Научная статья на тему 'Китайская модель помощи международному развитию'

Китайская модель помощи международному развитию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1414
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мардашев Артём Анатольевич

В статье рассматривается китайская модель помощи международному развитию. Особое внимание уделяется ее концептуальным и институциональным основам. Рассматриваются также формы и методы китайской помощи. Раскрываются проблемы, с которыми приходится сталкиваться Пекину в процессе содействия международному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайская модель помощи международному развитию»

ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ И РАЗВИТИЕ

Китайская модель помощи международному развитию

А.А. Мардашев

В статье рассматривается китайская модель помощи международному развитию. Особое внимание уделяется ее концептуальным и институциональным основам. Рассматриваются также формы и методы китайской помощи. Раскрываются проблемы, с которыми приходится сталкиваться Пекину в процессе содействия международному развитию.

С момента создания Китайской Народной Республики (КНР) помощь другим странам является неотъемлемым компонентом ее внешней политики. В последнее десятилетие Пекин заметно активизировал донорские усилия, что проявилось в увеличении объемов помощи, расширении ее географии, разнообразии форм и методов. Данные изменения не без оснований связываются некоторыми исследователями со вступлением КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО). Начавшийся мировой финансовый кризис не только не ослабил позиции страны как донора международного развития, но, наоборот, способствовал их дальнейшему укреплению. Ряд экспертов видит в этом наглядное свидетельство питаемого устойчивым и быстрым развитием экономики постепенного возвышения Китая как глобальной державы.

Цели и задачи китайской помощи. В качестве одной из составляющих внешней политики КНР помощь другим странам призвана способствовать реализации внешнеполитических целей и задач, к которым в первую очередь необходимо отнести следующие:

- поддержка стран-реципиентов в их стремлении сохранить государственный суверенитет и территориальную целостность, национальную независимость и самостоятельность в вопросах внешней и внутренней политики;

- содействие социально-экономическому развитию стран-реципиентов и формирование условий для поддержания в них социально-политической стабильности;

- развитие со странами-реципиентами дружественных отношений, укрепление с ними равноправного и взаимовыгодного торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества;

- создание благоприятных внешних условий для продолжения в КНР начатых партией и правительством экономических, социальных и политических преобразований, призванных повысить благосостояние населения;

- поддержание мира, стабильности и безопасности в мире и его отдельных, ключевых для китайских интересов регионах, в первую очередь в Восточной Азии;

- формирование пояса стабильности и безопасности по периметру государственной границы КНР;

- укрепление позиций Китая на международной арене, в мировой политике и экономике, на мировых рынках, повышение авторитета в мировом сообществе, в том числе в сообществе доноров международного развития.

Посредством помощи Китай также решает и другие задачи, например:

- восстановление членства в Организации Объединенных Наций (ООН), ее органах и специализированных учреждениях (в 1971 г.);

- противодействие усилиям Тайваня сохранить официальные связи и наладить новые, восстановить членство или получить статус наблюдателя в международных организациях, в первую очередь в ООН (с 1993 г.) и ее спецучреждениях, например Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (с 1997 г.);

- восстановление участия в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (1995 г.) и присоединение к ВТО (2001 г.);

- противодействие попыткам Запада навязать международному сообществу стереотипы в отношении Китая, в частности в сфере прав человека, оборонного строительства или содействия развитию, и осудить его, например в Совете ООН по правам человека;

Мардашев Артём Анатольевич - выпускник МГИМО, атташе Посольства Российской Федерации в Китайской Народной Республике. E-mail: [email protected]

- продвижение на многосторонних площадках выгодных инициатив и решений по актуальным проблемам международных отношений (энергетическая и продовольственная безопасность, климатические изменения и т.д.).

Принципы китайской помощи. Помощь внешнему миру оказывается Китаем на основе нескольких групп принципов внешней политики и международных отношений, выработанных самостоятельно или совместно с другими развивающимися странами, в первую очередь известные «5 принципов мирного сосуществования»:

- взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

- взаимное ненападение;

- невмешательство во внутренние дела друг друга;

- равенство и взаимная выгода;

- мирное сосуществование1.

Впервые принципы выдвигаются премьером и министром иностранных дел КНР Чжоу Эньлаем 31 декабря 1953 г. в беседе с индийской делегацией. В 1954 г. принципы включаются в преамбулу Соглашения о торговле и связях Тибетского района Китая с Индией, а также в текст китайско-индийского и китайско-бирманского совместных заявлений2. На проходившей в 1955г. Бандунгской конференции Чжоу Эньлай вновь озвучивает данные принципы. Они же становятся частью «10 принципов мирного сосуществования и международных отношений» и включаются в итоговые документы конференции, Заключительное коммюнике и его составляющую - Декларацию о содействии всеобщему миру и сотрудничеству (Бандунгскую декларацию), превратившись в базовые установки Движения неприсоединения.

В 1963-1964 гг. Чжоу Эньлай совершает историческое турне, посетив Египет, Алжир, Марокко, Албанию, Тунис, Гану, Мали, Гвинею, Судан, Эфиопию, Сомали, Бирму, Пакистан и Цейлон. В Каире (Египет) 14 декабря 1963 г. он озвучивает «5 принципов взаимоотношений Китая с африканскими и арабскими странами», а 16 января 1964г. в Аккре (Гана) - «8 принципов внешней экономической и технической помощи правительства Китая»3. Принципы первой группы сводились к поддержке:

- борьбы народов африканских и арабских стран против империализма, колониализма и неоколониализма в целях завоевания и сохранения национальной независимости;

- политики мира, нейтралитета и неприсоединения правительств африканских и арабских стран;

- стремления народов африканских и арабских стран к единству и объединению на основе самостоятельного выбора;

- разрешения африканскими и арабскими странами споров путем мирных переговоров;

- суверенитета африканских и арабских стран всеми другими странами и выступления против агрессии и вмешательства любой из сторон4.

Вторая группа больше известна как «8 прин-

ципов внешней помощи Китая», в соответствии с которыми китайское правительство:

- всегда предоставляет помощь внешнему миру в соответствии с принципами равенства и взаимной выгоды, никогда не рассматривает данную помощь как односторонний дар, а считает помощь взаимовыгодной;

- предоставляя помощь внешнему миру, строго соблюдает суверенитет стран-реципиентов, никогда не сопровождает ее какими-либо условиями, никогда не требует каких-либо особых прав;

- предоставляет экономическую помощь в виде беспроцентных или низкопроцентных займов, в случае необходимости увеличивает срок их возврата, чтобы уменьшить бремя стран-реципиентов;

- целью предоставления помощи внешнему миру является не формирование зависимости стран-реципиентов от Китая, а помощь странам-реципиентам в постепенном обретении уверенности в своих силах и выходе на путь независимого развития экономики;

- помогает странам-реципиентам в строительстве объектов, которые требуют меньше инвестиций и приносят более быстрые результаты, чтобы правительства стран-реципиентов могли увеличить поступления и накопления;

- предоставляет оборудование и материалы наилучшего качества, которое способно произвести, и по ценам на международном рынке, если предоставленные оборудование и материалы не соответствуют согласованным параметрам и качеству, гарантирует их возврат и замену;

- предоставляя внешнему миру любую техническую помощь, гарантирует полное овладение данной техникой специалистами стран-реципиентов;

- направляет в страны-реципиенты специалистов, которые пользуются со специалистами стран-реципиентов равным материальным обеспечением и которым не разрешаются иметь какие-либо особые требования и льготы5.

