Научная статья на тему '2016. 01. 002. Пинкер С. Моральный императив для биоэтики. Pinker S. moral imperative for bioethics // Boston globe. - 2015. - August 1. - Mode of access: http://www. Bostonglobe. Com/opinion/ 2015/07/31/the-moral-imperative-for-bioethics/JmEkoyzlTAu9oQV76Jr K9N/story. Html'

2016. 01. 002. Пинкер С. Моральный императив для биоэтики. Pinker S. moral imperative for bioethics // Boston globe. - 2015. - August 1. - Mode of access: http://www. Bostonglobe. Com/opinion/ 2015/07/31/the-moral-imperative-for-bioethics/JmEkoyzlTAu9oQV76Jr K9N/story. Html Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ / ПОТЕРИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Юдин Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 002. Пинкер С. Моральный императив для биоэтики. Pinker S. moral imperative for bioethics // Boston globe. - 2015. - August 1. - Mode of access: http://www. Bostonglobe. Com/opinion/ 2015/07/31/the-moral-imperative-for-bioethics/JmEkoyzlTAu9oQV76Jr K9N/story. Html»

2016.01.002. ПИНКЕР С. МОРАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ ДЛЯ БИОЭТИКИ.

PINKER S. Moral imperative for bioethics // Boston globe. - 2015. -August 1. - Mode of access: http://www.bostonglobe.com/opinion/ 2015/07/31/the-moral-imperative-for-bioethics/JmEkoyzlTAu9oQV76Jr K9N/story.html

Ключевые слова: биоэтика; биомедицинские исследования; этика исследований; потери от болезней.

Стивен Пинкер - профессор Гарвардского университета, специалист в области когнитивной науки, психологии и лингвистики; много занимается популяризацией науки. Широко известны его исследования по визуальному познанию и психолингвистике.

CRISPR-Cas9 - мощная новая методика редактирования геномов - последнее достижение из целой серии разработок в области биотехнологий, породившее обеспокоенность относительно этики биомедицинских исследований, а также призывы к мораторию и новым нормам регулирования. Безусловно, биотехнологии влекут серьезные моральные последствия, но не они тревожат тех, кто обеспокоен.

У каждого человека есть друг или родственник, который умер безвременно либо долгие годы страдал от тяжелой физической или психической болезни, такой как рак, сердечная недостаточность, болезнь Альцгеймера, паркинсонизм или шизофрения. Высокая цена таких болезней известна каждому. В рамках реализуемого при участии ВОЗ Проекта по глобальному бремени болезней (The global burden of disease project) специалисты попытались дать ей количественную оценку и определить количество лет, теряемых вследствие преждевременной смерти или инвалидности. В 2010 г. эта величина составляла 2,5 млрд, т.е. примерно треть потенциальной человеческой жизни и благополучия попросту растрачивается. Потери от преступлений, войн и геноцида не идут ни в какое сравнение с этой величиной.

Физические страдания и ранняя смерть долго считались неизбежной стороной человеческого существования, но сегодня человеческая изобретательность бросает вызов этому року. За последние два десятилетия оцениваемое бремя болезней, приходящееся на душу населения, уменьшилось на 35%. Хотя географически улучше-

ния распределяются неравномерно, тем не менее они происходят по всем миру, и каждый континент извлекает немалую пользу.

Частично эти улучшения обусловлены быстрым развитием экономики. Граждане более богатых стран живут дольше и имеют хорошее здоровье, поскольку меры в области общественного здоровья и медицинские вмешательства позволяют побеждать многие инфекционные, женские, неонатальные и связанные с питанием болезни, от которых продолжают погибать люди в развивающихся странах. Достижения в фармакологии, хирургии и эпидемиологии позволили снизить количество лет, теряемых из-за трудноизлечимых болезней в каждом возрастном диапазоне как в богатых, так и в бедных странах.

Биомедицинские исследования обещают существенные улучшения в том, что касается жизни, здоровья и процветания. Нетрудно вообразить, насколько счастливее стал бы человек, если бы можно было оживить преждевременно ушедшую возлюбленную или человек с тяжелым заболеванием стал бы здоровым, а затем умножить это благо на несколько миллиардов тех, кому оно стало бы доступным. Если принять во внимание эти потенциальные сокровища, то главную моральную цель для сегодняшней биоэтики можно было бы выразить таким образом: «уйти с дороги».

