Научная статья на тему '2014. 04. 030. Бреслин Ш. Китай и юг: цели, субъекты и взаимодействие. Breslin Sh. China and the South: objectives, actors and interactions // development A. change. - Oxford; malden, 2013. - vol. 44, n 6. - p. 1273-1294'

2014. 04. 030. Бреслин Ш. Китай и юг: цели, субъекты и взаимодействие. Breslin Sh. China and the South: objectives, actors and interactions // development A. change. - Oxford; malden, 2013. - vol. 44, n 6. - p. 1273-1294 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / АФРИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014. 04. 030. Бреслин Ш. Китай и юг: цели, субъекты и взаимодействие. Breslin Sh. China and the South: objectives, actors and interactions // development A. change. - Oxford; malden, 2013. - vol. 44, n 6. - p. 1273-1294»

лениях реагировал на любые действия японской стороны крайне резко. Именно этим, по мнению Такэути, объясняется запоздалая реакция на заявления о покупке части архипелага Сэнкаку.

А.А. Новикова

2014.04.030. БРЕСЛИН Ш. КИТАЙ И ЮГ: ЦЕЛИ, СУБЪЕКТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

BRESLIN Sh. China and the South: objectives, actors and interactions // Development a. change. - Oxford; Maiden, 2013. - Vol. 44, N 6. -P. 1273-1294.

Ключевые слова: Китай; внешняя политика; экономические связи; Африка; международные отношения.

Начиная с 1999 г. китайские компании активно продвигают идею выхода на мировой рынок инвестиций. В 2000 г. был создан Форум по китайско-африканскому сотрудничеству. Государственные корпорации в Китае вовлечены в большое количество проектов за границей, при этом спонсируются они чаще всего государственными же займами. Коммерческая активность сопровождается политической: китайские лидеры совершают массу визитов в страны Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и принимают ответные визиты в КНР. Собственно руководство внешней политикой принадлежит небольшой группе, которую возглавляет Си Цзиньпин как глава партии, а МИД занимается рутинными вопросами и к руководству внешней политикой отношения не имеет. Подобные тенденции создают иллюзию централизованного, направляемого партийным руководством движения китайских компаний в сторону глобализации их деятельности. Однако Шон Бреслин, профессор Уорвикского университета (Великобритания), ставит под сомнение существование какого-либо единого проекта. Он полагает, что каждая в отдельности компания преследует собственные коммерческие, а не государственные цели: «Не существует единого "China Incorporated"»1 (с. 1274).

Долгое время КНР за рубежом преследовала исключительно политические цели, стремясь утвердить имидж самопровозглашен-

1 Термин, введенный по аналогии с «Japan Incorporated», появившемся в период «японского экономического чуда». - Прим. реф.

ного лидера третьего мира. Это действительно помогло КНР достичь определенных целей, например, быть признанной ООН в 1971 г. И в настоящее время Китай также стремится заручиться поддержкой многих стран на случай голосования в ООН по вопросу о нарушении прав человека. Но с расширением китайских субъектов на внешней арене появилось много пересекающихся и противоречащих друг другу интересов, и дипломатам и правительству становится все труднее контролировать эти разнонаправленные действия.

Действуя в развивающихся странах, Китай позиционирует себя не просто как альтернативный европейцам экономический партнер, новый источник помощи и инвестиций или как новый рынок сбыта, он пытается показать, что отношения с ним будут построены на взаимовыгодной основе для обеих сторон. Представители Китая подчеркивают, что торговля и взаимодействие с ним помогут развивающимся странам снизить зависимость от Запада. Несмотря на имидж страны, которая предоставляет безвозмездную помощь третьим странам, его помощь имеет и определенные недостатки - часто она вытесняет с рынка аналогичные компании, также китайцы в отдельных отраслях не склонны нанимать местное население и привлекают своих же менеджеров.

Важнейшим фактором активности Китая за рубежом является нехватка ресурсов. Первоначально главным среди предметов импорта были энергоносители, теперь к ним присоединились продукты питания, поскольку вопрос продовольственной безопасности стоит в Китае остро. Тем не менее не только природные ресурсы интересуют Китай, например, инвестиции китайских компаний в промышленность в Африке превосходят по объему инвестиции в добычу полезных ископаемых.