Премьер Госсовета КНР Чжао Цзыян в 19821983 гг. также осуществил официальные визиты в ряд африканских стран - Египет, Алжир, Марокко, Гвинею, Габон, Заир, Конго, Замбию, Зимбабве, Кению, Танзанию. В ходе этих поездок он обсуждал «4 принципа развития экономического и технического сотрудничества Китая со странами Африки»6, которые он озвучил13 января 1983г. в Дар-эс-Саламе (Танзания) на пресс-конференции. Они, эти принципы, и были положены Китаем в экономическое и техническое сотрудничество со странами Африки:

- следуя принципам единства и дружбы, равенства и взаимной выгоды, уважая суверенитет другой стороны, не вмешиваясь в ее внутренние дела, не сопровождая его какими-либо условиями, не требуя каких-либо особых прав;

- исходя из реальных потребностей и возможностей сторон, используя их сильные стороны и потенциал;

- прибегая к разнообразным методам, учитывая местные условия, включая техническое обслуживание, подготовку технического и административного персонала, научные и технологические обмены, строительные работы, сотрудничество при производстве материальных ценностей, совместные инвестиции, китайская сторона уважает договоренности, гарантирует качество, направляет специалистов и технический персонал, не требует исключительного положения;

- используя излишки для покрытия дефицита и взаимную помощь, чтобы способствовать укреплению собственного потенциала сторон и содействовать развитию их национальных экономик7.

В 1992 г. председатель КНР Ян Шанкунь посещает с визитами Марокко, Тунис и Кот-д'Ивуар. 9 июля в Ямусукро (Кот-д'Ивуар) на пресс-конференции он озвучивает обсуждавшиеся новые «6 принципов отношений Китая со странами Африки» в изменившихся международных условиях, в соответствии с которыми Китай:

- поддерживает усилия стран Африки в их стремлении сохранить государственный суверенитет и национальную независимость, в борьбе против внешнего вмешательства и за экономическое развитие;

- уважает выбранную странами Африки политическую систему и путь развития в соответствии с их национальными условиями;

- поддерживает страны Африки в их стремлении к объединению и сотрудничеству, совместному самоуправлению и решению конфликтов путем мирных переговоров;

- поддерживает предпринимаемые Организацией Африканского Единства усилия для поддержания мира, стабильности и развития на африканском континенте, а также для осуществления экономической интеграции;

- поддерживает усилия стран Африки, направленные на участие в международных делах в качестве полноправных членов международного сообщества и сторонников установления нового международного политического и экономического порядка;

- готов на основе принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования развивать со странами Африки дружественные связи и разнообразное экономическое сотрудничество8.

Механизм осуществления китайской помощи. В Китае создан и действует разветвленный, включающий партийные и государственные органы власти, механизм официальной помощи развитию (ОПР). Процесс оптимизации данного механизма продолжается. В нынешнем виде механизм сложился в результате проведенной в середине 1990-х гг. его «масштабной» реформы. Предпосылками реформы стали изменения, произошедшие с начала политики реформ и открытости. Непосредственная подготовка к реформе началась с конца 1980-х гг. В феврале 1993 г. Госсовет

КНР утвердил меры по реорганизации механизма, форм и методов внешней помощи.

В этом же году правительством ликвидирована монополия некоторых государственных компаний. В 1994 г. создано финансовое учреждение, специально предназначенное для выдачи займов нового вида. В мае 1995 г. в Пекине прошло Всекитайское совещание по вопросам внешней помощи, в октябре - Рабочее совещание ЦК КПК по реформе внешней помощи, на которых состоялось всестороннее обсуждение вопросов, связанных с проводимой реформой. В том же году началась выдача низкопроцентных (льготных) займов. Правительство стало постепенно отходить от директивного порядка взаимодействия с другими субъектами ОПР, в первую очередь с компаниями. Принятие решений превратилось в процесс согласования интересов государства и бизнеса, что явилось свидетельством смещения основного внимания властей с собственно помощи на внешнеэкономическое сотрудничество, которое в расширительном толковании стало рассматриваться в качестве важного компонента содействия международному развитию (СМР).

В отличие от донорских механизмов развитых стран, в КНР вопросами ОПР занимается не одно специализированное агентство, а достаточно широкий круг центральных министерств и ведомств, а также соответствующие региональные комитеты и управления. По оценкам Ван Синьина (Даляньский университет управления и промышленности) и Хуан Мэйбо (Сямэньский университет), в работу по оказанию внешней помощи вовлечено 23 министерства и ведомства центрального правительства Китая9. Головным органом, по мнению Хуан Мэйбо и других исследователей, является Министерство коммерции КНР10.

В «тройку» основных министерств входят Министерство иностранных дел (МИД), Министерство коммерции (Минкоммерции) и Министерство финансов (Минфин) КНР. В «тройке» внешнеполитическому ведомству принадлежит координирующая роль11. В компетенцию МИД входят вопросы межведомственной координации, выработки предложений по общему политическому курсу и базовым концептуальным установкам внешней помощи, обоснования политической целесообразности оказания помощи, ее объемов и форм, поддержания повседневных связей с правительствами иностранных государств. В работу вовлечены все территориальные и большинство функциональных департаментов. На постоянной основе задействованы дипломатические представительства (посольства, постоянные представительства и консульства) за рубежом, в составе которых действуют канцелярии торгово-экономических советников (посольства) и отделы торгово-экономического сотрудничества (генеральные консульства).

На Министерство коммерции возложены функции:

- выработки предложений относительно политики внешней помощи;

- определения ее экономической целесообразности, объемов и форм;

- разработки нормативно-правовых документов;

- непосредственной организации помощи;

- заключения соглашений, организации тендеров и отбора компаний-исполнителей;

- координации проектных работ компаний, включая функцию контроля12.

Министерство финансов отвечает:

- за финансовое обеспечение внешней помощи и финансовую помощь;

- определение их объемов;

- представление предложений по помощи в Госсовет на утверждение13.

