Научная статья на тему '2015. 02. 017. Концепция информационного кодекса Российской Федерации / РАН. Ин-т государства и права; под ред. И. Л. Бачило. - М. : канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. - 192 с'

2015. 02. 017. Концепция информационного кодекса Российской Федерации / РАН. Ин-т государства и права; под ред. И. Л. Бачило. - М. : канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. - 192 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1244
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРТИЯ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ 2013 Г / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КОДЕКСА РФ / ПРОЕКТ ИНФОРМАЦИОННОГО КОДЕКСА РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 017. Концепция информационного кодекса Российской Федерации / РАН. Ин-т государства и права; под ред. И. Л. Бачило. - М. : канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. - 192 с»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

2015.02.017. КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РАН. Ин-т государства и права; Под ред. И. Л. Бачило. - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. -192 с.

Ключевые слова: Хартия открытых данных 2013 г.; информационное право; информационное законодательство; концепция информационного кодекса РФ; проект информационного кодекса РФ.

На основе обзора действующего информационного законодательства, анализа причин снижения его эффективности описывается модель кодификации норм общей части информационного законодательства как единой системы задач, принципов и структуризации норм, регулирующих информационные отношения. Предлагается концепция проекта информационного кодекса РФ, разработанная сектором информационного права ИГП РАН во главе с доктором юридических наук, профессором И.Л. Бачило.

Данная коллективная монография включает две части. В части I «О подходах систематизации информационного законодательства» дана характеристика российского информационного законодательства, показаны причины необходимости его систематизации и кодификации, методология выбора оснований для такой систематизации, подход к архитектуре информационного кодекса РФ. В части II «Основные направления систематизации информационного законодательства» исследуются состояние законодательства по организации информационных ресурсов, инфокоммуникацион-ных технологий (ИКТ) и тенденции его развития, организационно-правовые направления реализации конституционного права граждан на информацию, правовое обеспечение информационной безопасности. Значительное внимание уделяется общим проблемам взаимодействия информационного права с другими отраслями рос-

сийского права, международно-правовому регулированию информационных отношений и непосредственно концепции выбора структуры и содержания проекта информационного кодекса РФ.

Дается характеристика новой Хартии открытых данных, принятой на встрече стран «группы восьми» в июне 2013 г. Хартия устанавливает порядок и принципы формирования и использования информационных ресурсов через организацию национальных планов этого намерения, а также формулирует позиции, которые включают: первый принцип - публичное заявление о намерениях -сообщение, стратегия и политический курс в целях продвижения повестки дня в области открытых данных национальных юрисдик-ций; второй - публикация данных в большом количестве и с высоким качеством, что должно помогать людям «понимать и использовать их»; третий - «согласие раскрывать данные таким способом, который поможет всем людям находить и использовать их»; четвертый и пятый принципы устанавливают цели использования открытых данных. Указанный международный акт определяет направления, области, высоко значимые для совершенствования демократических систем и стимулирования инновационного использования данных.

Концепция информационного кодекса РФ выстраивается на анализе правовой базы регулирования информационных отношений в период с 2000 по 2013 г. и имеет целью обеспечить преемственность, согласование принимаемых законов и других нормативных правовых актов федерального уровня, упорядочить систему правовых дефиниций, выработать архитектуру базовых областей для комплексной отрасли информационного законодательства РФ. Исследование состава нормативной основы по информационному праву за период 1990-2013 гг. позволяет авторам констатировать, что за этот период принято около 400 законов, так или иначе регулирующих отношения по поводу информации и ИКТ, и одновременно создано около 3700 актов с поправками и изменениями этих законов. Кроме того, принято более 800 постановлений Правительства РФ, около 100 указов Президента РФ, а всего актов 1300, изменений -около 4600 (с. 15). Учет отраслевых актов, которые откликались на информационное законодательство и вносили соответствующие дополнения, показывает, что информационная тематика нашла отражение более чем в 1500 федеральных законах; затронула почти

5 тыс. постановлений Правительства РФ, 800 указов Президента РФ, а всего около 7500 актов. К настоящему времени в арсенале информационного законодательства действуют более десяти федеральных законов, принятых в период 2005-2010 гг. (с. 16).

Исходя из состояния правового регулирования и механизмов взаимодействия информационного законодательства с другими отраслями права авторы формулируют основные задачи и общие принципы информационного кодекса РФ, предмета его регулирования, конструируют юридические институты и субинституты, дают понятие информационного кодекса (с. 159) и предлагают архитектуру этого кодекса.

В зависимости от предмета регулирования формируются такие институты, как: правовой режим информационных ресурсов, институт информационных ресурсов, информационные права субъектов, институт электронной подписи. В другом случае - по признаку метода регулирования - ответственность по УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ. Подчеркивается, что многогранность предмета регулирования требует учета факта присутствия в информационном законодательстве межотраслевых институтов. Например, документирование и документооборот информации - области административного и информационного права; институты свободы информации, интеллектуальной собственности - области конституционного, информационного, авторского, гражданского права.

Концепция предусматривает обоснование адекватной модели правового регулирования в части инфраструктуры информационных систем и процессов их взаимодействия (1) и функционально-целевых подсистем (институтов) правовых отношений (2). В целях решения, например, первой задачи авторы описывают состояние законодательства по информационным ресурсам, ИКТ, раскрывают правовые методы регулирования создания и использования информационных ресурсов, программного обеспечения в составе информационных технологий, взаимодействия субъектов в информационном пространстве; технологий современных коммуникаций на основе перестройки отрасли в связи с учетом развития Интернета. Например, практика структуризации правовых институтов в области реализации прав субъектов в информационной сфере еще не сложилась, концепция идет по пути анализа законодательства и учета фактически действующих форм реализации их на основе ин-

фраструктуры ИКТ: свобода доступа к информации и правила его ограничения; вопросы производства и передачи информации, ее распространения и использования).

В целях реализации ст. 29 Конституции РФ формулируется идея будущего федерального закона «О свободе массовой информации в Российской Федерации» (этот закон, полагают авторы, заменит Закон РФ «О средствах массовой информации») и соответствующей главы будущего информационного кодекса РФ. Основной несущей конструкцией этих законодательных текстов должны стать тезис о том, что в основе решения всего комплекса проблем становления и развития в России феноменов информационного общества и общества гражданского должен лежать выверенный баланс интересов государства и гражданского общества, баланс между управляемостью и независимостью, вертикалью власти и горизонталью общества.

В работе представлены альтернативный вариант информационного кодекса РФ, предложенный Е.С. Андрющенко, а также Модельный информационный кодекс для государств - участников СНГ.

Е.В. Алферова

2015.02.018. ПРАВО ЦИФРОВОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В РОССИИ И ВО ФРАНЦИИ: Сб. науч. материалов российско-франц. междунар. конф. 27-28 фев. 2013 г. - М.: Полиграф-Плюс, 2013. -178 с.

Ключевые слова: цифровая администрация; электронное управление; электронное правительство; открытое правительство; информационное право; информационная безопасность; информационные технологии.

В сборнике представлены доклады и выступления участников конференции, в которых рассмотрен опыт работы цифровой администрации, по сути электронного правительства (вернее, управления), в России и во Франции. Анализ развития информационных технологий в управлении, в том числе в процессе организации и проведения выборов, в сравнительном плане позволил авторам определить общие глобальные проблемы информатизации и на основе общих принципов и требований информационного общест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.