Научная статья на тему 'Некоторые направления систематизации информационного законодательства'

Некоторые направления систематизации информационного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / КОДИФИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INFORMATION LAW / CLASSIFICATION / CODIFICATION / INFORMATION / SYSTEMATIZATION OF INFORMATION LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магдилова Лариса Владимировна, Магомедов Магомед Мурадович

Целью статьи является анализ актуальных вопросов систематизации информационного права. Исследуется структура информационного права. Отмечаются проблемы систематизации информационного права. Выдвигаются предложения по совершенствованию процесса систематизации информационного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the systematization of information legislation

The aim of this paper is to analyze current issues of systematization of information law. Explores the structure of information law. Highlights the problem of systematizing the information law. There have been proposals to improve systematization of information law.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления систематизации информационного законодательства»

УДК 342.9:5.08 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10373

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Лариса Владимировна МАГДИЛОВА, доцент кафедры информационного права и информатики Юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук

Современное общество характеризуется стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. Данное развитие носит настолько глобальный характер, что приводит к масштабной трансформации социальных стереотипов связи и передачи информации. На современном этапе развития общества произошел коммуникативный переворот. Общество, в котором основными коммуникативными способами были язык и письменность, перешло к активному использованию технических средств и устройств, способных кодировать и передавать информацию и расширивших потенциал человеческой коммуникации.

Важнейшей частью такой трансформации стала информационная сеть. Огромный пласт информации, который был представлен в глобальной информационной сети, располагает важнейшим признаком — цифровой формой, позволяющей довольно быстро и легко совер-шатъ любые действия по копированию, воспроизведению и распространению. Подобная спе-

Магомед Мурадович МАГОМЕДОВ, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: dgamalova@mail.ru

цифика формы представления информации предопределяет нормативно-правовые вопросы, возникающие на основе применения сложившегося правового механизма к отношениям, которые осуществляются путем компьютерных сетей.

На сегодняшний день накоплен довольно существенный пласт нормативно-правовых актов, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Весь обширный массив этих законодательных актов является основой нормативно-правового регулирования общественных информационных отношений. В совокупности данные юридические нормы в сфере общественных информационных отношений уже достигли существенного объема, что позволило на уровне научного исследования выделить их в относительно автономную отрасль права, которое называется информационное законодательство, а также выделить и юридический научный институт — информационное право.

Отличием информационного права от иных норм других отраслей права является то, что нормы информационного права в силу объективных

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.13 — информационное право

Аннотация. Целью статьи является анализ актуальных вопросов систематизации информационного права. Исследуется структура информационного права. Отмечаются проблемы систематизации информационного права. Выдвигаются предложения по совершенствованию процесса систематизации информационного права.

Ключевые слова: информационное право, систематизация, кодификация, информация, систематизация информационного права, информационное законодательство.

Annotation. The aim of this paper is to analyze current issues of systematization of information law. Explores the structure of information law. Highlights the problem of systematizing the information law. There have been proposals to improve systematization of information law.

Keywords: information law, classification, codification, information, systematization of information law, information law.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

причин не представляется возможным соединить в один нормативно-правовой акт. Тот массив информационного права, который действует на сегодняшний день, регулирует достаточно обширную сферу отношений в информационной области. Нормы информационного права включены в многочисленные акты не одинаковой юридической силы.

Для субъектов информационного права характерен высокий уровень нормотворчества, динамичность, довольно частое появление правовых новелл, усложняющее содержание и строение нормативно-правового материала и ограничивающее возможности кодификационных работ. Соответственно, систематизация информационного права реализуется посредством издания кодификационного сборника нормативно-правовых актов, которые объединены одним объектом правового регулирования и регламентируют разнообразные стороны отношений в сфере информационного права.

Процесс систематизации законодательства — это объективно необходимый элемент правовой государственной деятельности. В процессе систематизации совершенствуется и укрепляется правовой фундамент государственной и общественной жизни.

В процессе анализа состояния информационного законодательства, проведенном в процессе исследования определенных институтов информационного права, можно сделать вывод о том, что уровень развития федерального законодательства довольно незначителен и не может охватить существующие предметные области действительных отношений в данной сфере.

Кроме того, определенное количество федеральных законодательных актов устарели и требуют либо тщательного обновления старых законов, либо принятия новых законодательных актов. Отметим также, что выделение законодательных актов по предметному принципу не соответствуют составу тех правоотношений, которые нуждаются в правовом регулировании в современном российском обществе.

Информационные отношения в информационном законодательстве по своему составу сформированы в институты информационного права по разным основаниям. Учеными отмечается, что «в зависимости от предмета регулирования выделены такие институты, как информационные ресурсы, правовой режим информационных ресурсов, информационные права субъектов, институт электронной подписи»1.

