ми обязательствами агнотологов и нормативными обязательствами людей, вовлеченных в случаи агногенезиса. Она доказывает, что «поддержка Мировски агнотологии и даваемых ею описаний проблем современной коммерциализированной науки противоречат его историческому взгляду на нормативные обязательства науки» (с. 308).
Таким образом, пишет автор в заключение, проведенный анализ показал, что агнотология вскрывает значимые эпистемологические и социальные проблемы, возникающие в современной науке. Но одновременно пока ей не удалось выработать четкий нормативный подход, способный идентифицировать и оценивать эти проблемы. «Спецификация нормативных целей агнотологии не только поможет созданию строгих рациональных оснований для изучения невежества, но и усилит ее вклад в другие споры, ведущиеся в социальных исследованиях науки» (с. 310).
Т. В. Виноградова
2015.04.014. СМИТ-ДОЕРР Л., ВАРДИ И. ФОРМАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА УЧЕНЫХ-ХИМИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ И В ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
SMITH-DOERR L., VARDI I. Mind the gap: Formal ethics policies and chemical scientists everyday practices in academia and industry // Science, technology & human values. - Cambridge (Mass), 2015. -Vol. 40, N 2. - P. 176-198.
Ключевые слова: этика; политика; власть; управление;
труд.
Авторы, американские социологи науки, анализируют феномен асимметричной конвергенции, который можно наблюдать в современной исследовательской практике. Асимметричная конвергенция - это процесс нарастающего смыкания академической науки и промышленного сектора, когда академические нормы все больше напоминают нормы промышленного производства, нацеленные на получение прибыли, но не наоборот.
По мере того как американские университеты смещались в сторону коммерческого этоса, что особенно характерно для естественных наук, одни специалисты заговорили о конфликте интересов
в академической сфере. Конфликт интересов между академическими и корпоративными ценностями и сдвиг в сторону «бизнес-моделей» в университетах обозначаются разными терминами, включая «академический капитал», «рыночные модели» и «аудит культуры» (audit cultures). Другие ученые смотрят более оптимистично на укрепление связей между университетом и промышленностью. К ним, в частности, относятся разработчики и сторонники модели «тройной спирали».
Существует еще и третий, более институциональный подход, в рамках которого и было предложено понятие асимметричной конвергенции (D.L. Kleinman, P. Vallas, 2008, 2011). С одной стороны, университеты все больше коммерциализируются, что проявляется, в частности, в растущем внимании к патентованию и внешнему финансированию. С другой стороны, промышленная наука становится более коллегиальной и заботится об академической легитимации, что проявляется в интересе к фундаментальным исследованиям и публикациям. Асимметрия в этом процессе сближения возникает из-за того, что по сравнению с академическими промышленные и рыночные модели оказались более сильными и привлекательными.
Однако понятие асимметричной конвергенции, по мнению авторов, остается скорее абстракцией. Поэтому они намерены с помощью своего исследования, направленного на изучение повседневной практики ученых, которая связана с соблюдением формальных этических требований, наполнить его конкретным содержанием.
Этические кодексы можно определить как кодифицированный набор категорий, процедур и правил нравственного поведения, предлагаемых специфической популяции (с. 180). В качестве примера таких кодексов авторы приводят программы обучения ответственному подходу к проведению научных исследований (ОПП-НИ), финансируемые НИЗ или ННФ, которые обязательны для всех аспирантов, обучающихся в американских вузах.
Формализация этических норм недавно была описана учеными, работающими в рамках направления «исследования науки и техники» (ИНТ), как совместная продукция этики и науки. Однако они, по мнению авторов, не уделили должного внимания институциональному подходу, который способен помочь в понимании то-
го, как этика и наука копроизводятся внутри разных организационных контекстов.
С этой целью авторы и проводили свое исследование. В течение десяти месяцев они наблюдали за повседневной жизнью трех химических лабораторий, расположенных в Новой Англии, - одной промышленной и двумя академическими исследовательскими группами. Кроме того, в период 2010-2012 гг. они провели серию интервью с более широким кругом американских ученых, не только сотрудниками данных лабораторий; с некоторыми из них они беседовали несколько раз. В итоге было проведено 103 интервью (с. 182), в которых были заданы несколько вопросов. Как политика в области научной этики повлияла на их реальную деятельность? Проходил ли ученый специальный тренинг, касающийся профессионального поведения или этики? Как ученые социализировались и усваивали должное профессиональное поведение? Как новички в лаборатории учатся ответственному профессиональному поведению и правилам сотрудничества? (с. 182).
Анализ полученных данных позволил установить следующее. Были выявлены два главных варианта в отношении к этическим требованиям и их выполнению. В первом варианте, который авторы назвали «формализмом» (formalism), наблюдался значительный разрыв между этическими установками и реальной практикой проведения исследований. Ученые в принципе соглашались с их полезностью и необходимостью, но никак не связывали их со своей ежедневной работой. Во втором варианте, который авторы называют «заинтересованной практикой» (engaged practice), этот разрыв не был столь заметным. В этом случае ученые внимательнее относились к требованиям, спущенным сверху, участвовали в их анализе и обсуждении.
Формализм
Академический формализм. Наибольший формализм среди академических ученых был обнаружен в отношении курса ОПП-НИ, который у аспирантов-химиков занимает два семестра и обычно проходит в форме тренингов по решению этических задач. Соглашаясь, что прохождение аспирантами этого курса полезно, респонденты тем не менее никак не связывали его со своей повсе-
дневной работой. Такой формализм проявлялся в том числе в виде легкомысленного тона и большого количества шуток, сопровождавших обязательные занятия.
