УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА
2014.04.036. ДУБОВИК О.Л. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДАХ / РАН. Ин-т государства и права. - М.: ООО «НБ-Медиа», 2013. - 232 с.
Ключевые слова: уголовное законодательство; административное законодательство; атомная энергия; радиационная безопасность; юридическая ответственность.
Анализируемые в монографии1 проблемы имеют междисциплинарный, комплексный характер, поскольку являются предметом исследования в рамках атомного и конституционного, административного и гражданского, трудового и экологического, медицинского и уголовного, международного и иных отраслей права. Однако автор в первую очередь сосредоточивает внимание на аспектах уголовно-правового регулировании, подчеркивая, что уголовный закон выполняет профилактическую функцию и призван снизить возрастающие риски в сфере использования атомной энергии, усилить обеспечение радиационной безопасности населения и территорий не только России, но и других государств.
Монография состоит из трех разделов.
В разделе I (с. 6-33) дан общий обзор системы российского законодательства об использовании атомной энергии, радиационной безопасности и радиоактивных отходах, оценено его состоя-
1 Исследование выполнено при поддержке Фонда Александра фон Гумбольдта и Центра междисциплинарных исследований Университета Билефельда (Германия) и Росатома.
ние, выявлены возникающие при реализации его предписаний проблемы. Автор анализирует содержание и значение федеральных законов «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «Об обращении с радиоактивными отходами», а также роль федерального законодательства о социальных гарантиях и помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, и о деятельности Росатома. Особо рассматриваются федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Завершается раздел описанием основных правовых инструментов, т.е. зонирования экологической экспертизы, разрешений (лицензий), мониторинга, надзора и контроля, санкций.
В разделе II (с. 34-53) анализируются вопросы правового регулирования юридической ответственности в федеральных законах «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности», «Об обращении с радиоактивными отходами». В первую очередь автор раскрывает содержание и значение ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», поскольку в ней содержится перечень составов нарушений и субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности, а не отсылочная к уголовному и административному законодательству норма. Статья 61 содержит 30 составов. Большинство из них (иногда с некоторым уточнением терминологии) включены в соответствующие статьи УК РФ и КоАП РФ (что и отражено в таблице, помещенной в конце раздела III монографии). Автор дает краткие разъяснения исходных понятий: ответственности, нарушения (правонарушения), должностного лица, гражданина, норм и правил в области использования атомной энергии, радиационного источника, безопасности и др.
Раздел III «Виды юридической ответственности за нарушение законодательства об атомной энергии» (с. 55-230) состоит из четырех глав. Глава 1 посвящена уголовной ответственности и включает два параграфа, в которых анализируются основания уголовной ответственности и составы преступлений. Аналогично построена и гл. 2 об административной ответственности с тем, чтобы показать, каким образом следует разграничивать уголовно и административно наказуемые нарушения. Главы 3 и 4 о дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности содержат краткие све-
дения о ситуациях их применения и их значении как мер, поддерживающих более острые санкции уголовного закона.
В монографии подробно характеризуются содержание, цели и значение следующих уголовно-правовых запретов:
- нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики - ст. 215 УК РФ;
- незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами - ст. 220 УК РФ;
- хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ - ст. 221 УК РФ;
- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ - ст. 246 УК РФ;
- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов - ст. 247 УК РФ;
- сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, - ст. 237 УК РФ;
- незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, - ст. 189 УК РФ.
Автор специально рассматривает вопрос об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, а именно: крайней необходимости, физического или психического принуждения, обоснованного риска; исполнение приказа или распоряжения.
В гл. 2 раздела III рассматриваются проблемы оснований административной ответственности и составы административных проступков, которые дополняют уголовно-правовые запреты. В числе таких составов автор называет единственный специальный запрет - это нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 9.6 КоАП РФ) - и анализирует его элементы. Но в то же время, по мнению О.Л. Дубовик, административно наказуемыми могут быть признаны и иные действия (бездействие), нарушающие правила, нормы и требования, установленные атомным законодательством, что порождает трудности разграничения не только административных проступков между собой, но и трудности разграничения преступлений и административных правонарушений. В действующем КоАП РФ со-
держится ряд общих норм, охватывающих любую подконтрольную (поднадзорную) деятельность, в том числе и на объектах атомной энергетики, или проводимую с использованием радиоактивных веществ, или приводящую к образованию радиоактивных отходов и иному обращению с ними (с. 186). К числу таких составов автор относит неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 и 3 ст. 19.4 КоАП РФ); воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) (ст. 19.4.1 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ); непринятие мер по установлению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ); непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ). О.Л. Дубовик подчеркивает, что такого рода нарушения являются, как правило, действиями (реже - бездействием) как составным элементом деяния, в итоге образующего состав преступления, и, следовательно, применение мер административной ответственности есть не что иное, как профилактика преступных посягательств. Автор также обращает внимание на необходимость учитывать проблемы, возникающие в связи с разграничением нарушений административного законодательства об использовании атомной энергии с составами, предусмотренными ст. 19.19 «Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений», ст. 19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)», ст. 20.6 «Невыполнение требований, норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Сопоставляя запреты, предусмотренные ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», с составами преступлений УК РФ и дополняющими их запретами КоАП РФ, автор указывает и на то обстоятельство, что в ряде случаев возможна квалификация действий виновных по совокупности преступлений, например, со ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки», ст. 292 «Служебный подлог», ст. 293 «Халатность», ч. 1 ст. 212 «Массовые беспорядки», ст. 205 «Террориста-
ческий акт», ст. 205.1 «Содействие террористической деятельности» и другими статьями УК РФ (эти вопросы освещены в дополнительных примечаниях к сопоставительной таблице).
А.А. Рёрихт
2014.04.037. ШУМАХЕР С.А. УСИЛЕНИЕ СДЕРЖИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПУТЕМ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ.
SCHUMACHER S.A. Magnifying deterrence by prosecuting professionals // Indiana law journal. - Bloomington, 2014. - Vol. 89, N 2. -P. 511-558.
Ключевые слова: ответственность за налоговое преступление в США; уголовное преследование; налоговое преступление; уклонение от уплаты налогов; налоговое убежище.
Скотт А. Шумахер - адъюнкт-профессор (доцент) права, руководитель программы по налоговому праву в Школе права Университета Вашингтон (Сиэтл) - отмечает, что решение о начале уголовного преследования - одно из самых важных решений, которое может принять государство. Прокурор должен убедиться, что обвинение выдвигается на основании ясно сформулированного в законе состава преступления и что достижение поставленных в законе целей невозможно без вынесения обвинительного приговора. Автор подчеркивает: если государство может предъявить обвинение - это еще не значит, что оно должно его предъявлять, а не ограничиться иными мерами.
В статье рассматриваются вопросы привлечения к ответственности за налоговые преступления. Законодательство, устанавливающее ответственность за такие преступления, является в высшей степени неопределенным. Не существует четкого разграничения между разрешенной налоговой оптимизацией и уголовно наказуемым уклонением от уплаты налогов. Уголовно наказуемым признается перемещение и сокрытие имущества от Федерального налогового управления США с целью избежать уплаты налогов. Возникает вопрос: если налогоплательщик знает, что Федеральное налоговое управление собирается предъявить поручение на уплату налогов к определенному банковскому счету, является ли преступлением не зачислить имеющиеся деньги на этот счет? Скорее всего,