Научная статья на тему '2015. 01. 018. Будини К. «Активное старение»: от пустой риторики к эффективному инструменту социальной политики. Boudiny K. «Active ageing»: from empty rhetoric to effective policy tool // ageing a. society. - Cambridge, 2013. - Vol. 3, n 6. - p. 1077-1098'

2015. 01. 018. Будини К. «Активное старение»: от пустой риторики к эффективному инструменту социальной политики. Boudiny K. «Active ageing»: from empty rhetoric to effective policy tool // ageing a. society. - Cambridge, 2013. - Vol. 3, n 6. - p. 1077-1098 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОЕ СТАРЕНИЕ / ПРОДУКТИВНОЕ СТАРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ / ВОЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Евсеева Я.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 018. Будини К. «Активное старение»: от пустой риторики к эффективному инструменту социальной политики. Boudiny K. «Active ageing»: from empty rhetoric to effective policy tool // ageing a. society. - Cambridge, 2013. - Vol. 3, n 6. - p. 1077-1098»

2015.01.018. БУДИНИ К. «АКТИВНОЕ СТАРЕНИЕ»: ОТ ПУСТОЙ РИТОРИКИ К ЭФФЕКТИВНОМУ ИНСТРУМЕНТУ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

BOUDINY K. «Active ageing»: From empty rhetoric to effective policy tool // Ageing a. society. - Cambridge, 2013. - Vol. 3, N 6. - P. 10771098.

Ключевые слова: активное старение; продуктивное старение; социальная геронтология; ВОЗ.

Вопросы активного старения привлекают внимание все большего числа ученых и политиков. Тем не менее, как полагает автор реферируемой статьи Ким Будини (Антверпенский университет, Бельгия), на данный момент отсутствует четкая идея о том, что же это явление собой представляет, вследствие чего оно часто принимает форму не более чем пустой риторики. Автор ставит себе задачу проанализировать существующие концепции активного старения, разграничив данное понятие и другие близкие к нему понятия - «здоровое старение» и «продуктивное старение», - а также наметить стратегию активного старения, которая отвечала бы интересам самых разных пожилых людей и могла бы послужить основой эффективной социальной политики в области старения.

В 1940-1950-е годы в социальной геронтологии, отмечает автор, превалировала теория социальной активности, которая акцентировала важность поддержания активного образа жизни в пожилом возрасте. Этот подход к старению подвергся критике за то, что, как утверждалось, переносил на пожилой возраст модели поведения, в большей мере характерные для среднего возраста1. В начале 1960-х годов появилась теория, представлявшая старение как процесс постепенного исхода пожилого человека из общества и получившая наименование теории разобщения. Критики, однако, утверждали, что подобное разобщение, если и имеет место, то носит скорее частный, нежели повсеместный характер, в то время как для большинства людей социальные связи остаются исключительно важными, в том числе и в пожилом возрасте2.

1 Walker A. A strategy for active ageing // International social security rev. -

Hoboken (NJ), 2002. - Vol. 55, N 1. - P. 121-139.

2

Cumming E., Henry W.E. Growing old: The process of disengagement. - N.Y.: Basic books, 1961.

По словам автора статьи, в течение длительного времени в социогеронтологической литературе доминирующей была негативная модель старения, ставившая во главу угла его отрицательные, а не положительные стороны: ухудшение здоровья, неспособность работать в полную силу и пр. Такой взгляд оправдывал ранний выход на пенсию, утвердившийся в большинстве западных стран в послевоенный период. Это также соответствовало принятой трехфазной модели жизненного цикла: учеба - работа - пенсия. Тем не менее в 1980-е и особенно в 1990-е годы наметился сдвиг в сторону более позитивных подходов. Под влиянием процессов глобального постарения населения на первый план вышли концепции «продуктивного старения» (productive ageing), «здорового старения» (healthy ageing) и активного старения. Акцент с того, чего пожилые люди не могут, смещается на то, что они могут, на их знания и навыки.

ВОЗ приняла программу по активному старению в конце 1990-х годов и способствовала ее широкому распространению. Специалисты организации призывали оптимизировать имеющиеся возможности, для того чтобы обеспечить пожилым людям здоровый образ жизни, полноценное участие в жизни общества и безопасность, повысив тем самым качество их жизни1. На данный момент существует несколько подходов к активному старению. Три, с ее точки зрения, основных К. Будини анализирует в настоящей статье.

