Научная статья на тему '2015. 02. 022. Нгуен Суан Тханг, Буй Куанг Зунг. Социальная ответственность и роль фермеров[22] как субъектов в сельском хозяйстве и развитии обновленной деревни. Nguyen Xuan Thang, Bui Quang Dzung. Social responsibility and the subjective role of farmers in agriculture and new rural development // Vietnam social Sciences. - Hanoi, 2013. - n 4 (156). - p. 1-8'

2015. 02. 022. Нгуен Суан Тханг, Буй Куанг Зунг. Социальная ответственность и роль фермеров[22] как субъектов в сельском хозяйстве и развитии обновленной деревни. Nguyen Xuan Thang, Bui Quang Dzung. Social responsibility and the subjective role of farmers in agriculture and new rural development // Vietnam social Sciences. - Hanoi, 2013. - n 4 (156). - p. 1-8 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / РЕФОРМЫ / ДОЙ МОЙ / ДЕКОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / АГРАРНЫЙ СТРОЙ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРЕСТЬЯНСТВО / ФЕРМЕРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 022. Нгуен Суан Тханг, Буй Куанг Зунг. Социальная ответственность и роль фермеров[22] как субъектов в сельском хозяйстве и развитии обновленной деревни. Nguyen Xuan Thang, Bui Quang Dzung. Social responsibility and the subjective role of farmers in agriculture and new rural development // Vietnam social Sciences. - Hanoi, 2013. - n 4 (156). - p. 1-8»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2015.02.022. НГУЕН СУАН ТХАНГ, БУЙ КУАНГ ЗУНГ. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И РОЛЬ ФЕРМЕРОВ1 КАК СУБЪЕКТОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И РАЗВИТИИ ОБНОВЛЕННОЙ ДЕРЕВНИ.

NGUYEN XUAN THANG, BUI QUANG DZUNG. Social responsibility and the subjective role of farmers in agriculture and new rural development // Vietnam social sciences. - Hanoi, 2013. - N 4 (156). -P. 1-8.

Ключевые слова: Вьетнам; реформы; Дой Мой; деколлекти-визация; аграрный строй; сельское хозяйство; крестьянство; фермеры.

Профессор Академии общественных наук Вьетнама Нгуен Суан Тханг и доцент Института социологии (Комитет общественных наук Вьетнама) Буй Куанг Зунг рассматривают теоретические аспекты повышения роли крестьянства в свете Bôi Moi (Обновление) - политического курса на построение «социалистически ориентированной рыночной экономики»2, утвержденного на VI съезде КПВ (декабрь 1986).

1 Авторы употребляют термин «фермеры», заменяя им более адекватное для аграрной экономики развивающихся стран понятие «крестьяне». Однако в тех случаях, когда характеризуются ситуация на Юге страны и аграрный строй в дельте Меконга термин «фермеры» может быть уместным. - Прим. реф.

2 Подобно Китаю, мотивом перехода к рыночной экономике сделались затяжной экономический кризис, глубокая стагнация в аграрной сфере и бедственное положение населения, а сигналом - обновление высшего партийного руководства после смерти многолетнего лидера КПВ Ле Зуана (июль 1986 г.). - Прим. реф.

Аграрная сфера Вьетнама в 1980-х годах подверглась радикальному реформированию. Начало было положено директивой № 100 Секретариата ЦК КПВ (1981) о введении семейного подряда1. Резолюции VI съезда КПВ ориентировали на развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Резолюция № 10 Политбюро ЦК КПВ (апрель 1988) требовала возвращения крестьянам коллективизированной у них земли. Эти решения, а также Законы о земле 1993 и 2003 гг. стали «попыткой освободить экономический потенциал фермерства»; и «социально-экономические достижения нескольких последующих десятилетий коренятся в этом потенциале как проявлении активности и положительных черт фермерского класса» (с. 3).

В новом экономическом курсе выразилось изменение позиции партии по важнейшим теоретических вопросам «роли крестьянства в революции и социально-экономическом развитии Вьетнама» (там же). Природе крестьянства большое внимание уделяли основоположники марксизма, а после них В.И. Ленин, Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, так же как многочисленные ученые, этнологи и социологи. Тем не менее остается много вопросов.

Являются ли фермеры собственниками или они лишь «управляющие хозяйством двора»? Являются ли они коллективистами, наделенными чувством социальной ответственности, либо это индивидуалисты, думающие лишь о своих интересах? Мотивируется их поведение нравственными ценностями («моральная экономика» Джеймса Скотта), либо экономическим расчетом (точка зрения Самюела Попкина)? Присуща им «психология мелких хозяйчиков (smallholders' psychology)» или представителей «среднего класса»? В какой мере традиционные общинные связи сделались «препятствием для развития», а в какой служат средством самосохранения для жителей деревень? Остаются ли хозяйства крестьян самодостаточно-потребительскими, либо это «производственные ячейки экономической системы»? (с. 4-5).

