Научная статья на тему '2012. 03. 063. Тю Тиен Куанг, ха АН. Фундаментальные проблемы сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыбоводства во Вьетнаме. Chu Tien Quang, Ha an. Fundamental problems and solutions to the «Three rural» issue in Vietnam // Vietnam social Sciences - Ha noi, 2010. - n 3 (177). - p. 13-32'

2012. 03. 063. Тю Тиен Куанг, ха АН. Фундаментальные проблемы сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыбоводства во Вьетнаме. Chu Tien Quang, Ha an. Fundamental problems and solutions to the «Three rural» issue in Vietnam // Vietnam social Sciences - Ha noi, 2010. - n 3 (177). - p. 13-32 Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЬЕТНАМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫБОЛОВСТВО ВЬЕТНАМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЬЕТНАМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 063. Тю Тиен Куанг, ха АН. Фундаментальные проблемы сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыбоводства во Вьетнаме. Chu Tien Quang, Ha an. Fundamental problems and solutions to the «Three rural» issue in Vietnam // Vietnam social Sciences - Ha noi, 2010. - n 3 (177). - p. 13-32»

к совершению сбережений, что позитивно влияет на способность банков кредитовать экономику.

Между финансовой либерализацией и финансовыми рисками существует негативная корреляция (как и между финансовыми рисками и экономическим ростом). Однако четкой причинно-следственной связи количественное исследование не выявило. В определенной мере это свидетельствует о том, что финансовая либерализация отнюдь не обязательно вызывает нарастание финансовых рисков.

В КНР в середине 1990-х годов показатели экономического роста и инфляции были весьма волатильны, иностранные инвестиции занимали большое место в национальном фонде накопления, значительные колебания были свойственны и реальным процентным ставкам, и валютному курсу юаня, и именно тогда индекс финансовых рисков быстро увеличивался. Но в конце 1990-х годов колебания экономического роста стали сглаживаться, инфляция снизилась, зависимость экономики от иностранного капитала уменьшилась, это способствовало снижению индекса финансовых рисков. В середине 1990-х годов нестабильности способствовала и значительная доля «плохих долгов» в банковской системе, в 2000-е годы она последовательно снижалась, в том числе благодаря акционированию банков. Так что в реальности финансовая либерализация в Китае снизила финансовые риски, а не повысила их. В то же время финансовые риски, безусловно, негативно влияют на экономический рост.

П.М. Мозиас

2012.03.063. ТЮ ТИЕН КУАНГ, ХА АН. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОВОДСТВА ВО ВЬЕТНАМЕ. CHU TIEN QUANG, HA AN. Fundamental problems and solutions to the «three rural» issue in Vietnam // Vietnam social sciences - Ha Noi, 2010. - N 3 (177). - P. 13-32.

Тю Тиен Куанг (Центральный институт экономического управления, Ханой) и Ха Ан (Вьетнамская академия общественных наук, Ханой) указывают, что одной из главных проблем развития Вьетнама является та, что роль сельского и лесного хозяйства, а также рыбоводства (трех отраслей, работающих в сельской местно-

сти) во вьетнамской экономике точно не определена. Одни исследователи полагают, что эта роль должна падать - как это, собственно, уже происходит сейчас. В 2000-2008 гг. доля этих отраслей в ВВП упала на 20% и в 2008 г. они производили лишь 22% ВВП Вьетнама - при этом на само сельское хозяйство приходилось только 15% (1, с. 3). Таким образом, считают эти исследователи, в стране происходит успешная индустриализация, которую нужно продолжать стимулировать. Эффективность новых инвестиций в сельское, лесное хозяйство и рыбоводство низка - так что необходимо не тратить деньги на эти инвестиции, а направить их в другие отрасли, тем самым ускорив экономический рост.

Другие исследователи, напротив, полагают, что сельское и лесное хозяйство, а также рыбоводство Вьетнама страдают из-за нехватки инвестиций, и их конкурентоспособность на мировом рынке падает - именно поэтому доля этих отраслей во вьетнамском экспорте снизилась с 28,9% в 2000 г. до 22,6% в 2006 г. (с. 13). Сейчас они очень трудоемки и неэффективны - доля занятых в них составляет 54,9% трудоспособного населения. Для повышения эффективности нужно вкладывать в эти отрасли больше денег.

