Научная статья на тему '2015. 04. 019. Макконнел Стот Э. Поэт и вампир. Проклятие Байрона и рождение величайшего из литературных чудовищ. Mcсonnell Stott A. The poet and the vampyre. The curse of Byron and the birth of literature’s greatest monster. - N. Y. : Pegasus Books, 2014. - 434 p. [44]'

2015. 04. 019. Макконнел Стот Э. Поэт и вампир. Проклятие Байрона и рождение величайшего из литературных чудовищ. Mcсonnell Stott A. The poet and the vampyre. The curse of Byron and the birth of literature’s greatest monster. - N. Y. : Pegasus Books, 2014. - 434 p. [44] Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
172
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / БИОГРАФИЯ ПОЭТА / ЛИТЕРАТУРА И ЖИЗНЬ / ГОТИКА / МОНСТР / ВАМПИР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 04. 019. Макконнел Стот Э. Поэт и вампир. Проклятие Байрона и рождение величайшего из литературных чудовищ. Mcсonnell Stott A. The poet and the vampyre. The curse of Byron and the birth of literature’s greatest monster. - N. Y. : Pegasus Books, 2014. - 434 p. [44]»

Зарубежная литература

2015.04.019. МАККОННЕЛ СТОТ Э. ПОЭТ И ВАМПИР. ПРОКЛЯТИЕ БАЙРОНА И РОЖДЕНИЕ ВЕЛИЧАЙШЕГО ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ЧУДОВИЩ.

MCmNNELL STOTT A. The poet and the vampyre. The curse of Byron and the birth of literature's greatest monster. - N.Y.: Pegasus books, 2014. - 434 p.1

Ключевые слова: романтизм; биография поэта; литература и жизнь; готика; монстр; вампир.

Романтический век, замечает американский литературовед Эндрю Макконнел Стот, был одержим Байроном. Но для непосредственного окружения поэта близость к нему и его славе не только не улучшала или обогащала их жизнь, а, напротив, стала источником ее разрушения. Как показано в книге, порой сам Байрон выступал в роли монстра. В связи с этим Э. Макконнел Стот исследует один из эпизодов жизни поэта летом 1916 г., когда Байрон, уже известный как величайший поэт своего поколения и, вероятно, самый знаменитый человек в Великобритании, после краха своего брака с Аннабеллой Милбэнк бежал из Лондона от известности, дурной славы и долгов в Европу. На Женевское (Леманское) озеро он приехал 25 мая 1816 г. и в деревне Колоньи снял виллу Диодати. Байрона сопровождал в качестве личного врача молодой начинающий врач - англичанин итальянского происхождения - Джон По-лидори, склонный к литературному творчеству.

Еще раньше, 14 мая 1816 г., туда же приехал и Перси Биши Шелли, снявший более скромный дом, зато прямо на берегу озера. С Шелли приехали его возлюбленная Мэри Уолстонкрафт Годвин (она просила обращаться к ней как к миссис Шелли), их сын и ее сводная сестра - Клэр Клермонт, воспитывавшаяся вместе с Мэри в доме ее отца - философа и писателя Уильяма Годвина. В 1814 г. Клэр сопровождала Мэри при ее побеге из дома с П.Б. Шелли, а потом стала постоянной спутницей пары. Известно, что в 1816 г. Клэр неудачно пыталась поступить в труппу лондонского театра

1 Эта же книга, но немного под другим названием вышла в 2013 г. в Шотландии: МсСоппе11 Stott A. The vampyre family. Passion, envy and the curse of Byron. -Canongate, 2013. - 464 p.

Друри-Лейн, познакомилась с бывавшим там Байроном и стала его любовницей. Она и была инициатором этой поездки и встречи с Байроном на берегу Женевского озера.

Компания прожила там три месяца. Лето, как вспоминала Мэри, было сырым, дождь порой целыми днями не выпускал их из дому, и они коротали время в долгих беседах, в частности об экспериментах философа и поэта Эразма Дарвина, жившего в XVIII в., который, по слухам, занимался вопросами возможности воскресения мертвых к жизни на основе гальванизации - процесса воздействия электрического тока (по методу Луиджи Гальвани) на мертвый организм, что вызывало сокращение мышц и иллюзию оживания. В то время как над Женевским озером шел дождь, на его берегах был «зачат» самый знаменитый монстр западной культуры и придумана современная история о вампире. Однажды темной бурной ночью в июне 1816 г. на вилле Байрона, у камина, компания развлекалась тем, что читала вслух немецкие истории о привидениях, духах и фантомах, и Байрон предложил, чтобы каждый из присутствующих написал «страшный» рассказ - о сверхъестественном. Вскоре после этого Мэри Годвин во сне привиделись ученый и созданный им омерзительный фантом. Так у нее возникла идея «Франкенштейна, или Современного Прометея» сначала как новеллы; она сделала первоначальный набросок, который потом разросся до размеров романа, готического шедевра романтической прозы (он был опубликован в 1818 г.).

Байрон придумал историю с главным персонажем по имени Август Дарвелл, но быстро отказался от этого замысла, тем не менее и для него это был успешный творческий период, ибо он завершил работу над «Чайльд Гарольдом».

