показано, что, например, более строгие стандарты чистоты воздуха в энергетическом секторе в США не приводили к более высоким уровням притоков технологических патентов из Германии и Японии, а только стимулировали местные инновационные усилия. Кроме того, эмпирические исследования зависимостей между регулированием и международными технологическими потоками имеют различные недостатки. Во-первых, они не используют измерителей, которые непосредственно оценивали бы фактическую строгость регулирующих норм, вместо этого они оценивают такие показатели, как расходы на снижение степени загрязнения или ратификацию международных экологических соглашений. Во-вторых, существующие исследования главным образом основаны на довольно небольших выборках, особенно с точки зрения числа стран-получателей. В-третьих, существующие публикации по данной тематике чаще всего сосредоточиваются на экологических стандартах процесса, пренебрегая потенциально важной ролью экологических стандартов продукта в развитии международных потоков EST.

В своей статье авторы представляют результаты исследований фактов экологического регулирования (на основе стандартов эмиссии ЕС) и его влияния на международные потоки защищенных

патентами технологий сокращения эмиссии вредных автомобильных газов по выборке из 72 стран за период с 1992 по 2007 г. После отбора тех патентов, которые после экспертного исследования фактически предоставило патентное бюро, в выборке осталось 183 тыс. патентов на технологии контроля эмиссии автомобильных выхлопных газов, предоставленных нерезидентам.

По итогам анализа научных публикаций авторы идентифицировали три канала распространения новых технологий, где часто используется патентная защита: торговля товарами, прямые иностранные инвестиции и лицензирование. Обнаружено, что применение различных мер усиления строгости нормативного регулирования положительно коррелировало с ростом объемов расходов на ИР (входы инновационных процессов) и ростом числа патентов (объем инновационной продукции) (с. 245).

Выделен блок публикаций, в которых исследуются связи между экологической политикой и международным распространением EST, однако авторы не обнаружили в этих публикациях «анализа воздействия относительной строгости регулирования (регулирующего расстояния) на распространение технологий» (с. 245).

В публикациях выделены несколько типов участников инновационных процессов в сфере EST (акторов). Первый тип - «изобретатели», производители продуктов, являющихся объектом экологического регулирования. Вторая группа - поставщики, которые продают EST в воплощенной или свободной форме фирмам-покупателям. Некоторые из этих фирм специализируются на EST, другие поставляют экологические технологии как часть более широкого спектра оборудования. Третий тип акторов - финансируемые из государственных и общественных фондов экспериментальные предприятия и университеты, которые, как известно, играют особенно важную роль в развитии наиболее радикальных технологий.

Ответ на вопрос о том, какую роль играет экологическое регулирование в распространении новых EST «через границы», как считают авторы, будет частично зависеть от того, существуют ли уже там технологии, способные удовлетворить вызванный регулированием спрос. В случае «регулирующих лидеров» (т.е. тех стран, которые проводят самую жесткую политику) «регулирующее сжатие» может стимулировать внутренние инновации, не в последнюю

очередь потому, что нет достаточного предложения запатентованных технологий из-за границы. В то же время стимулы стороны спроса в одной стране, очевидно, могут активизировать инновации в других странах и таким образом увеличить предложение иностранных EST, потенциально доступных внутренним покупателям.

Данные социологического исследования свидетельствуют о том, что воздействие внутренней политики на экологические инновации намного сильнее, чем влияние внешней политики. Выясняется, что принятие жесткого регулирования в странах-лидерах способствовало преобладанию внутренних инновационных EST в различных секторах. Однако как только определенная технология патентуется внутри страны и адаптируется к требованиям внутренних стандартов, принятие подобных экологических стандартов в других странах может стимулировать изобретателей к разработке своих технологий в этом направлении.

Изобретатели в странах «раннего регулирования» («лидерах»), вероятно, будут обладать конкурентным преимуществом перед потенциальными странами-конкурентами, принявшими соответствующие нормы регулирования позднее («последователи»), благодаря тому что их запатентованные ранее технологии получают преимущество в стоимости за счет роста масштаба производства и накопления опыта применения. Это создает стимулы для изобретателей из стран-лидеров продавать и патентовать свои технологии в странах-получателях, которые принимают собственные подобные стандарты в ответ на рост спроса.

