Научная статья на тему '2014. 04. 016. Луи М. , фландорфер П. , ди Джулио П. Старение в пожилом обществе. Luy M. , flandorfer p. , di Giulio p. ageing in an aged society: experiences and attitudes of catholic order members towards population ageing and older people // ageing a. society. - Cambridge, 2013. - 24 July. - p. 1-36'

2014. 04. 016. Луи М. , фландорфер П. , ди Джулио П. Старение в пожилом обществе. Luy M. , flandorfer p. , di Giulio p. ageing in an aged society: experiences and attitudes of catholic order members towards population ageing and older people // ageing a. society. - Cambridge, 2013. - 24 July. - p. 1-36 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОЖИЛЫЕ / КАТОЛИЦИЗМ / МОНАШЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 016. Луи М. , фландорфер П. , ди Джулио П. Старение в пожилом обществе. Luy M. , flandorfer p. , di Giulio p. ageing in an aged society: experiences and attitudes of catholic order members towards population ageing and older people // ageing a. society. - Cambridge, 2013. - 24 July. - p. 1-36»

СОЦИОЛОГИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

2014.04.016. ЛУИ М., ФЛАНДОРФЕР П., ди ДЖУЛИО П. СТАРЕНИЕ В ПОЖИЛОМ ОБЩЕСТВЕ.

LUY M., FLANDORFER P., di GIULIO P. Ageing in an aged society: Experiences and attitudes of Catholic order members towards population ageing and older people // Ageing a. society. - Cambridge, 2013. -24 July. - P. 1-36.

Ключевые слова: старение населения; пожилые; католицизм; монашество.

Старение населения - одна из наиболее значительных демографических тенденций современности, затрагивающая различные аспекты жизни в обществах по всему миру. Как указывают авторы реферируемой статьи, Марк Луи, Приска Фландорфер и Паола ди Джулио (Центр демографии и глобального человеческого капитала им. Витгенштейна, Вена, Австрия), стареющим обществам в ближайшем будущем предстоит решать сложные вопросы распределения ресурсов, потенциального конфликта поколений, устойчивого развития, поддержания системы здравоохранения и социальной сферы. При этом существуют сообщества, в которых пожилые люди на данный момент уже составляют большинство и чей опыт может представлять интерес для больших обществ. В числе наиболее ярких примеров подобных сообществ - европейские католические ордена, которые со второй половины XX в. испытывают неуклонное снижение числа молодых послушников, притом что в целом, как и в окружающем обществе, продолжительность жизни повышается, так что средний возраст монахов и монахинь растет [см. диаграмму на с. 7]. Используя опросник Р. Схунмакерса и др.1, со-

1 Attitudes towards population ageing and older people / Schoenmaeckers R.C., Callens M., Vanderleden L., Vidovicova L. // People, population change and policies / Ed. by C. Hohn, D. Avramov, I.E. Kotowska. - Dordrecht: Springer, 2008. - P. 195-220.

держащего в себе ряд вопросов на тему отношения европейцев к старению населения и его последствиям, авторы стремятся выяснить, какова специфика восприятия данных процессов среди членов католических орденов и какие выводы на этой основе можно сделать. Для своего исследования Луи и его коллеги выбрали один мужской и два женских монастыря в Баварии - католической области Германии. 132 монахини и 16 монахов заполнили опросник в конце 2006 - середине 2009 г.

Авторы отмечают, что, хотя первые упоминания о старении населения появились в немецкоязычной литературе еще в 1930-е годы, в центре политических и общественных дискуссий данный феномен оказался относительно недавно, отчего фундаментальные исследования, освещающие разные его стороны, стали появляться лишь в последнее десятилетие1. Подобно тому как это имело место в англосаксонской традиции, современные немецкие авторы в большинстве своем относятся к одному из двух лагерей и видят в старении либо скорее отрицательное, либо по большей части положительное явление. По мнению первых, старение населения окажет негативное воздействие на экономику и социальные связи в обществе, вторые же считают, что появится больше возможностей для индивидуального развития. Среди последних встречаются также и те, кто надеется, что за счет развития медицины и новых технологий удастся преодолеть рост заболеваемости и инвалидности, необходимо сопровождающий старение населения2.

Начало изменений в монастырском укладе, приведших к нынешнему положению вещей, авторы статьи возводят к итогам Второго Ватиканского собора (1962-1965), который в соответствии с идеями реформирования церкви утвердил свободу совести, повысил статус мирян (в том смысле, что и в миру можно достичь святости), упростил обряды богослужения, церковные одеяния и пр.