Порядок выдачи и возврата займов и кредитов определяет Центробанк14. Кроме того, по согласованию с Минфином, Минкоммерции и МИД он формирует годовой объем низкопроцентных займов и процентную ставку по ним. Эксимбанк при взаимодействии с УЗИЭС Минкоммерции осуществляет поддержку проектов внешнеэкономического сотрудничества, главным образом подрядных проектов. Поддержка оказывается путем предоставления низкопроцентных (льготных) займов (относится к ОПР) и коммерческих кредитов (не считается ОПР).

Выдача займов производится на основе заключенных Минкоммерции с соответствующими ведомствами стран-получателей рамочных межправительственных соглашений. Предварительно банком проводится экспертиза подаваемых заявок на предмет реализуемости проектов и платежеспособности получателей займов и кредитов. Банк также отвечает за своевременный возврат выделенных денежных средств вместе с процентами. В оказании внешней помощи принимают участие множество других мигнистрест и госучреждений КНР15.

Для повышения эффективности деятельности госучреждений созданы и действуют комиссии и группы межведомственной координации на уровне руководителей министерств и ведомств, их заместителей. Исследователями (Хуан Мэйбо, например) называется 5 такого рода механизмов:

1) механизм совместных действий в сфере внешней помощи (МИД, Минкоммерции и Минфин),

2) механизм взаимодействия в вопросах внешней помощи (МИД, Минкоммерции, Минфин и другие министерства и ведомства),

3) механизм по списанию долговых обязательств (Минкоммерции, Минфин, НБК, Экс-имбанк и другие),

4) механизм экстренной гуманитарной помощи (МИД, Минкоммерции, Минздрав, МГА, Минобороны и Генштаб НОАК),

5) механизм контроля над реализацией проектов внешней помощи (финансовые, кадровые и дисциплинарные подразделения МИД, Минкоммерции и Минфина)16.

Проблематика СМР затрагивается на ежегодных всекитайских совещаниях по экономи-

ческой работе (Госсовет и Минкоммерции) и на проводимых каждые 5 лет рабочих совещаниях послов (МИД). Более подробно вопросы содействия международному развитию обсуждаются на периодически организуемых Всекитайских совещаниях по вопросам внешней помощи (Госсовет и Минкоммерции) и рабочих совещаниях торгово-экономических советников (Минкоммерции).

В августе 2010 г. в Пекине состоялось Всекитайское совещание по вопросам внешней помощи, посвященное итогам помощи внешнему миру за прошедшие 60 лет17. Председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Госсовета Вэнь Цзябао высоко оценили проделанной в этой сфере работу и достигнутые результаты. На совещании были определены задачи дальнейшего совершенствования механизма, форм и методов помощи развитию. 15 августа прошла Рабочая встреча (семинар) торгово-экономических советников по вопросам внешней помощи18. Данное мероприятие стало первым рабочим совещанием советников, специально посвященным проблематике СМР. На встрече выступил министр коммерции Чэнь Дэмин, в ней приняли участие все заместители министров и директора департаментов19.

В связи с появлением в 2000 гг. новых форм диалога и сотрудничества с развивающимися странами (форумов) в Китае были созданы межведомственные механизмы координации действий по реализации принимаемых в рамках форумов решений. Одним из них стала Комиссия действий по реализации решений саммитов и министерских конференций. В нее входят представители 27 партийных и государственных органов. Почетными председателями комиссии являются министры иностранных дел и коммерции, председателями-их заместители, генеральным секретарем - директор Департамента Африки (ДАФ) МИД. На базе Департамента Западной Азии и Северной Африки в МИД КНР действует секретариат (канцелярия) Форума сотрудничества Китай - арабские страны, а на базе Департамента Латинской Америки и Карибского бассейна - секретариат (канцелярия) Форума торгово-экономического сотрудничества Китай-страны Карибского бассейна и т.д.

Непосредственной реализацией проектов ОПР занимаются государственные компании, координируемые правительством (в первую очередь Минкоммерции и ГККИ Госсовета) и отраслевые объединения, к которым относятся ассоциации, торговые палаты и федерации, например созданная в 1988 г. Китайская торговая палата подрядного строительства за рубежом (China International Contractors Association - CICA)20. В качестве примера госкомпаний, оказывающих содействие развивающимся странам, можно назвать:

- в сфере сельского хозяйства - Китайскую национальную корпорацию сельскохозяйственного развития (China National Agricultural Development Group Corporation - CNADC), образованную в

2004 г. на базе Китайской торгово-промышленной корпорации животноводства и Китайской корпорации водного промысла21;

- в сфере текстильной промышленности, включая производство и переработку хлопка -Китайскую корпорацию «Хэнтянь» (China HiTech Group Corporation - CHTC);

- в области поставок комплектного оборудования - Китайскую национальную экспортную и импортную корпорацию (China National Complete Plant Import & Export Corporation (Group) -COMPLANT22, Китайскую национальную экспортную и импортную корпорацию машин и оборудования (China National Machinery & Equipment Import and Export Corporation - CMEC) и др.;

- в сфере строительства - Китайскую корпорацию гражданского строительства, Китайскую корпорацию зарубежного строительства23, Китайскую компанию транспортного строительства, Китайскую корпорацию дорожного и мостового строительства, Китайскую корпорацию портового строительства24, Китайскую государственную строительную корпорацию25;

- проекты помощи также реализуются компаниями, занятыми разработкой месторождений полезных ископаемых (нефть, газ, руды, уголь и т.д.):

- Китайской национальной нефтегазовой корпорацией;

- Китайской национальной нефтехимической корпорацией;

- Китайской национальной нефтяной шельфовой корпорацией;

- Китайской металлургической корпорацией;

- Китайской корпорацией цветной металлургии и др.

Классификация китайской помощи. В соответствии со сложившейся международной классификацией помощь Китая внешнему миру можно условно разделить на официальную и неофициальную, двустороннюю и многостороннюю, экономическую, техническую и гуманитарную. Официальная помощь является основным компонентом помощи Китая внешнему миру. Помощь направляется государством (правительством), что дает возможность называть ее государственной или правительственной. Помимо госкомпа-ний, к участию в проектах (поставки материальной помощи, организация учебных курсов и т.д.) привлекаются некоторые неправительственные организации (НПО). Среди них необходимо назвать:

- Всекитайскую федерацию женщин;

- Всекитайскую федерацию молодежи;

- Китайское народное общество дружбы с заграницей (КНОДЗ);

- Китайское общество Красного Креста (КОКК);

- Китайское национальное благотворительное общество;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Китайский фонд по искоренению бедности;

- Китайский международный центр по искоренению бедности.

Приведем лишь несколько примеров такого рода помощи:

- по линии КМЦИБ в 2005-2011 гг. были ор-

ганизованы 20 учебных групп (курсов) для 493 представителей из 82 развивающихся стран, в том числе для 259 представителей 42 стран Африки26;

- весной 2011 г. центральным и региональными отделениями КНОДЗ были собраны пожертвования для Японии, пострадавшей от землетрясения, цунами и аварии на АЭС «Фукусима-1»;

- летом этого же года по линии КОКК страдающим от голода странам Африканского рога и внутреннего конфликта в Ливии была оказана экстренная гуманитарная помощь в виде продовольствия и медикаментов.