В значительной степени различия между последователями и лидерами обусловливают то, что передача обновленных технологий держателями патентов не будет характеризоваться лишь положительной зависимостью от строгости нормативного регулирования в стране-получателе. Действительно, наличие более строгих экологических требований связано положительно с числом регист-раций патентов из тех стран, где сделаны эти изобретения. Следовательно, можно ожидать, что потоки новых EST через патентную систему будут функцией «расстояния» в строгости регулирования (различием в регулирующих стандартах) между странами-отправителями и странами-получателями.

Подобные рассуждения приводят к идее «лестницы», которую последовательно составляют все более и более дорогостоящие

EST, способные удовлетворять требования все более строгих экологических нормативов. Согласно данной концепции, позиция отдельных стран на этой лестнице определена результатом согласования стремления к максимизации прибыли внутренних фирм с требованиями внутристранового регулирования, выраженного в выборе технологий, переданных из стран, «расположенных на той же ступеньке лестницы». Из этой логики следует, что изменения внутреннего регулирования будут зависеть от того, выше или ниже находится уровень регулирования в (потенциальной) стране-получателе по сравнению с уровнем (потенциальной) страны-продавца. Другими словами, фирмы в определенной стране с меньшей вероятностью будут приобретать патенты на технологии в странах, где экологические стандарты являются более строгими, и поэтому будут иметь меньше возможностей удовлетворить спрос зарубежных покупателей, поскольку регулирующее расстояние между этими странами будет и далее увеличиваться.

Гипотеза эмпирического исследования формулируется следующим образом: «Поток недавно разработанных EST из одной страны в другую увеличивается, по мере того как регулирующее расстояние между этими двумя странами становится меньше» (с. 246).

Гипотеза протестирована на данных по сектору автомобилестроения, представляющему собой сегодня интернациональное сборочное производство, для которого компоненты, системы и модули производятся и собираются во многих странах. По своей структуре это управляемая производителем сеть, где крупные компании организуют сборку (т.е. производят конечный продукт), имеют значительную административную и рыночную власть и осуществляют контроль систем поставок.

Отличительной особенностью автомобилестроения является международный трансфер технологий. Он часто происходит в результате «внутреннего» обмена / торговли, поскольку технологии перетекают от одного подразделения к другому в рамках многонациональной (глобальной в определенном смысле) сети производителей и региональных поставщиков, так же как между различными фирмами, которые участвуют в совместных предприятиях и альянсах, использующих одну и ту же технологию. Фактически из-за значимости фактора экономии на масштабе для целей повышения

конкурентоспособности изготовители обычно распределяют компоненты, системы, платформы и проекты между различными рынками. EST являются важным компонентом этих трансферов. Многие наукоинтенсивные технологии разрабатываются с целью повышения экологической безопасности продукта, например сокращения эмиссии выхлопных газов, и, очевидно, новаторы желают распределить затраты на большее количество единиц продукта.

Выбор сектора автомобилестроения имеет ряд преимуществ с точки зрения анализа гипотез эмпирического исследования. Во-первых, большое количество стран приняли стандарты эмиссии выхлопных газов и внесли существенные изменения в свои нормативные системы, усилив их «регулирующую строгость» в течение периода, выбранного для данного исследования, и это соответствует условиям задачи тестирования гипотез о «регулирующем расстоянии» между странами. Во-вторых, исполнение требований стандартов эмиссии выхлопных газов в значительной степени осуществляется за счет совершенствования конструкции двигателя и технологий сервисного обслуживания, что позволило провести эмпирическое исследование влияния регулирования на распространение технологий через патентную систему. Третья существенная особенность сектора - преобладание нерезидентного патентования. Этот тип патентования характеризует поток технологий к производителям конечной продукции и поставщикам через различные региональные и / или глобальные сети и трансфер технологических лицензий иностранным фирмам. Он также характеризует инновационную деятельность производителей, стремящихся защитить свою интеллектуальную собственность от конкурентов. Это также включает патентование технологий на рынках, где продается конечный продукт.

