поминает «консультативный авторитаризм» (016, с. 174). По мнению исследователей, иерархия оказалась важнее реформ, и в целом двойственное положение местных властей между продвижением центральных интересов и преследованием собственных сохраняется, что создает проблемы, которые предстоит решать в будущем.
А.А. Новикова
2015.03.017-022. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПРОЦВЕТАНИЕ КИТАЯ. (Сводный реферат).
Ecological civilization and beautiful China // Social sciences in China. -Beijing, 2013. - Vol. 34, N 4. - P. 139-192.
From the content:
2015.03.017. KE JINHUA. Introduction. - P. 139-142.
2015.03.018. WAN JUHREN. The philosophical «wisdom and action implications of beautiful China». - P. 143-153.
2015.03.019. PAN JIAHUA. Ensuring ecological security by adapting to carrying capacity. - P. 154-161.
2015.03.020. LU ZHONGMEI. Roadmap for the construction of an ecological rule of law in China. - P. 162-170.
2015.03.021. WANG XIAOYI. Building a fair and conservation-oriented society. - P. 171-179.
2015.03.022. ZHANG XUNHUA, WAN JAN. Essentials of the construction of an ecological civilization. - P. 180-192.
Ключевые слова: КНР; экология; цивилизация; модернизация.
Кэ Цзиньхуа (старший редактор в Китайском издательстве по общественным наукам) (017) отмечает включение XVIII съездом КПК (2012) в политическую программу концепции строительства в Китае «экологической цивилизации» (ЭЦ) и придание ей статуса одной из важнейших целей социалистической модернизации. Это свидетельство остроты и масштабности экологических проблем в стране и понимания руководством Китая необходимости серьезного изменения внутриполитического курса.
Ныне человечество стоит на распутье: промышленная цивилизация создала беспрецедентное материальное процветание, но одновременно чрезмерная эксплуатация природных ресурсов разрушила баланс между человеком и природой. Это проявляется в усилении парникового эффекта, кислотных дождей, загрязнении
вод и атмосферы, исчезновении лесов, сокращении биоразнообразия. Безудержный рост производственных возможностей человечества и его стремление к увеличению потребления приходят в острое противоречие с ограниченными возможностями природной среды. Все более осознается, что чрезмерная эксплуатация природных ресурсов в конечном счете приведет к самоуничтожению человечества. Осознание этого факта порождает многочисленные экологические движения во всем мире.
Принятие руководством Китая решения об ЭЦ означает намерение «отказаться от традиционной модели развития и избрать курс на цивилизацию, которая соответствует китайским условиям и одновременно станет примером для человечества». ЭЦ идет на смену индустриальной цивилизации, это новая тенденция в развитии человеческой цивилизации, которая «вызовет коренные изменения в наших ценностях, формах производства и образе жизни» (018, с. 139-140).
Создание ЭЦ - долгосрочный проект, требующий постоянных усилий всех членов китайского общества и многих его поколений. Основу должны составлять ресурсосберегающие технологии, необходимо значительно повысить долю возобновляемых источников энергии; идеи ЭЦ должны овладеть умами и сердцами людей и стать нормой их повседневного поведения.
Вань Цзужэнь (декан Гуманитарной школы в университете Цинхуа (Пекин) (018) указывает на цивилизационный кризис XX в. Две мировые войны и сопутствующие им кризисы нанесли тяжелый удар вере в активную роль человеческой деятельности. «Жестокая реальность показала, что человек переоценил свои возможности. "Триумф субъектности" привел к иррациональному хаосу и разрушению» (018, с. 147). Ширится понимание, что человек не может быть властелином природы, он должен действовать в гармонии с ней. Идут активные поиски новых цивилизационных подходов.
Такой процесс происходит и в Китае. В начале реформ экологический фактор практически не учитывался. Однако когда в результате интенсивного экономического роста обнаружились серьезные негативные последствия, общество и руководство Китая осознали, что экологический фактор становится ключевым, сдерживающим экономическое развитие страны и отрицательно влияющим на качество повседневной жизни населения. Возникший в китайском
обществе и политическом руководстве консенсус в отношении роли экологического фактора обусловил принятие XVIII съездом КПК знаменательного решения о строительстве в Китае ЭЦ.