Большинство сторонников первого подхода рассматривают активное старение прежде всего как продление трудовой активности людей. Экономический аспект лежит в основе программ по активному старению, внедряемых национальными правительствами многих индустриально развитых стран. Некоторые инициативы касаются исключительно пенсионной системы, другие направлены также на борьбу с возрастной дискриминацией на рабочем месте и расширение возможностей пожилых работников2. Последнему, как предполагается, должны способствовать продолжение образования и профессиональная переподготовка. В итоге ряд исследователей указывают на то, что политика в области образования пожилых

1 Active ageing: A policy framework / World Health Organisation (WHO). -

Geneva: WHO, 2002.

2

Overcoming the barriers and seizing the opportunities for active ageing policies in Europe: Final report / ActivAge Consortium. - Brussels: European Commission, 2005.

людей в большей мере подчинена трудовым интересам, нежели ориентирована на духовное развитие в старшем возрасте1.

Подобный одномерный взгляд представляется К. Будини недостаточным. Она полагает, что он идет вразрез с изначальной идеей ВОЗ, в соответствии с которой активное старение предполагает не просто поддержание физической / трудовой активности, а участие в социальной, экономической, культурной, духовной и гражданской жизни общества. Кроме того, он может не соответствовать представлениям о старении самих пожилых людей, многие из которых не желают, чтобы им предписывали необходимость повышенной, «молодежной» активности2. Данный подход исключает из процесса активного старения тех пожилых людей, которые не работают либо имеют серьезные проблемы со здоровьем, а также представителей самой старшей возрастной группы. Наконец, ограничение перспектив активного старения рамками как можно более длительной трудовой занятости приравнивает его к так называемому продуктивному старению, т.е. максимизации экономического вклада пожилых людей посредством оплачиваемого труда (отдельные авторы включают сюда также уход за родственниками и волонтерскую работу3). По словам К. Будини, концепция активного старения была введена именно для преодоления подобного узкого подхода.

Второй подход не ограничивается одним приоритетным направлением - его сторонники включают в активное старение как экономические, так и социальные факторы; в качестве отдельной категории многие выделяют также активный досуг4. Согласно соответствующей программе Европейской комиссии, активное старе-

1 Phillipson Ch., Ogg J. Active ageing and universities: Engaging older learners. -L.: Universities UK, 2010.

2

Townsend J., Godfrey M., Denby T. Heroines, villains and victims: Older people's perceptions of others // Ageing a. society. - Cambridge, 2006. - Vol. 26, N 6. -P. 883-900.

3

См.: Rowe J.W., Kahn R.L. Succesful aging // The Gerontologist. - Oxford, 1997. - Vol. 37, N 4. - P. 433-440.

4 См., например: Houben M., Audenaert V., Mortelmans D. Vrije tijd en tijds-besteding [Leisure and time allocation] // Op latere leeftijd: De leefsituatie van 55-plus-sers in Vlaanderen / Bew. T. Jacobs, L. Vanderleyden, L. Vanden Boer. - Antwerp: Garant, 2004. - P. 225-252.

ние предполагает обучение в течение всей жизни, длительную трудовую занятость, постепенный выход на пенсию и разнообразные занятия, способствующие личностному развитию и поддержанию здоровья1. С точки зрения автора, пусть этот подход и рассматривает различные стороны жизни пожилых людей, он, подобно первому, отдает предпочтение продуктивной, общественно полезной, достижительной активности. Например, в то время как многие пожилые люди считают просмотр телевизора полноценным досугом, большинство специалистов сочтут это пассивным времяпрепровождением и не станут описывать в терминах активного старения. Такой взгляд на старение может порождать нереалистичные ожидания в отношении возможностей пожилых людей - они будут ощущать свою неспособность этим ожиданиям соответствовать, итогом чего может стать разочарование в своих силах и сниженная самооценка. Люди могут испытывать давление со стороны общества, обязывающего их оставаться молодыми как можно дольше. Тем самым на них возлагается ответственность за то, как они выглядят и чувствуют себя: если бы они лучше о себе заботились, если бы в свое время принимали верные решения, то не были бы сейчас такими старыми, больными, морщинистыми и пр. Напротив, по мнению автора, счастливое, наполненное смыслом и приносящим радость общением существование необходимо стимулировать несмотря на имеющиеся у пожилых людей проблемы со здоровьем и какие бы то ни было иные ограничения.