Неофициальная (негосударственная, неправительственная или частная) помощь начинает оказываться Китаем с 1980-х гг. В последние годы этот вид помощи существенно расширился. В частности, с 2004 г. китайская частная помощь стала предоставляться через механизмы ООН и других международных структур. Однако, по мнению экспертов, этот вид помощи по-прежнему играет второстепенную роль27. В отличие от развитых стран-доноров, в Китае пока нет корпоративных и семейных фондов, поэтому помощь в основном оказывается НПО и частными компаниями. Среди них можно назвать: «Ляньсян»/«Леново» (Lenovo Group Corporation - Lenovo); «Сяхуа» (Xiamen Oversease Chinese Electronic Corporation

- XOCECO); «Тэнсюнь» / «Тенсент» (Tencent International Corporation - Tencent); «Хайсинь» / «Хайсэнс» (Hisense (Group) Corporation - Hisense) и т.д.

Китайские компании, открывая в развивающихся странах совместные предприятия или промышленные парки, создают новые рабочие места и обучают местных специалистов. Телекоммуникационные компании «Бэйэр», «Хуавэй» и «Чжунсин» в рамках внешнеэкономического сотрудничества реализуют проекты создания сетей Интернета и телефонии нового поколения, электронных правительств и т.д. Компания «Тэнсюнь» и ряд других компаний в 2011 г. приняли участие в помощи голодающим странам Африканского рога.

В рамках сотрудничества Юг-Юг главным каналом китайской помощи является двусторонний канал. Двусторонняя помощь составляет до 90% всей помощи Китая внешнему миру. Многосторонняя помощь начинает оказываться с 1980-х гг. В последние годы помощь по многосторонним каналам заметно расширилась, однако ее доля продолжает оставаться в пределах 10%. Помощь направляется по линии или под эгидой универсальных, региональных и субрегиональных международных межправительственных и неправительственных организаций и конференций. В первую очередь необходимо назвать специализированные учреждения ООН, например ПРООН, Всемирный банк вместе с Азиатским банком развития и Африканским банком развития, ВТО, Продовольственную и сельскохозяйственную организацию, Всемирную продовольственную программу, Программу по охране окружающей среды, ВОЗ и Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

Основную часть в китайской помощи составляет экономическая помощь. Ее условно можно разделить на финансовую и материальную помощь. К основным видам финансовой помощи относятся гранты, беспроцентные и низкопроцентные займы и коммерческие кредиты. При этом только первые три вида финансовой помощи рассматриваются правительством в качестве официальной. Коммерческие кредиты к ОПР не относятся и считаются помощью лишь в широком понимании28. Гранты предоставляются правительством на безвозмездной основе, как правило, не более 1 млн долл., хотя в некоторых форсмажорных случаях размер грантов может достигать нескольких десятков миллионов долларов. Целесообразность выделения грантов определяется Минфином по согласованию с МИД и Минкоммерции, а решения по грантам принимается Госсоветом.

Безвозмездная помощь может направляться как по двусторонним, так и по многосторонним каналам. Основное ее предназначение заключается в содействии развивающимся странам в реализации малых и средних социально значимых проектов (строительство школ, больниц, жилья, колодцев и т.д.) и преодолении последствий чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, внутренние конфликты, эпидемии и т.п.).

Беспроцентные займы также предоставляются правительством, однако в отличие от грантов они являются возвращаемой формой помощи. Их объем, как правило, не превышает 50 млн юаней (5-7 млн долл.)29. Порядок принятия решений по выделению правительственных займов примерно тот же, что и у грантов. Займы направляются только по двусторонним каналам. Как правило, беспроцентные займы используются при реализации крупных гражданских проектов (строительство дорог, мостов, электростанций, административных зданий и т.д.)30.

Наравне с грантами беспроцентные займы многие годы оставались основным видом финансовой помощи. Однако с середины 1990-х гг., в связи с тем что не все страны-реципиенты, - как правило, речь идет о наименее развитых странах,-оказались способными вернуть правительственные займы, их доля существенно сократилась в пользу нового вида займов. Возможность выделения беспроцентных займов сохранилась, но для этого требуется особое решение Госсовета. В последние годы данный вид займов выделяется только беднейшим странам.

Новым видом в китайской помощи стали низкопроцентные (льготные) займы. Они начали выделяться с 1995 г. созданным в этих целях годом ранее Эксимбанком Китая31, в распоряжение которого поступил учрежденный в 1993 г. денежный фонд. Он был предназначен для поддержки проектов помощи сотрудничавшим между собой китайским и иностранным малым и средним предприятиям32. Нововведение было обусловлено ограниченностью ресурсов в Китае, поскольку главной задачей в стране было и остается проведение внутренних социально-экономических преобра-

зований. Это послужило отправной точкой для налаживания государственно-частного партнерства (public-private partnership - PPP), призванного способствовать аккумулированию более крупных по размеру средств, а также практики покрытия большей части (как правило, 85%), но не всей стоимости проектов. Оставшиеся 15% расходов несут правительства стран-реципиентов.

Льготные займы, как и беспроцентные, относятся к возвращаемому виду помощи и предоставляются только платежеспособным странам. Их объем в среднем составляет 50 млн долл. Принятию решений по проектам Госсоветом КНР предшествует экспертиза со стороны оценочного органа Эксимбанка, согласование предложений с НБК, Минфином, Минкоммерции и МИД33. Особенностью льготных займов является то, что они предоставляются, как правило, на условиях концессионных соглашений. Поэтому они часто называются концессионными займами.

Понятия концессионного соглашения и концессионного займа тесно связаны с таким алгоритмом реализации проекта, как строительство-использование-передача. Китайские подрядные компании-получатели концессионных займов осуществляют строительство объектов (автомобильные и железные дороги, мосты, туннели, гидроэлектростанции и т.п.), после чего им на определенный срок, например на 25-35 лет или, как в случае с одной из ГЭС в Мьянме, 45 (35+10) лет, уступаются права на эксплуатацию данных объектов с целью возвращения низкопроцентных займов, включая проценты по ним и извлечения прибыли (в денежном, материальном (ресурсном) или ином, например поставки электричества, выражении). По истечении установленного срока все права на объекты передаются китайской стороной правительствам стран-реципиентов или уполномоченным ими организациям.

Льготные займы, как правило, предоставляются под 2-3% годовых34. Разница между установленной НБК процентной ставкой по кредитам и ставкой по низкопроцентным займам покрывается правительством (своего рода субсидия)35. Сроки возвращения займов обычно составляют 15-20 лет, то есть заимствования являются средне- и долгосрочным. Льготный период (отсрочка по выплатам) погашения займов в основном составляет 5-7 лет, но может быть продлен36.