Создание ЭЦ, подчеркивает автор, не кратковременная кампанейская мера, а «долгосрочная стратегия, которая будет определять успех или поражение наших модернизационных реформ в следующем веке. Более того, речь идет о выживании и развитии будущих поколений». «Необходимо создать всеобъемлющую систему, в которой правительство имеет политическую ответственность, а общество имеет базовые обязательства... Следует разработать четкие, долгосрочные ценности экологической цивилизации, которыми будет руководствоваться все общество в выполнении поставленной задачи. Только на этом пути мы можем достичь поставленной цели: защиты природной среды и создания экологической цивилизации» (018, с. 150-151).
Пань Цзяхуа (Институт городских и природных исследований Академии общественных наук Китая) (019) подчеркивает, что базовой предпосылкой создания ЭЦ является следующий императив: наша социальная и экономическая деятельность не должна превышать реальные возможности экосистемы.
Экологическое воздействие человечества на природную среду (спрос) измеряется количеством биологически продуктивной земли и водного пространства, необходимого для предоставления, прямо или косвенно, всех товаров и услуг, которые природа поставляет для потребления человечеством, и поглощения и переработки всех отходов, производимых в процессе производства и потребления этих товаров и услуг. Экологическое воздействие (спрос) и реальные производительные возможности экосистемы (предложение) измеряются глобальными гектарами1. Хотя инвестиции и технологии могут повысить в известной степени реальные возможности экосистемы, но сами природные ресурсы коренным образом не изменяются.
Начиная с 1970-х годов ежегодное общее воздействие человечества на экосистему Земли превышает возможности ее восстановления. В 2008 г. оно достигло 18,2 млрд глобальных гектаров,
1 Один глобальный гектар эквивалентен одному обычному гектару земли, используемому в условиях средней производительности мировой экосистемы.
или 2,7 глобальных гектаров на человека, что на 50% превышает ресурсы экосистемы Земли. Если сохранятся нынешние стиль жизни и модели потребления, то к 2030 г. воздействие человечества на природную среду будет более чем в 2 раза превышать ее экологические возможности. По данным Фонда дикой природы, в Китае в 2008 г. экологическое воздействие составляло 2,1 глобальных гектара в расчете на 1 человека, или 30% среднего мирового уровня, что уже более чем в 2 раза превышает реальную продуктивность его природной среды (020, с. 155-156).
Автор считает, что в тех районах Китая, где интенсивность и масштабы экономической деятельности намного превышают границу возможностей экосистемы, необходимо: во-первых, снизить социальную и экономическую активность до разумных пределов; наиболее эффективными мерами было бы возвращение ныне культивируемых земель в их прежнее состояние - озера, леса, луга и пастбища, а также снизить поголовье скота, однако такая политика почти наверняка встретит сопротивление населения; во-вторых, развивать технологии и совершенствовать институты и механизмы управления; повышать эффективность использования ресурсов: например, выведение и распространение в засушливых зонах засухоустойчивых сортов сельскохозяйственных культур может увеличить их производство без чрезмерного увеличения давления на местную природную среду; в-третьих, оставлять определенное пространство для восстановления. Длительная урбанизация и индустриализация нанесли большой ущерб природе, экосистемы сильно перегружены и подвержены сильной деградации. При проведении мероприятий по защите природы следует избегать такой ее «реконструкции», которая нарушает природные законы.
В заключение автор делает следующий вывод: «Наше воздействие на природу (ecological footprint) необходимо ограничить. Чтобы добиться этого, следует изменить наш способ производства и образ жизни, в первую очередь нашу модель потребления. Если мы будем продолжать чрезмерное и расточительное потребление, то независимо от того, насколько мы улучшим наш способ производства, наше экологическое воздействие будет неизбежно превышать реальные возможности экосистемы, будет трудно достичь экологической безопасности, и создание процветающего Китая потерпит крах. Поскольку экологическое воздействие необязательно
находится в линейной связи с качеством жизни, следование здоровому, высококачественному образу жизни с умеренным уровнем потребления, в соответствии с идеями и принципами экологической цивилизации, может эффективно ограничить спрос на природные ресурсы, повысить экологическую безопасность, установить гармоничные отношения между человеком и природой и активно содействовать строительству счастливого, процветающего Китая» (019, с. 160-161).
Лю Чжунмэй (ректор и профессор права Хубэйского экономического университета) (020) утверждает, что пока решение проблем природной среды не будет перенесено в сферу права, тезис «о прекрасном, счастливом Китае» останется «праздной болтовней» (020, с. 166).