Формально инвестиции в сельское и лесное хозяйство, а также рыбоводство росли: в 2000 г. они составляли 20 900 млрд. донгов, а в 2007 г. - уже 33 900 млрд. донгов. Однако в общем объеме инвестиций в экономику доля сельскохозяйственных, лесных и рыбоводных инвестиций быстро падала - с 13,84% в 2000 г. до 6,49% в 2007 г. (с. 15). Если брать отдельно государственные инвестиции в эти отрасли, то они выросли с 10 925 млрд. донгов в 2000 г. до 13 845 млрд. донгов в 2007 г. - однако их доля в общем объеме государственных инвестиций упала на 12,22% до 6,65 млрд. донгов. Доля государственных инвестиций в сельское и лесное хозяйство, а также в рыбоводство в общем объеме инвестиций в эти отрасли упала с 52,2 до 40,8%. Иными словами, государство стало меньше уделять им внимания - и это является одной из главных причин отсталости инфраструктуры, необходимой для современного сельскохозяйственного производства (прежде всего транспорта, ирригационных сетей, а также систем сбора и сохранения урожая).

В целом вьетнамские власти сейчас проводят либерализацию своей таможенной политики, снижая уровень импортных пошлин. В 2003 г. была введена новая система тарифов, по которой на 3097 наи-

менований товаров, относящихся к сельскому хозяйству, лесному хозяйству и рыбоводству, средний уровень импортных пошлин был установлен в 22,7% - при этом на продукцию животноводства были установлены тарифы от 0% до 10%, на овощи и фрукты - от 15 до 30%, и тарифы, превышающие 40%, - на фруктовые напитки, табак и кофе.

Во Вьетнаме имеются и экспортные пошлины (до 20%) на каучук, чай, кофе, древесину и рис. Экспортеры, кроме уплаты пошлин, также должны продавать местным банкам не меньше 50% своей валютной выручки. Таким образом, некоторая импортная либерализация сделала местных производителей менее конкурентоспособными по сравнению с иностранцами на внутреннем рынке, а сохраняющиеся экспортные и валютные ограничения делают их менее конкурентоспособными на рынке мировом.

«Реальности современной мировой конкуренции создают значительные трудности для сельскохозяйственного производства во Вьетнаме. Эта реальность требует заменить устаревшие производственные методы на более современные, и в то же время соответствовать разнообразным и жестким требованиям, диктуемым двусторонними и многосторонними соглашениями, подписанными Вьетнамом. Иными словами, сельскохозяйственные товары не только должны отвечать требованиям иностранных покупателей и удовлетворять их вкусам, но и подчиняться современным правилам международной сельскохозяйственной торговли: содержать ясное указание на место производства, при их выращивании не должны использоваться токсины, не должен применяться детский труд и они не должны входить в список охраняемых на международном уровне растений и животных» (с. 18).

Сейчас вьетнамское сельское хозяйство отличается значительной концентрацией по географическому принципу в зависимости от видов производимой продукции. В дельтах Меконга и Красной реки и центральных прибрежных провинциях имеется район производства риса площадью в 4 млн. га, в центральных горных провинциях и юго-восточных провинциях Вьетнама расположен район производства сахара площадью в 300 тыс. га, в центральных горных провинциях расположен район производства кофе площадью в 450 тыс. га, в северо-восточных и северо-западных провинциях имеется район производства чая площадью в 100 тыс. га, кау-

чук производится в юго-восточных провинциях на площади 300 тыс. га, орехи кэшью - также в этих провинциях на площади 350 тыс. га, наконец, зона рыбоводства расположена в дельте Меконга на площади 800 тыс. га. Однако инфраструктура всех этих регионов приспособлена скорее к овощеводству или разведению скота, построена государством и развита совершенно недостаточно для того, чтобы обслуживать специфическое для каждого региона производство.

Рисоводство, овощеводство и животноводство ведутся в основном семейными крестьянскими хозяйствами, которых насчитывается 9 776 090 (71,0% от общего количество семейных хозяйств в сельской местности). Однако участки земли у каждого хозяйства очень малы (всего в среднем 0,69) и рабочая сила неквалифицированна (97,6% работников никогда не учились современным сельскохозяйственным методам). Объединение отдельных хозяйств в сельские кооперативы, которые могли бы помочь обработке продукции и доведению ее до потребителей, хотя уже существует 50 лет и начиная с 1997 г. никак не ограничивается государством, по-прежнему во Вьетнаме совершенно не распространено.

Государственный сектор в сельском хозяйстве состоит из 2000 предприятий. Их эффективность крайне невысока - несмотря на то, что они располагают большим количеством земли и в них государство вкладывает значительные деньги. Крупное частное предпринимательство во Вьетнаме относительно не развито - ни в собственно сельскохозяйственном производстве, ни в оказании услуг сельскохозяйственного характера. Количество частных предприятий составляет лишь 10% от общего числа предприятий в аграрном секторе.

Взаимодействие между производством, обработкой продукции и ее продажей во Вьетнаме очень ограниченно, несмотря на принятое в 2002 г. вьетнамским правительством решение о государственной поддержке заключения долгосрочных четырехсторонних контрактов (сторонами в данном случае считаются фермеры, сельскохозяйственные предприятия, банки и ученые).