В дополнение к низкопроцентным займам Эксимбанк и некоторые другие китайские банки выделяют коммерческие кредиты, в том числе льготные37. Кредиты выдаются продавцам под экспорт, покупателям под импорт, подрядчикам под проекты и инвесторам под операции (поглощение или слияние) и т.д. Кредитование осуществляется напрямую или через специальные фонды. Например, через учрежденный в 2007 г. Фонд развития Китай-Африка (учредитель - ГБР, объем средств первой очереди - 1 млрд долл., в перспективе - 5 млрд долл. за счет средств ГБР и других соинве-сторов). То же можно делать и через Фонд инвестиционного сотрудничества Китай-АСЕАН (уч-

редитель - Эксимбанк совместно с китайскими и иностранными инвесторами, объем средств - 10 млрд долл., размер кредитов - 50-150 млн долл.)38. В инвестировании за рубежом также участвует ряд других финансовых учреждений. Речь идет о Китайской корпорации международной торговли и инвестиций и Китайской инвестиционной корпорации39.

Материальная помощь является товарным выражением финансовой помощи. На выделенные денежные средства для стран-реципиентов приобретаются товары первой необходимости. В основном закупки осуществляются на внутреннем рынке, то есть у китайских производителей, однако бывают ситуации, когда закупки делаются на внешних рынках, как в случае с продовольственной помощью для Сомали в 2011 г. Материальная помощь может дополняться перечислением денежных средств (грантов), то есть финансовой помощью. Помощь предоставляется напрямую (по двусторонним каналам) и через или под эгидой международных организаций (по многосторонним каналам), отдельно, но чаще в рамках гуманитарной помощи.

Помимо экономического содействия с 1980-х гг. предоставляется техническая помощь. Техпомощь оказывается в рамках технико-экономического сотрудничества и может направляться по двусторонним и многосторонним каналам (ПРООн, ВТО, ИКАО и др.). Речь, в частности, идет о подготовке, переподготовке и повышении квалификации местных специалистов в учебных заведениях КНР и стран-реципиентов, о создании и развитии их кадрового потенциала. Проекты могут реализовываться на средства учреждаемых правительством Китая специальных фондов, например Фонд развития человеческих ресурсов Африки. Иностранным студентам выделяются стипендии китайского правительства, за границу направляются учителя и преподаватели (в том числе молодые добровольцы) разных специальностей, включая «Китайский язык как иностранный», компаниями строятся школы, кампусы колледжей и университетов, создаются учебные центры, которые оснащаются учебным оборудованием и обеспечиваются соответствующей литературой и прочими материалами. С 2004 г. за рубежом начинают создаваться институты и классы Конфуция, еще раньше - китайские культурные центры. Деятельность данных учреждений нацелена на популяризацию китайского языка, литературы, культуры и искусства, формирование положительного образа Китая в сознании местного населения.

В рамках технической помощи осуществляется передача пакетов технической документации (нормы, стандарты, образцы, ноу-хау, технологии и т.п.), в первую очередь в сфере сельского хозяйства, текстильного производства и охраны окружающей среды. Развивается форма послепродажного обслуживания, когда специалисты китайских компаний-поставщиков машин и оборудования направляются в страны-получатели помощи для обучения местных специалистов, содействия в

освоении поставляемой техники; передаваемых технологий.

Техническими специалистами оказывается содействие в разработке проектов национальных планов и программ социально-экономического (главным образом сельскохозяйственного) развития, соответствующих законопроектов и проектов подзаконных актов, организации и проведении форумов, конференций, симпозиумов, семинаров, «круглых столов», выставок, ярмарок и других мероприятий. В обоих случаях - экономическая и техническая помощь - содействие, как правило, оказывается Китаем путем реализации конкретных проектов, а не программ помощи, то есть преобладает проектная, а не программная помощь.

Гуманитарную помощь можно отнести к особому виду помощи, основными компонентами которой, как уже говорилось, являются финансовая и материальная, то есть экономическая помощь, оказываемая в экстренном порядке и на безвозмездной основе. В районы бедствий также направляются команды спасателей и врачей, включая молодых добровольцев. Экстренная гуманитарная помощь оказывается странам вне зависимости от их уровня развития, при возникновении чрезвычайных ситуаций в результате:

- природных катаклизмов (засухи, заморозков, землетрясений, наводнений, оползней, снегопадов, цунами, тайфунов, тропических штормов, смерчей, ураганов, нашествий саранчи, неурожаев и т.д.);

- техногенных катастроф (аварий на промышленных предприятиях и энергетических объектах и т.п.);

- эпидемий, инфекционных заболеваний (например, птичьего и свиного гриппа);

- вооруженных конфликтов (локальных столкновений и гражданских войн).

Проблемы осуществления китайской помощи. Оказывая помощь внешнему миру, Китай сталкивается с комплексом внутренних и внешних факторов, которые в той или иной мере осложняют его донорскую работу, негативно сказываются на оперативности и эффективности его помощи и ее восприятии в странах-реципиентах.

Во-первых, Китай по-прежнему испытывает определенные трудности с мобилизацией финансовых ресурсов для проектов внешней помощи. Несмотря на укрепление позиций в качестве глобального инвестора, заметное увеличение объема зарубежных инвестиций, возможности Китая как донора, оказывающего помощь с долей грант-компонента 25% и более, остаются ограниченными. Во многом это обусловлено тем, что приоритетом политики является решение проблемы бедности внутри страны. Хотя по размерам экономики (объему ВВП) Китай уже вышел на второе место после США, обладая при этом крупнейшими в мире валютным резервами, по показателю ВВП на душу населения он остается за пределами первой сотни стран.

Привлечение иностранных инвестиций и получение помощи от других доноров является главной задачей, стоящей перед правительством,

которое продолжает осуществление масштабных внутренних социально-экономических преобразований, включая техническое переоснащение предприятий и создание условий для научнотехнологического прорыва. По данным ОЭСР и Всемирного банка, в 2008-2009 гг. в десятку ведущих доноров КНР входили Япония, Германия, Франция, Великобритания, Глобальный фонд, Испания, США, Глобальный экологический фонд, институты Европейского союза и Канада. Общий объем полученной в 2007-2009 гг. помощи составил соответственно 1,487 млрд, 1,424 млрд и 1,153 млрд долл. Этим предопределяются:

- относительно малые (в сравнении с донорами из числа развитых стран) объемы средств, направляемые правительством на проекты СМР;

- расширение доли возвращаемой помощи за счет использования низкопроцентных займов и применение практики государственно-частного партнерства.