Она констатирует, что в индустриальной цивилизации единственным критерием развития считается промышленный рост, а потребление - главным показателем счастья индивида. Индустриальная цивилизация внушила человеку, что он может создать благодаря технологиям «вторую природу». Природа рассматривается как объект, которым распоряжается человек. Правовая система, соответствующая промышленной цивилизации, характеризуется дуализмом «субъекта и объекта», публичного и частного права, а доминирующими формами права являются право собственности и контрактное право.
В ЭЦ право должно подчиняться экологическим нормам, а законодательство, соблюдение и исполнение законов должны быть нацелены на гармоничное сосуществование человека и природы.
В Китае существует огромный разрыв между законодательными целями и реализацией экологических законов в политике. Основная причина состоит в том, что рациональная экологическая проблематика не интегрирована в общую правовую систему Китая. По нынешним законам Китай имеет систему властного дуализма (центральное и местные правительства). Высший приоритет центральной и местных властей - обеспечить рост ВВП. Такая административная система не способна обеспечить защиту природной среды.
Автор считает, что необходимо создать работоспособную систему экологического законодательства, которая предусматривает:
1) создание единой национальной системы защиты природной среды;
2) учреждение межрегионального надзорного органа за соблюдением экологического законодательства, наделенного контрольными и регулятивными полномочиями в отношении местных агентств защиты природной среды;
3) организацию механизма правительственной отчетности о качестве природной среды; точное определение правовой ответственности глав администраций и административных агентств; создание всеобщей рейтинговой системы качества природной среды; усовершенствование системы оценки деятельности местных правительств и правительственных чиновников.
Для эффективной реализации экологического законодательства и его соблюдения необходимо широкое участие общественности. По этой причине следует улучшать механизмы общественного участия и гарантировать гражданам права на информацию, участие, выражение своего мнения и контроль в отношении экологических проблем. Следует также четко определить права и обязанности правительств и предприятий в отношении раскрытия информации, всемерно развивать экологическую демократию и экологическую культуру.
Ван Сяоюй (Центр социальных исследований сельской экологии, Институт социологии Академии общественных наук Китая) (021) считает, что строительство ЭЦ должно исправить серьезные негативные последствия индустриальной цивилизации, в которую Китай был активно вовлечен в последние десятилетия с доминированием логики потребления и увеличением нагрузки на природную среду, приводящей к ее деградации.
Создание ЭЦ потребует «построения справедливого общества», ориентированного на ресурсосбережение и ограничение сверхпотребления отдельных групп населения при одновременном повышении жизненных стандартов слоев с низкими доходами. Ресурсосбережение предполагает разнообразие способов производства и образа жизни, соответствующих различным природным условиям Китая, а «справедливость требует, чтобы различные группы населения принимали равное участие в принятии решений по сохранению природных ресурсов и их реализации» (022, с. 172).
Признавая первостепенную роль государства в решении экологических проблем, автор вместе с тем считает, что только «сотрудничество между государством, рынком и местными общинами может сформировать многополюсную модель управления процессом строительства экологической цивилизации» (021, с. 177-178).
Хотя многие традиционные формы производства считаются неэффективными и отсталыми, они были выработаны в процессе адаптации к местным природным условиям. Например, кочевое пастбищное скотоводство (крупнейшая экосистема Китая) хорошо приспособлено к особенностям изменчивого климата в засушливых и полузасушливых регионах Китая. Подобные формы производства заслуживают тщательного изучения и обновления.
Чжан Суньхуа (Школа экономики, Фуданьский университет) и Ван Янь (Колледж экономики и управления, Университет Внутренней Монголии) (022) рассматривают ЭЦ как более высокую ступень человеческой цивилизации. В процессе ее строительства производство и потребление должны руководствоваться научно-обоснованными экономическими законами: «Всемерно поощрять развитие производств с низким уровнем вредных выбросов, в частности, углеродных соединений и безотходной, устойчивой экономикой» (022, с. 190). Чтобы добиться снижения вредных выбросов, следует сократить использование углеводородов, защищать и восстанавливать леса, превращать отходы в возобновляемые ресурсы.
Согласно решениям XVIII съезда КПК Китай будет проводить национальную политику ресурсосбережения и защиты природной среды, развивать зеленые технологии и безотходные производства и на этой основе формировать благоприятную для природной среды промышленную структуру, способы производства и образ жизни. В формировании и распространении экологической культуры важную роль должны сыграть система образования и массовая пропаганда. «Все общество должно принять активное участие в строительстве счастливого Китая и реализации устойчивого развития китайской нации» (022, с. 192).
Ю.И. Комар