2015.02.030. ЗАГОРУЛЬСКИЙ Э.М. БЕЛАЯ РУСЬ С СЕРЕДИНЫ I ТЫС. ДО СЕРЕДИНЫ XIII в. - Минск: Четыре четверти, 2014. -532 с.
Ключевые слова: Древнерусское государство; Белая Русь; домонгольский период, расселение славян; археологические раскопки.
В монографии белорусского историка и археолога, докт. ист. наук, профессора Э.М. Загорульского рассматривается эпоха расселения славян на территории Белоруссии и существования этих земель в составе Древнерусского государства в домонгольский период. Автор опирается как на исторические источники (в первую очередь летописи), так и на данные археологии, в том числе материалы собственных раскопок. Книга состоит из 21 главы, которые объединены в четыре раздела, введения и заключения.
Раздел I «История», состоящий из шести глав, посвящен проблемам этнической принадлежности населения Древней Белоруссии (глава 1), образования Древнерусского государства и включения в его состав этой территории (глава 2), истории западнорусских земель в Х-ХШ вв. (главы 3-5) и структуре общества того времени (глава 6).
Автор отмечает, что активное заселение территории Белоруссии началось еще около 10 тыс. лет назад. Уже неолитическое население Э.М. Загорульский, вслед за другими исследователями, относит к финно-уграм, а расселение индоевропейцев (древнейших балтов) - к началу II тыс. до н.э. Балтские племена, как он считает, жили здесь вплоть до прихода славян, создав археологические культуры конца I тысячелетия н.э.: банцеровскую (тушемлинскую), колочинскую, культуру длинных курганов. Многие исследователи отождествляют носителей этих культур со славянами и связывают с ними расселение славян по территории Белоруссии. Однако, с точки зрения автора, этот процесс происходил позже, и не только носители упомянутых культур, но и часть племенных названий, известных из летописи (кривичи, радимичи, дреговичи), относится не к славянам, а к жившим до них на тех же территориях балтским племенам. С этим же дославянским населением связывает он и рассказ о призвании варягов.
Славянские племена (носители пражской культуры), расселявшиеся, как полагает автор, с территории между Эльбой и Вис-
лой, уже в У-У11 вв. занимают достаточно обширный ареал, в который входят земли Северной Украины и Южной Белоруссии. У них возникали племенные княжения, одно из которых упомянуто в легенде об основании Киева князем Кием (которую пересказывает не только русская летопись, но и более ранний армянский источник). Однако земли севернее Припяти, по мнению Э.М. Заго-рульского, заселяются славянами только в X в.
Рассматривая происхождение названия «Русь», автор приходит к выводу, что оно возникло как этноним еще во время пребывания славян в Подунавье, а на более северные территории было принесено в процессе расселения славян, причем, поскольку при освоении земель большую роль играла дружина князя, то название «Русь» стало ассоциироваться с этой дружиной (с. 83), по сути поли-этничной, и в этом значении стало известно в Византии. Таким образом, он отвергает теорию о скандинавском происхождения термина.
Рассматривая историю западных земель Древней Руси в домонгольскую эпоху, автор обращается вначале к периоду конца XXI в. для этой территории в целом, а затем отдельно излагает дальнейшую историю Полоцкого и Туровского княжеств. Он отмечает замену при князе Владимире системы управления страной, когда власть в городах передается от местных князей и наместников (необязательно местного происхождения, как, например, скандинавы Рогволд и Тур) сыновьям киевского князя. Причем западнорусские города, если учитывать, что княжения распределялись по старшинству, были уже в это время довольно значительными центрами: Полоцк и Туров упоминаются в «Повести временных лет» сразу после Новгорода.
Общей была и социальная структура этих земель. Автор особо отмечает роль в организации управления Древнерусским государством военного сословия, указывая на многочисленные и разнообразные находки дружинного вооружения этого периода, характерного для конного воина - оружия, доспехов, деталей снаряжения всадника (шпоры) и коня.