1 См., например: Schimany P. Die Alterung der Gesellschaft: Ursachen und Folgen des demographischen Umbruchs. - Frankfurt a. M.: Campus, 2003; Frevel B. Herausforderung demografischer Wandel. - Wiesbaden: VS Verl. für Sozialwissenschaften, 2004; Kaufmann F.-X. Schrumpfende Gesellschaft: Vom Bevölkerungsrückgang und seinen Folgen. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2005.

Ageing populations: The challenges ahead / Christensen K., Doblhammer G., Rau R., Vaupel J.W. // Lancet. - Amsterdam, 2009. - Vol. 374, N 9696. - P. 11961208.

Тем самым монашествующие лишались большей части своих как духовных, так и материальных привилегий. С другой стороны, сыграли свою роль и глубинные общественные процессы, протекающие в течение значительно более длительного времени, - такие, как, например, нарастание светских тенденций в европейской культуре, демократизация, повышение ценности личной свободы и женская эмансипация. Вплоть до начала XX в. католические монахини были в европейских обществах фактически единственными женщинами, которые могли занять высокий административный пост. Преподавание, сестринское дело, забота о нуждающихся (в будущем - социальная работа) также были типичными занятиями монахинь, однако в XX столетии все эти сферы профессионализировались, перешли в область светской культуры и стали доступными для мирянок. С повышением вариативности жизненных стилей и личностной мобильности немногие оказались готовы посвящать всю жизнь одной компании, оставаться до конца жизни с одним супругом, уходить на всю жизнь в монастырь. Все меньше людей были согласны терпеть такую авторитарную власть, как власть церкви. А после Второго Ватиканского собора желание уйти в монастырь фактически более не подкреплялось никакими дополнительными - статусными, карьерными и пр. - соображениями. При этом если число монахов сократилось значительно, число монахинь сократилось еще существеннее - прежде всего за счет женщин молодого и среднего возраста. В 2005 г. в баварских обителях на 100 монахинь 25-64-летнего возраста приходилось более 340 монахинь в возрасте от 65 лет и старше. В мужских монастырях этот показатель был в три раза ниже, т.е. тех и других насчитывалось приблизительно равное количество. В итоге средний возраст сестер в рамках настоящего исследования составил порядка 75 лет, братьев - 66 лет.

Упоминавшийся выше опросник применялся в ходе исследования, проводившегося в ряде европейских стран в 1990-е годы, а также в 2000-2003 гг. Во второй волне опросов приняли участие порядка двух тысяч человек в возрасте от 20 до 65 лет из 13 стран Европы - Германии (отдельно - восточные и западные земли), Нидерландов, Бельгии (только Фландрия), Финляндии, Италии, Кипра, Венгрии, Румынии, Словении, Польши, Чехии, Литвы и Эстонии. Респондентам было задано пять вопросов. Первые два вопроса

касались отношения участников к: а) сокращению количества молодых людей и б) увеличению количества пожилых людей; эти явления предлагалось оценить по шкале от одного до пяти, где 1 -«замечательно», а 5 - «очень плохо». На третий вопрос - каким образом можно предотвратить будущие проблемы в пенсионной системе - требовалось выбрать не более двух вариантов ответа: повысить пенсионный возраст; повысить налоги; уменьшить размер пенсий; обязать детей содержать своих родителей; упразднить программы раннего выхода на пенсию; поставить размер пенсии в зависимость от количества детей (т.е. чем больше у человека детей, тем выше его пенсия); ни один из указанных вариантов. Четвертый вопрос прояснял отношение респондентов к тому, как, с их точки зрения, должен осуществляться переход от занятости к пенсии (можно было выбрать лишь один ответ): а) по достижении определенного возраста человек обязан уйти на пенсию; б) по достижении определенного возраста человек обязан уйти на пенсию, однако он имеет право совмещать пенсию и работу; в) на протяжении нескольких лет после достижения определенного возраста человек может постепенно сокращать свои рабочие часы. Наконец, в пятом пункте респонденты должны были выразить свое мнение о пожилых членах общества в целом; предлагалось оценить следующие высказывания по шкале от одного до пяти, где 1 - «полностью согласен», а 5 - «вообще не согласен»: а) благодаря своему большому опыту они приносят пользу обществу; б) они обеспечивают сохранение традиционных ценностей; в) они могут передать молодому поколению свои знания и навыки; г) общество должно гарантировать пожилым людям соблюдение их прав; д) остальные члены общества должны с вниманием относиться к заботам и чаяниям пожилых людей; е) пожилые более не продуктивны и лишь отнимают ресурсы у общества; ж) они препятствие для общества; з) они обуза для общества; и) они важный источник эмоциональной поддержки. Участники опроса также предоставляли сведения о своем возрасте, поле, семейном положении, наличии детей, образовании и занятости. Используя данную рамку для своего эмпирического исследования, авторы реферируемой статьи отнесли членов католических орденов к категориям «состоящие в зарегистрированном / гражданском браке» (married / cohabitating) и «бездетные»; об образовательном уровне было известно в отношении 122 из 148 братьев и сестер.

