Научная статья на тему '2015. 02. 007. Хорсмар М. Позитивные структурные изменения в экономике стран южнее Сахары. Harsmar M. structural improvments in sub-Saharan economies // South Afr. J of intern. Affairs. - Johannesburg, 2014. - Vol. 21, n 1. - p. 69-88'

2015. 02. 007. Хорсмар М. Позитивные структурные изменения в экономике стран южнее Сахары. Harsmar M. structural improvments in sub-Saharan economies // South Afr. J of intern. Affairs. - Johannesburg, 2014. - Vol. 21, n 1. - p. 69-88 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА ЮЖНЕЕ САХАРЫ / ЭКОНОМИКА / ЗАНЯТОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комар Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 007. Хорсмар М. Позитивные структурные изменения в экономике стран южнее Сахары. Harsmar M. structural improvments in sub-Saharan economies // South Afr. J of intern. Affairs. - Johannesburg, 2014. - Vol. 21, n 1. - p. 69-88»

АФРИКА. БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

ЭКОНОМИКА

2015.02.007. ХОРСМАР М. ПОЗИТИВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ЮЖНЕЕ САХАРЫ. HARSMAR M. Structural improvments in sub-Saharan economies // South Afr. j of intern. affairs. - Johannesburg, 2014. - Vol. 21, N 1. -P. 69-88.

Ключевые слова: Африка южнее Сахары; экономика; занятость; структурные изменения.

Автор (Скандинавский институт Африки, Уппсала, Швеция) анализирует причины экономического подъема в последние два десятилетия и перспективы структурных изменений и роста занятости в странах Африки южнее Сахары (САЮС).

Быстрый экономический рост - не новое явление для САЮС. В 1960-е годы темпы роста вполне сопоставимы с сегодняшними. Однако различие состоит в том, что нынешний рост более продолжительный. Особенно знаменательно, что Африка сумела выдержать испытание мировым финансовым экономическим кризисом 2008-2009 гг. В САЮС послекризисное восстановление идет более быстрыми темпами, чем в странах Северной Африки. Главный мотор экономического роста - увеличение экспорта энергоносителей, минерального и сельскохозяйственного сырья. Быстрый рост демонстрируют также сектор услуг, особенно розничная торговля, и информационно-коммуникационные технологии.

Экономическому подъему способствовали такие факторы, как рост цен на мировых товарных рынках, улучшение макроэкономической политики, проводимой новым поколением политиков-реформаторов, увеличение численности «потребительского класса, резкое сокращение внешнего долга благодаря списанию и реструк-

туризации. Наблюдается в САЮС укрепление демократических институтов, хотя четкой корреляции между эволюцией демократии и экономическим развитием не прослеживается» (с. 70).

Глобальные экономические и политические сдвиги в сторону Азии и Латинской Америки имеют большое значение для экономического развития Африки. Наиболее очевидное проявление - резкий рост внешней торговли Африки. За последнее десятилетие она выросла в стоимостном выражении в 5 раз, причем наибольший вклад внесли САЮС. Наиболее быстрыми темпами растет торговля Африки с Китаем, Индией, Бразилией, Индонезией и Турцией. В целом доля стран, не входящих ОЭСР, в африканском импорте увеличилась с 36,1% в 1995 г. до 51,2 - в 2011, а в экспорте с 34,2 до 43,8% (с. 71)1.

Африканский экспорт характеризуется очень узким спектром товаров, в последние годы эта тенденция усилилась. Индекс экспортной концентрации увеличился с 0,24 в 1995 г. до 0,43 в 2011 г. В азиатских странах он составляет в среднем 0,12, а в странах ОЭСР - 0,062.

Высокая зависимость экономик САЮС от экспорта создает серьезные риски: во-первых, ввиду высокой волатильности цен на сырьевые экспортные товары на мировом рынке; во-вторых, зависимость от экспортной ренты резко снижает стимулы правительств и политических лидеров реализовывать дорогостоящие программы индустриализации.

Иностранные инвестиции в САЮС достигли пика в 2008 г., затем в ходе мирового кризиса сократились, а к 2011 г. вновь серьезно возросли и достигли 37 млрд долл. ежегодно. Эта тенденция отличается от Северной Африки, где после кризиса 2008 г. наблюдается снижение иностранных инвестиций. Возрастает доля инвестиций, исходящих из растущих экономик они увеличились с 45% в 2010 г. до 53% 2011 г. (с. 73).