В разделе II «Поселения и хозяйство» среди поселенческих памятников автор выделяет сельские поселения, города и владельческие замки. К числу признаков города он относит укрепления, которые охватывают достаточно большую площадь (в отличие от
замка), сложный план застройки, наличие неукрепленного посада, следы значительного развития ремесла и торговли, а также монументальные сооружения (культовые или светские). Рассматривая вопрос о возникновении городов, Э.М. Загорульский на основании конкретных материалов раскопанных городищ показывает ошибочность существующей точки зрения о непрерывном развитии от городищ железного века до древнерусских городских поселений. Далее он анализирует материалы тех городов, где был обнаружен наиболее ранний культурный слой IX в. (Полоцк, Витебск, Лу-комль). По результатам анализа автор утверждает, что возникновение городов связано именно со временем расселения славян, когда они играли роль центров колонизации этих земель: «В основе многих белорусских городов лежали боярские усадьбы и княжеские замки или же пограничные крепости» (с. 207). Автор рассматривает планировку городов, технические приемы деревянного зодчества (на основе конструкций, обнаруженных при раскопках), отмечает стабильность застройки, когда на месте старого здания возводили такое же новое. Такая же стабильность прослеживается и в расположении мест ремесленного производства, что говорит о его наследственном характере. Находки указывают на высокий уровень развития в городах кузнечного, ювелирного, деревообрабатывающего и других ремесел, развивавшихся в направлении, характерном для древнерусского ремесла в целом. Находки привозных вещей характеризуют города как центры торговли, как внешней, так и внутренней.
Наименее изученной категорией поселений, как отмечает Э. М. Загорульский, являются владельческие замки. Их строили феодалы различного ранга - князья, бояре, «дружина по селам». В качестве признаков, отличающих замки от городов, автор выделяет малую площадь укреплений, отсутствие посада, а также следов развитого ремесленного производства (и сельскохозяйственных орудий - в отличие от сельских поселений), наличие находок, относящихся к вооружению конных воинов. Время их появления и распространения он датирует XI в.
В отношении хозяйства Э.М. Загорульский прежде всего акцентирует внимание на вопросах системы земледелия у славян. Он полагает, что в это время сосуществовали как более архаическое подсечно-огневое земледелие и перелог, так и двуполье и
трехполье с посевом озимых. Информацию о характере обработки земли дают типы сельскохозяйственных орудий. Так, на лесных почвах рало постепенно сменяет соха. Много сведений могут дать и находки зерна, прежде всего - о составе посевных культур; кроме того, количество сорняков может указывать на старые или новые участки пахотной земли.
Раздел III «Культура» включает десять глав, в которых рассматриваются общие черты древнерусской культуры (глава 10), отдельные памятники древнерусского монументального храмового зодчества (главы 11-17), особенности древнерусской архитектуры в целом (глава 18), памятники живописи и прикладного искусства (глава 19).
Считая принятие христианства восточными славянами определяющим событием для развития их культуры, автор полагает также, что крещение Руси способствовало ее международному признанию другими христианскими государствами и консолидации сил внутри самого государства. Христианство повлияло на все сферы материальной и духовной культуры - в частности, вызвало смену погребальной обрядности, когда в курганных некрополях обряд кремации сменился ингумацией, а среди находок в захоронениях стали появляться иконки и кресты, в том числе в курганных некрополях. На территории Западной Руси, как считает автор, распространение христианства происходило практически одновременно с расселением славян и славянизацией местного населения. Все эти процессы, полагает он, были достаточно быстрыми и не встречавшими особого сопротивления.