1 Подобно Китаю, где такой переход начался двумя годами раньше, и под влиянием успеха деколлективизации в КНР директива № 100 ЦК КПВ предусматривала возрождение семейного хозяйствования с обязанностью крестьянских дворов сдавать определенную договором часть продукции государству по твердым ценам. - Прим. реф.

Во Вьетнаме около 70% населения живет в сельской местности (с. 1), и типы сельских производителей заметно отличаются. Идет процесс обезземеливания и «исхода» из деревни, немало сельских жителей полностью или частично оторваны от сельскохозяйственного производства. Развитие на Севере и на Юге страны идет различными путями. В дельте Хонгха (Север) доля безземельных крестьян незначительна (около 5%), тогда как в дельте Меконга (Юг) - 40%. В первом случае преобладают мелкие хозяйства; во втором интенсивно происходит собирание земли в руках «нового фермерства», владеющих по несколько гектаров обрабатываемой земли. В сущности, это представители «среднего класса», а некоторые вьетнамские исследователи относят их к «аграриям (agriculturist)» (с. 6)1.

Отмечается, что на Юге «фермеры более изобретательны в изыскании стратегий развития, в отличие от фермеров на Севере, которые предпочитают придерживаться традиционных схем общинного землепользования». На Севере общинные связи сохраняют устойчивость, на Юге общины в традиционном смысле слова нет. Самюел Попкин, анализируя аграрный строй в дельте Меконга, констатировал: местная деревня представляет скорее «сообщество (association)», чем «общину (community)»2 (с. 5).

«Пока господствуют традиционные аграрные отношения и экономика мелких хозяев ограничена общинной регламентацией, социальная ответственность не может утвердиться. Она сможет возникнуть лишь на основе развития новых экономических отношений» (с. 7).

Рыночные реформы во Вьетнаме создали ситуацию, в отношении которой «большинство ученых согласны, что никогда преж-

1 О том, что речь идет о различных типах сельскохозяйственного производителя свидетельствуют данные выборочных полевых обследований. В одном случае зажиточные крестьяне пополняют свои доходы ростовщичеством («кулак-ростовщик», по российской терминологии), давая ссуды бедноте под 70-80% и даже под 100% на 3-4 месяца межурожайного периода. в другом можно говорить о более интенсивном производстве: если в богатых семьях трудоспособный крестьянин работает в среднем 250 дней в году, в бедных - 88 дней (см.: Экономика Вьетнама studyport.ry). - Прим. реф.

Popkin S. The rational peasant: The political economy of rural society in Vietnam. - Berkeley: Univ of California press, 1979.

де фермеры не имели таких возможностей стать движущей силой аграрного развития». И поэтому при разработке планов развития следует исходить из «независимой роли фермеров», признания их «индивидуальных прав», так чтобы направить «их огромную силу на поддержание стабильности в стране» (с. 5-6).

Ассоциация фермеров должны проводить воспитательную работу, чтобы направить своих членов на «достижение устойчивого развития сельского общества и сельского хозяйства» и преодолеть присущий «психологии мелких хозяев» «недостаток социальной ответственности». Нельзя рассматривать этот вопрос только с экономической точки зрения. Недостаток экономического подхода в том, что экономисты «никогда не изучали роль крестьянства как субъекта развития и созидания сельского общества» (с. 6-7).

Резолюция № 26 ЦК КПВ (5 августа 2008 г.) о «сельском хозяйстве, фермерах и сельской местности», указывающая на роль крестьянства как субъекта «всего процесса социально-экономического развития села», - это выражение нового теоретического подхода партии. Она ориентирует на «воспитание среди фермеров патриотизма, развитие самостоятельности, взаимопомощи и активности», на повышение «политического статуса фермеров» и их большее участие в индустриализации страны. «Продолжая поддерживать значение крестьянского семейного хозяйства, требуется усиливать роль институтов и новых форм экономической кооперации на селе» (с. 7-8).

А.В. Гордон

2015.02.023. КОЛАС А. ДЕГРАДАЦИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ В РАЙОНЕ ПАСТБИЩ ШИЛИН-ГОЛ, ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ. KOLAS A. Degradation discourse and green governmentality in the Xil-inguole of Inner Mongolia // Development a. change. - Oxford, 2014. -Vol. 45, N 2. - P. 308-328.

Ключевые слова: КНР; Внутренняя Монголия; животноводство; экология.

Асхильд Колас - сотрудница Исследовательского института проблем мира (Осло, Норвегия) - в июне-августе 2010 г. посетила хошун (уезд) Дон Учжумуйцинь (Внутренняя Монголия, КНР).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.