Значительную проблему для сельского хозяйства Вьетнама составляют участившиеся природные катаклизмы - ураганы, наводнения, необычные для местных климатических условий холода. Сельское хозяйство также страдает от появления новых форм бо-

лезней сельскохозяйственных растений и животных, а также от отклонения от нормального цикла их развития.

«Отдельно можно поставить крестьянский вопрос во Вьетнаме. Этот вопрос имеет следующий экономический аспект: доступной земли и водных ресурсов в стране очень мало, поэтому увеличивать производство и повышать эффективность использования трудовых ресурсов крайне нелегко. В 1994 г. количество безземельных крестьянских хозяйств составляло 1,15% от их общего числа; в 2006 г. этот показатель вырос до 4,05%. Крестьянских хозяйств, имеющих менее 0,5 га земли, в 1994 г. было 70,91%, в 2006 г. их стало 61,02%; крестьян, имеющих 0,5-1 га, было 16,23%, стало 17,14%; наконец, хозяйств, имеющих более 1 га, было 11,71%, стало 17,80%. Статистика показывает, что большинство до сих пор составляют крестьянские хозяйства, имеющие менее 0,5 га. Ясно, что эта группа хозяйств не может иметь высокой производительности труда, даже если они используют все возможности повысить плодородие своей земли. В структуре крестьянских хозяйств по-прежнему доминируют чисто сельскохозяйственные (93%), в то время как на лесное хозяйство и рыбоводство приходится всего 7% - между тем их коммерческие перспективы с точки зрения размеров рынка (прежде всего экспортного) и прибыльность у них гораздо выше» (с. 21).

Еще одной проблемой является то, что количество крупных крестьянских хозяйств, которые можно назвать фермами и которые способны организовать производство в значительных масштабах, необходимых для получения достаточной прибыли, крайне невелико - ферм во Вьетнаме только 113,699 - это менее 1,1% от общего количества хозяйств (их примерно 10,5 млн.). Средняя ферма имеет 4,5 га земли, капитал в 239 млн. донгов и годовой оборот в 174 млн. донгов. Все остальные являются мелкими производителями, в среднем имеющими 0,63 га. Притом 90% хозяйств хотели бы получить кредит на расширение производства и повышение качества продукции, однако коммерческие банки готовы выдавать кредиты только самым процветающим из ферм, причем даже им даются меньшие кредиты, чем те, в которых они нуждаются.

«Для решения проблем сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыбоводства можно было бы предложить следующее: правительство должно определить долгосрочную стратегию производст-

ва различных видов продукции в соответствии с рыночным спросом, чтобы создать стабильные производственные зоны, отойти от системы производства, основанного на региональных сравнительных преимуществах, и создать централизованную производственную зону, развивать промышленные зоны и комплексы в сельской местности, чтобы повысить занятость сельского населения, упростить процедуру получения кредитов в коммерческих банках и стимулировать эти банки к кредитованию, предоставить налоговые льготы предприятиям, занимающимся переработкой продукции сельского и лесного хозяйства, а также рыбоводства» (с. 29).

C.B. Минаев

ВЛАСТЬ

2012.03.064. ЛИ МИНЬЦИ. ПОДЪЕМ РАБОЧЕГО КЛАССА И БУДУЩЕЕ КИТАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

LI MINQI. The rise of the working class and the future of the Chinese revolution // Monthly rev. - N.Y., 2011. - Vol. 63, N 2. - P. 38-51.

Автор, бывший политический заключенный в КНР, а ныне экономист, окончивший в 2006 г. университет штата Юта (Солт-Лейк-Сити, США), указывает на пробуждение классового сознания у китайского пролетариата. В июле 2009 г. рабочие государственного предприятия Дунхуа стил компани в провинции Цзилинь дружно выступили против его приватизации. Затем, летом 2010 г., волна забастовок прокатилась по приморским провинциям. «Эти события могут оказаться историческим поворотным пунктом. После десятилетий поражений, отступлений и молчания китайский рабочий класс сейчас возрождается в качестве новой социальной и политической силы» (с. 38). Автор задается вопросом, как это скажется на будущем Китая и мира в целом. Сможет ли правящий класс Китая совладать с нарастающим рабочим движением в рамках нынешней капиталистической системы или это движение приведет к новой социалистической революции?

После создания КНР в 1949 г. Мао и его соратники попытались помешать реставрации капитализма, мобилизовав массы рабочих, крестьян и студентов на борьбу с элементами капитализма. «После смерти Мао в 1976 г. сторонники капиталистического пути во главе с Дэн Сяопином организовали контрреволюционный пере-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.