Каменное строительство, представленное преимущественно храмами, начинается на территории Белоруссии с XI в. Среди известных к настоящему времени памятников древнерусского зодчества меньшая часть сохранилась до нашего времени в перестроенном или частично разрушенном виде. Наибольшее число храмов (в виде фундаментов и нижней части стен) было открыто в результате раскопок, в том числе два храма (в Минске и Волковыске), строительство которых не было доведено до конца. Автор рассматривает как городские храмы (Полоцк, Витебск, Минск, города По-неманья и Туровской земли), так и монастырские (Спасо-Ефимиевский монастырь близ Полоцка и Борисоглебский в Бель-чице), выделяя в качестве одной из задач уточнение относительной
и абсолютной хронологии построек. Древнейшей из них признан Софийский собор в Полоцке, построенный в середине XI в., как предполагается, той же артелью мастеров, которые создали аналогичные соборы в Киеве и Новгороде. В ряде случаев Э.М. Заго-рульский прослеживает деятельность и других артелей мастеров (по комплексу признаков, характерных для различных построек). В целом, однако, как отмечает исследователь, «архитектура Западной Руси не представляла автономного явления» (с. 441), поскольку в ней не просматривается какой-либо специфический архитектурный стиль, отличающийся от прочего древнерусского зодчества.
Раздел IV «Этнос», содержит две главы. В них рассматриваются этнические процессы на территории Западной Руси в древнерусское время (глава 20) и формирование древнерусской народности в целом (глава 21).
Автор обращает внимание на тот факт, что академический прежде вопрос о существовании единой древнерусской народности в последние годы «вышел за рамки чисто научной проблемы и стал объектом околонаучных спекуляций» (с. 463). Примером подобных спекуляций может служить утверждение о том, что такой единой народности никогда не существовало, а белорусский этнос берет начало напрямую от племен кривичей, дреговичей и радимичей. Опровергая подобные мнения, автор указывает на существование единого древнерусского языка, в котором могли проявляться диалектные особенности различных регионов, на единство материальной культуры, а также на существование общих понятий «Русь», «русская земля», «русский», которые употреблялись в том числе в отношении западнорусских земель и их жителей. При этом, однако, с точки зрения Э.М. Загорульского требуют пересмотра как сама традиционная концепция формирования древнерусской народности, так и возникшая в советской историографии теория автохтон-ности восточных славян на всей территории их последующего расселения. В силу закономерностей этнических процессов на такой обширной территории, полагает исследователь, не могла сформироваться единая народность. Поэтому начало ее формирования он относит к V-VI вв., до начала расселения восточных славян с территории Южной Белоруссии и Украинской Волыни. К X в., когда, по мнению Э. М. Загорульского, начинается расселение восточных славян, древнерусская народность уже сформировалась, а расселе-
ние происходило быстро и сопровождалось столь же быстрой славянизацией финно-угорских и балтских народов, хотя «сельское население, в отличие от городского, еще долгое время продолжало оставаться в значительной мере балтским» (с. 484).
В заключении книги автор вновь формулирует тезис о том, что Западная Русь составляла органическую и важную часть Древнерусского государства, полиэтничного в своей основе, но включившего разные этносы в состав единой древнерусской народности, давшей в последующие века начало трем восточнославянским народам - русским, украинцам и белоруссам.
В приложении рассмотрены спорные вопросы генеалогии полоцких князей.
Ек.Е. Лебедева
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ
2015.02.031. БУТОВСКАЯ МЛ. АНТРОПОЛОГИЯ ПОЛА. - Фря-зино: Век 2, 2013. - 256 с.
Ключевые слова: антропология пола; пол и гендер; биосоциальный феномен.
В работе д.и.н., ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН М.Л. Бутовской пол и гендер в человеческом сообществе представлены как комплексный биосоциальный феномен. Работа состоит из введения и 13 разделов, последний из которых играет роль общего заключения.
Этология человека в комплексе с эволюционной психологией предлагают рассматривать феномен пола и поведение человека, с ним связанное, как итог миллионов лет эволюции гоминин (предшественников современного человека), а в ряде случаев - как базовые стратегии мужского и женского пола в более широком контексте всего животного царства. В основе книги лежат материалы многолетних полевых исследований автора, проведенных в России, Франции, Германии, Танзании, Замбии, Руанде, Уганде, а также работы отечественных и зарубежных исследователей.
В главе «Пол и гендер» последовательно показаны различия между биологическим полом как морфофункциональными характеристиками организма, включающими его репродуктивные осо-