Научная статья на тему '2015. 01. 009. Поттс Д. Городские кварталы и направления урбанизации в Африке: победители и побежденные. Potts D. urban livelihoods and urbanization trends in Africa: winners and loosers // King’s College. - L. , 2013. - n 57. - p. 1-30'

2015. 01. 009. Поттс Д. Городские кварталы и направления урбанизации в Африке: победители и побежденные. Potts D. urban livelihoods and urbanization trends in Africa: winners and loosers // King’s College. - L. , 2013. - n 57. - p. 1-30 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ АФРИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЕДНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Олишевко В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 01. 009. Поттс Д. Городские кварталы и направления урбанизации в Африке: победители и побежденные. Potts D. urban livelihoods and urbanization trends in Africa: winners and loosers // King’s College. - L. , 2013. - n 57. - p. 1-30»

будущем, который находится в непосредственной близи от стран, где реализуется проект. В силу напряженных отношений с Западом он пока не присоединился к нему, но и активно не мешает его осуществлению.

Д.В. Палаткин

2015.01.009. ПОТТС Д. ГОРОДСКИЕ КВАРТАЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ УРБАНИЗАЦИИ В АФРИКЕ: ПОБЕДИТЕЛИ И ПОБЕЖДЕННЫЕ.

POTTS D. Urban livelihoods and urbanization trends in Africa: winners and loosers // King's College. - L., 2013. - N 57. - P. 1-30.

Ключевые слова: урбанизация Африки; социальное развитие; экономический рост; бедность.

Важнейшими факторами при анализе экономик стран Тропической Африки являются скорость урбанизации и численность среднего класса. За последние 15 лет число исследований экономики городов Тропической Африки резко увеличилось. Формально города Африки южнее Сахары переживают экономический рост, однако, по мнению автора (Кингс колледж, Лондон), он редко подкрепляется социальным развитием, несмотря на то что приток инвестиций и создание новых рабочих мест чаще всего происходят именно в городах. Вопреки росту ВВП африканские города продолжают испытывать недостаток в жилье и социальных услугах.

Основная часть прироста ВВП в странах Африки южнее Сахары в XXI в. приходится на ресурсы: сельское хозяйство, лесную промышленность, рыболовство, шельфовую нефте- и газодобычу -все это находится вне городов. Точки роста не обеспечивают выравнивания доходов, скорее обусловливают их разрыв. При этом многие состоятельные африканцы живут в городах, но мультипликационный эффект от участия их доходов в развитии городской инфраструктуры и создании рабочих мест значительно ниже, чем он мог бы быть при выравнивании доходов.

В качестве очевидного улучшения экономической ситуации ряд специалистов рассматривают массовое появление торговых центров с дорогими магазинами. Автор отмечает, что в данном случае в качестве параметра городской экономики берется потребительская способность меньшинства, а не качество занятости

большинства. Большинство горожан остается бедным, в 80-90-х годах удельный вес городских бедняков вырос, в этот период заработок городских работников стал настолько низок, что они не могли даже прокормить семьи, не говоря уже об обеспеченности жильем и доступе к образованию. В Нигерии в городах насчитывалось в 1980 г. 3% бедняков, к 1996 г. их было уже около 25% (с. 2). В Нигерии в 2006 г. 57% городских домохозяйств рассматривали себя как бедные, 27% городских домохозяйств находились в критической ситуации с обеспеченностью пищей, в сельской местности -22% (с. 3).

Очень высокую степень урбанизации имеют островные государства, но их экономическое и социальное устройство настолько отличается от городов континентальной Африки, что они не были включены в исследование (с. 4). В десяти странах в 2001-2010 гг. наблюдалось уменьшение городского населения, в четырех - только небольшой его рост (с. 5).

Для городов Тропической Африки большое значение имеют «пригородные» районы, их нельзя рассматривать как полноценные городские территории в силу почти полного отсутствия в них социальных услуг и приемлемого уровня занятости населения. «Пригороды» почти не участвуют в экономической жизни города, заработки жителей и покупательная способность очень невелики (с. 7). Так, по мнению автора, 34% городского населения Кении в 2001 г., скорее всего, означают население городов и «пригородов» вместе взятое (с. 8). Поправки, введенные для часто мигрирующего населения «пригородов», также позволяют предположить, что реальный рост населения городов в Зимбабве составил в 1992-2002 гг. только 3%, а не 8%, по данным ООН.

Согласно исследованиям Африканского банка развития (АБР), в 2010 г. 1/3 африканского населения могла быть причислена к среднем классу, или 313 млн человек (с. 10). Авторы указывают, что в число среднего класса были включены люди, живущие на 2-4 долл. в день. Беднейшими считались люди, живущие на 0,75 долл. в день. Сам АБР признает, что значительную часть этой подгруппы африканского среднего класса составляет «floating class» - «подвижный класс», легко становящийся бедным. При этом в целом средним классом, согласно устоявшимся мировым параметрам исследований, являются люди с доходом от 10 долл.

(в западных исследованиях от 15 долл.) до 100 долл. в день (с. 10). По мировым стандартам, в Тропической Африке - не более 5% представителей среднего класса (с. 13).

В 1980-2010 гг. пропорция африканских горожан, считающихся серединой среднего класса, упала с 19,4 до 18,2%, к ним относились люди с доходом 4-10 долл. в день. Верхом среднего класса с доходами более 20 долл. в день в 1980-2010 гг. были только 4,8% жителей городов Тропической Африки (с. 12). Вместе бедняки и подвижный класс составляли 80,6% в 1980 г. и 81,7% в 2010 г. (с. 12). При этом удельный вес очень бедных горожан уменьшился к 2010 г. с 69 до 61% (с. 12). Если брать показатели бедности африканцев по континенту в целом, то они значительно улучшаются благодаря Египту, Тунису и Алжиру. Если в странах Тропической Африки около 20% людей живут на 4-10 долл. в день, то в Египте, Тунисе и Алжире 32, 46 и 27% соответственно (с. 14).

