Научная статья на тему '2015. 01. 014. Прудникова Т. Р. Организационно-правовые основы регулирования миграционных процессов: административно-правовой аспект. - М. : Юнити-Дана: закон и право, 2014. - 186 с'

2015. 01. 014. Прудникова Т. Р. Организационно-правовые основы регулирования миграционных процессов: административно-правовой аспект. - М. : Юнити-Дана: закон и право, 2014. - 186 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / ГРАЖДАНСТВО / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 014. Прудникова Т. Р. Организационно-правовые основы регулирования миграционных процессов: административно-правовой аспект. - М. : Юнити-Дана: закон и право, 2014. - 186 с»

чения законности; 2) юридические и иные гарантии прав граждан; 3) пределы усмотрения в административной деятельности полиции и обеспечение прав граждан; 4) повышение эффективности административной деятельности полиции в сфере обеспечения прав граждан.

В заключение подчеркивается, что юридические гарантии прав граждан, закрепленные в российских нормативных правовых актах, нисколько не уступают зарубежным аналогам, а по некоторым аспектам даже превосходят их. Тем не менее, если и существует неудовлетворенность уровнем гарантий прав граждан в административной деятельности, то в значительной мере это связано с вопросами имплементации таких гарантий в повседневную деятельность полиции и объясняется уровнем правовой культуры как сотрудников полиции, так и населения.

А.В. Четвернина

2015.01.014. ПРУДНИКОВА ТР. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 186 с.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба; миграционный учет; гражданство; трудовая миграция.

Монография состоит из двух глав. Первая посвящена анализу статуса миграционных служб в сравнительно-правовом аспекте, их взаимодействию с институтами гражданского общества, вторая -обоснованию основных направлений совершенствования административно-правового регулирования деятельности Федеральной миграционной службы России (далее - ФМС России).

Основные положения монографии проиллюстрированы многочисленными примерами из практики зарубежных стран, судебными решениями, а также статистическими данными. Анализируя статус миграционных служб как субъектов административно-правовых отношений, автор обращает внимание на многофункциональность ФМС России, поскольку наряду со специальными функциями и функциями по контролю и надзору они наделены нормотворческими и организационно-хозяйственными функциями. С одной стороны, это обеспечивает комплексный подход к управ-

лению в миграционной сфере, но с другой - приводит к монопольному положению данного органа в системе управления отраслью с соответствующими негативными последствиями, поскольку нормативные акты нередко принимаются исходя из собственных интересов по осуществлению надзорно-контрольных полномочий. Анализ полномочий ФМС России показывает их многофункциональность. Предлагается измененить статус этого органа на статус Министерства миграции (одним из аргументов, по мнению автора, служит тот факт, что руководитель ФМС России уже возведен в 2013 г. в ранг министра).

Взаимоотношения миграционных служб и граждан рассматриваются в монографии через призму партнерства, под которым понимается система совместной деятельности миграционных служб и других субъектов регулирования миграционной деятельности. Всех участников партнерства автор делит на две группы: уполномоченные (обязательные, постоянные) и добровольные (неуполномоченные, переменные) участники. К первой категории относятся государственные органы, ко второй - граждане, общественные и коммерческие организации, СМИ. Особое внимание уделено позиционированию миграционных служб в обществе. Практика позиционирования охватывает два основных направления: 1) рекламно-информационное (всестороннее информирование общества обо всех аспектах деятельности миграционной службы); 2) институционально-информационное (деятельность по поддержанию двухсторонних связей с основными институтами общества и гражданами).

В работе уделено большое внимание общественному контролю за деятельностью миграционных служб; проведена детальная классификация методов общественного контроля - от наблюдения и анализа документов до международных методов его реализации; раскрыта роль СМИ в проведении общественных экспертиз, роль общественного совета при ФМС; предлагаются меры по совершенствованию его структуры, форм и методов деятельности.

Основные направления совершенствования административно-правового регулирования деятельности ФМС России включают, по мнению автора, преодоление ряда существующих недостатков регулирования: недостаточной эффективности миграционного учета; наличия внутренней несогласованности некоторых актов и

внутри самих актов; проблемы бланкетных норм; наличия большого массива подзаконных актов.

Изложению вопросов административно-правового регулирования гражданства предшествует большая историческая справка об институте гражданства. Затем описаны порядок оформления, подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, порядок и сроки принятия соответствующих решений, контроль за их исполнением. Подробно проанализированы проблемы гражданства детей, особенно связанные с применением в российском законодательстве принципа почвы, а также вопросы административно-правовой защиты прав соотечественников за рубежом.

В работе отмечается, что совершенствование административно-правового регулирования трудовой миграции должно осуществляться на основе соответствующих норм международного права. Необходимо создание единой информационной системы стран СНГ и гармонизация их законодательства в области миграции, разработка единого понятийного аппарата (иммигрант, эмигрант, иностранный гражданин, политическое убежище и др.), введение единых по форме, содержанию и срокам действия на территории всех стран СНГ въездных документов (виз), определение единого (в эквивалентном измерении) размера сборов за въезд, установление единого порядка продления виз, возможности получения визы в заграничном представительстве любой из стран СНГ, подписавших соглашение.

Г.Н. Андреева

2015.01.015. СТАРОСТИН Б.А. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. - М.: Буки Веди, 2014. - 134 с. - Библи-огр.: с. 116-133.

Ключевые слова: институт административной ответственности; региональное административно-деликтное законодательство; административно-процессуальные нормы; административное правонарушение, административные санкции; штрафные санкции.

Автор анализирует современные научные концепции института административной ответственности в России, а также истори-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.