В 2012 г. 70% (против 40% в 2006 г.) импортируемых Китаем потребительских товаров входили в сегмент высококачественной дорогой продукции. В период 2006-2012 гг. произошли значительные изменения в структуре импорта потребительских товаров: на первое место вышли автомобили (примерно половина всего импорта в 2012 г.), тогда как в начале 2000-х годов наиболее важной статьей были продовольственные товары (с. 3).
Высокий спрос на импортируемые потребительские товары представляется парадоксальным, учитывая, что потребление домашних хозяйств являлось наименее динамичной составляющей китайского роста. Однако, подчеркивают авторы, не стоит забывать о высоких доходах части населения и процветающей в стране коррупции. В связи с курсом китайского руководства на переход к модели роста, опирающегося в большей степени на спрос среднего класса, тенденция к импорту западных потребительских товаров вряд ли сохранится надолго. Сравнительный анализ свидетельству -ет о том, что, во-первых, быстрый рост импорта потребительских товаров носит догоняющий характер, поскольку первоначально он был очень низким по сравнению, например, с такими странами, как Бразилия, Турция или Мексика; во-вторых, в импорте Китая выше, чем у других стран, доля потребительских товаров самых высоких ценовых категорий.
В заключение авторы отмечают, что происходящие во внешней торговле Китая изменения диктуются перемещением спроса к РС, внутренними трансформациями в самом Китае и изменением модели его развития. В этих условиях акценты в переговорах Китая с его крупнейшими партнерами перемещаются от политики обменного курса и конкуренции китайского экспорта к вопросам, касающимся регулирования конкуренции на внутреннем рынке и условий доступа на него иностранных предприятий.
И.Ю. Жилина
2015.04.019. ПЕТЕРС Х., ШНАЙДЕР С. МЕДЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОГО ЭКСПОРТА.
PETERS H., SCHNEIDER S. Schleppende deutsche Exportentwicklung: zyklis^ oder strukturell? // Wirtschaftsdienst. - Hamburg, 2015. -Jg. 95, N 2. - S. 121-126.
Ключевые слова: мировая торговля; глобальные производственные сети; немецкий экспорт; эффективность немецких предприятий.
Мировая торговля в последние десятилетия росла быстрее, чем мировой ВВП: в 1970 г. темпы ее роста составляли 3,6%, а в 2013 г. - 5,6%. В результате соотношение между объемом мировой торговли и мировым ВВП увеличилось с 15% в 1990 г. до 25% в настоящее время (с. 121). Главными двигателями роста торговли были: интеграция стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ) в систему международного разделения труда; политические реформы в этих странах, которые способствовали быстрому экономическому развитию; технологический прогресс, обусловивший коренные изменения в организации труда и производства и значительно снизивший торговые издержки. Лишь с 2012 г. темпы роста мировой торговли стали ниже, чем темпы роста мирового ВВП, что и явилось основной причиной замедления развития мировой экономики в последние три года. Структурные изменения свидетельствуют о том, что мировая торговля в ближайшие годы будет развиваться относительно низкими темпами.
Благодаря либерализации торговых и финансовых рынков крупных СФРЭ и усилению международной конкуренции произошли коренные изменения в исторически сложившихся торговых отношениях. Доля СФРЭ в мировой торговле повысилась с 28% в 1978 г. почти до 50% в 2013 г. (с. 122). От значительно выросшего спроса на инвестиционные товары наибольшие выгоды получили предприятия перерабатывающей промышленности.
Большое влияние на предприятия промышленно развитых стран (ПРС) оказало открытие экономики СФРЭ, в частности Китая и Индии с населением в 2,6 млрд человек (40% мирового населения). Китай начал либерализацию экономики в конце 1970-х годов с помощью реформ, заложивших основы индустриализации страны. С 2009 г. Китай является крупнейшим в мире экспортером потребительских товаров. В отличие от Китая либерализация индийской экономики, начавшаяся десятью годами позже, была ориентирована на сектор услуг. До сих пор индийская экономика по сравнению с китайской остается относительно закрытой.
Первоначально эти страны сосредоточились на массовом производстве простых товаров - текстиля, одежды, обуви, восполь-
зовавшись преимуществом в затратах на рабочую силу. В настоящее время обе страны широко применяют быстро развивающиеся информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Китай успешно развивает производство электроники, Индия - ИКТ-услуги.
СФРЭ имеют определенные конкурентные преимущества, связанные с относительно низкой заработной платой и практически неограниченным предложением рабочей силы. Поэтому, чтобы не потерять свои позиции на мировом рынке ПРС в целом и Германия в частности должны добиться повышения эффективности. Немецкие предприятия могли бы значительно повысить свою конкурентоспособность за счет расширения глобальных производственных сетей, увеличения числа дочерних предприятий, участия в иностранных предприятиях (о1Г8Иоп^) или закупки промежуточных продуктов у внешних партнеров. Многие предприятия получают выгоду главным образом от низких цен, большего разнообразия промежуточных продуктов и более эффективного производства. Для эффективного функционирования сетей необходимы обширные торговые соглашения, юридические гарантии, наличие специализированных услуг и т.д.