В.И. Шаров отмечает, что «наиболее развитыми институтами информационного права в теоретическом и нормативном отношении являются: институты права на информацию, массовой информации, государственной тайны и информации ограниченного доступа в целом»2.

Большинство институтов информационного права можно охарактеризовать как межотраслевые институты: институты уголовной, административной, дисциплинарной и гражданской ответственности в информационной сфере; институт персональных данных; институты регулирования информационных отношений в налоговом или банковском праве и т.п.

К правовым институтам, которые можно в полной мере отнести к отрасли информационного права, относят институт доступа к информации, институт обеспечения информационной безопасности, институт трансграничной передачи информации и др.

Тем не менее назвать любой институт информационного права однозначно принадлежащим исключительно к отрасли информационного права не совсем верно, поскольку информация, информационные ресурсы и информационные технологии пронизывают практически все общественные отношения и регулируются нормами любой отрасли права.

Довольно незначительный пласт федеральных законодательных актов не развит в подзаконных актах, предусмотренных данными законами и призванных обеспечивать процесс их реализации3.

Отрывочность, неторопливость, низкий уровень координации нормативно-правовых актов, которые принимаются в сфере информационного правам, бесспорно, обусловливают торможение процесса развития правоотношений на базе информационных технологий, а также инновационных процессов в ходе осуществления деятельности по управлению в сфере бизнеса, в сфере взаимодействия публично-правовых образований и частных структур с гражданами, граждан между собой.

Относительно способов нормативно-правового регулирования отношений в сфере информационного права модно сказать, что в Российской Федерации на сегодняшний день сформированы два основных направления:

■ первое направление основывается на системе англо-американской доктрины права, предполагающей фрагментарные решения на уровне законодательства в определенных законодательных актах, регу-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

лирующих проблемы правового регулирования отношений в сфере информационного права;

■ второе направление базируется на докт-ринальных положениях континентальной (романо-германской) правовой системы, предполагающей законодательное установление отраслей права и их систематизацию на кодификационном уровне.

Первое направление, которое преобладает в сфере общественной, научной и государственной деятельности, предполагает, что проблемы нормативно-правового обеспечения в сфере информационных отношений могут быть решены на базе подхода, основанного на ситу-ационности.

Данная доктрина характерна для ряда национальных правовых систем, отличающихся тем, что нормативно-правовая регуляция общественно-правовых отношений в них только зарождается (т.е. можно говорить об аутентичной рецепции правовой системы метрополии или о заимствовании правовых основ иных национальных правовых систем).

Отметим, что при этом не учитываются особенности этих правовых систем. Можно говорить также о том, что в отношении нормативно-правового регулирования данных отношений имеется определенная общественная неясность.

Важнейшим специфическим признаком всемирного общественного развития в современном обществе является все большее возрастание значимости информации в сфере общественных отношений.

Сфера общественных информационных отношений устойчиво развивается, что связано с постоянным прогрессом в области техники. Представляется, что юридически грамотная и научно обоснованная кодификация информационного законодательства создаст системообразующие условия для оптимизации дальнейшего правотворчества в информационной сфере, осо-

бенно в тех ее областях, которые на сегодняшний день еще не получили соответствующего развития.

Информационное право, сформировавшееся на сегодняшний день, представляет собой довольно самостоятельную часть российской правовой системы. Сложившаяся система информационного права отличается структурной определенностью и различным уровнем развитости отдельных институтов и норм. Однако уже можно утверждать, что информационное право является сложившейся и самодостаточной отраслью права.

1 Алферова Е.В. Концепция информационного кодекса Российской Федерации / РАН. Ин-т государства и права. Под ред. И.Л. Бачило. М.: КАНОН+ РООИ «Реабилитация», 2014. 192 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Гос-во и право: Реферативный журнал. 2015. № 2.

2 Шаров В.И. Структура информационного права // Юрид. техника. 2013. № 7-2. С. 875—879.

3 Актуальные проблемы информационного права: Учебник / И.Л. Бачило. Под ред. М.А. Лапин. М.: Юстиция, 2016. С. 117.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы информационного права: Учебник / И.Л. Бачило. Под ред. М.А. Лапин. М.: Юстиция, 2016.

2. Алферова Е.В. Концепция информационного кодекса Российской Федерации / РАН. Инт государства и права. Под ред. И.Л. Бачило. М.: КАНОН+ РООИ «Реабилитация», 2014. 192 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Гос-во и право: Реферативный журнал. 2015. № 2.

3. Шаров В.И. Структура информационного права // Юрид. техника. 2013. № 7-2. С. 875—879.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.