История Байрона о Дарвелле произвела впечатление на По-лидори, он ее запомнил и на ее основе создал новеллу «Вампир» -первую историю о вампиризме в английской литературе.

Книга Э. Макконнела Стота - живая литературная история, насыщенная деталями и анекдотами из разных источников и повествующая не только о том, что произошло в ту знаменательную ночь, но и что случилось потом с каждым из присутствовавших на вилле Диодати. По мнению исследователя, сложная динамика личных взаимоотношений между членами группы во многом определила не только их личную, но и профессиональную судьбу. Осо-

бенно повлияли эти отношения на Джона Полидори и Мэри Шелли, создавших образы знаменитых монстров.

Исследователь показывает, что центром группы, собравшейся на Женевском озере, был лорд Байрон с его «сатанинским величием»: он по сути оказался реальным человеком-чудовищем, мучившим Полидори, изводившим и унижавшим его. Полидори мечтал о литературной карьере, но Байрон высмеивал его литературные претензии и называл его «Полидолли» (буквально «куколка Поли»), чем очень сердил его. Э. Макконнел Стот признает, что Полидори был небездарным литератором, автором пьесы и нескольких стихотворений и видит в нем человека, на котором пагубно сказалась жизнь в тени знаменитого поэта, который несмотря ни на что был его героем.

В том же 1816 г. Байрон уволил Полидори, тот отправился путешествовать по Италии, потом вернулся в Англию и обосновался в Восточной Англии - в Норидже, занялся медицинской практикой, но не преуспел и решил заняться литературой. Важным событием в его жизни стала публикация новеллы «Вампир», главным героем которой был лорд Рутвен. Ее опубликовали 1 апреля 1819 г. в «Нью мансли мэгэзин», но Байрон и тут «перебежал дорогу» Полидори: в коммерческих целях журнал напечатал новеллу как «Повесть лорда Байрона». Полидори был шокирован, а Байрон пришел в негодование и отправил в издательство письмо с протестом, в котором отрицал свое авторство. Полидори пришлось публично рассказать об обстоятельствах создания новеллы, получившей к тому времени шумный успех. В ответ Байрон выпустил в свет свою повесть «Фрагмент романа». Однако в вышедших вскоре во Франции и Германии переводах «Вампира» авторство по-прежнему приписывалось Байрону.

Вскоре после этого Полидори в возрасте 25 лет в Лондоне 24 августа 1821 г. покончил жизнь самоубийством, выпив раствор синильной кислоты.

Но, возможно, еще более, чем Полидори, Байрон мучил Клэр Клермонт. Если Мэри Шелли боролась с демонами в своем романе, то Клермонт противостояла им в реальности, и хотя Перси Шелли был ее неудачной первой любовью, однако «злым гением», монстром в ее жизни исследователь считает лорда Байрона.

Связь ее с Байроном продлилась недолго. Он довольно хладнокровно «отбросил» ее, как и Полидори. В 1817 г. она родила от него дочь - Аллегру. Клермонт винила Байрона в смерти Аллегры, поскольку он не позволил ей воспитывать дочь и послал пятилетнюю девочку в далекий итальянский монастырь, где она умерла от тифа в 1822 г. Сама Клэр (1798-1879) скончалась во Флоренции, где она поселилась в 1860-е годы. В ее дневниках много разгневанных, закапанных слезами записей о «злых страстях», которые поощряются «славой и талантом». Она считала, что Байрон под влиянием своего кредо «свободной любви» стал «тигром в человеческом обличье», утолявшим свою жажду тем, что причинял боль беззащитным женщинам, которые любили его.

Э. Макконнел Стот показывает, что романтики XIX в. были «одержимы знаменитостями», а они порой, как Байрон, представляли собой активные «разъедающие патогенные организмы». Однако со временем появились карикатуры в разных готических романах не на них, на их жертвы - на Клермонт как «истеричку», а на Полидори - как «озлобленного буржуа», Байрон же, «разрушивший их обоих», стал литературным героем. Т.Л. Пикок в романе «Аббатство кошмаров» (1818) объединил черты Мэри Шелли и Клэр Клермонт в одной героине по имени Стелла Тубэд (англ. toobad -хуже-некуда).

Т.Н. Красавченко

2015.04.020. ЦУМБУШ К. «ПОНЕСЛО УЩЕРБ И ВОССТАНОВЛЕНО»: ЛОГИКА КОМПЕНСАЦИИ И РОМАННАЯ ФОРМА В «ГОДАХ СТРАНСТВИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА МЕЙСТЕРА». ZUMBUSCH C. «Beschädigt und wiederhergestellt». Kompensationslogik und Romanform in «Wilhelm Meisters Wanderjahren» // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. -Stuttgart, 2014. - Jg. 88, H. 1. - S. 3-21.

Ключевые слова: роман; система персонажей; компенсация; реституция и субституция; эпическое повествование; естественный баланс.

Корнелия Цумбуш (Гамбургский университет) интерпретирует сюжетные особенности романа И.В. Гёте «Годы странствий Вильгельма Мейстера» в контексте современных писателю юриди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.