Помощь включает гранты, беспроцентные займы и льготные кредиты. Гранты предоставляются на социальные программы: строительство больниц, школ, проекты, связанные с водоснабжением. Беспроцентные займы также связаны с социальной сферой и общественными нуждами. Обычно они должны быть выплачены за 20 лет, и выплаты начинаются через 10 лет после предоставления займа. Льготные кредиты предоставляются под проекты, связанные с транспортом, коммуникациями, инфраструктурой и разработкой минеральных и энергетических ресурсов. Они рассчитаны на срок от 15 до 20 лет; выплаты начинаются с пяти-семи лет. Процент по

такому кредиту составляет 2-3%. В последнее время количественно возрос именно этот тип помощи: на 30% за 2004-2009 гг. (с. 1280). Китайские займы отличаются и тем, что их можно частично выплачивать поставкой полезных ископаемых и других ресурсов.

Бюджет международной помощи утверждает министерство финансов. Есть фонды министерства науки и технологии, министерств образования, сельского хозяйства, связи и др. Большинство льготных кредитов предоставляет Экспортно-импортный банк Китая (Eximbank), а также Китайский банк развития и Банк Китая. Кроме того, существует Государственное управление международного обмена, которое также независимо предоставляет фонды для помощи развивающимся странам. Исследование помощи иностранным государствам осложняется тем фактом, что Китай не предоставляет официальной информации по поводу размеров этой помощи. Проще всего сведения получить от адресатов инвестиций. Согласно Financial Times, в 2009-2010 гг. КНР предоставила в совокупности 110 млрд долл. США, на 10 млрд больше, чем World Bank за тот же период (с. 1281).

По отдельным подсчетам, вложения частного сектора за пределами Китая составляет только 1% всего финансового потока, однако вряд ли эти цифры отражают реальность. При этом крупнейшие компании, подконтрольные государству, но номинально независимые, такие как Хуавэй, также делают инвестиции с благословения государства. Много средств за границу перечисляют компании, принадлежащие не центральным, а местным властям. Администрации провинций поощряют их инвестировать в развивающиеся страны, и если проект составляет менее 3 млн долл., то одобрения со стороны центральных властей не требуется. При этом таких компаний местного уровня существует около 100 000. Некоторые из них особо крупные, например Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). Отдельные провинции часто предоставляют помощь соседним государствам, к примеру, Цзилинь - Бирме или Ляонин - Северной Корее. Именно на небольшие фирмы, по мнению Бреслина, приходится большинство международных финансовых операций между Китаем и развивающимися странами.

Для инвестиций активно используются офшоры, такие как Гонконг и острова Карибского бассейна. Поэтому не всегда воз-

можно проследить поток финансов. Автор отмечает, что, возможно, в большинстве случаев финальной точкой перемещения денежных средств является сам Китай. Следует также заметить, что если какие-то операции не должны получать одобрение центрального правительства, то они никак не учитываются в официальной статистике. В целом официальная статистика склонна занижать показатели по частным инвестициям со стороны отдельных провинций. Поэтому подсчет затруднен, но по некоторым оценкам, небольшие фирмы составляют примерно 85% всех китайских компаний, которые действуют на рынке в Африке.

Бреслин выделяет десять форм взаимодействия Китая с развивающимися странами: 1) помощь по социальным программам, чаще всего безвозмездная; 2) займы под низкие проценты с возможностью частичной выплаты ресурсами; 3) эксплуатация местных ресурсов, часто с покупкой земли, в особенности это касается производства продуктов питания; 4) участие в инфраструктурных проектах за границей, с тем чтобы облегчить приток ресурсов из развивающихся стран в Китай; 5) участие в так называемых престижных крупных проектах, например, строительство штаб-квартиры Африканского союза в Аддис-Абебе, которая была открыта в январе 2012 г., национальных спортивных стадионов и т.д.; 6) продвижение особых экономических зон за границей, в настоящий момент Китай продвигает 19 таких зон, из них 16 находится только в процессе создания, десять зон расположены в Азии, две -в Латинской Америке и семь - в Африке; 7) использование местных производственных мощностей для создания продуктов, которые затем экспортируются в третьи страны; 8) независимые китайские торговые компании, оперирующие на рынках в развивающихся странах; 9) туризм; наибольшей популярностью пользуются Египет, ЮАР; 10) экспорт технологий и оборудования в развивающиеся страны.

Кроме того, Китай является одним из мировых поставщиков оружия, хотя по объему продаж занимает лишь 4-5-е место и не поставляет высокотехнологичного оружия. Рынком сбыта для КНР являются такие страны, как Пакистан, Зимбабве, Иран, Судан, страны-«изгои».

А.А. Новикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.