В настоящее время даже крупные африканские города не в состоянии использовать свой людской ресурс и создать масштабные производства. В условиях открытых рынков и глобализации страны Тропической Африки не могут производить конкурентоспособные товары даже для собственных рынков (с. 18). «Африканские производители... сталкиваются с яростной конкуренцией в своих странах и за рубежом со стороны развитых и развивающихся стран, в первую очередь Китая» (с. 18). В настоящее время экспорт товаров легкой промышленности из стран Африки южнее Сахары составляет только 0,9% от общемирового, в 1980 г. он составлял 1,2% (с. 18).

Проблемы африканские страны испытывают и в связи с вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Так, Нигерия потеряли 80% своих текстильных фабрик, были уволены 250 тыс. работников (с. 19). В 2007 г. нефть и газ составляли 38% нигерийского ВВП, сельское хозяйство и торговля - 32 и 15% соответственно, производство только 2,5%. В г. Аба на юго-востоке Нигерии к 2007 г. производство обуви упало вдвое после начала массового импорта китайских товаров. Фабрики по производству запчастей для двигателей в г. Нневи закрывались. В 2013 г. в ВВП ЮАР промышленное производство составляло 14%, при 20% в 2004 г. (с. 20).

Многие поселения горняков в Африке, которые можно классифицировать как города, остаются небольшими и мало влияют на экономическую обстановку даже в близлежащей местности. Так, поселения возле залежей железной руды в Либерии и Мавритании, появившиеся в 1980-х, могут рассматриваться исключительно как поселки горняков (с. 21), их мультипликативный эффект невелик. Ряд специалистов рассматривают такие поселения как «анклавную экономику». Так, Замбия и ДРК имеют множество поселений горнодобытчиков, но за последние 30 лет их воздействие на экономику было неоднозначным (с. 21). В 80-90-х годах из-за падения цен на медь поселения Медного пояса Замбии теряли население, некоторые сокращались в размерах. В этот период в Замбии в целом наблюдалось падение пропорции городского населения. Рост спроса на медь в начале 2000-х годов не означал роста населения горняцких поселений, так как новые технологии резко уменьшили спрос на рабочую силу. Так, в Ботсване алмазные шахты возле Орапы нанимают менее 4 тыс. работинков, а самая богатая алмазная шахта в мире Джваненг - еще меньше. Согласно переписи 2011 г., население этих городов составляло 9531 и 18 008 человек соответственно. Медно-никелевая шахта Селеби-Фикве способствовала созданию более крупного поселения - 49 411 человек в 2011 г. При этом население ботсванских Орапы и Селеби-Фикве не росло, а население Джваненга росло медленее, чем население Ботсваны в целом (с. 23). Города возле залежей ценного сырья в Конго-Киншасе, несомненно, многочисленны, но активные военные действия в этом государстве не позволяют сделать даже приблизительную оценку экономики этого государства и значимости в ней такого рода поселений (с. 22). Тете в Мозамбике переживает очередной рост угледобычи и в 1997-2007 гг. являлся третьим по скорости роста в этой стране - 3,8% населения в год (с. 22).

В ряде случаев выигрывающими от ресурсоориентированной экономики оказываются города, находящиеся в регионах с крупной сельскохозяйственной базой. Важными примерами являются Ару-ша в Танзании и Кумаси в Гане (с. 23) Рост населения обоих в 80-х -начале 2000-х составил около 5,5%. Вокруг Аруши находится множество небольших кофейных плантаций, после падения производства на них в результате либерализации сельскохозяйственного рынка резко выросло огородничество и молочное животноводство,

значительное развитие получили садоводство и выращивание цветов (с. 23). Аруша выгодно расположен и многие туристы, направляющиеся в Найроби из Европы, часто останавливаются там, так как он близок к одним из лучших в мире заповедников. Кумаси находится в местности, сильно зависящей от экспорта какао, золота и твердой древесины. Оба города являются региональными центрами, также в Аруше расположены офисы Восточноафриканского содружества, а Кумаси - исторический традиционный центр ашанти.

Инвестиции Китая, несомненно, имеют большое значение для африканских экономик, но они чаще всего совершенно не связаны с производством в крупных городах и способствуют только развитию малых городов горняков или нефтедобытчиков. Как правило, от высоких темпов урбанизации и экономического роста выигрывают города, находящиеся вблизи крупных перспективных залежей сырья, или порты, модернизируемые для вывоза этого сырья. Так, в выигрыше в связи с новыми месторождениями нефти оказались Дуала и Яунде в Камеруне, города в дельте Нигера -Варри, Оверри и Порт-Харкорт в Нигерии, Луанда в Анголе.

Согласно данным ООН, самыми высокоурбанизированными среди стран Тропической Африки (за исключением Джибути) являются небольшие Габон и Конго-Браззавиль, обладающие нефтяными запасами. (с. 20). Поскольку месторождения нефти открываются в последнее десятилетие во многих странах Африки южнее Сахары, можно прогнозировать ускоренную урбанизацию в Уганде, Гане и Кении (с. 20). Важным условием относительного благополучия растущего города является и отсутствие масс беженцев из зон конфликта. Залогом развития городов Тропической Африки является прекращение конфликтов, повышение покупательской способности населения и рост возможностей для инвесторов.

В. С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.