Ученые, по словам авторов, воспринимают свою работу как ценностно нейтральную и поэтому не видят смысла в особой подготовке к решению этических дилемм. Авторы называют этот процесс «целенаправленным расщеплением» (purposive decoupling). Они наблюдали его в ходе прохождения аспирантами вводного курса, призванного научить их ОППНИ. Аспирантам показывали «интерактивное» видео, которое предполагало некий этический выбор, что в принципе было занимательным, но не имело отношения к реальной работе лаборатории и поэтому вызывало всякого рода шутки и смех (с. 185). Признавая важность институциональных правил и стандартов, сотрудники академических лабораторий не видели в них практического смысла.
Промышленный формализм. Ученые, работающие в промышленности, как и их коллеги из университета, также выполняли формальные требования, но не видели их связи со своей повседневной практикой. В качестве примера авторы приводят заседание лаборатории, на котором сотрудникам показывали слайды, касающиеся проблем безопасного проведения экспериментов. Содержание слайдов не вызвало никакого интереса. Оно не обсуждалось, и, более того, было сказано, что время не ждет и надо работать. Этот фактор (временного ограничения) в промышленной лаборатории проявлялся гораздо ярче, чем в университетских лабораториях. В данном случае авторы реже сталкивались с феноменом «целенаправленного расщепления». Чтение руководств и инструкций новичками в промышленных лабораториях занимает у них всего несколько дней, а не два семестра, и поэтому они не обращают на это особого внимания (с. 187).
Формализм в контексте асимметричной конвергенции. Изложенные выше данные показывают, что асимметричная конвергенция осуществляется с помощью разных средств в разных организационных контекстах. В академической среде ярче проявляется феномен «целенаправленного расщепления», т.е. насмешливого отношения к навязываемой сверху политике в области научной этики. Авторы связывают этот факт с асимметричным характером конвергенции, благодаря чему в академической среде возникает
большее напряжение между традиционными ценностями и требованиями коммерциализации, тогда как промышленная наука существует в более привычных для нее условиях.
Заинтересованная практика
Академическая заинтересованная практика. В университетских лабораториях «заинтересованная практика» чаще наблюдалась в отношении требований безопасности. В своих интервью академические ученые обычно видели связь между политикой по обеспечению безопасности и повседневной работой в лаборатории. Примером может служить правило ношения защитных очков, которому неукоснительно следовали не только сами ученые, но и визитеры.
Другой пример - это требование, спущенное сверху, всем носить специальную одежду. Этот вопрос бурно обсуждался на заседании лаборатории, и был найден компромисс. «Заинтересованная практика» не означает, что правила не могут быть предметом интерпретации; на самом деле тот факт, что правила дебатируются, говорит о том, что они осмыслены.
Промышленная заинтересованная практика. Авторы выделяют две основные формы «заинтересованной практики» в промышленной лаборатории. Первая практика - это индивидуальное изучение и усвоение инструкций и руководств. В качестве примера авторы приводят слова одного из старших ученых, которая говорила, что члены ее лаборатории самостоятельно учатся профессиональной ответственности. Вторая практика - это коллективное решение проблем, т.е. коллективное генерирование идей, позволяющих реализовать требования вышестоящих инстанций. Авторы приводят пример одного из заседаний лаборатории, на котором обсуждалась проблема дегазации. Дискуссия носила оживленный и заинтересованный характер, и общими усилиями было найдено решение.
Заинтересованная практика в контексте асимметричной конвергенции. Академические ученые и ученые, работающие в промышленной лаборатории, совпали в своем отношении к этическим требованиям. Чем ближе эти требования к индивидуальной безопасности и чем дальше от формальных мероприятий, тем охотнее ученые им следуют. Промышленная наука сближается с
академической и становится все более коллегиальной. Это, в частности, проявляется в обучении ответственному профессиональному поведению неформальным путем, на личных примерах. В то же время оказалось, что условия работы в промышленной лаборатории стимулируют коллективное творчество при решении проблем, тогда как сотрудники академических лабораторий скованы большим количеством правил и обязательных мероприятий.
Таким образом, заключают авторы, проведенное ими исследование позволяет лучше понять процесс асимметричной конвергенции академической и промышленной науки и то, как он проявляется в их отношении к формальным этическим требованиям.
Т.В. Виноградова
2015.04.015. МУЗИАНИ Ф. ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТОМ, ВСТРЕЧАЮТСЯ С ИССЛЕДОВАНИЯМИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ.
MUSIANI F. Practice, plurality, performativity and plumbing: Internet governance meets science and technology studies // Science, technology & human values. - Cambridge (Mass.). - 2015. - Vol. 40, N 2. -P. 272-286.
Ключевые слова: политика; власть; управление; Интернет; методы; инфраструктура; архитектура; мультистейкхолдеризм; противоречия; контроль.
Трудно отрицать, пишет автор - сотрудница Французского национального центра исследований науки, что Интернет - это прежде всего сеть. И следовательно, он должен входить в компетенцию направления «исследования науки и технологий» (ИНТ), в первую очередь акторно-сетевой теории. Поэтому удивительно, что лишь малая часть академических исследований, посвященных управлению Интернетом (УИ), использует аналитические инструменты ИНТ. На примере трех книг1, прежде всего монографии Л. ДеНардис «Глобальная война за управление Интернетом», автор показывает продуктивность подобного подхода. Взгляд на пробле-
1 DeNardis L. The global war for Internet governance. - New Haven, 2014; Fly-verbom M. The power of networks: Organizing the global politics of the Internet. -Cheltenham, 2011; Brousseau E., Marzouki M., Meadel C. Governance, regulations and powers on the Internet. - Cambridge, 2012.