Третий подход делает акцент на поддержании здоровья и сохранении самоконтроля и независимости. По мнению автора, здоровье представляет собой лишь потенциал для активности, но не гарантирует саму активность. Кроме того, за рамками данного подхода оказываются пожилые люди, имеющие проблемы со здоровьем. Ключевое отличие активного старения от «здорового» старения К. Будини видит именно в том, что первое возможно и при недостаточно хорошем здоровье. Она ссылается на результаты исследования, которое может послужить подтверждением данной точки зрения: из респондентов, полагавших, что стареют «успешно», т.е. удовлетворительно согласно их собственным критериям, порядка

1 Oxley H. Policies for healthy ageing: An overview. - P.: OECD publishing,

2009.

64% отметили, что наблюдают у себя снижение когнитивных и физических возможностей1. Автор считает, что идею активного старения необходимо отличать и от представления о (высоком) качестве жизни в пожилом возрасте: качество жизни - более широкое понятие, включающее в себя также материальное благополучие. Здоровье и материальные условия существования она относит к факторам, оказывающим влияние на перспективы активного старения. Они значительно варьируются от индивида к индивиду и от страны к стране. Необходимо, заключает она, выработать стратегию активного старения, которая способствовала бы улучшению наиболее трудных жизненных условий и предоставляла альтернативу тем, кому по разным причинам недоступно «здоровое» и «продуктивное» старение.

Прежде всего, как представляется автору, важно, чтобы человек был готов адаптироваться к возрастным изменениям. В связи с этим стратегия активного старения не может касаться одних только пожилых людей - она должна охватывать все возрастные группы. С самого детства люди должны приобретать привычку к физической и социокультурной активности. В социальной политике нужно преодолеть негативный тренд, в рамках которого пожилые люди видятся либо здоровыми энергичными пенсионерами с неограниченными возможностями, либо исключительно пассивными получателями помощи, пособий и пр. По словам автора, потребность в помощи не является препятствием для участия в общественной жизни. Еще до пенсии человек должен получить достаточно информации о досуговых практиках, волонтерской деятельности, иных занятиях, с тем чтобы продолжать реализовывать себя уже не в трудовом, а в других контекстах. При этом следует учитывать потребности и предпочтения самих пожилых людей и создавать условия для их самореализации. Так, известно, что многие пожилые люди увлекаются садоводством, - значит, нужно им гарантировать доступ к садовым участкам и обеспечить необходимый инвентарь2. Также, по крайней мере частично, можно спра-

1 Depp C.A., Jeste D.V. Definitions and predictors of successful aging: A comprehensive review of larger quantitative studies // American j. of geriatric psychiatry. -San Diego (CA), 2006. - Vol. 14, N 1. - P. 6-20.

2

Pettigrew S., Roberts M. Addressing loneliness in later life // Aging a. mental health. - Abingdon, 2008. - Vol. 12, N 3. - P. 302-309.

виться с различными функциональными ограничениями (такими, как снижение слуха, зрения и пр.), в том числе посредством применения продуктов новых технологий.

Следующий момент, который нужно учитывать при разработке стратегии, - это человеческие взаимоотношения. С возрастом представление человека о социальных взаимодействиях обычно претерпевает значительные изменения. Крупным сообществам человек на данном жизненном этапе предпочитает тесное общение с несколькими близкими людьми. Повышается и значение времени, проводимого наедине с самим собой. Выход на пенсию и ухудшение здоровья могут привести к разрыву привычных социальных связей. Необходимо противодействовать социальной изоляции, если она возникает и оказывает негативный эффект на субъективное самочувствие пожилых людей. Нужно уделять внимание и положению тех из них, кто проживает в домах для престарелых. Желательно, чтобы в их жизни на место семейных связей, которые уже обычно не удается поддерживать в полном объеме, пришли дружеские связи с другими постояльцами. И, безусловно, важно, чтобы человек не ощущал себя здесь всего лишь «пациентом в сестринском списке» [с. 1090].