Данные для проведения исследования были получены из Мировой базы данных статистики патентов (Worldwide Patent Statistical Database - PATSTAT), функционирующей на базе Европейского патентного ведомства (European Patent Office - EPO). База данных PATSTAT включает более 70 млн документов, поданных с середины XIX столетия в более чем 80 патентных бюро по всему миру. По словам авторов, это самая полная глобальная база данных в мире, хотя она не включает все множество патентов, когда-либо выданных в мире. В ней представлена информация из всех основ-

ных патентных бюро, за исключением тех стран, где очень слабо развита защита прав интеллектуальной собственности (и где в результате патентование очень ограничено). Следовательно, уверены авторы, этот набор данных покрывает почти все множество патентов на автомобильные технологии контроля за эмиссией, полученных в мире. Вероятность смещения выборки будет, таким образом, чрезвычайно мала.

Были отобраны все патенты, поданные в семи категориях технологий уменьшения эмиссии в автомобилестроении: сенсорные модули анализа состава газа / топлива; топливные инжекторные технологии; каталитические конвертеры и другие устройства постсгорания; системы вентиляции картера; клапаны рециркуляции выхлопных газов; бортовые системы диагностики; газовые и температурные датчики. Соответствующие заявки на патенты были определены с использованием кодов Международной классификации патентов (International Patent Classification - IPC).

Для патентов, поданных в EPO, использован список зарегистрированных в этом ведомстве государств, определяемых в заявке на патент. Претенденты, подающие патент в EPO, должны определять европейские страны, которым они намереваются передать патент, однажды предоставленный в ведомство. Таким образом выявляется группа национальных патентов по каждой из определяемых стран. Выборка составила 183 101 патент, предоставленный в 45 странах - получателях технологий. Патенты учтены в соответствии с годом их заявления, поскольку дата гранта обычно зависит от административных особенностей различных патентных бюро.

В статье представлены несколько преимуществ использования патентов в качестве измерителей распространения технологий. Во-первых, патенты охватывают самые различные технологические уровни, которые можно различить, тогда как инвестиции в ИР бывает сложно отличить от прямых иностранных инвестиций. Во-вторых, патенты регистрируются для всех изобретателей, в то время как о расходах на ИР малых и средних фирм статистика не сообщает. В-третьих, в автомобильном секторе, как показывают эмпирические исследования, патенты оказываются эффективным средством защиты от имитации, что не всегда верно для других секторов.

Данные о патентах нерезидентов используются как индикатор технологических потоков, однако не без ограничений. Так, не все изобретения патентуются. Множество ценностей отдельных патентов также является гетерогенным. Однако значимость этих проблем для данного исследования несущественна. Другое ограничение - то, что, хотя патент предоставляет исключительное право использования технологии в данной стране, у исследователей нет никакой информации о том, использовалась ли фактически данная технология на практике. К тому же высокая стоимость патентования не позволяет регистрировать изобретения в странах, где данная технология вряд ли будет применена. В начале 2000-х годов регистрация патента стоила приблизительно 5 тыс. евро в Японии, 10 тыс. евро в США и 30 тыс. евро в EPO. Поэтому изобретатели вряд ли будут просить о патентной защите в отдельно взятой экономике, если они не будут уверены в том, что цена на рынке этой страны позволит компенсировать затраты и получить прибыль от продажи технологии. Действительно, эмпирические данные говорят о том, что изобретения не патентуются широко и без разбора; 75% изобретений патентуется только в одной стране (с. 249).

Результаты в целом оказались совместимы с гипотезой: в исследовании обнаружена статистически значимая обратная зависимость для переменной «регулирующего расстояния», означающая, что число недавно обновленных EST в автомобилестроении увеличивается, когда различие между регулирующими уровнями двух стран уменьшается. По результатам анализа выборки уменьшение регулирующего расстояния между странами с близкими уровнями Евростандарта (например, если исходная страна установила стандарт «евро 2» и страна получателя переходит от «евро 1» к «евро 2»), по оценкам, приводит у увеличению числа нерезидентных патентов, предоставленных в стране-получателе. Авторы замечают, что, как только регулирующее расстояние между источником и странами-получателями принимается в качестве объясняющей переменной, коэффициент абсолютной регулирующей строгости в странах-получателях становится фактически нолем и статистически не значимым фактором. Таким образом, в соответствии с принятой гипотезой, имеет значение именно регулирующее расстояние, а не абсолютная регулирующая строгость в странах-получателях.