Для большинства стран-реципиентов (например, Афганистана, Камбоджи, Нигерии или Эфиопии) Китай остается далеко не главным донором. Основным, а в некоторых случаях единственным донором Китай является только для тех стран, которые, в силу разных обстоятельств, оказались под действием санкций Запада (например, Зимбабве, Мьянмы, Северной Кореи или Судана)40.

Во-вторых, в китайском обществе, и в первую очередь в экспертных кругах, сохраняются вопросы относительно целесообразности и эффективности государственной помощи внешнему миру41. Экспертами продолжает отмечаться не до конца транспарентный характер ОПР. Неполная ясность, а нередко и путаница с данными относительно объемов ОПР связана еще и с тем, что не всегда четко разграничиваются данные о низкопроцентных займах Эксимбанка и коммерческих кредитов того же Эксимбанка и ряда других банковских учреждений Китая, выделяемых китайским компаниям под проекты в развивающихся странах.

Кроме того, среди экспертов получило распространение широкое понимание понятия помощь развитию, когда под нею подразумеваются ОПР, торговля и экономическое, техническое и гуманитарное сотрудничество, вместе взятые42. Ученые полагают, что «необходимо направлять независимых экспертов, чтобы те проверяли использование денежных средств в рамках помощи, включая подготовку подробного анализа всех расходов, качества проектов и их влияния на местную экономику, окружающую и общественную среду. Только в таком случае можно улучшить транспарентность помощи и избежать недопонимания»43. Инь Цзиу, преподаватель Института международных отношений и дипломатии Пекинского университета иностранных языков, констатирует в своей статье, что имидж Китая порой заметно страдает в результате того, что предоставляемая помощь используется нерационально44.

Пан Чжунъин из Института международных проблем Китайского народного университета считает, что «по мере ежегодного увеличения разме-

ров помощи у налогоплательщиков, естественно, могут возникать сомнения относительно того, как в действительности используется помощь, в особенности когда помощь направляется в страны, известные своей коррупцией»45. Отмечаемые экспертным сообществом слабые стороны и проблемы служат основой для формирования искаженного представления об истинном характере помощи Китая внешнему миру и благодатной почвой для распространения, по сути, антикитайских стереотипов и предрассудков.

В-третьих, в китайском обществе существует неоднозначное отношение к негосударственной помощи внешнему миру. В условиях, когда внутри страны сохраняется немало экономических, социальных и прочих проблем, направление частной помощи другим странам вызывает вопросы. Считается, что направляемые за границу средства лучше было бы потратить в самом Китае. Одним из последних наглядных примеров является скандал вокруг инициированного КФРМ в декабре 2010 г. на благотворительные средства членов ВАИКБ проекта «Надежда Китай-Африка». Цель проекта заключалась в том, чтобы собрать в 2011-2020 гг. 1,5 млрд юаней (235 млн долл.) для создания в странах Африки одной тысячи начальных школ. В первые месяцы были собраны средства в размере 31 млн юаней (4,86 млн долл.), которые были направлены на строительства 20 школ в Бурунди, Кении, Намибии, Руанде и Танзании46.

Общественность обратила внимание на то, что исполнительным директором и генеральным секретарем проекта является дочь председателя ВАИКБ, а 10% собранных средств, или 150 млн юаней (23,5 млн долл.), должно было пойти на содержание самого проекта, то есть на содержание его организаторов. Поэтому данный проект многими рассматривается не более как бизнес, к тому же семейный. Это свидетельствует о существовании комплекса противоречий на пути становления и развития китайской частной помощи другим странам.

В-четвертых, одной из объективных проблем является то, что в мире остаются страны, которые поддерживают официальные связи с Тайванем. В последние годы их число несколько сократилось. К ним относятся: Белиз, Буркина Фасо, Ватикан, Гаити, Гамбия, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Никарагуа, Палау, Панама, Парагвай, Сальвадор, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы острова и Тувалу, - всего 23 страны. С помощью созданного в 1996 г. Международного фонда сотрудничества и содействия и через сеть торгово-экономических и культурных представительств Тайвань (Тайбэй) предпринимает усилия по сохранению и расширению круга признающих его стран. При этом вероятность прерывания некоторыми развивающимися странами дипломатических отношений с КНР сохраняется. Наглядным примером является ЦАР, которая несколько раз сменила внешнеполитическую ориентацию. Из

примеров недавнего прошлого можно также назвать Македонию, Сенегал и Гренаду.

Кроме того, с 1993 г. Тайбэй ежегодно при поддержке инициативных государств из числа тех, которые поддерживают с ним официальные связи, подает заявку на «восстановление» членства в ООН, устраивая накануне очередных сессий ГА ООН кампании в поддержку своих заявок. С

2005 г. заявки подаются под названием «Тайвань» (ранее - под названием «Китайская Республика»). Основным аргументом является то, что 23 млн жителей острова якобы лишены права быть представленными в этой универсальной организации. С 1997 г. Тайбэй проводит кампании по «восстановлению» членства в ВОЗ. Начавшаяся в 2003 г. эпидемия атипичной пневмонии дала тайбэйской заявке дополнительное основание. В мае 2005 г. Тайваню под названием «Тайбэй Китая» с согласия Пекина был предоставлен статус наблюдателя во Всемирной ассамблее здравоохранения.

В-пятых, еще одной объективной проблемой является то, что в некоторых странах-реципиентах китайской помощи у власти находятся политические силы, ориентированные в первую очередь на развитие отношений с развитыми странами (США, Великобритания, Франция и др.). Будь то из-за сохранившейся системы связей между бывшими метрополиями и колониями в рамках Содружества наций или Франкофонии или того, что именно развитые страны являются их ведущими донорами. Этим, по сути, определяются и соответствующие условия доступа китайских компаний на их рынки товаров, услуг и капиталов. Наиболее наглядным примером является сфера инфраструктурного строительства, где реализация проектов осуществляется на средства американских, британских, французских или других инвесторов, чьи представители определяют условия тендеров. Участие в реализации целого ряда проектов возможно только через соответствующие международные структуры, например Консорциум по развитию инфраструктуры в Африке.

В-шестых, проблемой является так называемая синофобия, страх перед Китаем, «китайской угрозой» или «китайским неоколониализмом», которые раздуваются в западных СМИ и переносятся в страны-получатели помощи КНР. Таким образом интерпретируемый «китайский фактор» используется в некоторых странах-реципиентах оппозиционными политическими силами, включая профсоюзные организации, с целью давления на действующую власть, в особенности в период предвыборных кампаний. Любой, даже самый незначительный, негативный эпизод с китайскими компаниями или гражданами заинтересованные силы могут попытаться раскрутить, чтобы набрать дополнительные политические очки.