Подлинно этичная биоэтика не должна тормозить исследования мораториями или угрозами судебного преследования во имя таких смутных, но всеохватных принципов, как «достоинство», «святость» или «социальная справедливость». Не должна она стать препятствием и для исследований, которые могут принести пользу уже сейчас, и сеять панику о спекулятивном вреде в отдаленном будущем. Сюда относятся превратные аналогии с ядерным оружием и жестокостями нацистов, такие научно-фантастические антиутопии, как «Дивный новый мир» и «Гаттака», или сценарии об армиях клонированных Гитлеров, людях, продающих свои глазные яблоки на онлайновом аукционе, или товарных складах зомби, снабжающих людей запасными органами. Безусловно, людей надо защищать, и уже приняты необходимые меры предосторожности для защиты, включая информированное согласие пациентов и испытуемых.

Некоторые эксперты предлагают сделать паузу и внимательно рассмотреть долгосрочные последствия исследований, прежде

чем поспешно бросаться переделывать человека. Это требование простой предусмотрительности - иллюзия. Во-первых, людям дорого обходится замедление в исследованиях: даже годовая отсрочка в применении эффективного лечения может повлечь смерть, страдания или инвалидность миллионов людей. Во-вторых, технологическое предсказание, выходящее за горизонт нескольких лет, настолько бесполезно, что любая основывающаяся на нем политика почти неизбежно принесет больше вреда, чем пользы. Например, вопреки уверенным предсказаниям, сделанным несколько десятилетий назад, XXI век не принес с собой накрытых куполом городов, реактивных поездов, роботов-служанок, механических сердец или регулярного пассажирского сообщения с Луной. Конечно, невежество - палка о двух концах: немногие прорицатели предвидели разрушительные эффекты Всемирной паутины, цифровой музыки, вездесущих смартфонов или социальных медиа.

Биомедицинские исследования отличаются особой непредсказуемостью. Такие лекарства от рака, как интерферон и ингибиторы ангиогенеза, которые еще вчера фигурировали на обложках журналов, не оправдали трепетных ожиданий, так же как и эликсиры вроде антиоксидантов или гормонозаместительной терапии. Спустя 19 лет после клонирования овцы Долли наука ничуть не приблизилась к перспективам, когда родители имплантируют своим еще не рожденным детям гены музыкальных, атлетических или интеллектуальных способностей. Вместе с тем способы терапии, которые в свое время воспринимались как дорога в ад, такие как вакцинация, переливание крови, анестезия, искусственное оплодотворение, пересадка органов и оплодотворение в пробирке, стали безусловным благом для человека.

Биомедицинские исследования всегда будут развиваться, и их достижения всегда будут добываться с трудом, а с рисками и наносимым ими вредом можно бороться, когда они возникают. Человек - это необыкновенно сложный организм: человеческое тело подвержено энтропии, сформировано эволюцией для юношеской мощи за счет долголетия, оно управляется тонкими петлями обратных связей, которые гарантируют, что любое вмешательство будет компенсироваться другими частями системы. «Биомедицинские исследования всегда будут ближе к труду Сизифа, чем к скорост-

ному поезду, и последнее, чего мы ждем от лобби так называемых этиков, - это помощи в толкании камня вниз с горы».

Б.Г. Юдин

2016.01.003. БЕРД М. БИОЭТИКА КАК МОРАЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ: ОТВЕТ СТИВЕНУ ПИНКЕРУ.

BEARD M. Bioethics is a moral imperative: A reply to Steven Pinker // The conversation. - 2015. - August 3. - Mode of access: http://thecon versation.com/bioethics-is-a-moral-imperative-a-reply-to-steven-pinker-45594

Ключевые слова: биоэтика; биомедицинские исследования; этика исследований.

Мэттью Берд - адъюнкт-лектор Университета Нового Южного Уэльса (Канберра, Австралия). Статья опубликована в некоммерческом онлайновом издании «The Conversation», которое выходит в свет в Австралии и ориентировано на академическое и исследовательское сообщество.

У философии есть проблема с экспертизой. По своей сути эта дисциплина является формой вопрошания, которая стремится найти простые и четкие ответы. В этом заключается сильная сторона философии, но одновременно она является и возможным источником различных проблем. Одна из таких проблем возникает, когда те, у кого нет философской подготовки, авторитетно судят о философских вопросах. Проблема в том, что авторитет, которым они обладают в одной области, например в науке, не переводится, вопреки их представлениям, в сферу философии.

Возможно, наиболее ярким примером в этом отношении является биолог Ричард Докинз, еще один пример - астрофизик Нил Деграсс Тайсон, а недавно к этому сообществу примкнул и психолог Стивен Пинкер, выступивший со статьей в газете «Boston globe» и выбравший своей мишенью биоэтику. С. Пинкер превозносит возможности, которые открывает прогресс науки: увеличение продолжительности жизни, уменьшение количества преждевременных смертей и излечение болезней. Но самой большой угрозой прогрессу науки он считает этику. По его словам, во имя того чтобы человечество могло получать пользу от достижений науки, биоэтика должна просто «уйти с дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.