Несмотря на экономический рост, бедность в САЮС по-прежнему широко распространена. Цель Программы тысячелетия ООН - снизить бедность наполовину к 2015 г. не будет достигнута.

1 World investment report, 2012. - Jeneva: UNCTAD, 2012.

2

Making the most of Africa's commodities: Economic report on Africa 2013. -Addics Ababa. - N.Y.: UNECA/UNDP, 2013. - P. 78. (Чем больше цифра индекса, тем уже спектр экспортных товаров.)

В 2008 г. 48% населения САЮС имели доход менее 1,25 долл. в день. По оценкам, в 2015 г. такой доход будет у 38% населения САЮС1 (с. 70). По сравнению с другими регионами мира корреляция между экономическим ростом и снижением бедности в САЮС самая низкая. Вместо этого быстро растет социальное неравенство. Сырьевой экспорт резко усиливает экономические дифференциации между различными слоями населения.

Несмотря на многочисленные проблемы, Африка по сравнению с другими регионами мира обладает огромным экономическим потенциалом. Это прежде всего благоприятная демографическая ситуация. В то время как население Азии стареет и его демографическая пирамида все более сближается с возрастной структурой большинства развитых стран, население Африки быстро увеличивается и молодеет. Большинство населения составляют люди моложе 20 лет. По оценке ООН, к 2050 г. численность населения Африки достигнет 1,5 млрд человек и вдвое превысит население Европы. В 1950 г. картина была обратная; население Европы в 2 раза превышало население Африки (с. 70). Когда эта молодое африканское население достигнет трудоспособного возраста и если оно будет вовлечено в производительную работу, то в Африке возникнет огромный рынок труда.

Поэтому ключевой проблемой будущего экономического развития Африки является проблема занятости. По оценке глобального института МакКинси, к 2020 г. на африканский рынок труда дополнительно внидут 122 млн человек. К этому году может быть создано 72 млн рабочих мест в формальном секторе2. Даже при таком сценарии, отмечает Хормар, 50 млн человек пополнят большую армию людей которые не могут получить работу в формальном секторе. Кроме того, применительно к САЮС оценки Маккинси представляются автору излишне оптимистическими.

В отличие от рекомендаций доклада института Маккинси, акцентирующих внимание на расширение занятости в формальном секторе, Хорсмар солидаризуется с позиций Всемирного банка, считающего, что основные усилия должны быть сосредоточены на

1 Assessing progress in Africa toward the Millenium development goals: The

MDG Greport 2012. - N.Y.: UNDP, 2012.

2

Africa at work: Job creation and inclusive gronth. - Seuol; San Francisco; Wash:: McKinsey global institute, 2012.

повышении производительности труда и расширении занятости в неформальном секторе1 (с. 73).

В сельском хозяйстве главные факторы роста производительности мелких крестьянских хозяйств - улучшение систем земледелия, более продуктивное использование маргинальных и засушливых земель, восстановление плодородия почвы, развитие инфраструктуры и маркетинга, предоставление кредитов, внедрение передовых технологий. Ключевыми факторами являются эффективная сельскохозяйственная политика правительства и развитие рыночных отношений.

Что же касается госсектора, то он по-прежнему остается крупнейшим работодателем в формальном секторе занятости. Дальнейшее его расширение, считает Хорсман, не будет содействовать динамизму африканских экономик. Задачи государства -увеличить инвестиции и создавать благоприятные условия для создания новых рабочих мест в частном секторе. Это требует финансовых ресурсов, большинство африканских стран предпринимает большие усилия по улучшению сбора налогов. Вместо налога на добавочную стоимость вводится налог на торговые операции. Однако налог на доходы остается маргинальным - 4% ВВП (с. 75).

Огромными проблемами остаются уклонение от налогов и коррупция. По оценке Всемирного банка на примере Малави и Намибии, уход от налогов равен 5-12% ВВП, а коррупция оценивается в 5% ВВП (с. 75)2. Согласно данным международного индекса коррупции за 2012 г., 20 стран Африки южнее Сахары оказались в числе 50 стран с наивысшим уровнем коррупции. Только четыре страны региона попали в список наименее коррумпированных стран (с. 75)3.

Перспективы роста занятости в промышленности не являются радужными, поскольку начиная с 1990 г. занятость в трудоемких отраслях и их доля в ВВП постоянно сокращаются. Рост наблюдается только в горнодобывающей промышленности, но в ней ввиду

1 Youth employment in sub-Saharan Africa. - Wash.: World bank, 2014. - In

press.