Среди основных претензий, которые в той или иной интерпретации часто звучат в адрес Китая, можно назвать обвинение в стремлении посредством помощи развивающимся африканским странам и их «коррумпированным» режимам,

обеспечить себе доступ к природным ресурсам континента, создать производственный плацдарм для дальнейшей экспансии на европейский и американские рынки сельскохозяйственных и промышленных товаров47. В свете катастрофической гуманитарной ситуации в странах Африканского рога некоторыми умышленно был распространен тезис о том, что причиной серьезнейшей засухи и последующего голода является неконтролируемая скупка Китаем земельных участков в странах Африки. Китайская сторона доказывает обратное, апеллируя к тому, что только 30% экспорта африканской нефти поступает в Китай, остальные 70% идут в другие страны, что именно Запад владеет в Африке более чем 30 млн га, или 15% всех пахотных земель48.

В-седьмых, вышеупомянутые страхи и предубеждения в отношении Китая также подпитываются самими условиями, в которых в развивающихся странах приходится работать китайским компаниям. Это находит свое выражение в первую очередь в трудовых отношениях между китайскими работодателями и местными наемными работниками. Сфера трудовых отношений неизменно относится к числу наиболее чувствительных, поскольку касается прав и нередко прямо противоположных интересов их участников. Все чаще китайские власти и эксперты обращаются к национальным компаниям с рекомендациями проявлять социальную ответственность перед населением стран-реципиентов49.

Страхи и предубеждения могут проявляться в отношениях между китайскими и местными компаниями-подрядчиками (проблема конкуренции), китайскими подрядчиками и местными субподрядчиками (проблема оплаты работ и материалов), наконец, между китайскими подрядчиками и местными производителями строительной техники и материалов (проблема цен и качества). Одним из примеров является ситуация вокруг строящегося китайским подрядчиком в рамках помощи здания новой штаб-квартиры Африканского союза в Аддис-Абебе (Эфиопия). Для него строительная техника и большая часть строительных материалов, включая цемент, продолжают ввозиться из Китая (среди немногих используемых материалов некитайского производства можно назвать стекло из Джибути).

Нередко ситуация может обостряться с подачи западных и/или прозападных НПО или СМИ (экологическая проблема) или в результате питаемого объективными причинами (необходимость переселения) недовольства местного населения в связи с готовящимися или уже реализуемыми китайскими компаниями проектами. Китайская сторона признает, что реализацию некоторых проектов китайским компаниям приходится откладывать на годы, чтобы дождаться урегулирования отношений с местным населением50. Вместе с тем ею всегда подчеркивается, что в таких случаях она неизменно исходит из интересов местного населения и ищет взаимоприемлемые решения возникающих проблем51.

В-восьмых, комплекс объективных проблем, с которыми приходится сталкиваться Китаю как донору и инвестору при реализации проектов в развивающихся странах, связан с их внутренней политической, правоохранительной, климатической и эпидемиологической ситуацией. Социально-политическая нестабильность, иногда перерастающая в вооруженные конфликты (Конго, Кот-д'Ивуар или ЦАР), становится причиной гибели и ранений среди китайских граждан, а также ущерба имущества китайских компаний. В последние годы китайские рабочие все чаще становятся заложниками боевых организаций разных политических группировок (например, в Колумбии, Нигерии или Судане). Наиболее ярким примером является гражданская война в Ливии. Эту страну вынуждены были покинуть 35 860 китайских граждан и 75 китайских компаний, выполнявших работы по 50 проектам на общую сумму 18,8 млрд долл.52.

Разгул преступности вследствие слабости правоохранительных систем в странах-реципиентах ведет к тому, что сотрудники китайских компаний подвергаются грабежам и разбоям (Мозамбик, Нигерия, ЮАР и др.). Китайскими специалистами (агрономами, врачами) и рабочими (как правило, строителями) тяжело переносятся климат (высокая температура воздуха, влажность) и бытовые условия (дефицит воды и ее качество) в некоторых африканских странах, а также нередко вызываемые этими или другими причинами инфекционные заболевания (малярия, туберкулез и др.).

Перспективы развития китайской помощи. Говоря о перспективах помощи Китая внешнему миру, укреплении его позиций как донора международного развития, необходимо учитывать рост его экономики, темпы прироста ВВП, внешней и внутренней торговли, бюджета, валютных запасов и другие экономические показатели. Нельзя

----------- Ключевые слова -------------------

Взаимная выгода, техническое обслуживание, научный и технологический обмен, совместные инвестиции, механизм официальной помощи развитию.

оставлять без внимания, что Китай продолжает медленный переход к новой модели развития, от экономики, ориентированной на экспорт, к экономике, источником роста которой является внутреннее потребление.

Данные тенденции, свидетельствующие о наращивании Китаем совокупной мощи, безусловно, будут способствовать укреплению и его донорского потенциала, который еще только предстоит полностью раскрыть. На повестке дня стоит дальнейшее увеличение объемов ОПР, расширение использования многосторонних каналов и негосударственной помощи, совершенствование организационных основ (принятие соответствующего законодательства и оптимизация механизма помощи), укрепление штата сотрудников, усиление контрольных функций государства, выработка критериев предоставления помощи, придание ей более транспарентного характера и т.д.

Укрепление концептуальных, правовых, институциональных, инструментальных и ресурсных основ помощи Китая внешнему миру, безусловно, позволит ему со временем войти в число ведущих членов международного сообщества доноров. Одним из свидетельств выдвижения КНР в первые донорские ряды будет полный переход страны из разряда реципиентов в разряд доноров международного развития, включая возможное вступление в КСР ОЭСР. Приоритетным направлением донорских усилий Пекина, несомненно, будут оставаться ООН и «Группа 20».

Mardashev A.A. Chinese Model of Assistance for International Development.

Summary: The article considers the Chinese model of assistance for international development. It devotes special attention to its conceptual and institutional basis. The article also highlights forms and methods of the Chinese development assistance and uncovers problems Beijing encounting in the process of international development co-operation.

------------- Keywords ------------

mutual benefit (advantage), technical support, scientific and technological exchange, joint investment, ODA delivery mechanism.

Примечания

1. Хэпин гунчу у сян юаньцзэ («5 принципов мирного сосуществования») // http://news.xinhuanet.com/ziliao/2004-06/09/ content_1515866.htm

2. Чжунго гунчань дан лиши да ши цзи (Важные события Коммунистической партии Китая) (июль 1921 г.- июнь 2011 г.) (Ч.2) / Сост. КИИП ЦК КПК // Жэньминь жибао. 22 июля 2011. С.18

3. Чжунго дэ дуйвай юаньчжу: байпишу (Помощь Китая внешнему миру: Белая книга) (Пекин, 21 апреля 2011 г.) / Сост. Пресс-канцелярия Госсовета КНР // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

4. Чжунго тун фэйчжоу хэ алабо гоцзя гуаньси дэ у сян юаньцзэ («5 принципов отношений Китая с африканскими и арабскими странами») // http://news.xinhuanet.com.cn/ziliao/2003-02/19/content_735897.htm

5. Чжунго чжэнфу дуйвай цзинцзи цзишу юаньчжу дэ ба сян юаньцзэ («8 принципов внешней экономической и технической помощи Китая») // http://www.china.com.cn/fangtan/zhuanti/2009-03/18/content_17464417.htm

6. http://www.china.com.cn./international/txt/2003-11/20/content_5445819.htm

7. Там же.