Наконец, еще один фактор, на который обращает внимание автор статьи, - это сохранение человеком контроля над своей жизнью, ответственности за решения, задающие направление ее развития, вопреки существующему внешнему сопротивлению; иными словами, примат агентности над сопряженными с возрастом структурными барьерами. Согласно результатам различных исследований, пожилые люди высоко ценят возможность самим определять свою жизнь1. Реализации этой перспективы, полагает автор, будет способствовать устранение имеющихся на сегодняшний день формальных возрастных барьеров, в том числе дискриминационного законодательства. Например, во многих индустриально развитых странах по-прежнему действует обязательный возраст выхода на пенсию - притом что многие люди способны работать и в более старшем возрасте. Следовательно, по словам К. Будини, необходимо ввести систему оценки компетенции работников, которая бы в

1 Edwards H.E., Courtney M.D., O'Reilly M. Involving older people in research to examine quality of life in residential aged care // Quality in ageing a. older adults. -Bingley, 2003. - Vol. 4, N 4. - P. 38-43.

индивидуальном порядке определяла пригодность / непригодность конкретного человека к тому или иному виду работ. В случае незначительного снижения трудоспособности работнику может быть предложен гибкий график и другие варианты адаптации. Также, утверждает автор, следует отменить возрастной лимит для добровольцев, тем более что, как демонстрирует опыт одной из британских волонтерских организаций, эта деятельность может осуществляться людьми разного возраста, с разной степенью физических ограничений: группа пожилых инвалидов выполняла волонтерскую работу по телефону1.

Однако, замечает автор, во многих странах Запада существуют давние традиции помощи и ухода, в рамках которых соответствующие профессионалы - медицинские и социальные работники -выступают субъектами властных полномочий, а получателям помощи отводится роль пассивного объекта. В 1970-1980-е годы эта патерналистская модель начала подвергаться критике; тем не менее некоторые социальные группы до сих пор воспринимаются в подобном ключе. Прежде всего это касается пожилых людей: считается, что они не всегда способны принимать верные решения себе во благо2. Для стратегии же активного старения может оказаться полезным, если пожилые будут участвовать в процессе принятия решений относительно их собственной жизни3. Это также будет способствовать длительному поддержанию социальной активности. Одним из наиболее значительных решений становится выбор в пользу ухода на дому либо в учреждении; желательно, чтобы по мере возможности человек сделал его сам. В том случае, если пожилой человек выберет домашний уход, его родственникам, которые будут этот уход осуществлять, должна быть оказана всесторонняя поддержка (от расширенных пенсионных выплат и оптимизации рабочего графика до обучения уходу и предоставления технических средств - таких, как дистанционный мониторинг

1 Gill Z. Older people and volunteering. - Adelaide: Government of South Australia, 2006.

2 Thompson N., Thompson S. Empowering older people: Beyond the care model // J. of social work. - L., 2001. - Vol. 1, N 1. - P. 61-76.

3

Edwards H.E., Courtney M.D., O'Reilly M. Involving older people in research to examine quality of life in residential aged care // Quality in ageing a. older adults. -Bingley, 2003. - Vol. 4, N 4. - P. 38-43.

помещения, в котором находится нуждающийся в уходе человек). Пожилые люди должны осознавать свои социальные права и выступать скорее агентами, нежели пациентами как при домашнем, так и при институциональном уходе 1 - соответственно, должны существовать каналы, по которым можно будет сообщить о нарушении прав, если возникнет такая потребность.

Как пишет в заключение К. Будини, необходимо, чтобы человек сохранял активность, в различных формах, на всех этапах своей жизни. Эта активность должна представлять собой взаимодействие самых разных аспектов - физических, социальных, экономических, духовных. И различные специалисты, в настоящее время занимающиеся вопросами старения, могли бы объединиться для выработки стратегий активного старения и повышения качества жизни пожилых людей. С точки зрения автора статьи, необходимо создать единую площадку, на которой все эти специалисты могли бы взаимодействовать. За основу можно взять положительный опыт междисциплинарного сотрудничества в рамках прошедшего в 2012 г. Года активного старения и межпоколенческой солидарности.

Я.В. Евсеева

1 Stenner P., McFarquhar T., Bowling A. Older people and «active ageing»: Subjective aspects of ageing actively // J. of health psychology. - L., 2011. - Vol. 16, N 3. - P. 467-477.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.