Научная статья на тему '2015. 02. 010. Бондарь Н. С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 196 с. - (б-ка судеб. Конституционализма; вып. 5)'

2015. 02. 010. Бондарь Н. С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 196 с. - (б-ка судеб. Конституционализма; вып. 5) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алферова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 010. Бондарь Н. С. Конституционная модернизация российской государственности: в свете практики конституционного правосудия. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 196 с. - (б-ка судеб. Конституционализма; вып. 5)»

Выделяются три этапа в конституционализации современного законодательства России: первый - «формационный» (первые семь лет действия Конституции РФ). В этот период были сформированы основы законодательного регулирования, разрабатывались кодексы, другие законодательные акты, раскрывавшие содержание конституционных ценностей и норм; второй - «адаптационный» -этап, охвативший первое десятилетие нового века, законотворчество было ориентировано на решение насущных проблем политического и социально-экономического развития и корректировку действовавших регуляторов. В последние годы наступил третий -«модернизационный» - этап освоения конституционных ценностей и норм. Этот этап модернизации российского законодательства развивается по ряду основных направлений:

1) смещение вектора законодательного развития в направлении социально-гуманитарных вопросов, а также стремление обеспечить равновесие частных, социально-групповых и общегосударственных интересов;

2) гармонизация предметов законодательного регулирования Российской Федерации и субъектов РФ;

3) обеспечение гармоничного сочетания методов правового воздействия, появление новых сочетаний императивных и диспози-тивных режимов регулирования;

4) систематизация законодательства. Одним из основных методов по упорядочению массива законодательства признается кодификация.

Е.В. Алферова

2015.02.010. БОНДАРЬ НС. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: В СВЕТЕ ПРАКТИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 196 с. - (Б-ка судеб. конституционализма; Вып. 5).

Ключевые слова: конституционализм; российская государственность; конституционная модернизация; конституционное правосудие; Конституция РФ; Конституционный Суд РФ.

В монографии, написанной судьей Конституционного Суда РФ, доктором юридических наук, профессором, обосновывается

современная доктрина конституционной модернизации российской государственности, анализируется социокультурное и политико-правовое значение Конституции РФ, прослеживается роль Конституционного Суда РФ как универсального института развития мо-дернизационных процессов в стране.

В гл. 1 автор рассматривает конституционную модернизацию как государственно-правовое выражение современного развития общества и государства; гл. 2 - конституционное правосудие как инструмент социоисторической модернизации Конституции РФ и генератор «живого» конституционализма; гл. 3 - вопросы конституционной модернизации политических институтов российской государственности, развития институтов гражданского общества, коллизионного единства собственности, власти, свободы как сфер конституционной модернизации; в гл. 4 речь идет о конституционной глобализации и формировании европейского конституционализма.

Конституционная модернизация - это, прежде всего, процесс социально-политической, экономической трансформации, обновления всех сторон и сфер функционирования общества и государства; он означает выработку, в том числе, политико-правовых, конституционных механизмов такого обновления и развития, возможность осуществления соответствующих преобразований на базе действующей Конституции РФ (с. 13). Это процесс постоянного повышения социальных и правовых отношений благодаря системной реализации конституционных ценностей, норм и принципов. В этом плане модернизация российской государственности характеризуется как проблема конституционная. Конституционная природа модернизационных процессов имеет двуединое значение: 1) внутреннее, конституционно-преобразовательное, т.е. обновление самой системы современного российского конституционализма, преодоление деформаций внутри всех основных компонентов этой системы; 2) внешнее, регулятивно-ориентирующее, - для развития социально-политических, экономических модернизационных процессов. Речь идет о необходимости наполнения надежными конституционными ориентирами (в виде заложенных непосредственно в Основном законе, а также получивших обоснование в решениях Конституционного Суда РФ конституционных ценностей и принципов) всех направлений и сфер модернизационных процессов.

Конституционная модернизация связывается прежде всего с качественным изменением юридизации общественных отношений -юридизации свободы, власти, собственности как основополагающих компонентов современных социально-политических и экономических систем, составляющих фундаментальную основу предмета конституционно-правового регулирования.

Конституционная доктрина модернизации, подчеркивает автор, выступает нормативно-доктринальной основой формирования, оценки, корректировки и изменения тактических и стратегических решений, направленных на преобразование общества и государства. Одновременно Конституция РФ является отражением сегодняшней жизни, социальной действительности и несет на себе печать национальных традиций, истории и условий ее принятия. В условиях системного кризиса современного конституционализма актуализируется проблема выработки его новых философско-миро-воззренческих основ; очевидной становится необходимость обогащения догматических методов оценки нормативно-правовой действительности социологическим, нравственно-этическим методами познания метасистемных явлений конституционно-правовой жизни.

Автор пытается ответить на вопросы: являются ли поправки и (или) пересмотр Конституции РФ единственным способом ее модернизации? Какие изменения текста Конституции РФ возможны и необходимы? Предусматривает ли она механизмы своего собственного развития, нормативной модернизации, в том числе без изменения (дополнения) текста конкретных статей, глав Основного закона? В связи с этим обсуждается предложение О.Г. Румянцева о включении в Конституцию РФ новых глав: гл. 2.1 «Гражданское общество»; гл. 2.2 «Избирательная система и референдум»; гл. 5.1 «Парламентский контроль».

Далее обосновывается особая роль Конституционного Суда РФ в формировании как доктринальных, так и нормативно-правовых начал современных процессов конституционной модернизации всех сторон государственной и общественной жизни. Эта роль обусловлена тем обстоятельством, что сама по себе модернизация государственности есть не что иное, как процесс ее консти-туционализации, в рамках которого автор выделяет институциональную конституционализацию и определяет ее как процесс создания рациональной организационно-правовой основы публич-

ной власти в соответствии с требованиями разделения властей, федерализма, обеспечения самостоятельности местного самоуправления; функциональную конституционализацию, предлагающую ориентацию на обеспечение возможностей выполнения публичной властью «общих дел» (с. 52). Конституционно-судебное правотворчество рассматривается как существенный элемент концепции правового государства, с одной стороны, и действенный инструмент его преобразования - с другой. В связи с этим прослеживается значение деятельности Конституционного Суда РФ, влияние его решений на политическую сферу государственной и общественной жизни, которая, по мнению автора, является очевидной. Более того, он считает, что во многом благодаря активному вторжению конституционного правосудия в политико-правовую сферу (о пределах такого вторжения также говорится) становится возможным решение Конституционным Судом РФ модернизационных задач. Научное осмысление политико-правовых начал конституционного правосудия предлагается осуществлять без их политизации. Именно их исследование, подчеркивает автор, представляет наибольший интерес, что и является предметом анализа в данной монографии. В его основе лежит конституционализация политики, ее подчинение Конституции РФ (в том числе с помощью средств конституционного правосудия), а не политизация конституционного права и подчинение конституционного правосудия политике.

Е.В. Алферова

2015.02.011. ХЕРТУЕВ Р.Ю. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Иркут. гос. ун-т. Юрид. ин-т. - Иркутск, 2013. - 185 с. - Библиогр.: с. 163-185.

Ключевые слова: конституционное право; конституционно-правовая ответственность; политические партии; ответственность политических партий в России.

Конституционно-правовая ответственность рассматривается как отраслевая разновидность юридической ответственности за нарушение конституционных норм. Поскольку политические партии являются ключевыми участниками конституционных правоотно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.