Научная статья на тему '2014.04.031. РЁЗЕЛЕР Р. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ НАД БАНКАМИ. RÖSELER R. BANKENAUFSICHT IM WANDEL // BANK. - KöLN, 2014. - N 4. - S. 7-12'

2014.04.031. РЁЗЕЛЕР Р. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ НАД БАНКАМИ. RÖSELER R. BANKENAUFSICHT IM WANDEL // BANK. - KöLN, 2014. - N 4. - S. 7-12 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА ЕВРО / РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БАНКОВСКИЙ СОЮЗ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.04.031. РЁЗЕЛЕР Р. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ НАД БАНКАМИ. RÖSELER R. BANKENAUFSICHT IM WANDEL // BANK. - KöLN, 2014. - N 4. - S. 7-12»

срочное оптовое финансирование (КОФ) было известно уже в 1990-е годы, но с того времени оно получило широкое распространение, в частности в крупных финансовых группах и структурированных инвестиционных компаниях (structured investment vehicles, SIV), которые используются для финансирования обеспеченных активами ценных бумаг (asset-backed securities, ABS). Развитие такого финансирования свидетельствует о тесном переплетении традиционной ссудной деятельности банков и их деятельности на рынке капитала. Автор констатирует, что, к сожалению, пруденциальное регулирование адаптируется к этой тенденции крайне медленно.

В целях обеспечения финансовой стабильности в отношении учреждений, которые очень широко прибегают к КОФ, могут применяться два вида регулирования: во-первых, это введение дополнительного сбора (налога), величина которого зависит от масштаба использования разных способов КОФ; во-вторых, прямое повышение сборов (налогов), предусмотренных законодательством для такого рода операций и имеющих в настоящее время очень несущественные размеры.

Г.В. Семеко

2014.04.031. РЁЗЕЛЕР Р. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ НАД БАНКАМИ.

ROSELER R. Bankenaufsicht im Wandel // Bank. - Koln, 2014. - N 4. -S. 7-12.

Ключевые слова: зона евро; регулирование банковской деятельности; Банковский союз.

Порядок регулирования банковской деятельности и контроля над ней в Евросоюзе в течение нескольких лет постоянно меняется, а после финансового кризиса 2008 г. этот процесс усилился, и, похоже, в 2014 г. снова ожидаются серьезные изменения. Основной вектор развития направлен в сторону европеизации механизмов контроля и контролирующих структур.

Первые радикальные изменения появились уже в январе 2014 г. Запуск единого контролирующего механизма в ЕС намечен на ноябрь 2014 г., параллельно с ним будут вноситься изменения в национальную практику контроля. Будет использоваться так назы-

ваемый пакет CRR/CRD IV (Регламент и Директива о требованиях к достаточности капитала), в котором закреплен новый как по содержанию, так и по форме правовой порядок государственного контроля над кредитными учреждениями.

Правила контроля над банками в пакете CRR/CRD IV основательно переработаны, введены новые требования и инструменты контроля. Ядром пакета являются правовые изменения со стороны ЕС, касающиеся регулирующего механизма «Базель-3». В частности, в директивах Евросоюза даются совершенно новое понятие собственных средств и более четкое определение основного капитала, а также вводятся единые для ЕС требования по ликвидации кредитных учреждений. Кроме того, с учетом уроков финансового кризиса основательно переработаны требованиям к руководителям и членам надзорных органов и к банковским мероприятиям по контролю, а также список санкций.

Пакет CRR/CRD IV вводит в действие свод единых правил (Single rule book), который должны соблюдать кредитные учреждения ЕС. В него включены основные надзорные требования - минимальные требования к капиталу и обязанность кредитных учреждений требовать от заемщика документальных данных о состоянии его дел. Целью изменений является дальнейшая гармонизации банковского надзорного права внутри ЕС и закрытие лазеек, которые могут быть использованы при применении национального права.

Несмотря на унификацию в ЕС основных требований по контролю, его правовые основы не стали проще по двум причинам: пакет CRR/CRD IV впервые устанавливает единые требования к ликвидности, левериджу, амортизации капитала, а также частично расширяет действующие правила. Кроме того, увеличено число требований к национальным правилам надзора и обязательных технических стандартов, которые также должны учитываться в конкретных обстоятельствах.

Практические действия по введению гармонизированных европейских правовых норм контроля остаются за национальными контролирующими органами. В ноябре 2014 г. ответственность за контроль должна перейти к единому надзорному механизму (Single supervisory mechanism, SSM), новой контролирующей структуре под руководством ЕЦБ. При SSM ЕЦБ и национальные контролирующие органы должны осуществлять контроль над банками со-

вместно. При этом SSM открыт для стран, не входящих в зону евро, которые могут добровольно присоединиться к системе.

Под контроль ЕЦБ и SSM попадут не все кредитные учреждения зоны евро, а только так называемые «значимые» учреждения, чей объем активов превышает 30 млрд евро или которые имеют активы, эквивалентные 20% объема ВВП их стран. Кроме того, кредитное учреждение считается значимым, если значительная часть его деловой активности осуществляется за границей. В обязательном порядке под надзор попадают три крупнейших банка в каждом государстве - члене ЕС.

Все задачи и полномочия по надзору над кредитными учреждениями в конце 2014 г. должны быть переданы ЕЦБ. Но при исполнении своих новых задач ЕЦБ может рассчитывать на поддержку национальных контролирующих органов. Для этого должна быть создана наблюдательная команда с участием представителей ЕЦБ и национальных регуляторов под руководством координатора от ЕЦБ.