2

ILL-gotten money and the economy. Experiences from Malawt and Mamibia / Yikona S et al. - Wash.: World bank, 2011.

Transpareney international corruption percepotion index. - 2013. - Mode of access: http://www.transparency.org/cpi2012/results/

высокой капиталоемкости создается мало рабочих мест. Например, в Мозамбике комплекс предприятий по производству алюминия «Ма7а1» дает 30% ВВП страны. Но его персонал насчитывает всего 1100 человек и 1600 - в качестве субподрядчиков (с. 75).

Главный фактор, влияющий на деиндустриализацию Африки и будущую индустриализацию, - это высокие трудовые издержки в сравнении с аналогичными отраслями в других странах. Как показали А. Гелб, С. Мейер и В. Рамачадра, трудовые издержки в САЮС в среднем на 50% выше, чем в таких низкодоходных странах, как Вьетнам и Филиппины (с. 76)1.

Африканские страны, полагает Хорсман, должны разрабатывать и реализовывать комплексную программу развития конкурентоспособной промышленности с учетом повышения доли обработки сельскохозяйственного и минерального сырья и создания трудоемких производств. В настоящее время внутриафриканская торговля составляет всего 10-12% от объема внешней торговли Африки (с. 77).

Сфера услуг развивается в Африке очень быстрыми темпами, особенно рынок мобильной связи. Численность пользователей мобильной связи выросла за 2000-2010 гг. с 16 млн до 500 млн человек (с. 71), что имеет большое значение для подъема эффективности всех отраслей африканской экономики.

Оценивая устойчивость экономического развития САЮС и его перспективы, Хорсман использует индекс экономической уязвимости, который был разработан группой исследователей Фонда изучение международного развития в университете Киермон-Феррана (Франция). Расчеты автора выявили в среднем тенденцию снижения экономической уязвимости САЮС в 2000-е годы несмотря на усиление экспортной зависимости их экономик. Только в 13 из 47 стран Африки южнее Сахары произошло увеличение индекса экономической уязвимости в период с 2006 по 2012 г. (с. 80). Этот вывод совпадает с результатами исследования экономического развития Африки и структурных изменений ее экономик в последние десятилетия, предпринятого Африканским банком разви-

1 Gelb A., Meyer C., Ramachandra V. Does poor mean cheap? Comparative look at Africa's industrial labor costs. - Wash.: Center for global development, 2013 (Working paper 325). - Mode of access: http: // opi trauspariecy, ery/ cpi 2012 results/# my Ancher

тия, Экономической комиссией ООН по Африке, программой развития ООН, Организацией экономического сотрудничества1. Под термином «структурные изменения» в этом исследовании понимается отток рабочей силы из отраслей с более низкой производительностью (сельское хозяйство) в более производительные сферы экономики (услуги и обрабатывающая промышленность).

Хотя, как отмечает Хорсман, не выявлено статистически значимой корреляции между темпами экономического роста и индексом экономической уязвимости. Тем не менее, считает Хорсман, позитивная динамика индекса экономической уязвимости свидетельствует о том, что «существуют, несмотря на огромные проблемы, в частности с занятостью, структурные предпосылки для будущего экономического роста, структурных изменений и всестороннего внутреннего развития африканских экономик... Реализация этих предпосылок в решающей степени будет зависеть от эффективности рыночных институтов, учета местных условий и последовательности и целеустремленности африканских правительств» (с. 81,82).

Ю.И. Комар

2015.02.008. ОСТАНАВЛИВАЕТ ЛИ ЗАХВАТ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ В АФРИКЕ РОСТ МАЛЫХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ? / ТОМАС Д. С., ЧАПОТО Э., СИТКО Н. И ДР.

Is the scramble for land in Africa foreclosing a smallholder agricultural expansion strategy? / Thomas J.S., Chapoto A., Sitko N. et al. // J. of intern. affairs. - N.Y., 2014. - Vol. 67, N 2. - P. 35-53.

Ключевые слова: Африка; земледелие; захват территорий.

Авторы (Университет штата Мичиган, Ист-Лансинг, США) рассматривают рост крупного и среднего землевладения в Африке в результате массовых инвестиций в крупные корпорации.

На Африку южнее Сахары приходится 60% необрабатываемых, но пригодных для земледелия земель в мире (с. 35). Значительная часть необрабатываемых африканских земель «классифицируются как среднеурожайные и высокоурожайные, они могут

1 Aker J., Mbiti M. Mobile phones and economic development in Africa // J. of econ. perspectives. - 2010. - Vol. 24, N 3. - P. 207-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.