8. Твм же.

9. Ван Синьин. Оумэн юй чжунго дуй фэй юаньчжу чжэнцэ бицзяо яньцзю (Сравнительный анализ политики помощи ЕС и Китая Африке) // Я фэй цзунхэн (Перекрестки Азии и Африки). 2011. № 1. С.54; Хуан Мэйбо. Чжунго дуйвай юаньчжу цзичжи: сяньчжу-ан хэ цюйши (Механизм помощи Китая внешнему миру: современное состояние и тенденции) // http://www.xuexi.la/lunwen/ Economics/1330.html

10. Хуан Мэйбо. Чжунго дуйвай юаньчжу цзичжи: сяньчжуан хэ цюйши (Механизм помощи Китая внешнему миру: современное состояние и тенденции) // http://www.xuexi.la/lunwen/Economics/1330.html

11. http://www.fmprc.gov.cn (http://www.mfa.gov.cn), http://www.mofcom.gov.cn, http://www.mof.gov.cn

12. Чжунго дэ дуйвай юаньчжу: байпишу (Помощь Китая внешнему миру: Белая книга) (Пекин, 21 апреля 2011 г.) / Сост. Пресс-канцелярия Госсовета КНР // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

13. Там же // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

14. http://www.pbc.gov.cn; http://www.eximbank.gov.cn

15. http://www.most.gov.cn; http://www.miit.gov.cn; http://www.moc.gov.cn; http://www.china-mor.gov.cn; http://www.cin.gov.cn; http:// www.mep.gov.cn;http://www.mlr.gov.cn; http://www.moa.gov.cn; http://www.mwr.gov.cn; http://www.mohrss.gov.cn; http://www. moe.gov.cn, http://www.hanban.edu.cn, http://www.chinese.cn; http://www.mcprc.gov.cn; http://www.moh.gov.cn; http://www.mca. gov.cn; http://www.mod.gov.cn

16. Хуан Мэйбо. Чжунго дуйвай юаньчжу цзичжи: сяньчжуан хэ цюйши (Механизм помощи Китая внешнему миру: современное состояние и тенденции) // http://www.xuexi.la/lunwen/Economics/1330.html

17. Гоцзи шанбао. 16 августа 2010. С.1-2.

18. Там же.

19. http://www.mofcom.gov.cn/aarticle/ae/ai/201108/20110807707765.html

20. http://www.chinca.org

21. http://www.cnadc.com.cn

22. http://www.complant.com

23. http://www.covec.com

24. http://www.ccgrp.com.cn, http://www.crbc.com, http://www.chec.bj.cn

25. http://www.cscec.com.cn

26. Хэ Вэньпин. Чжунго юань фэй: юань жэнь и юй (Китай помогает Африке: помогает людям) // http://www.xinhuanet.com/ comments/2011-09/03/c_121959128.htm

27. Хуан Мэйбо. Чжунго дуйвай юаньчжу цзичжи: сяньчжуан хэ цюйши (Механизм помощи Китая внешнему миру: современное состояние и тенденции) // http://www.xuexi.la/lunwen/Economics/1330.html

28. Чжунго дэ дуйвай юаньчжу: байпишу (Помощь Китая внешнему миру: Белая книга) (Пекин, 21 апреля 2011 г.) / Сост. Пресс-канцелярия Госсовета КНР // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

29. Хэ Чжуншунь. Синь шици чжунго цзинцзи вайцзяо лилунь юй шицзянь (Теория и практика экономической дипломатии Китая нового времени). Пекин, 2007. С. 288.

30. Чжунго дэ дуйвай юаньчжу: байпишу (Помощь Китая внешнему миру: Белая книга) (Пекин, 21 апреля 2011 г.) / Сост. Пресс-канцелярия Госсовета КНР // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

31. Там же // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Там же // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

33. Хуан Мэйбо. Чжунго дуйвай юаньчжу цзичжи: сяньчжуан хэ цюйши (Механизм помощи Китая внешнему миру: современное состояние и тенденции) // http://www.xuexi.la/lunwen/Economics/1330.html

34. Чжунго дэ дуйвай юаньчжу: байпишу (Помощь Китая внешнему миру: Белая книга) (Пекин, 21 апреля 2011 г.) / Сост. Пресс-канцелярия Госсовета КНР // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

35. Там же // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

36. Там же // http://www.scio.gov.cn/zfbps/wjbps/2011/201104/t896986.htm

37. http://www.cdb.com.cn; http://www.boc.cn; http://www.icbc.com.cn

38. http://www.cadfund.com

39. http://www.citic.com, http://www.ecitic.com; http://www.china-inv.cn

40. Хуаньцю шибао. 3 сентября 2011. С.6; Шицзе синьвэнь бао. 6 сентября 2011. С.22.

41. Хуан Мэйбо. Чжунго дуйвай юаньчжу цзичжи: сяньчжуан хэ цюйши (Механизм помощи Китая внешнему миру: современное

состояние и тенденции) // http://www.xuexi.la/lunwen/Economics/1330.html

42. Лу Фэн. Внешняя помощь Китая: презентация на семинаре ПРООН (Пекин, 7 сентября 2011 г.).

43. Global Times.-April 27, 2011.-p.2

44. Global Times.-April 27, 2011.-p.2

45. Global Times.-April 27, 2011.-p.2

46. Global Times.-August 19, 2011.-p.3

47. Чжун Шэн. Начу кэгуань шэньши чжун фэй гуаньси дэ юнци (Придерживаться объективного взгляда на характер китайско-африканских отношений) // Жэньминь жибао. 6 сентября 2011. С.3.

48. Там же.

49. Чжунго юй фэйчжоу цзин мао гуаньси баогао 2010 (Доклад о торгово-экономических отношениях Китая и Африки 2010) / Сост. колл. Центра Китай-Африка АМТЭС Минкоммерции КНР. Пекин, 2010. С.4.

50. Лу Фэн. Внешняя помощь Китая: презентация на семинаре ПРООН (Пекин, 7 сентября 2011 г.).

51. Там же.

52. Гоцзи шанбао. 26 февраля 2011. С.1; Чжунго маои бао. 24 марта 2011. С.1; Шицзе синьвэнь бао. 8 апреля 2011. С.3; Хуаньцю шибао. 19 апреля 2011. С.15; Гоцзи шанбао. 30 апреля 2011. С.3; Хуаньцю шибао. 8 июня 2011. С.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.