В будущем надзор будет также осуществляться и национальными органами, которые, однако, обязаны будут учитывать общие предписания и директивы ЕС, чтобы гарантировать единые стандарты контроля. При этом национальные органы должны регулярно передавать ЕЦБ сведения о своей надзорной деятельности.

Прежде чем ЕЦБ возьмет на себя в ноябре 2014 г. ответственность за надзор, он должен будет провести широкую проверку соответствующих институтов. Речь идет о 124 банковских группах, 24 из которых имеют главный офис в Германии (с. 8). ЕЦБ в сотрудничестве с национальными властями должен проверить качество активов соответствующих учреждений, ограничиваясь при этом портфелями активов, наиболее подверженных рискам. В дополнение к этому летом 2014 г. намечено провести стресс-тесты.

SSM является одной из трех «опор» Банковского союза ЕС. Он осуществляет контроль над действующими кредитными институтами. Но когда последние попадают в затруднительное положение и могут дестабилизировать финансовые рынки, встает вопрос о ликвидации таких учреждений. В дальнейшем ими должна заняться вторая «опора» Банковского союза, состоящая из единого механизма урегулирования банковских банкротств (Single resolution

mechanism, SRM), а также специального фонда для его финансирования.

Если банк, контролируемый SSM, попадает в затруднительное положение, то новое ведомство SRM должно решить, когда и в каком порядке банк должен быть ликвидирован. Принятие решений и разработка плана ликвидации осуществляется в рамках совета (Single resolution board) в сотрудничестве с национальными надзорными органами.

При банковских банкротствах в Германии уже активно используют вступивший в силу 12 августа 2013 г. закон об ограничении рисков и планировании санирования и ликвидации кредитных институтов и финансовых групп. В соответствии с этим законом все потенциально опасные для финансовой системы кредитные институты должны быть включены в планы санирования. При этом Федеральное управление финансового надзора Германии (BaFin) должно составлять планы ликвидации для кредитных институтов и мероприятия по предотвращению их банкротств.

На саммите ЕС в декабре 2013 г. было решено, что SRM должен вступить в силу 1 января 2015 г. Предусматривается ввести такие мероприятия по ликвидации, как, например, возможность списания собственного капитала и перевода привлеченного капитала в собственный. Тем самым в будущем должно быть гарантировано участие акционеров и кредиторов попавшего в затруднение кредитного учреждения в его убытках и в погашении определенной части расходов по ликвидации. Ликвидационные органы должны разрабатывать планы ликвидации, определять минимальную квоту финансовых инструментов, которые должны иметь институты.

Нужно, по возможности, своевременно выявлять негативные тенденции в развитии кредитных учреждений. Финансовый кризис показал, что недостаточно при этом обращать внимание только на стабильность отдельных институтов и страховщиков. Этот микроконтроль должен быть дополнен макроконтролем, основанным на мониторинге финансовой системы в целом, оценке ее работоспособности.

На европейском уровне это соединение макро- и микроконтроля обеспечивает Европейский совет по системным рискам (European systemic risk board, ESRB), созданный в начале 2011 г. для тщательного наблюдения за макроэкономическим развитием,

предотвращения системных рисков и обеспечения финансовой стабильности.

На национальном уровне в Германии Комитет финансовой стабильности начал работу в марте 2013 г. В него входят три представителя - от министерства финансов, БаПп и от Бундесбанка, а также не имеющий права голоса представитель Федерального агентства по стабилизации финансового рынка Германии (БМ8Л). Комитет обсуждает риски для стабильности финансовой системы, может делать предупреждения и дает рекомендации. Его задачей являются консультации, налаживание сотрудничества между представленными в Комитете институтами в случае финансового кризиса.

БаИп регулярно корректирует основные задачи своей микронадзорной деятельности. Так, в ответ на растущую зависимость кредитных учреждений от информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) были разработаны соответствующие регламентации для 1Т-структур при банках. Как считает БаИп, основными условиями эффективного контроля ИКТ являются четкие правила, пробные испытания и последовательное устранение недостатков. Наряду с этим нужен критический анализ контроля важных составных частей 1Т-проекта. Регулярный сбор сведений о доходах может быть ценной базой для диалога с кредитными институтами.

Кроме того, в будущем большую роль в системе банковского контроля должна играть защита потребителей. На европейском уровне уже имеются соображения на этот счет. После создания в 2013 г. Совета потребителей при БаИп новое федеральное правительство Германии подтвердило, что коллективная защита потребителей является важной целью контролирующей деятельности. Совершенно очевидно, что ближайшие месяцы и годы внесут существенные изменения в процедуры контроля над банками и в деятельность БаИп.

В конечном счете уровень развития банковского контроля отражает уровень развития финансовых рынков. Однако на него воздействуют и некоторые внешние факторы, в частности процесс европеизации, который продолжается в рамках проекта создания Банковского союза ЕС. Гармонизированные правовые рамки и наднациональные контролирующие структуры внесут существенный вклад в укрепление стабильности европейской финансовой систе-

мы. Кроме того, контроль все больше обращается к макроэкономическому анализу, чтобы как можно раньше выявить возможные риски и обеспечить стабильность функционирования финансовой системы. Контроль должен также помочь кредитным организациям избежать кризисных ситуаций, а в случае неудачи обеспечить им уход с рынка с минимальными потерями.

В.И. Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.