Обращаясь к средствам управления, авторы замечают, что увеличение регулирующей строгости в исходной стране, по всей видимости, уменьшает оттоки патентов из этой страны. Возможное объяснение этого факта состоит в том, что разработка инновационных EST, которые способны удовлетворять более высокие требования внутренних стандартов, становится делом более трудным, дорогостоящим и отнимающим много времени. Соответственно, регулирующее сжатие вызывает уменьшение числа инноваций более высокого качества, так что в итоге меньшее число новых изобретений проходят через патентную систему. Другое дополнительное объяснение состоит в том, что, поскольку внутренние изобретатели обращаются к разработке технологий, удовлетворяющих требованиям более строгих внутренних стандартов, меньшая доля их изобретательских результатов будет полезна для стран с более низкими уровнями регулирующей строгости.

Выбранные переменные - число запатентованных EST в автомобилестроении, число соответствующих патентов, полученных в стране места назначения изобретателями из других стран, трансфер патентов, валовый импорт автомобилей и автомобильных компонентов, уровень защиты прав интеллектуальной собственности -оказываются статистически значимыми с ожидаемым положительным знаком. Ранее имевшийся запас соответствующих патентов, поданных в стране места назначения, также имеет статистически значимое положительное влияние, что может означать, что эти патенты служат дополнениями, а не заменителями для притоков новых технологий.

Эффект регулирующего расстояния (ЭВР), оцененный по увеличению стандартного отклонения величин соответствующих переменных, оказался почти в три раза сильнее, чем эффект валового автомобильного импорта - величина, выбранная авторами для оценки размера внутреннего рынка. Величина ЭВР оказалась практически равна величине эффекта воздействия внутренней патентной защиты и только немного меньше, чем величина влияния более высокого числа запатентованных изобретений в исходных странах. Только внутренний запас знаний и трансферы других стран в предыдущем году оказывают более сильный эффект, а именно, соответственно, в пять раз и в три раза больше.

Исследование показало, что те страны, где требования регулирующих стандартов становятся ближе к требованиям, принятым в тех странах, где сделано изобретение, получают больше патентов на технологии сокращения эмиссии вредных газов. Фактически, как только «регулирующее расстояние» принимается в качестве индикатора управления, абсолютная строгость нормативов в странах, которые могут быть получателями технологий, перестает иметь значение. Возможное объяснение роли регулирующего расстояния состоит в том, что управляемый регулированием спрос на EST, более вероятно, будет удовлетворен новаторами из стран, которые уже обновили технологии в ответ на внедрение соответствующих стандартов.

Поскольку исследование охватывает массив патентов в области EST, полученных не так давно, его результаты ничего не говорят о потоках более старых технологий, не отраженных в этом множестве, так же как и о транссекторных перетоках EST. Поэтому авторы предостерегают от поспешных обобщений. Кроме того, результаты относятся к экологическим стандартам в секторе автомобилестроения, таким образом, задача будущего исследования состоит в том, чтобы исследовать влияние «регулирующего расстояния» на процессы управления в других секторах. Тем не менее в качестве обобщающего вывода авторы высказывают предположение о том, что приток новых экологически ориентированных технологий из ведущих инновационных систем может быть ускорен за счет ужесточения внутреннего регулирования, но это будет иметь эффект только в тех странах, в которых система патентного права еще не отличается достаточной строгостью по сравнению с развитыми экономиками.

С.М. Пястолов

2016.01.020. РАССВЕТ НОВОЙ НАУКИ О ЕДИНОМ ЗДОРОВЬЕ: ОТСЛЕЖИВАНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ БОЛЕЗНИ В ПРОЦЕССАХ КРУГООБОРОТА КАПИТАЛА / УОЛЛЕС Р.Г., БЕРГМАН Л., КОК Р., ГИЛЬБЕРТ М., ХОГЕРВЕРФ Л., УОЛЛЕС Р., ХОЛМБЕРГ М. The dawn of Structural One Health: A new science tracking disease emergence along circuits of capital / Wallace R.G., Bergmann L., Kock R., Gilbert М., Hogerwerf L., Wallace R., Holmberg M. // Social

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.