Исследование показало, что, хотя факт сокращения молодежи не вызывает у монахов и монахинь оптимизма, к самим пожилым людям они относятся позитивнее, нежели остальное население, причем это касается не только самых старых (что можно было бы отнести на счет их собственного возраста), но и молодых послушников и послушниц. Среди мирян более негативное отношение продемонстрировали жители стран Восточной Европы (в Германии - население восточных земель) с пиком негативизма в Эстонии; что касается индивидуальных показателей, наибольшую нетерпимость проявили молодые холостые бездетные мужчины с невысоким образовательным уровнем. Как отмечают авторы, принадлежность к монашествующим оказалась важнее пола, возраста и образования, так что на большинство ответов как братья, так и сестры дали схожие ответы. В частности, и те и другие (около 68% монахинь и 75% монахов) указали на необходимость постепенного перехода от занятости к пенсии (среди остального населения этот вариант выбрала только половина респондентов). Единственное расхождение авторы обнаружили в ответах на вопрос о предотвращении «сбоев» в работе пенсонной системы, где порядка 38% монахов выбрали вариант «поставить размер пенсии в зависимость от количества детей», в то время как аналогичное количество монахинь не сочло ни один из предложенных вариантов приемлемым. В целом авторы уверены, что членам католических орденов удается поддерживать гармоничное сосуществование в своих «старых» сообществах и что в обителях выработаны собственные стратегии успешного старения.

Чтобы справиться с недостатком молодых послушников, в настоящее время многие обители нанимают мирян для выполнения различных работ (авторы статьи проводят здесь параллель с наймом иммигрантов в европейских странах). Некоторые ордена с одинаковым уставом объединяются, хотя, если монастырь - это родной дом, а братья или сестры - настоящая семья, то к подобным изменениям может быть нелегко приспособиться. Важным аспектом монастырской жизни является ее фактическая «безвозраст-ность»1, поскольку монашествующие не проходят обычных для

1 Klassen S. Greying in the cloister: The Ursuline life course in eighteenth-century France // J. of women's history. - Baltimore (MD), 2001. - Vol. 12, N. 4. - P. 87.

большинства мирян стадий начала работы, заключения брака, рождения детей, окончания трудовой деятельности, вдовства. Для них характерна также так называемая «естественная пенсия» (natural retirement)1 - процесс, в рамках которого они постепенно, по мере ухудшения здоровья, отходят от дел, однако продолжают выполнять посильную работу практически до конца жизни. По мнению самих монахов и монахинь2, именно эта традиция является одним из ключевых факторов их долголетия. Вплоть до самого конца они остаются в кругу близких людей, закат жизни в их представлении не ассоциируется с социальной изоляцией и одиночеством. Вера наделяет их надеждой и оптимизмом, а сознание того, что они идут именно тем путем, для которого они были предназначены, вселяет чувство удовлетворенности жизнью. Как представляется Луи и его коллегам, их исследование продемонстрировало, что старение населения необязательно должно нести с собой усиление негативного отношения к пожилым людям и рост межпоколенческой напряженности. Бережное отношение к семейным ценностям, плавный переход от занятости к пенсии и длительная социальная активность будут способствовать высокому статусу пожилых людей в обществе и, соответственно, могут стать ключом к решению многих проблем стареющих обществ.

Я. В. Евсеева

1 Nix J.T. The senior sister: Renewal and new horizons // Proceedings of the Institute on planning for pre-retirement and retirement of religious. - Wash.: National conference of catholic charities, 1968. - P. 108.

2

Luy M. Warum Mönche länger leben: Männer und Sterblichkeit: Erkenntnisse aus zehn Jahren Klosterstudie // Befreiungsbewegung für Männer: Auf dem Weg zur Geschlechterdemokratie: Essays und Analysen / Hrsg. von P.-H. Gruner, E. Kuhla. -Gießen: Psychosozial-Verl., 2009. - S. 256-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.