Переход от чисто национальных к глобальным производственным сетям привел к значительному увеличению доли иностранной продукции в немецком экспорте. В силу географической близости к восточноевропейским странам для Германии оказалось выгодным сотрудничество с ними. Используя дешевую рабочую силу в этих странах, немецкая экономика получила новые возможности для размещения производства не только в Восточной Европе, но и в Азии. Это привело к изменению товарной структуры немецкой торговли.
Такая интеграция стала возможной благодаря торговым соглашениям, предусматривающим снижение таможенных пошлин, нетарифных торговых барьеров и транспортных расходов вследствие технологического прогресса и развития автоматизации в области логистики. Торговые издержки значительно снизились уже в прошлом десятилетии, особенно в странах с низким уровнем заработной платы. Однако правовая неопределенность, коррупция и отчасти недостаточно квалифицированное управление в некоторых СФРЭ по-прежнему создают значительные проблемы.
Международные переговоры по снижению нетарифных торговых барьеров и согласованию международных стандартов протекают весьма напряженно. Поэтому все чаще заключаются региональные торговые соглашения (regionale Handelsabkommen, RTA). С начала 1990-х годов количество RTA увеличилось в десять раз.
После 2011 г. рост немецкого экспорта замедлился, а возобновился он только в 2014 г. Сейчас темпы роста немецкого экспорта составляют примерно 4% в год, что немного выше темпов роста мировой торговли. Этот факт свидетельствует о способности Германии укрепить свои позиции в мировой торговле. Однако развитие немецкой торговли тормозит низкая инвестиционная активность, и в еще большей степени слабая динамика развития в зоне евро. Эта тенденция может сохраниться и в ближайшие годы. Поскольку за последнее десятилетие таможенные пошлины значительно уменьшились, рост немецкого экспорта мог сохраниться только за счет дальнейшего снижения нетарифных торговых барьеров. Но достичь консенсуса в таких областях, как размещение государственных заказов, прямые инвестиции, услуги, интеллектуальная собственность, стандарты в области трудовой деятельности, охрана окружающей среды и сельское хозяйство, чрезвычайно трудно. Некоторую надежду дает принятый на конференции ВТО на Бали (2013) пакет соглашений о либерализации мировой торговли. Однако ратификация и фактический ввод его в действие могут затянуться на несколько лет, что снизит его положительный эффект.
Дополнительный импульс для развития немецкого импорта может дать успешное завершение переговоров между США и ЕС о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (Transatlantic trade and investment partnership). Но переговоры между США и ЕС затормозились и могут завершиться, в лучшем случае, через несколько лет.
Слабый рост немецкого экспорта в последние годы, отмечают авторы, объясняется его низкой гибкостью. Высокая динамика экспорта в предыдущие 30 лет была результатом действия различных благоприятных факторов, некоторые из которых в настоящее время утратили свое значение. Авторы оценивают средний показатель роста реального немецкого экспорта в 4-6% в 2014-2019 гг. (с. 126). Но его может сдержать рост издержек на зарплату, в том числе и высококвалифицированных занятых. К тому же может
приостановиться перемещение в СФРЭ производств, использующих низкоквалифицированную рабочую силу.
Условием сохранения немецкими предприятиями высокой доли на мировом рынке и ведущей роли в области технологий является поддержание конкурентоспособности за счет повышения эффективности, внедрения инноваций и увеличения инвестиций, рассчитанных на перспективу. Предпосылкой для реализации этого условия является благоприятная ситуация на национальном рынке.
В.И. Шабаева
ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ
2015.04.020. ЭКМАН А. КАКОВЫ ЦЕЛИ КИТАЯ В АЗИИ ПРИ СИ ЦЗИНЬПИНЕ?
EKMAN A. La Chine en Asie: Quels objectifs sous Xi Jinping? // Note de l'Ifri. - P., 2015. - Mars.-25 p.
Ключевые слова: региональная политика Китая; концепция «морского шелкового пути»; концепция «экономической зоны шелкового пути»; инфраструктурные проекты Китая; китайско-американское соперничество.
В статье сотрудницы Французского института международных отношений (Institut français des relations internationales, Ifri) рассматриваются основные направления стратегии регионального лидерства, проводимой Китаем в последние два года, а также формы ее реализации в Центральной и Юго-Восточной Азии.
C избранием Си Цзиньпина на должность председателя Китайской Народной Республики в марте 2013 г., отмечает автор, Китай активизировал политику региональной интеграции, выступив с концепциями «морского шелкового пути» (maritime silk road) и «экономической зоны шелкового пути» (silk road economic belt). Их реализация обеспечит связь Китая с Европой и экономическое сотрудничество с соседями в Центральной и Юго-Восточной Азии.
Однако основная цель региональной политики Китая состоит в сглаживании неравенства в экономическом развитии регионов страны. Приоритетным является развитие бедных западных и центральных провинций, особенно тех, в которых нарастают этнические конфликты. Но поскольку для них не подходит модель разви-